«Пока живет человек, ему нужен будет учитель».
Валерий Павлович Соломин — ректор Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор. Он прошел путь от студента, аспиранта до профессора кафедры методики обучения биологии и экологии, проректора по учебной работе, ректора. Работал руководителем полевых практик, заместителем декана, деканом факультета естествознания. Валерий Павлович — известный специалист в области биологии, экологии, безопасности жизнедеятельности, дидактики естествознания и управления образованием. Под его руководством создана научно-педагогическая школа, включенная в Реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга. Он автор более 400 научных и учебно-методических работ, ряда монографий и учебников.
— Валерий Павлович, в чем видите вы разнообразие профессиональных аспектов в работе ректора?
— Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что деятельность ректора неотделима от деятельности всего коллектива университета в целом. Именно широчайший спектр направлений деятельности всего Герценовского университета и определяет «многовекторность» деятельности ректора, а значит, и круг тех профессиональных аспектов, которые в своей работе он должен учитывать и реализовывать и ответственность за которые он не может не ощущать. Ведь именно к нему в конечном счете сходятся все университетские «жизненные нити», начинающиеся в студенческих группах, на кафедрах, факультетах, в хозяйственных подразделениях и т. д.
Но для того, чтобы эти нити были прочными и, главное, не завязывались в «узлы» проблем, необходима команда, которая служила бы профессиональным и человеческим фундаментом в осуществлении ректором всех его многочисленных и разнообразных функций.
И мы можем отметить, что у нас в университете такая команда сложилась.
К ней по праву относятся деканы и директора учебных институтов, которые образуют подлинный каркас, обеспечивающий прочность всей нашей университетской «конструкции», а также руководители отделов и управлений, отвечающих за стратегически значимые сферы деятельности университета, и здесь нужно особо отметить учебно-методическое управление, являющееся своего рода сердцем университета. Конечно же, членами команды должны ощущать себя и лидеры студенческого самоуправления, от активности и конструктивности позиции которых очень многое зависит.
Но, бесспорно, совершенно особую роль в нашей герценовской команде играют проректоры — ближайшие и непосредственные помощники — люди, с которыми связывают годы совместной успешной работы, люди в высоком профессионализме и личных качествах которых коллектив многократно имел возможность убеждаться в самых разных, порой непростых, ситуациях.
И именно благодаря им, их постоянной готовности подставить «коллективное плечо» и удается справляться с тем объемом задач и той мерой ответственности, которые ложатся на плечи ректора.
Осознание этого позволяет четче планировать собственный рабочий график в целом и оптимально выстраивать каждый рабочий день в отдельности, без чего эффективная работа ректора такого крупного университета, как Герценовский, попросту немыслима, ведь без правильно расставленных приоритетов невозможно содействовать осуществлению ни тактических, ни тем более стратегических целей.
Впрочем, буду откровенен, этот рабочий график все равно оказывается весьма напряженным, требующим моментальных переключений с одной актуальной задачи на другую, обязывающим к быстрому и точному реагированию на динамичные изменения текущей ситуации.
А если учесть, что прерогативой ректора является и реализация — в формате личного участия — внешних координационных связей, — а речь идет о взаимодействии, или, как мы говорим, о педагогической коммуникации с Министерством образования и науки РФ, Правительством и Законодательным собранием Санкт-Петербурга, с органами исполнительной и законодательной власти других регионов страны, с международными организациями и партнерами, то становится понятным, сколь насыщен и сложен не только рабочий, но и жизненный график ректора. Однако эта насыщенность и сложность — не только не повод для сожаления, а, наоборот, основание для того, чтобы испытывать удовлетворение, ведь, повторю, активная и многоплановая деятельность ректора — это прямое отражение интенсивности и многоаспектности деятельности нашего университета, показатель востребованности ее результатов.
— В чем видите вы, Валерий Павлович, плюсы и минусы сегодняшнего студента?
— Знаете, что касается плюсов и минусов нынешних студентов, то мы имеем дело с тем случаем, который описывается известной формулой — «недостатки есть продолжение достоинств».
Так, правомерно говорить о том, что студенты нынче недостаточно мотивированы к получению профессии, к хорошей успеваемости, излишне «легко» относятся к посещению или, точнее, к непосещению занятий, не перетруждают себя подготовкой к семинарам, «забыли», что знания, в конце концов, не дают, а берут. Но, с другой стороны, не означает ли это, что сегодняшнее поколение студентов шире смотрит на жизнь и не связывает понятие жизненного успеха лишь с «красивой» зачеткой и получением конкретной специальности?!
Можно, допустим, сетовать на то, что студенты «разучились читать и писать», мало читают художественную литературу, нечасто держат в руках «настоящую» книгу, отнюдь не безупречно излагают свои мысли на бумаге — как в стилистическом отношении, так, увы, и в плане грамотности. И это будет, что называется, по делу. Но зато они всецело овладели информационным пространством, освоили современнейшие гаджеты, которые с успехом заменили для них прежние «перо и бумагу»!
Можно, например, не без оснований укорять сегодняшних студентов, скажем так, за размытость тех границ в поведении, на которые они ориентируются, за порой чрезмерное «сокращение дистанции» во взаимоотношениях со старшими, в том числе — с преподавателями, даже за забвение императива уважения к педагогу. Однако это, наверное, во многом является «оборотной стороной» той внутренней свободы, которую — в отличие от прежних времен — ощущают сейчас студенты и ценность которой ни в коем случае нельзя подвергать сомнению. Правда, надо всегда помнить о том, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Равным образом, когда студенты, нередко с избыточной напористостью, чего-то требуют от своего вуза, указывают руководству, что и как вуз должен для них сделать, то в этом зачастую проявляется не их иждивенческая установка, а осознание собственных прав, стремление отстоять и реализовать их, что, быть может, не было столь присуще студентам предшествующих поколений. Другое дело, что осознание своих прав должно сочетаться с не менее четким осознанием собственных обязанностей!
Список подобных двойственных, или, как говорят ученые, — амбивалентных, характеристик нынешних студентов легко можно продолжить. Но упоминаю об этой амбивалентности вовсе не для того, чтобы «закрыть глаза» на какие-то недостатки сегодняшнего студенчества или, тем паче, оправдать их. Суть вопроса в том, чтобы не допускать однозначных, этаких «черно-белых» оценок в отношении нынешних студентов, избегая как их «автоматической» критики в духе клише «мы в вашем возрасте были лучше», так и слепого восхваления.
Впрочем, вопреки всему хочется, чтобы продолжением достоинств сегодняшнего студенчества были все же его новые достоинства — еще более очевидные и яркие!
— А как отметили бы вы профессиональные качества учителя современной школы?
— Убежденность в важности воспитательной миссии учителя прочно утвердилась в массовом сознании. Сегодня, пожалуй, каждый понимает значимость воспитания личности в широком социокультурном аспекте. Поэтому общественность связывает профессиональные качества учителя именно с этой функций.
За что отвечает современный учитель? Такой вопрос был задан более чем 2500 респондентам — ученикам и их родителям — в ходе интернет-опроса, проводившегося учеными нашего университета. И большинство ответов сводилось именно к этому — «учитель отвечает за воспитание». На втором месте оказалась позиция — «за все».
Но что значит — за все? Сегодня родители ожидают, что учитель возьмет на себя бо́льшую часть функций, связанных с заботой о ребенке. Поэтому и наиболее ожидаемыми оказались такие качества, как уважение и понимание. А они, в свою очередь, вобрали в себя и человечность, и добродушие, и внимание, и любовь.
Однако если мы зададим такой же вопрос старшеклассникам и их родителям, то получим иной ответ. Важнейшим профессиональным качеством, с их точки зрения, является способность учителя подготовить своих учеников к выпускным экзаменам и поступлению в вуз.
Таким образом, получается, что на разных этапах взросления ребенка на первый план могут выйти разные профессиональные качества педагога.
Многолетние исследования содержания и функций профессии учителя, проводимые в Герценовском университете и выполненные в тесном сотрудничестве со школами Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России, показали, что современный учитель должен обладать профессиональной компетентностью, а это гораздо шире, чем просто набор некоторых профессиональных качеств.
Под профессиональной компетентностью учителя сегодня понимается его способность и готовность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Анализ стратегических направлений обновления школьного образования позволил выявить несколько групп таких задач.
Современный учитель должен уметь видеть каждого своего ученика, понимать его проблемы, проектировать индивидуальные пути развития его личности. Он должен уметь таким образом построить взаимодействие с ребенком, спроектировать его индивидуальный образовательный маршрут, чтобы именно ребенок смог достичь определенных образовательных результатов. Учитель не может работать в одиночку, он должен уметь взаимодействовать с коллегами, родителями, социальными партнерами в целях повышения качества образования и создания комфортной образовательной среды. Наконец, очень важно, чтобы учитель понимал, что он может учить до тех пор, пока учится сам, а значит, готов был бы учиться.
Эти задачи отражают ту профессиональную ценность, которая должна быть основной для учителя — уникальность каждого ребенка, его личностный рост, обеспечиваемый средствами образования.
Поэтому, пожалуй, самые важные личностные качества, значимость которых в профессии учителя не претерпела изменений со временем, — это чувство долга и ответственности перед учеником, школой, самим собой и обществом в целом.
— Какой видится вам, Валерий Павлович, профессия учителя через 20 лет?
— Школа — это зеркало общества. И так было всегда. Поэтому происходящие сегодня в России изменения закономерно порождают пристальное внимание к образованию и развитию подрастающего поколения.
Как известно, именно качество человеческого потенциала позволяет стране быть конкурентоспособной и адекватно отвечать на вызовы времени. К важнейшим видам инвестиций стали относить инвестиции в человека. А это, в первую очередь, — инвестиции в образование и здравоохранение.
Анализируя возможное будущее, один из известнейших отечественных математиков, академик РАН Никита Николаевич Моисеев писал о возрастающей значимости профессии учителя в современном обществе. Позвольте привести его замечательную цитату из книги «Время определять национальные цели»: «Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Создавать их будет учитель… тот, кто создает систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям, и всех людей, которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за их будущность и будущность своего народа, а в нынешних условиях — и будущность планетарной цивилизации. Вот почему учитель… превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы».
Профессия учителя является не только одной из самых гуманных в мире, но единственной, которая способна сохранить человеческое в человеке.
Уверен, что эта профессия не исчезнет. Но изменения в ней, безусловно, произойдут.
Прогнозы на этот счет пытаются строить современные футурологи. И судя по тенденциям развития гуманитарного знания о человеке, о процессе становления личности в открытом мире, о ресурсах индивидуальных проявлений человеческого сознания и мышления, роль учителя, педагога будет только возрастать. Изменения, скорее всего, будут происходить в функциональном назначении этой профессии.
О чем идет речь?
Не так давно, выступая на одной из конференций академик РАО Виктор Александрович Болотов отметил, что профессия учителя претерпела значительные изменения. Если раньше от учителя требовалось знать свой предмет и ясно его излагать, то сегодня учитель должен средствами предмета уметь развивать своих учеников. Иными словами, просто отличного знания одного предмета сегодня уже недостаточно. Думается, эта тенденция будет усиливаться, так как возрастает значимость проявления индивидуальности каждого человека — независимо от его стартовых возможностей.
Не так давно Президентское Агентство стратегических инициатив (АСИ) вместе со школой управления «Сколково» подготовило «Атлас новых профессий» — справочник, показывающий, какие профессиональные направления будут востребованы через 10—20 лет. В сборник вошли 132 новые профессии и более 30 «профессий-пенсионеров», которые, по прогнозам экспертов, должны исчезнуть в ближайшем будущем. Скажу сразу, что даже по самым смелым прогнозам, профессия учителя к исчезающим не отнесена.
Поскольку образование уже сегодня претерпевает изменения под влиянием развития новых образовательных технологий и становится непрерывным в течение жизни человека, то и профессия, которая всегда ассоциировалась с детством и юностью, становится востребованной в других возрастных периодах. Конечно, взрослому человеку не нужен именно учитель в традиционном его понимании, но модератор или тьютор, организатор проектного обучения или игровой технолог обязательно понадобится. Все большее число российских корпораций уделяет внимание обучению своих сотрудников и создает для них собственные учебные центры или корпоративные университеты. Новые форматы образования появляются в основном в дополнительном образовании для детей и взрослых, в том числе в ИТ-компаниях, разрабатывающих симуляторы и игровые программы для обучения.
Пока живет человек, ему нужен будет учитель — другой человек, который сможет передать ему опыт, подготовить к самостоятельной жизни и деятельности. Может меняться название профессии, расширяться ее функционал, но суть остается прежней. Хотелось бы привести высказывание члена-корреспондента РАО, народного учителя СССР, автора воспитательной системы В. А. Караковского: «Без учителя нет ни героя, ни поэта, ни политика, ни ученого. Профессия учителя — мать всех профессий на Земле. Он прекрасен, потому что погружен в волшебный мир детства, который постоянно и мощно подпитывает его духовные и физические силы».
Беседу вела Марина ДРОБЫШЕВА