Искусство – это зеркало истории. В этом можно легко убедиться, если сопоставить доминирующие символы эпохи и, например, живописи: скажем, в религиозном средневековье господствовали литургические сюжеты, воплощённые в иконописи, а в начале XX века авангард своеобразно отражал технический прогресс и бесконечные перемены, которые происходили в это время.
Чем является искусство в XXI веке? По-прежнему ли оно зеркало истории? Большинство выставок современного искусства заставляет ужаснуться. Если это – отражение нашего общества, то все очень плохо, так как вокруг нас творится что-то очень непонятное. А может быть то, что выставляется сейчас в галереях, вообще не является искусством? Попробуем разобраться.
Скандал как часть пиара
Аксиома современного мира: чем больше о тебе говорят, тем больше тебе платят. Имена творцов современного искусства становятся известными только после очередного скандала.
Возьмем для примера два резонансных арт-мероприятия. В конце сентября 2016 года закрыли выставку фотографа Джока Стренджеса в Центре фотографии имени братьев Люмьер. Публике демонстрировались фотографии обнаженных подростков, что не могло не возмутить общественность.
До этого скандала я и мои друзья вообще не знали, кто такой этот Джок Стренджес, зато теперь это имя на слуху, что хорошо для имиджа «творца». Он, кстати сказать, после закрытия выставки заявил, что расстроен и удивлен: «Мне грустно, поскольку я хотел сделать прекрасное шоу». Так он и сделал шоу – теперь еще очень долго можно давать интервью толерантной европейской прессе о плохих русских, которые не разбираются в современном искусстве.
Второе мероприятие – выставка Яна Фабра «Рыцарь отчаяния – воин красоты» в Эрмитаже. В залах Зимнего дворца рядом с постоянной экспозицией висят чучела зверей, которым художник дал, по его словам, «вторую жизнь». Эрмитаж – не первый крупный музей, в котором набезобразничал Фабр. Например, в Лувре, в зале парадных портретов, он разместил надгробные плиты, среди которых полз гигантский червяк с человеческой головой, в другом зале выставил железную кровать и гроб, инкрустированные переливающимися жуками-златками; были там и чучела животных.
Европейский зритель предсказуемо «съел» эти работы. Но у нас люди неравнодушные – запустили флешмоб #позорэрмитажу, и шум в Сети не утихает несколько недель. Поэтому имя Фабра в течение этого времени остается в топе новостей – кто-то из людей его осуждает, кто-то – поддерживает, к этому подключаются известные люди в стране. И Ян Фабр внезапно становится очень популярным в Рунете, раздает комментарии и говорит о том, что не всем дано понять его творчество.
В данном случае мне не совсем понятна позиция руководства Эрмитажа, которое, по-видимому, перепутало свой музей с Зоологическим. Распятые на спицах тушки животных ожидаемо вызвали скандал. Я могу понять некого Антона Цветкова, организовавшего выставку Стренджерса в Москве. Ну кто его знал до этой экспозиции? А теперь его имя благодаря скандалу на слуху. Но зачем такая дешёвая слава Михаилу Пиотровскому? Зачем тратить бюджетные деньги на этот сомнительный проект? Лично для меня это останется загадкой.
«Прикольно» = искусство?
«Эрарта» (Петербург) – крупнейший музей современного искусства в России. Прогуливаясь по залам этого пятиэтажного здания, я слышала от посетителей только одно слово – «прикольно». В самом деле, посмотрите, вот это – картина «Димон сидящий», на ней изображены дегенеративного вида мужчина и стоящая рядом бутылка «Балтики». А это – прибитые к полу туфли «Лабутены» возле нарисованной рубашки Сергея Шнурова. А вот на столе стоит бутылка водки и нарезанные огурчики; называется этот шедевр «Русский дух». Все пять этажей «Эрарты» заполнены ерундой, которую можно охарактеризовать разве что вариациями слова «прикольно».
Или вот еще один пример: недавняя выставка в петербургском Манеже под названием «Hybrid Art». Ты заходишь в зал, а там на пяти площадках люди передают друг другу цветные картонные кубики и отдают их зрителям. Затем кубики наклеивается на такие же цветные коробочки в центре зала. Это называется выставкой и объясняется, что этот «перфоманс» представляет собой пять сфер: будущее, технологии, науку, красоту и комфорт. И опять в зале слышится слово «прикольно».
«Прикольно» – стало синонимом современного искусства: художники стараются сделать не красиво, а именно «прикольно». Я считаю, что мотивацией для создания таких «шедевров» могут служить только деньги, потому что эти работы активно покупаются коллекционерами, а потом выставляются в «Эрарте» или в других подобных галереях. Это слепое подражание Западу – там подобное современное искусство в цене, так как продается то, что именно «прикольно». А обычные люди идут на эти выставки, потому что они обычно очень хорошо рекламируются. Музеи современного искусства всё больше напоминают торговые центры, в которых люди развлекаются, а художественная ценность экспонатов находится далеко не на первом месте.
«Я художник, я так вижу!»
Какую бы ерунду ни нарисовал художник, на любую критику он отвечает: «Я художник, я так вижу!». Этой фразой можно объяснить все что угодно и ответить на абсолютно любое замечание. Нынешние художники любят сравнивать себя с мастерами русского авангарда начала XX века – работы представителей авангарда того времени тоже не принимали. Тут только можно одно сказать: современные «творцы» от скромности точно не умрут.
В «Эрарте» мне прямо заявили, что «если вам не нравятся наши экспонаты, или если вы считаете, что так может нарисовать ваш ребенок, – идите в другой музей». Получается, что владельцы музеев современного искусства фактически оскорбляют своих посетителей, выставляя их дураками: если вы этого не понимаете, то уходите отсюда, нечего вам делать в царстве настоящего искусства!
Сдаётся мне, что художники изначально ставят себя выше всех и объявляют всех несогласных дураками только потому, что боятся реальной критики. А критиковать нужно. Ну не понимаю я, как водка с огурцами может быть музейным экспонатом, а примитивно нарисованные картины, изображающие людей со страшными лицами, можно назвать произведением искусства. Я думаю, что я не одна такая. Меня очень радует, что в Сети поднимается волна возмущения против некоторых выставок. Жаль, что пресса молчит и совсем не критикует таких вот «творцов».
Я думаю, что увлечение подобным современным искусством пройдет, как только мы, зрители, перестанем слепо восхищаться подражанием худшим образцам западного искусства, а художники поймут, что продавать свои работы за большие деньги – не самое главное в их творчестве. И здесь, на мой взгляд, очень многое зависит от позиции журналистов, которые своими публикациями могут формировать и воспитывать хороший художественный вкус у публики.