Есть ситуации в определенной мере щекотливые. Они, с одной стороны, понятны и объяснимы, а с другой стороны, тем не менее, вызывают чувство некоторого неудобства. Но это надо преодолеть и со всей жёсткостью поставить точки над «i». К таким ситуациям относится и та, которая порой складывается в связи с историческим прошлым нацистской Германии. Для молодых это зачастую – что-то очень, очень давнее, почти мифическое, а для тех, кто напрямую соприкоснулся с нацизмом и еще пока жив, это – поистине незаживающая рана.
Сами немцы по-разному относятся к своему прошлому. Позиция одних: ну, мы ведь уже покаялись, так что хватит попрекать нас, да и вообще мы здесь ни при чем, ибо преступления совершали совсем другие люди. Есть те немцы, которые принципиально осуждают нацистов и призывают не забывать их злодеяний, – вспоминаю активную антифашистку, известную немецкую писательницу, литературоведа и общественного деятеля Эльзбет Вольффхайм, которая, к сожалению, уже ушла из жизни. С ней меня связывала довольно близкая дружба, и я уже рассказывал об этом замечательном человеке в одной из своих публикаций. А есть и те, кто рассуждает приблизительно так: была война, преступления совершали обе стороны, так что нечего искать виновных.
Помню, мне когда-то довелось гостить у западных немцев, исключительно добропорядочных и милых людей весьма преклонного возраста. Муж и жена, которые любили свой фатерлянд, уважали других людей, искренне сочувствовали чужому горю, были щедры и всегда готовы помочь тем, кто нуждался. Вечера мы проводили в долгих и откровенных беседах. Ко мне они относились почти по-родственному. Особый интерес для меня представляло то, что эти немцы были самыми типичными и обыкновенными бюргерами. И вот какой могу сделать вывод на основе их высказываний: война – явление страшное, Гитлера немцы в массе своей поддерживали, но он совершил трагическую ошибку – напал на Россию («не понимаем, зачем же он это сделал!»), а вот с приходом русских довелось пережить много бедствий и даже случаев насилия, что, конечно, отвратительно. Мои немецкие друзья были хорошо осведомлены и знали о бесчеловечных злодеяниях своих соотечественников по отношению к пленным и населению захваченных территорий. Но у них был свой исторический опыт и своя правда. Небезынтересный штрих: в одном из ящиков тумбочки, которая стояла возле моей кровати, я нашел несколько любительских фотографий. На одной из них был человек в форме вермахта, и надпись гласила: «Дядя Отто». Для них это был просто близкий родственник, дорогой человек. А для меня – офицер враждебной армии, которая порой не отставала от эсэсовских карателей в бесчинствах.
В связи с этим я вспоминаю также одну публикацию в нашей прессе, своеобразный отчет о встрече представителей общественности Германии и России в один из самых, кстати сказать, омерзительных и позорных «перестроечных» годов. Наш ветеран, отставной полковник, во время войны – политработник, вынужден был чуть ли не оправдываться, когда представитель другой стороны, пожилой и весьма нахрапистый немец, перешел буквально на крик и, тарабаня рукой по столу, с пафосом восклицал: «А кто ответит за случаи мародёрства, грабежей, насилия над мирным немецким населением, которые творила советская солдатня!?» Что и говорить, за любое преступление следует карать того, кто это преступление совершил. Будь то офицер или рядовой любой армии, даже освободительной. Зло требует сурового наказания. Но мне, однако, захотелось ткнуть этого герра мордой в пепел сожженных заживо узников хотя бы одного из многих немецких концентрационных лагерей. Сожженных женщин, стариков, детей. И объяснить ему, что в его словах содержится истина, но не полная, что он либо преднамеренно, либо по дурости своей и ограниченности своего интеллекта врёт, нагло передёргивает.
А полная правда заключается в том, что именно Германия напала на Советский Союз и в случае победы военной машины Третьего рейха подавляющая часть населения Советского Союза, согласно детально разработанному плану, была бы физически уничтожена, а оставшаяся часть превращена в рабов в полном смысле этого слова! Россия была обречена на тотальное ограбление, истребление основ духовности. Историческая память была бы вытравлена и, видимо, навсегда стерт культурный код народа.
Правда заключается и в том, что победила Советская страна – ценой неимоверных, невиданных в истории человечества лишений и жертв – и результатом этой победы стала современная, далеко не бедная Европа. И, прежде всего, сама Германия – процветающая и зажиточная, имеющая возможность развивать науку, свою немецкую культуру, провозглашать высокие гуманитарные идеи! Хотя и делают это наши немецкие друзья порой с чрезмерной хвастливостью, бахвалятся большими достижениями и пеняют своим «освободителям» на отсутствие политической терпимости, недостаточную цивилизованность и слабый опыт развития демократии. И тут, честное слово, порой смех берёт и хочется сказать: братцы, чья бы корова мычала, только вот ваша бы молчала, особенно что касается демократических ценностей. Давно ли сами перестали поклоняться своему языческому идолу – вислозадому ефрейтору, с похабными усиками и косой челкой, и сменили армейское галифе на цивильные штаны. В историческом масштабе слишком мало времени прошло для того, чтобы перейти от уголовно-параноидального тоталитаризма, одного из самых зловещих и людоедских в истории человечества, к действительной демократии.
Приблизительно такие мысли посещали меня, когда я волею судеб оказался именно 9 мая на земле бывшего Третьего рейха, причем в Гамбурге – одном из самых крупных «имперских» немецких городов. Он встретил меня приветливо – теплой погодой, множеством прохожих, среди которых не сразу обнаружишь человека европейской расы, и тем более немца. Встретил легкой свободой, в которой угадывались никогда ранее не замечаемые мной признаки лукавства, чудного и даже забавного прохиндейства. Понял: ныне здесь ухо надо держать востро, могут надуть, облапошить в самом неожиданном месте. Еще два года тому назад приезжал сюда на автомобиле и оставлял его на ночь на улице. Сейчас знакомые не советовали так поступать, поскольку снять могут всё, что блестит, в первую очередь зеркала. С этим как-то прекрасно увязывалась усиленная любовь к «кэшу»: во многих местах перестали принимать дебетовые и кредитные карты общемировых платежных систем. В общем, царила атмосфера доброжелательности и некоторой безалаберности. Новой еще показалась и не наблюдаемая прежде трогательная азиатско-африканская хитреца в торгово-деловых отношениях, почти детская ненавязчивая предприимчивость.
Но город всё-таки, само собой разумеется, оставался немецким, хранил черты монументальности германского рейха, и не истерлась из исторической памяти особая любовь к нему фюрера, который планировал на берегу Эльбы возвести прославляющие героев нацистского государства гигантские монументы и перенести сюда из Мюнхена штаб-квартиру нацистской партии. Этой партии теперь не существует, но кое-какие идеи национал-социалистической рабочей партии Германии унаследовала современная ультраправая Национал-демократическая партия, которая именно в Гамбурге время от времени проводит шумные встречи и марши. В 2012 году такое «мероприятие» завершилось неслабой потасовкой, а в 2016 году неонацисты получили от официальных властей разрешение провести «День германского будущего». Так что Гамбург – город отнюдь не такой уж и тихий и умиротворённый. Поэтому у меня и были некоторые опасения в отношении того, как будет отмечен здесь день нашей Победы и как пройдет «Бессмертный полк».
Как и в прошлые годы, было запланировано шествие по центральным улицам города, а завершиться всё должно было митингом перед входом в Гамбургский ботанический сад «Плантен-ун-Бломен». Задолго до шествия в саду мне встретился господин с георгиевской ленточкой в петлице пиджака. Затем, услышав, что я и мои спутники говорим по-русски, нас поздравил с Днем Победы молодой человек. Вскоре территория перед ботаническим садом была заполнена сотнями людей, а в сторонке деликатно расположилось полицейское подразделение – спокойные и, как мне показалось, весьма доброжелательные «слуги закона». Но близко к ним подходить я всё-таки поостерёгся: люди при исполнении служебных обязанностей и кто знает, как они прореагируют даже на малейшую назойливость случайного прохожего. Я их сфотографировал издалека.
А митинг, между тем, проходил с незатухающей активностью – ярко, празднично, торжественно. Я сделал довольно много фотографий и только некоторые здесь публикую. С одной стороны, всё было достаточно традиционно, а с другой, нельзя было не обратить внимания на то, что некоторые транспаранты и плакаты – на немецком языке: «Мы, немцы, тоже чтим память», «8 мая 1945. День освобождения от немецкого фашизма. Фашизм не повторится! Война не повторится! Спасибо! (это слово было написано на русском языке, а дальше снова шла немецкая речь. – Б. М.). Мы говорим спасибо! Немецкая коммунистическая партия».
Участники движения «Бессмертный полк» – а это уже сообщение из Франкфурта-на-Майне – отдавали дань справедливости тем, кто пал в борьбе, вспоминали и немцев, которые выступили против нацизма. Это Альберт Кунц, Макс Зиверс и другие. Они прошли через фашистские застенки, но сломить волю этих мужественных людей нацистам не удалось.
Альберт Кунц был активистом рабочего движения и коммунистом. С приходом к власти нацистов этого было вполне достаточно для того, чтобы не просто оказаться в числе противников Третьего рейха, но и подвергнуться обвинению в государственной измене. Кунц прошел через концентрационные лагеря «Лихтенбург» и «Бухенвальд» и погиб за несколько месяцев до окончания войны во время допроса, который проводили гестаповские палачи с применением свойственных им методов.
Антифашист и профессиональный политик Макс Георг Вильгельм Зиверс был подвергнут жесточайшему преследованию за свою интеллектуальную и журналистскую деятельность. Он издавал антифашистскую газету Der Freidenker (Свободомыслящий), а позже – Freies Deutschland (Свободная Германия), номера которой нелегально из Брюсселя доставлялись в Третий рейх. Зиверс скрывался от нацистов до 1944 года и очень много сделал для того, чтобы показать истинную суть преступного режима. Но всё-таки был схвачен гестапо и казнен поистине изуверским образом – ему отрубили голову.
Это очень правильно и справедливо, что в День Победы вспоминают всех, кто выступил против бесчеловечного нацистского режима, способствовал его уничтожению. Когда в Гамбурге я видел немцев, которые участвовали в торжествах, посвященных Победе, я думал о том, что это поистине общая Победа над силами ада и зла.
Позже я ознакомился с сайтом гамбургского движения «Бессмертный полк». Вот что писала координатор Ирина Ильина: «Уже в третий раз Русская община Гамбурга организовала и провела шествие „Бессмертного полка“ по центральным улицам Гамбурга. Как и в прошлые годы, мы прошли колонной до площади у Ратхауза. Где и состоялся наш праздничный митинг-концерт. К нам присоединились уже постоянные участники нашего шествия и концерта Леонид Кошелев, солист белорусского ВИА «Верасы», и наше молодое поколение – Линда Краенкова (Арус). Они исполнили всем известные песни военных лет, а также Линда спела песню, написанную и посвященную жене, ждущей бойца с войны» (Как прошло шествие Бессмертного полка в Гамбурге 9 мая 2018 года. URL: http://www.moypolk.ru/gamburg/news/kak-proshlo-shestvie-bessmertnogo-polka-v-gamburge-9-maya-2018-go).
«Бессмертный полк» прошел во многих городах мира: «Варшава (Польша), Торонто (Канада), Гамбург (Германия), Пекин (КНР), Израиль, Кувейт, Алматы (Казахстан), Камбоджа, Салоники (Греция), Вьетнам (Ханой), Франкфурт-на-Майне (Германия), Болонья (Италия), Австралия (Сидней), Кырджали (Болгария), Норвегия, Кавала (Греция), Самоков (Болгария), Чикаго (США), Измир, Анкара, Стамбул (Турция), Гавана (Куба), Берлин (Германия), Свиленград (Болгария), Луганск (Украина), Таджикистан (Душанбе), Киргизия (Бишкек), Казахстан (Караганда, с. Центральное Карагандинской обл.), Габрово (Болгария), США (Сан-Франциско, Вашингтон, Аризона), Швеция, Корея, Бразилия, Аргентина (URL: http://www.moypolk.ru/news/pervyy-bessmertnyy-polk-2018-goda-proshel-v-kuveyte).
Интерес представляет собой, безусловно, не только информационный отчет о событии, но и, так сказать, метатекстовой аспект, другие тексты, отражающие, оценивающие, комментирующие само сообщение и вообще событие. Это тоже надо знать и обязательно учитывать, потому что иначе картина будет неполная и необъективная.
Сначала – комментарии по поводу гамбургских событий. Их авторы – в основном представители русскоязычных переселенцев на немецкую землю. Не секрет, что некоторые из них отвергают, а то и ненавидят страну, которая дала им их родной язык. Некоторые из них мечтают как можно скорей интегрироваться в немецкое общество и скептически, а то и резко негативно, относятся ко всему, что якобы не соответствует интересам их нового фатерлянда. Вот, к примеру, некто выставил морду сатаны, со «страшными» клыками и горящими глазами, и подписался ником «Harzteufel» (черт из Харца) и добавил по-русски – «Местный житель (41 год). Увлечение – патологоанатомия». «Черт из Харца» был немногословен: «И, как всегда, в всенародном шествии победителей-социальщиков началось злобное переругивание… ». Поводом, как можно судить, послужило высказывание, подписанное ником «Cheshirka»: «Завоеватели, блин, на пособии. )))». Были высказывания и в более спокойном тоне. Вот заявляет некто Sea Whale: «Что вам сказать…. Немцам нравится?» Отвечает «stanow hamburg films»: «Думаю не нравится… Если бы не было флагов и музыки, многие немцы пошли бы вместе против фашизма». В разговор включается некто Petruchio: «Вечная память и слава павшим и живым в Великой битве против фашизма и с Выдающейся победой Советского народа и Всего мира!!! Только зачем кричать во всё горло „Россия“! и нести её символику, а не флаг Победы и СССР, а также флаги США, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ФРАНЦИИ?». Ему вторит xyz xyzu: «При всём уважении к ветеранам, но это всё плоды российской пропаганды. Парады устраивать и своими флашками (так в оригинале. – Б. М.) махать нужно у себя на родине, как гласит русская пословица „в чужой монастырь со своей библией…“». Ему возражает Margaritka Romashkina: «xyz xyzu может вы чего-то не понимаете? Мы не хотим, чтобы фашизм возродился вновь. Тем более в Германии. И во всем мире люди выходят на 9 мая с фотографиями своих близких, чтобы память сохранить, чтобы не повторилось это вновь. А вы что то имеете против?». Завершает обмен мнениями некто UniMindPerson: «Понятно, куда бабло из России утекает».
Что ж, на мой взгляд, хорошо, что каждый имеет возможность высказаться. Может быть, в некоторых высказываниях есть кое-что рациональное и даже справедливое. Но всё же от многих из этих речей веет самонадеянностью, пошлостью и убожеством. Некие субъекты хотят порисоваться, хотят показать, что они выше всех вследствие своей прозорливости, этакие премудрые пескари. И в то же время они явно демонстрируют зависимость от влияния пропаганды, которая в современной Германии обрела, увы, откровенно русофобский характер.
Конечно, «Бессмертный полк» в бывшем Третьем рейхе не обделен вниманием и «большой» прессы. Есть журналисты, которые специализируются на русской теме и пишут, в частности, о «Бессмертном полке». В крупной аналитической газете Frankfurter Rundschau появилась корреспонденция, автор которой Штефан Шолль (Stefan Scholl) рассказывает об этом движении (URL: http://www.fr.de/politik/gedenkmaersche-putins-unsterbliche-regimenter-a-1274703). Казалось бы, автор представляет сугубо фактический материал, однако делает это недоброжелательно, пристрастно, с изощренной предвзятостью. Уже в заголовке он называет «Бессмертный полк» «путинским». И это неправильно и даже глупо! Далее Шолль приводит слова Аркадия Бабченко, оценивающего «Бессмертный полк» как явление «просто сумасшедшее» (можно перевести и как явление «просто ненормальное» – «еinfach durchgeknallt», буквально – «просто насквозь щелкнутое»), причем это высказывание редакцией выносится повторно в общее текстовое пространство и начинает играть, таким образом, в качестве врезки важнейшую репрезентативную и оценочную роль. А вот и подпись к фотографии: «Морские кадеты вспоминают в Санкт-Петербурге своих „героев“». Нельзя не обратить внимания на то, что слово «герои» взято в кавычки. А ведь кавычки имеют очень большое семантическое значение: мол, для кадетов воины на фотографиях – герои, а на самом деле это как бы сомнительно. Получается так: для кадетов это, дескать, герои, а для нас, авторов и читателей, это вовсе не герои! Очень серьезный, принципиальный момент! Люди на фотографиях – советские солдаты, которые одержали победу над нацизмом. Подвергать сомнению их героизм – дело неподобающее, непристойное. Противостоять им – вставать в один ряд с теми, кто им противостоял в борьбе. То есть вставать в один ряд с нацистскими варварами. Вот такие мысли приходят при чтении текста Штефана Шолля. От публикации веет ангажированностью, будто автор кому-то очень хотел угодить.
Да, конечно, не всем немцам приятно смотреть на шествие «Бессмертного полка» на немецкой земле. Многим это напоминает позорную страницу германской истории. Есть и те сумасбродные головы, которые мечтают о реванше. Диалектика любой победы очень сложна, и её надо понять. В данном случае – это демонстрация Победы над небывалой в истории человечества силой мрака и зла. Это Победа, прежде всего, наша. Но это Победа и всех нормальных людей, в том числе и немцев, которые хотят мирной и счастливой жизни.
На снимках:
1. Автомобиль, который был во главе шествия «Бессмертного полка»
2. Шествие завершилось, но люди ещё долго не расходились
3. Полицейские наблюдали со стороны
4. Надпись на плакате: «Мы, немцы, тоже чтим память»
5. Немецкие коммунисты благодарят за Победу
Фото автора