Был обычный рабочий день. Я, как всегда, вел занятия. Рассказывал студентам о портретной зарисовке. Смотрю: ерзают и отвлекаются. Пытаюсь сконцентрировать их внимание на лекционном материале. Ничего не получается. Начинаю нервничать. Потом тихо интересуюсь:
— Что интересное в Интернете нашли?
— Пишут, что в городе произошел теракт, — как-то совсем буднично сказала одна студентка.
— Какой теракт? Шутите что ли?!
— Вот, смотрите. На станции метро «Сенная площадь» взорвали один вагон. Есть жертвы.
В аудитории повисла тишина. Я в ступоре. Смотрю на мелкий кадр в телефоне. Там, действительно, вижу раскорёженный вагон. Кто-то в аудитории, увидев кровь, начинает тихо плакать. Завершаю занятие. Всех отпускаю. Студенты выходят из аудитории в подавленном состоянии.
Захожу в кабинет декана. Там тоже — нервозная атмосфера. Обсуждаем последние события. По радио поступает информация, что все станции метро закрыты. Такси не вызвать. В городе транспортный коллапс. Говорят, что в тот день зафиксировали десятый уровень уличных пробок. Многие горожане предпочли отправиться домой пешком. Прикинул свой маршрут: от метро «Обводный канал» до «Проспекта Просвещения» аж целых десять станций. Это более двадцати километров. Дойду ли? Раньше такие расстояния не преодолевал, но все равно решил пойти пешком.
Вышел с работы в пять вечера. На электронной карте проложил маршрут.
С Днепропетровской улицы завернул на тихую Черняховскую. Здесь всегда мало машин. Тротуар разбит прямо посредине дороги. Скамейки. Никого, правда, нет. Безлюдно. Прохожу мимо детского садика, возле которого недавно поймали одного психа, подходившего к детям в длинном плаще, показывая им свое непотребное хозяйство. В тот раз я даже не подозревал, что в этот день, буду проходить мимо очень многих городских мест, отмеченных какими-то трагическими событиями.
Черняховская улица привела меня к саду Сан-Галли (в народе его еще называют Сангальский сад). Райский уголок. Действительно, среди каменных застроек Лиговского проспекта, где и не пахнет зеленью, раскинулся ухоженный сад с многолетними кленами и дубами, который в тот день был закрыт на просушку. Раньше на этой территории располагался знаменитый чугунолитейный завод, на котором изготавливались механизмы, необходимые для водоснабжения и парового отопления. Владельцем этого предприятия был Франц Сан-Галли. Впрочем, как выяснилось, у этого сада – плохая репутация. Сто лет назад более 30 мужчин из местной банды «чубаровцев» изнасиловали здесь молодую девушку. Семеро из пойманных насильников были казнены. Я дважды гулял в этом саду. Здесь всегда тихо и спокойно, хотя сам Лиговский проспект по-прежнему почему-то считается опасным районом.
Обогнув Сангальский сад, вышел на шумный Лиговский проспект, встретивший меня не только потоком застывших машин, но и людей, большей частью угрюмых и озабоченных думами о родных и близких. Ведь каждый из нас мог оказаться в том злополучном вагоне, взорванном террористом-смертником. По пути думал о том, что дочь проехала эту опасную станцию практически за час до взрыва. Ведь именно на Сенной площади она сделала в этот день пересадку. Пытался дозвониться до нее. Безуспешно. Вся сотовая связь в центре города была заблокирована. На станции метро «Площадь Восстания» обезвредили еще одну бомбу…
Оказавшись на Лиговском проспекте, решил пройти Московский вокзал стороной. По пути зашел поужинать в KSF. Здесь было немноголюдно. К моему удивлению, здесь мне бесплатно предложили чай. В тот день, как выяснилось потом, горожане всячески старались друг друга поддержать: одни бесплатно подвозили всех желающих до дома, другие угощали горячими напитками, третьи сдавали донорскую кровь для потерпевших, четвертые уступали места женщинам и детям в городском общественном транспорте… Всегда считал Питер семейным городом. Вот и в этот раз мое мнение о нем не изменилось. Несмотря на тревожные сводки в СМИ, в городе было очень спокойно. Горожане шли по улице организованными рядами. Никто не ругался, не паниковал… Всех нас как бы объединяла общая боль. Это очень чувствовалось, когда шел среди совершенно незнакомых мне людей. В тот раз все были максимально вежливыми и обходительными. Если ты к кому-то обращался с просьбой указать дорогу, то прохожие откликались на это с большой готовностью. Тревожно на разных концах города раздавались сирены полицейских машин и скорой помощи. Уже по дороге узнал, что в Санкт-Петербурге с рабочим визитом находился президент страны В. В. Путин.
С Лиговского проспекта свернул в Кузнечный переулок. Сделал это совершенно спонтанно. Ноги, как говорят, сами туда понесли. В небольшом проезде в Центральном районе города сконцентрировалось с десяток достопримечательностей. В этом переулке, где когда-то жили кузнецы, расположился «Кузнечный рынок»; разбит сквер Владимирского собора; Литературно-мемориальный музей-квартира Ф. М. Достоевского (с 1995 года на территории музея находится постоянная площадка Белого театра); дом М. Мадатовой, в котором жила Арина Родионовна, няня Пушкина, а сейчас здесь разместилась редакция газеты «Санкт-Петербургские ведомости», главной городской газеты. На каждом редакционном окне были размещены фотографии сотрудников газеты, среди которых узнал нескольких своих учеников по университету. Редакционный ньюс-ром, расположившийся на первом этаже, был пуст. Видимо, все журналисты выехали на место происшествия…
В конце Кузнечного переулка оказался возле Владимирского собора. Обычно к данному храму выходил через станцию метро «Владимирская» или «Достоевская». Минут десять стоял в очарованном состоянии возле пятиглавого храма, выполненного в стиле барокко. Паруса центрального купола здесь украшены скульптурными изображениями евангелистов. Несмотря на то, что в советские времена храм подвергся различного рода разрушениям и перестройкам, так как был передан какому-то строительному тресту, он не утратил своего великолепия. После долгих лет реставрационных работ он приобрел прежнюю красоту. Особенность этого собора в том, что, несмотря на всю свою величественность, он очень уютный. Перед храмом разбит небольшой скверик, где в тот раз мирно разгуливали голуби, да и в самом соборе царила тишь и благодать, располагающая к тихим молитвам. Зная, что в данном храме находится главная святыня этой церкви — Владимирская икона Божьей матери, решил зайти туда, чтобы поставить свечки в память о погибших и пострадавших в ходе теракта людях. На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Нынешнее наименование икона получила в 1155 году, когда сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский принес икону во Владимир (https://ru.wikipedia.org/wiki/Владимирская_икона_Божией_Матери).
Владимирская икона Божьей матери считается чудотворной, так как в разные исторические периоды спасала города Руси от татаро-монгольских набегов. К примеру, во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. Тогда войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы.
Обращаясь к Владимирской иконе Божьей матери, просил её и о защите города от всякого рода террористов.
Выйдя из храма, повернул к Невскому проспекту. Здесь, на главной магистрали города, творилось что-то невообразимое. Весь Невский проспект был забит и людьми, и машинами. Такое столпотворение бывает только во время больших национальных праздников. Был уже конец рабочего дня. Многие люди шли по Невскому проспекту в растерянности, размышляя не только о случившемся в городе теракте, но и об обратном пути домой. Многие горожане кучковались на автобусных и троллейбусных остановках, но все равно в общественный транспорт было не войти. Вот как, оказывается, бывает, когда город лишается подземного транспорта. Он становится похож на парализованного человека.
Толкаться в этой гуще жаждущих попасть в общественный транспорт людей мне не хотелось. Мысленно порадовался тому, что есть определенная физическая подготовка по преодолению многокилометровых расстояний, соответствующая одежда по погоде, а в рюкзаке термос с горячим чаем и кексами из отрубей. Можно было спокойно идти по городу и ни о чем не думать. Уже на Невском проспекте решил слегка изменить свой маршрут. Идти не к Васильевскому острову, а через Фонтанку выйти на Петроградскую сторону. Поэтому, дойдя до Аничкова моста, повернул направо и пошел в сторону «Летнего сада».
Набережная Фонтанки в отличие от Невского проспекта практически была пуста. Здесь можно было на какое-то время уйти от городской суеты, полюбоваться свободным полетом белых чаек, и быстрой поступью пойти по гранитному тротуару. Из главных достопримечательностей, которые встретились на моем пути, был Михайловский замок. Бывший императорский дворец, внешне напоминающий западноевропейский дворец-крепость, как-то мрачновато смотрелся на фоне яркого синего неба. Как сообщается в исторических источниках, своим названием замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела, покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена и имевшего обыкновение называть все свои дворцы «замками»; второе имя — «Инженерный» произошло от находившегося там с 1819 года Главного инженерного училища (https://www.smileplanet.ru/russia/sankt-peterburg/mikhaylovskiy-zamok/). В позапрошлом году я был внутри этого замка. Посетил даже ту комнату, которая служила царю опочивальней и где он был зверски убит гвардейскими офицерами, недовольными его правлением. Сам замок был построен в рекордные для тех времен сроки: за 4 года. Император спешил скорее укрыться за надежными стенами. Наконец, в начале февраля 1801 года нетерпеливый владелец вместе со своим многочисленным семейством въехал в еще не просушенный и почти не отапливаемый, только что достроенный замок. Но прожил в нем недолго. «Сбылось предсказание одной из городских юродивых, которая предрекла, что царь проживет столько лет, сколько букв в надписи над воротами замка: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Букв здесь 47 — в этом возрасте император и погиб» (там же). Что же получается? Как бы человек ни старался спастись от судьбы за глухими стенами замка-крепости, а смерть его все равно настигла.
Еще через одно трагическое место пришлось мне пройти в районе станции м.етро «Черная речка». Это место дуэли А. С. Пушкина с Жоржем Дантесом. «8 февраля 1837 года (по новому стилю 27 января) состоялась дуэль Пушкина с Дантесом, на которой поэт был смертельно ранен. Место дуэли Пушкина расположено в Санкт-Петербурге у Чёрной речки. Местом поединка Пушкина с Дантесом стала местность вблизи так называемой Комендантской дачи на левом берегу Чёрной речки. Это была довольно большая территория, где повар Александра I Ф. И. Миллер построил деревянные дома и сдавал дачи на лето. В 1833 и 1835 годах здесь снимала дачу семья Пушкиных» (http://petersburglike.ru/2013-02-08/mesto-dueli-pushkina/). Когда я подошел к данному месту, было уже около восьми вечера. Я шел вместе с многочисленными попутчиками по Коломяжскому проспекту (раньше он назывался Коломяжской дорогой). Именно здесь в 30-е годы прошлого столетия был установлен гранитный обелиск великому поэту. В надвигающихся сумерках силуэт памятника чем-то напомнил мне фигуру человека.
Мой вынужденный марш-бросок подходил к концу. До дома оставалось пройти расстояние приблизительно между четырьмя станциями метро, которые в обычные дни преодолеваю с легкостью. Но только не в этот раз. В конце пути ноги гудели как стальные струны. На душе зияла пустота. Находясь в дороге, думал о быстротечности человеческой жизни, которая к тому же может внезапно оборваться. Мой сегодняшний путь был отмечен грустными историями из прошлого и настоящего. В этом, наверное, тоже было что-то символическое. Но, несмотря на все это, город и его жители во все времена стойко преодолевали все трудности, не теряя ни силы духа, ни оптимизма.