Владимир Симаков. Пенсионная реформа в коммунальном разрезе

На днях я наткнулся на сайт – «@ НОВОСТИ» и прочитал такое сообщение: «В 2018 году средняя цена за коммуналку в России выросла на 7 процентов. В прошлом году граждане ежемесячно платили за услуги примерно 2968 рублей». В предыдущем, 2017-м, эта сумма составила 2773 рубля.  Утверждалось при этом, что зарплата росла на 6,8 процента, т. е. коммунальные платежи незначительно опередили инфляцию.

Статистика, по знаменитому выражению сатириков, знает, конечно, всё. Если вождь  говорил, что неважно, кто и как голосует, важно, кто считает голоса, то в данном случае особенно важно, кто и как считает… Во всяком случае, не приходится сомневаться, что подсчёт идёт явно в пользу властей предержащих…

Уже в комментариях – платных, надо отметить (чтобы высказать свое мнение, требуется оплатить «подписку»), люди приводят совсем другие цифры. Например, Владимир Михайлов из Хабаровска написал о том, что за «трёшку» площадью 69 кв. метров он платит летом 9 тысяч, а зимой 12 тысяч рублей. Да что там Хабаровск – Людмила Капустина за питерскую «двушку» – 4200! Это только квартплата и водоснабжение.

Пользователи сети подсчитали, что коммунальные расходы уже сейчас обходятся в половину заработной платы (в побеждённой нами Германии – в одну пятнадцатую, не превышая, с учётом тамошней оплаты труда, 200 евро).  Кое-кто вспомнил, что в СССР размер всех платежей не превышал одной десятой… А в нынешнем, 2019 году, нам обещают ещё дважды увеличить коммунальные платежи…

Хочу заметить, что повышение зарплат, о котором говорится на сайте, коснулось далеко не всех работающих. О пенсионерах же здесь не говорится ничего! А зря, потому что в свете разрекламированной пенсионной реформы было бы интересно посмотреть на цифры лукавой статистики, которая нам предлагается.

В перспективе пенсионерам обещано увеличение пенсий до 20 тыс. рублей за счёт увеличения пенсионного возраста. И что? Прямо скажем – такая перспектива даже сегодняшних пенсионеров радует мало.

Не буду ссылаться на других, объясню на собственном примере. В январе этого года я получил повышенную пенсию, она составила 16400 рублей. По российским масштабам – не самая маленькая. Прибавка составила, как и обещало родное правительство, около тысячи. Но тут же коммунальные расходы увеличились примерно на полторы тысячи!

Впрочем, давайте разберёмся с цифрами. Я сейчас впервые «въехал» в личные экономические расчёты. Думаю, что и всем на этом примере будет интересно.

По «основной» квитанции с учётом водоснабжения за  30-метровую «однушку» (площадь комнаты – 14 кв. метров!) в старой девятиэтажке, построенной в 60-е годы, я заплатил в январе 2019-го 3157 рублей (копейки округлил). Месяц назад – 2870. К этому надо добавить электроэнергию – около 630 (сэкономил по сравнению с предыдущим месяцем – как бы Чубайс не оштрафовал! – аж 120 целковых.

«Ростелеком» выставил счёт (телефон, ТВ, интернет) почти на 1700 (а начиналось всё когда-то с трёхсот!). Ну, плата за газ по счётчику – совсем ерунда – около 25 рублей. Но если учесть, что счётчик перед прошлым новогодьем  всё равно пришлось менять, поскольку в нём есть одна хитрая штука – батарейка, которая через три-четыре года разряжается, и приходится ставить новый прибор (это ещё и плата за установку и регистрацию!), то и эту сумму можно значительно увеличить. Ну да ладно, не будем мелочиться…

Но с недавних пор появилась в Питере ещё одна квитанция – плата за капитальный ремонт. Вещь достаточно виртуальная и для большинства пенсионеров  вовсе непонятная. Большинство пожилых людей, скорее всего, успеют уйти в иной мир, прежде чем городские власти возьмутся капитально ремонтировать типовые многоэтажки. Так вот, за два предыдущих месяца  Некоммерческая (хи!) организация «Фонд (Опять «Фонд»!) – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (название-то сразу не выговоришь!) присылал квитанции на сумму 112 рублей. В январе же сумма к оплате составила уже более 255 рублей с копейками! Это с какого бодуна, простите?

Таким образом, в январе (стало быть, за декабрь прошлого года) мне, пенсионеру, пришлось заплатить (а прописан я в квартире один!) коммунальные платежи почти на 6 тысяч рублей.

Теперь ещё – городской транспорт вроде бы пока не подорожал, но пенсионная карточка с января обошлась уже не в 544, а в 600 рублей.

Теперь добавим  обстоятельство, не предусмотренное нашими уважаемыми чиновникам и статистиками. Я по состоянию здоровья, хотя и не являюсь инвалидом, вынужден покупать ежемесячно жизненно необходимые лекарства  примерно на такую же сумму. Значит, из моей не самой маленькой пенсии уходит на эти нужды каждый месяц почти 13 тысяч. Если даже учесть льготы ветерана труда (вернули около 1800 рублей – 50 процентов от суммы «основной» квитанции), то… что остаётся на жизнь? С учётом льготы – 5600, без неё – 3800. Вот и подсчитайте, сколько раз на эти деньги можно сходить в магазин? Это только продукты! А одежда, обувь? А культурные потребности – да ну их? Вот и прикиньте, долго ли наши пенсионеры смогут протянуть с учётом всеобщего подорожания. Может быть, прощё сразу заказать себе домовину и выбрать место на кладбище?

К слову казать, в бурлящей и вечно недовольной своим президентом Франции лекарства в аптеках выдаются совершенно бесплатно – по рецепту семейного врача. Достаточно поговорить с доктором – и пожалуйста. Иди и получай. Об этом я узнал не понаслышке, а напрямую от собственной дочери, которая несколько лет назад вышла замуж за француза и живёт в одном из городков недалеко от Парижа. И ещё одну вещь она рассказала – о любых социальных выплатах вас тут же известят, если вам они полагаются по закону или инструкции. Не просто известят, а ещё и принесут на дом. И чем это там «жёлтые жилеты» у них недовольны? Чуть налоги подняли – и уже бунт. Легко сравнить с российской действительностью, где вам для того, чтобы узнать о своих льготах, потребуется провести едва ли не разведывательную операцию. Всё у нас тщательно скрывается от людей. А уж увеличение поборов с населения – дело обычное: плати за уборку территории, вывоз мусора, капремонт. Что ещё? Давайте, как в сказке про Чиполлино, введём налог на дождь, гром, на смех и слёзы. А? Зато и бюджет пополнится… Во всяком случае, в свете тенденции последних месяцев данное предположение уже не кажется фантастическим.

Я думаю,  цифры, мною приведённые, не удивят большинство пожилых людей, неискушённых в статистической казуистике российских чиновников разных рангов и ведомственной принадлежности. Власть – и центральная, и особенно на местах, думает сегодня большими масштабами и, прикрываясь правильными словами о необходимости заботы о людях, всё делает для процветания монополий и увеличения прибыли большого капитала!

Коммуналка почти полностью сброшена на плечи народа, государство всячески устраняется от решения застарелых проблем. Зато монополисты диктуют всё – и цены, и системы «обслуживания». «Оптимизируют» свои офисы «Сбербанк» и «Петросвет», закрывая свои филиалы. Вот свежий пример – с 26 января закрыт пункт оплаты коммунальных платежей на Краснодонской, 4 в Красногвардейском районе. Я пытался дозвониться в «Петросвет» по телефону 679-22-22, который мне дали в Смольном, и после долгого «сражения» с автоответчиками мне пояснили, что пункт действительно закрыт «по решению руководства». Как будто до этого я не знал, что без решения безымянного «руководства» работники пункта не могли самостоятельно прекратить обслуживание. Теперь огромный район остался без «Петросвета». А ведь сюда на протяжении десятилетий приходили в основном пожилые люди.  Те, кто не знает о закрытии, всё ещё идут сюда, и многие, увидев объявление,  бессильно и с обидой плачут. Ехать по незнакомым адресам, стоять в очередях, которые, естественно, увеличились, у многих просто нет сил, особенно сейчас, ранней весной, в холода. Такая вот  «забота» о клиентах.

Ещё один пример – «Сбербанк» несколько лет назад закрыл своё отделение  в том же районе на Большой Пороховской, 56. Остался основной офис на проспекте Энергетиков, но там народу прибавилось. Так кто для кого? Кто и что «оптимизирует»?

По тому, что творится во внутренней политике – монополистами ли, государством, никак не скажешь, что «жить стало лучше, жить стало веселей». Всё существование пожилых людей с каждым годом – это вечная борьба с препятствиями, погружение в нищету, несмотря на бодрые заверения организаторов и вдохновителей реформ.

Вот и пенсионная реформа, о которой так настойчиво говорили в последние годы, оказалась  антинародной. Интересно, что на том же сайте, с которого я начал этот откровенный разговор, есть ещё одно любопытное сообщение: оказывается, в Италии с 29 января тоже проводят пенсионную реформу: возраст выхода на пенсию снижен с 67 до 62 лет. При этом применяется так называемый «принцип ста» – учитывается возраст и трудовой стаж. В сумме эти цифры должны составлять сто. Не стоит, вероятно,  говорить о том, что итальянские пенсионеры будут получать пенсии, адекватные российским. Моя пенсия, например, даже после прибавки составляет  200 с небольшим евро… У многих – ещё меньше. О доле коммунальных платежей в «тамошних» пенсиях лучше всего умолчим…