Максим Ким. Дао — путь, или О системе оздоровительной ходьбы

В основе любого вида восточного единоборства лежит определенная философская система, позволяющая человеку найти смыслы физического и духовного совершенствования. Сила над противником выражается не в демонстрации своего преимущества над ним, а в «контроле и развитии физической, духовной, моральной и ментальной целостности» (Философия и основные принципы каратэ. URL: http://karate-online.org/philosophiya). Здесь обозначены три самые главные составляющие, из  которых  складывается сущность каждого человека. Физическое развитие — это сила, духовное —  достижение гармонии с самим собой и с окружающим миром, моральное — следование нравственным нормам и установлениям. Поэтому, допустим, в конфуцианстве «Дао» означает путь, то есть путь постижения комплекса идей, принципов и методов, с помощью которых человек может познать истину.

Если такое постижение истины возможно и желательно в восточных боевых искусствах, то почему нет такой системы в спортивной или оздоровительной ходьбе. Ведь и здесь человек включен в изнурительный труд по достижению не только физических, но и духовных свершений, что и определит в конечном счете  его «целостную ментальность».  В теории и практике спортивной и оздоровительной ходьбы данные вопросы не рассматриваются. Возможно, в этом нет никакой необходимости. Ведь скороход, допустим, в отличие от каратиста, не представляет для окружающих никакой опасности. Идет себе человек и идет. Главное, чтобы под чужими ногами или под колесами машин не путался. И какая тут философия нужна, чтобы просто так ходить. Даже при отсутствии такой философии скороход никакой опасности для окружающих не представляет. Другое дело — каратист. Его ноги и руки представляют собой грозное оружие. Поэтому человек,  овладевший техникой боевого искусства, должен следовать определенным моральным установлениям и принципам, чтобы не наломать дров. Здесь система нравственных требований необходима и даже очень желательна.

В ходьбе — все иначе. В физическом плане она не только укрепляет человеческий организм, но и  оптимизирует функционирование многих внутренних органов.  Но, если во главу угла ставить только физические достижения, то мотивация быстро исчезнет. Большинство здравомыслящих людей понимает, что сидячий образ жизни вреден, но при этом никто не хочет заниматься самым доступным видом спорта — ходьбой. Почему? Ответ прост: пока здоровье позволяет, смысла в ежедневных физических занятиях обычные люди не видят. Данное положение относится и ко мне. Чтобы не потерять интерес к оздоровительной ходьбе,  ищу различные подходы в осмыслении своего пути, то есть, по сути, встаю на позицию «Дао». В данном случае пытаюсь  выработать для себя определенную философскую систему,  в которой нашли бы отражение все мои духовные устремления, идеи и принципы. Именно этими взглядами на оздоровительную ходьбу и хотелось бы поделиться.

Что предполагает данная система?

Отказ от соблазна ездить на общественном транспорте. Поначалу это кажется невозможным. Раньше и две остановки не мог заставить себя пройти пешком. Ждал автобус. Нервничал. Тратил впустую время. Теперь пройти путь между четырьмя станциями метро пешком    норма.

Регулярность занятий. На улицу выхожу в любую погоду. Здесь главное — настроиться на позитивные эмоции, чтобы от ходьбы получить максимум удовольствия. Вот какими мыслями делится по данному поводу один эксперт: «Если вы не разработали собственную программу упражнений так, что их выполнение будет приносить вам УДОВОЛЬСТВИЕ и одновременно позволит достичь нужной „кондиции“, — это бесполезно, вы рано или поздно все бросите. Отсутствие удовольствия — вот причина, по которой только энтузиасты с уникальными волевыми чертами характера продолжают день за днем штурмовать горы физической нагрузки, в то время как остальные умыли руки» (Ходьба пешком — удовольствие, спорт или лекарство? URL: http://ligauspexa.ru/xodba-peshkom-udovolstvie-sport-ili-lekarstvo/). Что в этом плане предпринимаю я? Прежде всего, подбираю для себя приятный маршрут. Обычно предпочитаю ходить по внутренним дворам многоэтажных домов, так как в этих местах всегда тихо и безлюдно. Но главное — нет машин и выхлопных газов. Затем нужно определить свой темп ходьбы, чтобы он особо не утомлял. И последнее. В дороге — думать не о конечной цели своего путешествия, а о чем-то приятном.

Укрепление мотивации, так как без этого интерес к ходьбе быстро пропадает. С этой целью читаю соответствующую литературу, смотрю фильмы, пишу, общаюсь с такими же, как и я, энтузиастами пеших прогулок. Благодаря этому всегда нахожу в себе силы для занятий.

Исходя из этих подходов, выработал для себя следующие принципы.

Первый принцип системность. Оздоровительная ходьба в отношении данного принципа должна гармонично сочетаться с другими актами жизнедеятельности человека: питание, отдых, работа, физические нагрузки.

Второй принцип целеполагание. Исходя из данного принципа, на каждом этапе занятия оздоровительной ходьбой человек должен ставить перед собой определенные цели. Допустим, за счет ходьбы укрепить волю, научиться концентрироваться на главных жизненных приоритетах. Важно при этом найти ответы на следующие вопросы.

Зачем ходить? Во-первых, чтобы всегда находиться в хорошем физическом тонусе; во-вторых, чтобы избавиться от малоподвижного образа жизни; в-третьих, чтобы выйти за рамки  обыденного существования.

Для чего ходить? Мне хочется управлять своим телом как хорошим автомобилем. Если  машина долго простаивает в гараже, то она начинает ржаветь и ломаться. Так и человеческое тело. Чтобы оно было гибким и здоровым, податливым и быстрым, ты должен постоянно тренироваться, давая себе определенные физические нагрузки. Только в этом случае ты  начинаешь жить полноценной жизнью, а не простаивать и болеть.

Сколько ходить? Десять тысяч шагов. И точка. По мнению медиков, за время прохождения этого расстояния человек может получить полноценную физическую нагрузку, которая благотворно повлияет на работу всех внутренних органов. За время пути кровь настолько хорошо разгоняется по всему телу, что, придя домой, ты начинаешь испытывать элементарное физическое наслаждение.

Как ходить? Желательно, быстрым шагом, то есть не менее 120—130 шагов в минуту. Во время такого темпа ходьбы я практически не устаю и не утомляюсь. Поэтому могу пройти и десять, и двадцать километров.

Третий принцип связан с постижением  физических и духовных возможностей. Мы не знаем, какие физические нагрузки способен выдержать во время ходьбы человек, какой способ передвижения для него наиболее оптимален, какие маршруты желательны. Все это и является предметом моего познания. Во время ходьбы пытаюсь постичь окружающий мир не только за счет разума, но и чувств.

Прогулки по городу проходят в полном одиночестве. Обычно на это уходит от двух до трех часов. Во время пути можно идти и ни о чем не думать, а только слушать свои шаги и тихое сердцебиение. И все равно что-то происходит с тобой, потому что во время движения тебя посещают какие-то мысли, эмоции заглушаются, нервы успокаиваются, а внутреннее состояние приходит в некое равновесие. Но главное — идет накопление внутренней тишины. Во внешней среде шумят машины, слышны голоса людей, птиц, животных, а внутри тебя — абсолютное и тотальное спокойствие. Во время ходьбы ты как бы уходишь в некое медитативное состояние, когда все дневные заботы отступают на второй план, а ты остаешься только с тем, что содержится внутри тебя. Это внутреннее содержание и представляет для меня особый интерес. Основу этого состояния составляет — тишина. Оказывается, в обычной жизни мы практически не подозреваем о том, что внутри нас присутствует нечто такое бесконечно молчаливое и невыразимое, что нельзя даже определить одним словом. Это нечто и есть тишина. Только находясь в полном одиночестве, можно окунуться в глубины этого бездонного безмолвия своего внутреннего мира.

Во вселенной та же тишина, там также царит глубинное и невыразимое безмолвие. Может быть, наш внутренний мир — это и есть слепок  бездонного космоса.

Накопление внутренней тишины — это процесс угасания каких-то эмоций, вызванных теми или иными событиями, это разрешение каких-то проблем, это поиск согласия с самим собой… Только установив в себе эту внутреннюю тишину, можно услышать истинный голос своей души.

Четвертый принцип продуцирование новых идей. Все начинается с поиска опорной идеи. Идея — это некая вдохновляющая мысль, которая может подкрепить твою волю. Хорошо, если эта идея будет для человека всеохватывающей. Для меня такой идеей стала подготовка книги «Десять тысяч шагов к духовному и физическому возрождению». В основе этой книги короткие заметки и эссе. Таким образом,  писательство и ходьба стали для меня занятиями  неразделимыми, потому что посредством обдумывания будущих сюжетов пытаюсь разнообразить монотонный процесс ходьбы.

Ходьба, как я заметил, очень располагает к размышлениям. И здесь главное, исходя из данного принципа, — использовать свои пешие прогулки в качестве процесса осмысления насущных творческих проблем. Таким образом, данный вид занятия может превратиться в одно из эффективных средств стимулирования интеллектуальной деятельности. В этом случае однообразная ходьба может стать увлекательной охотой за продуктивными мыслями.

Прогулки по городу я рассматриваю как новый способ накопления жизненных впечатлений.  В чем это выражается?

Во-первых, в дороге ты имеешь возможность неспешно понаблюдать за окружающим тебя миром. Во-вторых, прогулки по городу — это постепенное углубление в себя. Ты идешь и идешь… И ветер дует в спину, и мороз начинает пробирать до костей, и капли пота струйкой катятся по телу, и тебе от этого контраста во вне и внутри тебя становится очень хорошо.

Ты идешь мимо  бесконечного каравана машин, рассыпанных во всех уголках города; мимо дворников, одетых в светоотражательную одежду; мимо уличных закусочных, пахнущих чесноком и луком; мимо  фонарей — безмолвных свидетелей ночной городской жизни. Ты все время идешь «мимо» чего-то или кого-то, а иногда и мимо чьей-то неведомой  жизни.

В-третьих, прогулки по городу — это возможность освежить новыми впечатлениями свою полувековую жизнь. Это попытка изменения своих устоявшихся привычек, это бегство от своего намагниченного  уютом домашнего дивана, это бой застою.

В-четвертых, неспешные прогулки по городу располагают к медитации. Два часа находишься в полной изоляции от внешнего мира. Концентрируешься на шаге, на мыслях, на мимолетных впечатлениях, на движении вокруг себя, на изменениях в природе… Шаг за шагом рождается особая философия движения, в которой находит свое отражение твое мироощущение.

В наш скоростной век каждый свой шаг воспринимаю как замедленный кадр. Может быть, потому и хожу, чтобы потихоньку снять слепок  с этого удивительного мира.

Пятый принцип воспитание волевых и моральных качеств. Очень редко бывает так, что, встав утром, ты с вдохновением выходишь на улицу, чтобы сделать свои десять тысяч шагов… Обычно, чтобы начать этот путь, необходимо приложить немало волевых усилий.

Если ты решил ходить, то сначала ты должен разделаться со всеми внутренними противоречиями. Это может быть и элементарная человеческая лень; и инерция,   связанная с любовью к малоподвижному образу жизни; и утрата интереса к окружающему тебе миру, и многое другое. Поэтому воля есть не только осознанный выбор, но и определенный договор с самим собой. В этом смысле ты должен строго следовать тем правилам, которые сам же для себя установил. Если это, действительно, так, то ты обладаешь сильной волей. Но на одной воле далеко не уедешь. Чтобы перебороть в себе лень, нужно решительно отказаться от тех благ цивилизации, которые связаны со средствами передвижения. Как только человек пересел в машину, он постепенно довел свои шаги по земле до минимума. В отличие от нас наши далекие предки очень много ходили по земле пешком. И даже при оседлой жизни работали физически не покладая рук. Большинство же современных жителей планеты предпочитают сидячий образ жизни. Поэтому без постоянных волевых усилий занятия оздоровительной ходьбой невозможны. Не обойтись здесь и без определенных упражнений, связанных с самовнушением. Иначе наш организм всегда будет находить удобные лазейки для увиливания от заданного маршрута.

Заставить себя выйти на улицу в дождь или мороз — целая эпопея. Но все равно нужно выходить. В любую погоду. Воспитывать свой характер. Этим, как я понял, нужно заниматься не только в молодости, но и в преддверии старости, потому что здесь больше соблазнов опуститься до уровня растительного образа жизни. Как известно, чем ближе к пенсионному возрасту, тем меньше у человека стимулов для физической активности.

Что такое сила воли? Воля — это всегда концентрированное  желание, которое на пустом месте не возникает. Если тебе нравиться ходить, то всячески нужно поощрять эти свои желания. Пусть это будет какой-нибудь бонус в качестве чашечки чая в конце пути, или покупка удобной спортивной обуви, или сон, после изнурительной борьбы. Главное, чтобы ходить тебе нравилось и хотелось это делать всегда.  Тогда, возможно, и волевые усилия прилагать к этому больше будет не нужно.

Шестой принцип связан с тотальным самоконтролем. Без этого принципа вряд удастся достичь каких-либо результатов. Только благодаря жесткому самоконтролю ты можешь следовать всем предыдущим принципам.

Седьмой принцип поиск смысла бытия. Чтобы найти новый смысл своего обыденного существования, человеку нужно просто сделать шаг за порог своего дома. Суть обыденного существования заключается в том, что ты пуповиной связан с этой повседневностью. Когда же из нее выпадаешь, то начинаешь смотреть на эту обыденность совсем иным взглядом. В обыденности ты как в коконе. Ты как бы опутан повседневными делами и заботами. Именно поэтому люди перестают ощущать свою внутреннюю суть, истинные желания и чувства. Шагая по городским улицам, ты погружаешься в себя. Ходьба к этому очень располагает. Во время пути ты можешь, как четки, перебирать свои мысли. Плохие отгоняешь, хорошие привлекаешь. Зачем во время ходьбы думать о плохом! Портить себе настроение. Лучше, конечно, думать о хорошем. Когда это входит в привычку, то ты уже изначально настраиваешь себя на позитивное восприятие мира. И думать хочется не о мелком, но о чем-то важном и значительном, что могло бы тебя возвысить над повседневностью.

Жить налегке — вот в чем философия каждого шага. Нужно уметь скидывать с себя всякий сопутствующий по жизни хлам, оставляя только самое значительное. Если тебе не хочется в этом мусоре копаться, почему же ты считаешь, что кто-то за тебя это сделает… Когда отправляюсь в дорогу, то  стараюсь взять с собой только самое необходимое: воду, зонтик, кепку. И всё. И после десяти километров пути, делая привал, прихожу к понимаю того, что для ощущения полного счастья больше ничего не надо.

Философия ходьбы, прежде всего, проявляется в размышлениях о  несуетном. Ты, может быть, и двигаешься по земле с черепашьей скоростью, но зато успеваешь подумать о самом важном на текущий день. Куда торопиться, если ты уже определился в своем пути?

Секрет ходьбы — в ее физической простоте и доступности каждому. Ты можешь остановиться возле любого деревца, посидеть возле озера и послушать шелест воды, пройти мимо милых тебе мест, то есть в любой момент остановить мгновение жизни. И оно тебе подчинится, потому что ты выработал в себе собственную философию «Дао».

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

w

Connecting to %s