Максим Ким. Читая Амосова

Академик Н. М. Амосов умер, когда ему было 89 лет. Его жизнь – это не только беззаветное служение своему основному профессиональному делу  — хирургии, но и пример жизни человека, много внимания уделявшего пропаганде здорового образа жизни. Недавно на просторах Интернета я нашел одну из его книг на эту тему: «Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья». В предисловии автор пишет: «Тема здоровья шла параллельно с хирургией — с начала и на всю жизнь — для себя (лично), а потом и в плане популяризации…». Н. М. Амосов не только об этом писал и читал лекции, но и сам на деле всерьез занимался физкультурой и до конца жизни вел над собой эксперимент по преодолению старости. И этот опыт в каком-то роде уникален, потому что академик тем самым доказал многим своим последователям, что и в преклонном возрасте  можно вести активный образ жизни, работать, творить, мечтать, а главное – мыслить! И для этого, оказывается, нужно только пересмотреть взгляд на свой образ жизни, который для большинства людей XXI века протекает в комфортных условиях. В нашем распоряжении машины, корабли, поезда,  самолеты, стократно облегчившие  передвижения во времени и пространстве. Если наши далекие предки проделывали многокилометровые марш-броски, чтобы добыть себе пропитание, то нам достаточно поднять трубку, чтобы курьер за считанные минуты привез нам очередную пиццу…

В связи с этим Амосов пишет: «Человек умен, но ленив и жаден. Он не предназначен природой для сытой и легкой жизни. За удовольствие обильно и вкусно поесть и отдыхать в тепле он должен платить болезнями». (Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья /http://www.e-reading.club/bookreader.php).

Всю историю своего эволюционного развития человек стремился к такой вот сытной и легкой жизни. И чем дальше движется технический прогресс, тем ленивее становится человек в плане физических усилий, а итог – общая детренированность  организма, которая в свою очередь сказывается на снижении уровня здоровья.

Лично мне, чтобы избавиться от букета болячек – как то болей в коленных суставах, остеохондроза, артрита, одышки, сердечной аритмии и тому подобному, пришлось сделать огромное усилие над собой, чтобы начать просто ходить. Вначале по километру, потом по два, три… А теперь нормой стало – десять. Поначалу возникали предательские мысли: к чему все эти усилия, живи в свое удовольствие, ешь столько, сколько хочешь, спи, валяйся у телевизора… Словом, наслаждайся всеми радостями жизни. Но я сознательно объявил бескомпромиссную борьбу всем этим желаниям, потому что хочу быть активным и здоровым даже в старости.  Сходные мысли нахожу и в книге Амосова: «Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. К счастью, человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти всегда. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Еще четыре года назад мне казалось, что никогда не смогу избавиться от  своего пивного живота, но стоило только начать  ходить, как он растаял за какие-то полгода. И тогда пришло понимание: на то, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме,  времени жалеть не надо. Нужно двигаться. И как можно активнее. За время занятий ходьбой я сбросил лишние килограммы,  избавился от всех вышеперечисленных болячек. Но главное – приобрел прежнюю работоспособность.

Образ жизни, обеспечивающий здоровье, Амосов назвал режимом Ограничений и Нагрузок. В чем это проявляется? Он пишет: «Физкультура для меня одна из основ жизни. Придется рассказать историю. В раннем детстве я рос один и программы физического развития не отработал. Труд в хозяйстве прибавил силы, но не дал ловкости: плавать, танцевать и ездить на велосипеде не научился. С уроков физкультуры сбегал в школе и в институте. Но всегда был здоров. На войне впервые был приступ радикулита, потом он часто повторялся, возможно, от длительных операций. В 1954 году стало совсем плохо: на рентгене определились изменения в позвонках. Тогда я и разработал свою гимнастику 1000 движений: 10 упражнений, каждое по 100. Это помогло… Система дополнилась ограничениями в еде: строго удерживал вес не более 54 кг. Продумал физиологию здоровья, и получился Режим ограничений и нагрузок — любимая тема для публики».

Судя по этим откровениям академика, можно сделать вывод, что всерьез он задумался о своем здоровье, когда организм стал давать какие-то сбои. Это вполне понятно. Когда человек чувствует себя здоровым, то ему кажется, что всё дозволено. Отсюда и вредные привычки, и равнодушное отношение к физическим занятиям. Но всё меняется, когда ты доходишь до определенного края… И тогда человек становится перед выбором: или плыть по течению, проявляя во всем слабохарактерность, или начать усиленно работать над собой.

Режим ограничений и нагрузок каждый человек должен определить для себя сам, но во всем необходима умеренность. Чем хорош режим? Во-первых, четко соблюдая ограничения в питании, ты начинаешь контролировать его количество и качество; во-вторых, разработав для себя  систему тренировочных занятий, ты начинаешь целенаправленно работать над собой; в-третьих, избавив себя от всяких вредных привычек, ты переходишь на здоровый образ жизни.

Режим – этот система. Только в случае её применения ты можешь достигнуть определенных результатов. Для того чтобы выдержать режим Ограничений и Нагрузок, нужна, по мнению Амосова,  определенная мотивация. А где ее взять, если человек в силу своей лени способен найти тысячу причин, чтобы только себя не утруждать. Здесь нужна сильная мотивация, которая на пустом месте не появляется. Я мучительно пытался найти для себя эти мотивы. Вначале это был обыкновенный интерес: а что будет со мной через год ходьбы. Когда увидел, как смог значительно улучшить свое физическое состояние, то именно это базовое ощущение и легло в основу всех других мотивационных импульсов, потому что на одном базовом мотиве далеко не уедешь, особенно в том случае, если по большому счету твое здоровье находиться в удовлетворительном состоянии.

Так, потихоньку мотив здоровья стал совмещать с другими:

– с мотивом духовного совершенствования (все мои пешие прогулки к храму Сретения Господня связаны именно с этим желанием);

– с мотивом написания книги «10 тысяч шагов…» (как ни странно, именно реализация этого творческого замысла стала для меня одним из мощнейших стимулов в преодолении физической лени);

– с мотивом экономии (теперь практически не езжу наземным транспортом, потому что всюду по городу передвигаюсь пешком). Данный мотив, хотя и казался поначалу пустяшным (ну что значит сэкономить 100 рублей…), но именно благодаря ему смог встроить ходьбу в ткань своей повседневной жизни;

– с мотивом гармонизации своего внутреннего мира (во время ходьбы, как оказалось, можно сбалансировать не только свое психологическое состояние, настроив его на более позитивный лад, но и справиться со всеми негативными эмоциями и впечатлениями, потому что за три-четыре часа непрерывной ходьбы ты можешь более адекватно оценить ту или иную жизненную ситуацию, более спокойно осмыслить какие-то конфликтные ситуации и прийти к некому компромиссу в разрешении внутренних противоречий);

– с мотивом приобщения к природе (мое счастье, что  живу рядом с Сосновским парком). Всю жизнь любил леса, но из-за обыкновенной лени практически там не бывал. Теперь зимой и летом нахожусь в живой природной среде, уединяясь вместе с деревьями от городского шума и суеты.

Среди причин, из-за которых человек не хочет вести здоровый образ жизни,  Амосов называет психику, которая склонна воспринимать любые усилия как скуку: «Заниматься физкультурой не только лень, но еще и скучно — одни и те же движения, повторяй и повторяй». Да, действительно, нет ничего вдохновляющего, когда по сто или двести раз тягаешь гантели или преодолеваешь в полном молчании десять километров. Конечно, можно наушники надеть, чтобы послушать музыку, но и это вскоре надоест. Поэтому я во время физических упражнений или прогулок, как правило,  обдумываю наиболее актуальные для себя проблемы. Смотришь, и время незаметно пролетает, а главное – находишь решения многих вопросов.

Далее Амосов обращает внимание на внешние условия, которые ставят довольно жесткие рамки для энтузиастов физкультуры. Немногие, по его мнению,  «способны преодолеть препятствия: насмешки окружающих, шум и чад машин, жесткость тротуаров, дождь и холод. Для всего этого требуются повышенные мотивы, а их-то как раз и мало. В силу этих обстоятельств планомерная тренировка на улице не прививается у нас». Лично я эту проблему решил с помощью нахождения оптимального пути до работы в своем микрорайоне. Возможно, мне в данном случае повезло, что живу на окраине города, рядом с прекрасными прудами и парками.  Но даже если оптимальных условий для занятий спортом нет, то все равно что-то можно придумать. Здесь главное – желание. А что по этому  поводу думает социальное окружение, меня, честно говоря, мало волнует. Кому какое дело, куда отправился человек пешком…

Еще одна важная причина – погодные условия. «К сожалению, именно от пропусков по погоде чаще всего и кончается увлечение бегом»  – заключает  академик. Ну и эта проблема решаема, если принять известную фразу, что у «природы – нет плохой погоды». Да – метафора. Но если ты имеешь в гардеробе соответствующую одежду для тех или иных погодных условий, то проблема отпадает сама по себе. В моем тренировочном дневнике  расписаны все температурные показатели, исходя из которых я и одеваюсь. Хотя, конечно, живя в Санкт-Петербурге, порой бывает очень сложно приноровиться к капризным погодным условиям. Но и в этом случае, одеваясь по принципу «капусты», могу корректировать свое снаряжение по погоде. Но главное здесь все-таки – приучить себя к планомерным тренировкам на улице. Начиналось это с выбора оптимального маршрута, спортивной экипировки, системы бонусов, питания и всяких других хитростей, направленных на то, чтобы ходить, а не ездить на общественном транспорте. Это означало не только перехитрить тело, но и найти для него свои смыслы и основания, потому что во многом наше тело живет по своим генетическим законам. Допустим, наш разум против переедания, а тело напротив – за, потому что привыкло откладывать пишу про запас. Отсюда гиподинамия – бич современного общества. После сытной еды, как правило, тело хочет расслабиться, несмотря на то, что своим умом мы понимаем, что, чем больше лежишь, тем больше жиров откладывается, да и процесс метаболизма в организме замедляется. Поэтому без активного сопротивления этим телесным позывам и слабостям борьбу с сидячим образом жизни не победить.

И здесь возникает важный вопрос о целеустановке. Амосов предлагает: «Ходить чуточку веселее, потому что можно цель иметь — на работу, домой, по сторонам можно смотреть…». Но все равно ходьбу как вид физических упражнений он особо не жалует, предпочитая бег трусцой: «Чтобы иметь удовлетворительную тренированность, если верить Куперу, нужно ходить не меньше часа и покрывать расстояние почти 6,5 километра. Надо очень быстро и напряженно идти. Стоит замедлить шаг до 5 километров в час, и нужно уже проходить десять километров каждый день. Такие расстояния нереальны. Времени нет, разве что у пенсионера. Поэтому ходьба как метод тренировки хороша в качестве вводного курса или как дополнение к другим видам нагрузки. Она незаменима для восстановления сил после болезней, вполне пригодна для пенсионеров, у которых много времени, будь то пожилые люди или сердечные больные».

Несколько лет хожу в одном и том же темпе: 5,3 километра в час. Бывает и больше. Но все равно ощущаю физический эффект. Прежде всего, это проявляется в сжигании лишних килокалорий и в поддержании физического тонуса. Да, действительно, времени на ходьбу уходит много, но когда она соотнесена с определенными целями (дойти до работы, прогуляться с внуком, обдумать план очередной статьи и т. д.), времени как бы и не замечаешь. Когда же ходьба переходит в привычку, то это уже потребность. Самым важным фактором в занятиях ходьбой является свежий воздух. Занятия на воздухе более эффективны, чем в спортивном  зале. Каждому человек важно найти свой оптимальный вид двигательной активности. К примеру, в этом году я попробовал бегать, но тут же возникли проблемы со связками в голеностопе. В ходьбе важна не скорость (особенно для пожилых людей), а регулярность и длительность. У Амосова была своя система физических нагрузок: «Гимнастику из 1000 движений делаю даже дважды в день. Трачу на физкультуру немного больше часа. Теперь уже времени на это жалеть не приходится».  Это при том, что у 80-летнего академика был искусственный стимулятор в сердце. Нормальное функционирование всего организма он достиг за счет жесткого режима ограничений и нагрузок. Но во всем нужна, как он считал, разумность и умеренность: «Для общеукрепляющих упражнений желательно, чтобы они были равномерными, состояли из однотипных повторяющихся движений, которым можно задавать темп и получать равномерную нагрузку. Пример: бег и ходьба». Очень разумно он подходит и гимнастическим упражнениям, считая, что данный вид нагрузок «не лучшее средство общей тренировки организма и его сердечно-сосудистой системы, поэтому ее нужно применять в том количестве, которое нужно для суставов и мышц. Гимнастика для здоровья — это тренировка суставов и в меньшей степени мышц. Нет нужды придумывать сложные упражнения и менять их часто. Для упрощения дела важно, чтобы они запомнились до автоматизма, чтобы делать быстро и не думать». К пониманию этого пришел и я, когда почувствовал определенную атрофию мышечной массы на руках. Вот тогда приобрел гантели. И снова порадовали успехи: мышцы приобрели определенную эластичность, меньше стали болеть суставы в шейном позвонке и на спине.

Амосов в последние годы жизни экспериментировал с физическими супернагрузками, которые нужны были ему для того, «чтобы телесная немощь  не помешала трудиться голове». (Система долголетия от Николая Амосова. URL: http://naturalmedicine.ru/stati/3029-sistemadolgoletiyaotnikolayaamosova.html). Да, действительно, старость – это то недалекое будущее, к которому мы все рано или поздно приходим. И оказывается, что в этом будущем для большинства людей ничего хорошего нет: немощь, болезни, социальная незащищенность и невостребованность. Поэтому, чтобы быть «на коне», нужно следовать советам академика Амосова, который и в восемьдесят лет неустанно работал над поддержанием своего физического состояния.

Застой – вот главный бич старости.

Застой во всем: и в мыслях, и в действиях, и в желаниях, и в чувствах.

К старости человек, как больная рыба, ищет укромного дна и покоя.  Но этому процессу старения можно противостоять активными физическими упражнениями. Здесь главное, как советовал академик Амосов,  себя не жалеть и  противодействовать своей немощной старости.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s