Борис Мисонжников. Местной прессе – приоритет!

       Почему именно местной? Да потому, что региональная петербургская пресса сделала шаг по направлению к пропасти. Не так давно волюнтаристским, по сути, способом был закрыт ряд ведущих городских газет, причем объективной причины для этого не существовало. Бумажным газетам уготован печальный конец? Да ничего подобного! Дело просто в профессионализме тех, кто судит. Вот мнение Генерального директора издательского дома «Аргументы и факты» Руслана Новикова: «Я провел за бумажной газетой столько же времени, сколько и в онлайне, но вынес для себя в несколько раз больше информации. Недавно я видел на эту тему статью американского журналиста Джека Шейфера „Почему печатные новости по-прежнему лучше всех“. Он, кстати, сотрудник digital-издания» («Пресса как продающая история работает намного лучше, чем все остальное». URL: https://adindex.ru/specprojects/akar/137418/137437.phtml). Для уничтожения петербургской прессы существовал целый комплекс причин, преимущественно коммерческого характера, о чем я писал достаточно подробно (Мисонжников Б. Петербургская пресса: ощущение катастрофы // Европейская обсерватория журналистики – EJO. URL: https://ru.ejo.ch/nashi-novie-statyi/peterburgskaya-pressa).
В связи с этим нельзя не признать положительным тот факт, что местной прессе, по крайней мере, уделяется определенное внимание властью предержащей. Об этом свидетельствует, в частности, конкурс муниципальных и районных СМИ Санкт-Петербурга, прошедший в этом году уже в шестнадцатый раз. Церемония награждения победителей в 11 номинациях состоялась 14 сентября 2017 года в Доме журналиста (http://www.projects.spbsj.ru/novosti/konkursy/8177-pobeditelej-konkursa-munitsipalnykh-i-rajonnykh-smi-nagradili-v-domzhure.html). Небезынтересно привести высказывания некоторых членов жюри конкурса. 

Селезнев Александр Сергеевич, председатель ревизионной комиссии Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, руководитель представительства в СЗФО «Межгосударственной корпорации развития», председатель жюри конкурса муниципальных и районных СМИ Санкт-Петербурга:

– Любой конкурс – это благо. Тем более в таком важном деле, как СМИ. Кроме основных, понятных задач нашего конкурса, есть еще и сверхзадача – объяснить руководителям муниципалитетов, что журналистика – это профессия, привлечь внимание к тому важнейшему делу,  которое ежедневно делают журналисты муниципальных и районных газет. Ведь депутатом может избраться представитель практически любой области. А вот редактором газеты – непрофессионал, увы, быть не может. И это видно по качеству изданий.

Есть случаи, когда по форме, качеству верстки газета качественная, а содержание отстает, потому что, увы, нет журналистской работы, нет профессиональной редакции, работы с активом…

Одной из главных задач для нас является привлечение в жюри конкурса самых компетентных журналистов, заслуживших своей работой уважение профессионального сообщества, признание и любовь читателей.

Главное при подведении итогов конкурса – уберечься от раздачи «всем сестрам по серьгам», и для повышения качества изданий поощрять только объективно лучших. И не надо бояться поощрять серьезно, в том числе материально.

Серезлеев Сергей Григорьевич, председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, член жюри конкурса муниципальных и районных СМИ Санкт-Петербурга:

– Уважаемые коллеги! Муниципальная пресса даже в век электронных средств массовой информации сохраняет свою значимость именно потому, что рассказывает о локальных событиях города, новостях кварталов и микрорайонов.

Сегодня муниципальные издания развивают лучшие традиции российской журналистики: уделяют внимание культуре и истории Санкт-Петербурга, поддерживают и поощряют социальную активность горожан. Особенно важно, что муниципальные газеты позволяют эффективно взаимодействовать местной власти и петербуржцам, облегчая решение насущных вопросов. Тем самым муниципальные издания являются важным инструментом для реализации знаковых городских программ и для организации прямого диалога с жителями.

От всей души хочу пожелать редакторам муниципальных средств массовой информации энергии и творческих идей, позитивных новостей и ярких событий.

Захарцев Алексей Иванович, собственный корреспондент электронной газеты «Файл-РФ», член правления Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, член жюри конкурса муниципальных и районных СМИ Санкт-Петербурга:

– Муниципальная пресса, самая близкая к жителям, набирает вес. Возможно, прочитав этот до боли знакомый оборот, кто-то ухмыльнётся: мол, ничего лучше избитого журналистского штампа родить не удалось… Однако в условиях современного Петербурга такая характеристика районных и муниципальных газет не просто констатирует факт, но и содержит определённую надежду…

Так случилось, что в последние годы рынок средств массовой информации нашей культурной столицы скукожился. Собственно, рынка, самофинансирования без серьёзной финансовой поддержки, градообразующая отрасль СМИ не выдержала. Закрылись десятки изданий: печатных, эфирных, электронных, сетевых. Сотни журналистов и узких специалистов, обеспечивающих выход в свет и эфир, оказались на улице и до сих пор не могут найти места под солнцем. Залихорадило и профессиональную школу, коей славились массмедиа Ленинграда – Петербурга, нарушилась преемственность поколений, со страниц и из эфира исчезли целые жанры, публикации стали именовать не иначе как «текст» или «материал». Смикшировались репортерский поиск актуальных тем и реакция властей на острые сигналы. В результате профессиональная планка «четвёртой ветви власти» поползла вниз, а у горожан вдруг исчезла привычка читать по утрам (и не только) газеты.

В сложившихся условиях муниципальные издания, которые жители бесплатно получают прямо в почтовых ящиках, остались в известной степени островком стабильности. А если местную прессу чуть-чуть поддержать, плацдарм – профессиональный и читательский – удастся расширить и укрепить. Предпосылки к этому есть. Если сравнить, как год от года в лучшую сторону меняются работы, признанные номинантами конкурсов муниципальных и районных газет.

Местной прессе без всякой цензуры удаётся выдерживать оптимальный баланс между позитивом и негативом. Разумеется, ни один законопослушный гражданин, тем более журналист, не допустит призывов к свержению конституционного строя. А указать на то, «что не так», можно и должно. Критика в муниципальной прессе не униженно-холопская и не огульно-сокрушительная, а вполне обоснованная, конкретная, без пафоса и выжимания слёз, обязательно с подсказкой конструктивных решений, читательскими откликами и, что в современной журналистике стало редкостью – ответами власти предержащей. Радует расширение жанрового диапазона. Правда, маловато фельетонов и карикатур, но при имеющихся весьма скромных местных ресурсах это объяснимо.

Главное же – в центре внимания муниципальной прессы мы с вами – горожане: разных возрастов, профессий, достатка, политических пристрастий. Работаем от получки до получки, растим детей, ходим по улицам и дворам, ездим на машинах и в общественном транспорте, ежедневно оцениваем качество обслуживания в магазинах, поликлиниках и в сфере услуг. На себе испытываем плюсы и минусы системы ЖКХ, но неизменно смотрим вперёд, стремимся к лучшему.

Отсюда и богатое разнообразие тем, охватывающих всё, чем живёт каждый из нас – петербуржцев. Газеты, подобно добрым соседям, пишут о том, что нужно, интересно и полезно узнать. И пусть муниципальные издания выходят даже не еженедельно – они достаточно информативны, тем более находятся в связке с интернет-ресурсами. Таким образом, в округах, где взаимодействие депутатов с местными жителями существует не на бумаге, газета становится важным и осязаемым коммуникатором.

Хочется верить, что уже скоро мы увидим активные общественные редколлегии при многотиражках; написать в районку снова, как когда-то, станет престижным для жителей. А там, глядишь, вернётся и уважение к печатному слову, и привычка читать газеты. Но для этого ещё нужно потрудиться и во всех эшелонах городской власти, и, конечно, в профессиональном цехе тружеников пера.

Эти высказывания свидетельствуют о том, что местная пресса действительно становится предметом внимания и, таким образом, обретает реальные перспективы. Вместе с тем её типологическая структура столь стремительно менялась в последнее время, что возникла необходимость внести некоторые уточнения.

Сегодня местная печать представлена муниципальными и районными изданиями, что соотносится со статусом их учредителей. Причем уже появились и будут появляться издания сугубо частные, не привязанные к администрациям муниципальных образований или районов, и эти издания можно будет характеризовать только как местные, и в данном случае ареал распространения тиража не будет соответствовать границам каких-либо административно-территориальных единиц. Это пресса непосредственного контакта с аудиторией, наиболее близкая к людям. Но ведь и корпоративная пресса обращена в основном напрямую к аудитории. Прежде всего – вузовская. И не только российская, но и зарубежная, Например немецкая, которой в Германии уделяется огромное внимание и которая представляет собой очень живой творческий феномен. В своё время я исследовал немецкую вузовскую прессу достаточно внимательно и обнаружил много по-настоящему интересного (подробнее см.: Мисонжников Б. Я. Концептосфера корпоративной прессы немецких университетов как предмет формирования медиадискурса // Гуманитарный вектор (Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н. Г. Чернышевского). 2016. Т. 11. № 3. Сер. Филология. Востоковедение. Стр. 137–142).

В России один из лучших примеров – газета «Педагогические вести» — одно из тех изданий, которые служат высоким гуманитарным идеалам, прежде всего воспитанию и обучению человека. Печать всегда существует в контексте своего времени — «Педагогические вести» тоже! Газета появилась в ноябре 1927 года, и это было поистине легендарное время — яркое, сложное и противоречивое!  Завод «Красный путиловец» в этом году выпустил первую партию новых трамвайных вагонов для Ленинграда, а ленинградская вечерняя «Красная газета» сообщила, что на бирже труда зарегистрировано 170 тысяч (!) безработных. В этом же году великий Сергей Эйзенштейн приступил к съемкам фильма «Октябрь», а в США состоялась премьера первого звукового кино «Певец джаза», главную роль в котором исполнил эстрадный певец Эл Джолсон. В этом году в связи с 90-летием со дня смерти А. С. Пушкина в Ленинграде в Академическом оперном театре состоялся торжественный спектакль «Пиковая дама», дирижировал которым известный немецкий музыкант Бруно Вальтер, а голландская танцовщица Мата Хари предстала перед судом французского военного трибунал, и на следующий день ей был вынесен смертный приговор, который вскоре привели в исполнение. Выпуск «Педагогических вестей» не был, впрочем, исключением: в 1927 году увидели свет первые номера первых заводских многотиражек — «Электросила» и «Красная заря».

Но «Педагогические вести» заняли всё же особое место в истории российских СМИ. Даже типологический индекс газеты претерпел изменение: газета была создана как вузовское многотиражное издание, каковым и пребывала весь советский период, а затем стала изданием корпоративным, избавившись от идеологических пут, обретя большее право творческого выбора.

На сайте издания декларируются его тематические приоритеты:  «Газета „Педагогические вести“ отражает динамичную жизнь одного из ведущих российских вузов. Издание информирует о событиях университетской жизни, актуальных не только для студентов, преподавателей и выпускников Герценовского университета, но также представляющих интерес для широкой общественности. Официальная хроника — научные разработки, инновационные проекты, проводимые в РГПУ конференции и семинары – соседствует с материалами о насыщенном творческом бытии университета, вписанном в городскую культурную жизнь. Межвузовские конкурсы и проекты, студенческие инициативы, мастер-классы выпускников и концерты, проводимые в Клубе университета, игры КВН и спектакли студенческого театра „Ювента“ — всё это и многое другое освещается на страницах „Педагогических вестей“. Особое внимание уделяется старшеклассникам и абитуриентам, для которых регулярно издаются спецвыпуски с подробной информацией об образовательных программах вуза и условиях поступления».

Из этого следует, к слову сказать, что функциональные цели и задачи вузовского корпоративного издания намного шире, сложнее и глубже, чем какого-либо другого. В нём резко сокращается дистанция с аудиторией, которая обладает уникальной спецификой — она в основной своей массе молода, креативна, демонстрирует высокий интеллектуальный потенциал.

Но как типологически объединить столь разнопрофильные издания – местные (муниципальные и районные, ориентированные на внешнюю аудиторию и, таким образом, журналистские – по крайней мере, претендующие на подобный статус) и корпоративные, ориентированные на внутреннюю аудиторию, нацеленные на формирование паблицитного капитала, лояльного отношения к руководству, причём в той или иной мере даже в рамках вузовской аудитории, т. е. нежурналистские по определению? В советское время использовалось понятие «низовой печати», коннотация которого оставляет желать лучшего. Есть в этом слове что-то пренебрежительное, унижающее. Но в условиях жесткой советской централизации это понятие было широко в ходу: «на низовую печать возложили тогда задачу стать „важнейшим участком партийной работы“» (Бондарева О. «12 чашек» и ренегат Каутский. URL:  https://www.belpressa.ru/static/news_backbone/images/logo.png); «массовая низовая печать –  районные, городские газеты» (Советская печать и радио в условиях административно-командной системы в конце 1920-х – 1930-е гг. Тематика выступлений СМИ, новые формы массовой работы. URL:  http://www.konspektov.net/question/4781034); «Низовая печать предвоенного десятилетия (многотиражные и стенные газеты), призванная приблизить партийное руководство к конкретному производству» (URL:  http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-mestnoi-periodicheskoi-pechati-nenetskogo-natsionalnogo-okrug). Кроме того, если прежняя многотиражная печать была интегрирована в общую государственную систему прессы, то нынешняя корпоративная газета в корне отличается от других изданий – по статусу учредителей, целям, задачам, источникам финансированию, аудиторным приоритетам и т. д. То есть общая почва для интеграции практически отсутствует.

Порой можно встретить понятие «малая пресса», которым пытаются объединить практически все некрупные издания, так сказать, особенно близкие к аудитории, хотя и разного типологического направления. Но этот термин возник очень давно и имеет совершенно конкретное содержание, менять которое чревато путаницей в терминоупотреблении, что недопустимо, особенно в научном контексте.

Приведем некоторые высказывания, которые подтверждают данное мнение: «Следует сказать несколько слов о „малой прессе“. Рассчитанная на полуобразованного городского читателя, она стала возникать в первые пореформенные годы („Петербургский листок“, „Петербургская газета“). Широкое ее развитие датируется началом 1880-х годов, когда появились такие издания, как „Московский листок“, „Новости дня“, „Свет“. Весь материал в „малой прессе“ подавался завлекательно и доступно, чтобы читатель начал читать, прочел, не отрываясь, и понял текст» (Периодическая печать в России дореволюционного периода. URL: http://www.history-journal.ru/index.php?request=full&id=396); «Первыми представителями малой городской частной прессы в России явились газеты, имевшие в своём заглавии слово „листок“, хотя, по утверждению издателя-редактора петербургского журнала „Сын Отечества“ А. В. Старчевского, именно его преображенное в апреле 1856 г. в еженедельник издание, печатавшееся тиражом до 16000 экземпляров, явилось началом развития так называемой „малой прессы“ в России» (Блохин В. Ф. Малая массовая частная пресса в России 1850–1860-х годов: возникновение, тенденции развития и трансформации // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2009. № 16 (154). История. Вып. 32); «В таком явлении массовой литературы, как „малая пресса“, достигшем расцвета в 1880-е годы и прочно связанном в истории литературы с именем Антоши Чехонте, эти принципы (шаблонность и повторяемость сюжетов, ситуаций, характеров. – Б. М.) в полной мере отразились на разных уровнях текста. Термин „малая пресса“, под которым обычно понимают „…ряд еженедельных изданий („тонких“ журналов и газет) с относительно небольшим тиражом, рассчитанных в основном на низового читателя, городского обывателя, не только юмористических, но и литературно-политических и пр.“, использовался уже современниками, а затем перешел в научную литературу» (Овчарская О. В. «Малая пресса» 1880-х годов как массовая литература: шаблон, повтор, автоповтор. URL:  http://vestnik.spbu.ru/html16/s09/s09v3/15.pdf).

Таким образом, термин «малая пресса» уже давным-давно «занят» и нет оснований менять его семантическое наполнение. В настоящее время, пожалуй, нет единого термина, который адекватно отражал бы в объединенном варианте столь разнопрофильные издания, как массовая и корпоративная печать. Может быть, такой термин и не нужен, и более корректным следует признать написание этих изданий через союз «и» или через запятую.

 

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s