Анастасия Гришанина. С теплотой и любовью: встречи с Преподобномученицей Марией Гатчинской (о фильме Марины Алимпиевой-Маевской)

Лидия Лелянова. Обычная девочка начала ХХ века. Родилась в семье купца. Училась в гимназии. Гуляла по улицам Петербурга. Какой путь она прошла, чтобы в начале двадцать первого века быть причисленной к лику святых? На Cмоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге недалеко от часовни Ксении Петербургской есть скромный холмик и деревянный крест с надписью: «Здесь была похоронена Мария Гатчинская (Лелянова). В 2006 году причислена к лику святых. Мощи перенесены в Гатчинский Павловский кафедральный собор».

Нам часто кажется, что святые – это далекие образы из прошлого: Сергий Радонежский из истории Куликовской битвы, Александр Невский из рассказов о Ледовом побоище, Ярослав Мудрый с его идеей объединения русских княжеств… У каждого человека свой путь, и оценить его от начала и до конца он не властен. Человек может оценивать и осознавать свои поступки, помыслы. Оценку жизненному пути дает вечность.

У Роберта Рождественского есть стихотворение «Реквием»: «Вспомним всех поименно, горем вспомним своим… Это нужно — не мертвым! Это надо — живым! Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе…» Поэт пишет о героях Великой Отечественной войны, но как подходят эти строки к жизнеописанию тех, кто погиб в лагерях, замучен в тюремных камерах, убит по навету или доносу. Такие важные слова поэта – это надо живым!

Жизнеописание стойких людей дается нам в назидание. В утешение. Иногда – для того, чтобы понять свою жизнь. Такие мысли возникли на премьере документального фильма «Избранница Христова. Святая Мария Гатчинская». Премьера состоялась 10 марта в Святодуховском центре Александро-Невской лавры. Его представил автор сценария церковный историк Виктор Васильев, а после просмотра фильма на вопросы зрителей ответила режиссер Марина Алимпиева-Маевская.

Фильм создан при поддержке фонда «Православная инициатива». Как писали на сайте Санкт-Петербургской епархии (по материалам информационного агентства «Вода живая»), создатели картины рассказали с экрана об истории жизни преподобномученицы, об эпохе, в которую довелось подвижнице нести свой крест, о её связях с движением иосифлян и о гатчинском Иоанновском кружке, образовавшемся вокруг нее. Представлены документы эпохи, в том числе письма Марии Гатчинской, адресованные духовнику – протоиерею Петру Белавскому, сосланному на Соловки, протоколы допросов узницы и свидетелей её известности в Гатчине и за  пределами города.

Режиссер Марина Алимпиева-Маевская  рассказывает:

Это третий фильм в моей режиссерской практике. Первый был посвящен Никандровой пустыни в Псковской области. Лента о Марии Гатчинской наиболее трудная. В начале у нас не было никакого материала, кроме жития святой. Нужно было оживить этот образ.

Трудности режиссерской работы остались за кадром. В картине Мария Гатчинская предстает удивительно живым, близким человеком, который как бы находится среди нас. Тихое и неторопливое повествование построено в виде встречи историка с ребятами из молодежного православного клуба «Покров». Молодыми слушателями задается вопрос – расскажите о Марии Гатчинской. И Виктор Васильев отвечает ребятам, его ответы переходят в кадры, разворачиваются в сцены и реконструкцию событий. В фильме удачно, можно с полным правом сказать – умело и профессионально, сочетается демонстрация документальных источников и постановочные съемки о детстве и юности, болезни преподобной.

По словам Марины Алимпиевой-Маевской, с одной стороны, очень важно, чтобы во время съемок документального фильма сложилась команда. А она сложилась, объединив петербуржских и московских профессионалов можно отметить блестящую работу оператора-постановщика Ильи Бутакова, оператора Андрея Жухевича, монтажера Максима Кузнецова, режиссера сцен реконструкции Марины Чаплиной, актеров Виталия и Марии Васильевых. Но в каком-то смысле фильм можно назвать и народным. На просьбы участвовать в съемках откликались друзья, знакомые и вовсе незнакомые люди. Роли сестер в детстве, доктора, свидетелей на допросе исполняли юные и взрослые гатчинцы, один из которых, художник Иван Радюкевич, написал к тому же трогательную мелодию для песни на стихи Виктора Васильева – она звучит в финале фильма в исполнении гатчинской школьницы. Музеи предоставляли свои площадки, аутентичную форму ОГПУ – военно-исторический клуб г. Гатчина. Всех вдохновлял и объединял образ героини фильма.

Актриса, первоначально утвержденная на роль молодой героини, Лидии Леляновой, не смогла приехать, и сыграть роль вызвалась другая исполнительница, студентка ГИТИСА Мария Васильева. О Марии Гатчинской она узнала от своего отца. А когда я увидела Машину фотографию, поразилась внешнему сходству, -рассказывает Марина Алимпиева-Маевская.

В фильме просто и доходчиво говорится о том, как жила девушка. Называются и показываются такие знакомые петербургские адреса: Новодевичий монастырь, Московский проспект, где жили Леляновы, Гатчина, Васильевский остров. Перед выпускными экзаменами в гимназии Лидия заболела энцефалитом, который дал осложнение — болезнь Паркинсона, на экзамены её привезли в инвалидной коляске. Лидия стала полным инвалидом. В фильме есть удивительный переход от сцен жизни беззаботной девушки в гимназическом платье к изображению лежащей монахини (документальные фотографии). Как часто нам в жизни не хватает смирения и терпения в делах, болезнях, взаимоотношениях. Лидия с великим смирением несла свой крест. Пришло утешение, по воспоминаниям очевидцев, она обрела душевный покой и духовную мудрость.

Эмоциональный настрой передает музыка композитора Владимира Ермакова, которая настраивает на познание и осмысление человеческой судьбы.

На экране – рассказы детей и внуков очевидцев тех событий. Чувствуется, что небольшие и давние истории – встречи с Марией Гатчинской – передаются с теплотой и любовью, становятся семейной реликвией. Об этом много рассказывает  дочь священника Петра Белавского Александра Петровна – в свои 86 лет женщина с удивительно красивым, утонченным лицом и проникновенным  взглядом, открытым и искренним. Она и интерьер её дома – как картина из прошлого: вышитые салфеточки на тумбочке, тяжелая ваза с цветами в гостиной… Словно вещи тоже вспоминают те годы, в которые жил её отец и в которые он общался с Марией Гатчинской. У этого человека тяжелая судьба, он вернулся из заключения с Соловков, когда матушки Марии уже не было в живых. Сохранились письма, немногие свидетельства эпохи.

– Было очень приятно общаться с таким человеком. Многому можно поучиться. Пройти испытания и остаться человеком. Бережному отношению к памяти близких. Скромности. Интеллигентности. Простоте и изысканности, – говорит Марина Алимпиева-Маевская об Александре Петровне.

А рассказ о Марии Гатчинской продолжается. Обреченная на неподвижность, углубленная в постоянную молитву, она сделалась кроткой, смиренной и сосредоточенной. В 1922 году её постригли в монахини в честь равноапостольной Марии Египетской по благословению митрополита Петроградского Вениамина. Мать Мария приобрела дар утешения скорбящих. В то время она с семьей переехала в дом брата Владимира в центре Гатчины, с тех пор её посещали многочисленные паломники.

После просмотра фильма захотелось узнать о ней больше. Прочитала: профессор И. М. Андриевский однажды задал ей вопрос, что делать, когда одолевает безысходная тоска. Его поразил ответ монахини: «Тоска есть крест душевный, посылается она в помощь кающимся, которые не умеют раскаяться, т. е. после покаяния снова впадают в прежние грехи… А потому только два лекарства лечат это порой крайне тяжкое духовное страдание. Надо или научиться раскаиваться и приносить плоды покаяния, или со смирением, кротостью, терпением и великой благодарностью Господу нести этот крест духовный — тоску свою, памятуя, что несение этого креста вменяется Господом за плод покаяния… А ведь какое это великое утешение – сознавать, что тоска твоя есть неосознанный плод покаяния, подсознательное самонаказание за отсутствие требуемых плодов… От мысли этой в умиление прийти надо, и тогда тоска постепенно растает и истинные плоды покаяния зачнутся…». Такой неожиданный для христианства поворот… Ведь тоску считают смертным грехом, с которым надо непременно бороться. Только вот как? Житие описывает, что Андреевский побывал у Марии Гатчинской в 1927 году, он  писал позже, что вышел от нее «другим человеком», а также наблюдал чудесное воздействие её  на других.

Период особо тяжелых испытаний начинается для Марии Гатчинской в 1932 году. Аресты. Облавы. Сколько тогда было изъято духовных книг и икон, сколько мощей святых было сожжено в топках котельных, на кострах! По мнению исследователей, в Ленинградской области тогда в застенки ОГПУ попали 900 монахинь и их знакомых из мирян. Всех их потом сослали в Среднюю Азию, остались в живых человек 70. Сыпной тиф, дизентерия и голод скосили остальных.

В житии Преподобномученицы Марии говорится, что 18 февраля 1932 года в Гатчине были арестованы сёстры закрытого Нежадовского монастыря и монахини бывшего Покровского подворья Пятогорского женского монастыря, в Стрельне ОГПУ арестовало насельников Свято-Троицкой Сергиевой пустыни. Все они вскоре будут проходить по одному и тому же групповому уголовному делу, по которому будет осуждена и мать Мария Гатчинская.

В фильме «Избранница Христова» показано многое из собранного в течение десяти лет исторического материала. Как отметил Виктор Васильев, целью фильма было показать настоящую, нелубочную жизнь святой, описать её жизнь, особенно последних пятнадцать лет, проходивших при советской власти. В наш век фантомов и комиксов, когда человек разучился читать большие объемы текстов, образность и художественность стала не только частью замысла автора, но и технологией «доходчивости». Об этом писал Тихон Шевкунов (архимандрит Тихон) в книге «Несвятые святые», рассказывая о священнике Иоанне Крестьянкине. На вопрос, который тогда волновал автора (человека с кинематографическим образованием) – можно ли заниматься кино и как – отец Иоанн дал ответ: «Ведь кино – это язык. Им можно провозгласить „Распни! Распни!“ А можно и прославить Бога».

В фильме цитируются строки жития: «Мать Марию волокли со второго этажа их дома два чекиста, прямо по полу, несмотря на её крики от боли, погрузили в грузовую машину и увезли в Ленинград». Эта сцена  поразительна своей жестокостью к неподвижному и испытывающему ужасные боли человеку, женщине. И тем ярче и острее она воспринимается в кадре. Голос за кадром говорит: мы не знаем, как и отчего умерла Мария Гатчинская. Известно, что ей в больнице подрезали сухожилия на руках и ногах.

Жизнеописание преподобной Марии Гатчинской особенно остро воспринимается в год столетия трагических для России событий. Сто лет назад Николаем II было подписано отречение от престола. Он мог избежать своей участи. Его ждали в Англии, предлагали побег, императорскую семью принимали в Швеции, была возможность уйти от расправы и по пути в Тобольск, Екатеринбург. Но царская семья добровольно выбрала путь –  быть вместе с Россией.

А какую опасность для властей могла представлять прикованная к постели монахиня-инвалид? Тем не менее власти эту опасность осознавали. Духовная сила и авторитет, а также полная безбоязненность Марии были страшны власти. Приговор ОГПУ от 22 марта 1932 года: «Лелянову Лидию Александровну лишить права проживания в Московской, Минской, Харьковской, Одесской областях <…>, Дагестане, Казани, Чите, Иркутске, Хабаровске, Ташкенте, Тифлисе, Омске, Омском районе, на Урале и пограничных округах сроком на 3 года, с 22/III-32 г. с прикреплением к избранному месту жительства». Это означало ссылку в глухую провинцию. Неподвижный человек выдержать такого переезда и условий содержания не смог бы, это означало смерть.

Спустя немного времени после приговора тем, кто носил передачи для матери Марии, было объявлено: «Скончалась в госпитале». По сведениям из архива ЗАГСа смерть последовала 17 апреля 1932 года. Скончалась она в больнице дома предварительного заключения. Тюремные власти долго не выдавали родственникам тело умершей. Согласились на том, что она будет похоронена на окраине Петербурга, в глухом месте на Смоленском кладбище, без огласки. И многие годы на могилке всегда были цветы…

Данный материал задумывался как впечатления о фильме. Но в том-то и сила действительно хороших произведений, что они дают пищу для последующих размышлений. Наверное, в минуты отчаяния или неудач или просто плохого настроения помогут слова Марии Гатчинской из письма своему духовному отцу Петру Белавскому в места заключения на Соловки. Помогут многим – независимо от вероисповедания, пристрастий, характера или места жительства.

«…Посмотри на прекрасное небо: сейчас оно чистое и голубое, но вот появляются огромные белые облака, точно белоснежные глыбы льда прикрепились к небесному своду. Вот и это меняется белыми барашками. И вдруг появляются черные тучи с медным отливом, довольно скоро они сгущаются. В природе темно, у всего живого мира делается тревожное состояние — туча давит на мозг и сжимает сердце. Но вот поднялся ветер, грянул гром и полил обильный дождь; небо прояснилось, выглянуло солнышко, воздух очистился, повеяло приятной свежестью, все оживилось, и человек воспрянул духом… Не то ли самое испытываешь ты, родной, и все, и я неключимая».

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

w

Connecting to %s