Ирина Дудина. Талантливая книга Марии Панкевич — отрезвляющая и обнадёживающая любовью и верой

В Петербурге появилась новая писательница, которой есть о чём писать и которая наделена талантом писать. Что выгодно отличает её от тех, кто писать умеет, но им не о чем писать, или от тех, кому есть о чём, но художественная литература не получается.

Мария Панкевич. Вышла первая её книга «Гормон радости».

Один мой знакомый стал отговаривать свою племянницу от карьеры прозаика: «Ты же бесконечно правильная девушка, ты не умеешь и не любишь грешить. Из тебя не выйдет писателя!». Тема, конечно, философская — личный опыт автора и его влияние на человеческую глубину текста.

Мария описывает женскую тюрьму, где большинство женщин стали преступницами, прикоснувшись к наркотикам. Это талантливое и детализированное описание крикливого ада и его адских обитательниц. Огрубелые, растерзанные своими огнедышащими пороками нежные представительницы человеческой расы бьются в замкнутом круге своей злосчастной судьбы, движущим моторчиком которой стала сладострастная зависимость от наркоты и других искушений. Все они бессильные жертвы, лишённые иммунитета против падения вниз. Коготок увяз — всей птичке пропасть. Дал слабину, слюбопытствовал на финтиклюшки чёрта, и обратно пути нет. Это тебе не «Записки из мёртвого дома» Достоевского, поражающие христианской глубиной раскаяния, смирения и прощения, приятия наказания, отрезвляющего и очищающего душу в горнилах ужасов заключения. Здесь падшие существа просто выживают в новых кругах ада, который сами и излучают своими жадными до похотных самолюбивых удовлетворений натурами. Не делай другому того, чего не хочешь себе. А в том то и ужас — что самим себе они хотят злого. Структура личности преступниц основана на изумительном отсутствии светлого отрезвляющего центра. Материнство, любовь, связь с мамой — всё измято во имя «гормона радости».

Вторая линия книги — это «детские воспоминания» «лирического героя» книги, от «Я» которого разворачивается текст. Тоже очень интересное, яркое исследование состояния современной семьи. Девушка смачно описывает чудовищно грубого, беспощадно жестокого отца, разговаривающего со своим детьми ангельского возраста как с циничными старыми зэками. Смертельно усталый от некоей загадочной работы, к тому же измученный нелюбовью своей жены, которую сам-то он явно любит по-своему, отец вымещает горе своё на детях, нанося им психологические неизлечимые травмы. Дитя, желающее видеть в семье опору, находит именно в семье презрение, унижение, неверие.

Детишки, описанные автором, конечно, не подарок. Это некая семейка Адамс, только их преследуют не мультяшные членовредительства, а самые настоящие, больные и кровавые травмы. Все, от бабушек до внуков, отличаются душевной чёрствостью, неумением относиться к другому с любовью, нежностью, трепетом. Человек человеку — мультик канала «2х2». Мат, яростное раздражение, неумение сдерживать свои животные эмоции, при этом бешеный темперамент, движуха, игривость, любознательность отличают членов этой семьи. На дне её явно лежит катастрофический слом человечности. Кто-то из предков когда-то не понял, что человек отличается от животного тем, что умеет управлять собой, подавлять в себе пороки, различать добро и зло. И вот этот человек, не знавший о существовании Бога и решивший радостно, что «всё дозволено», он породил своих потомков, которые в четвёртом поколении дружно погрузились в ад. Хотя вроде бы снаружи им было всё дано, всё, как у людей. Папа и мама, сын и дочка, бабушка. Не лишённые интеллигентских устремлений родители давали детям возможность развивать таланты. Книги, занятия музыкой и спортом. Даже родители вроде как и не алкоголики.

Но из семи смертных грехов тут угнездился и расцвёл особо пышным цветом тот, что называется гневливостью. Малейшая ерунда, и человек, подобно зверюге, взрывается как порох, изрыгает проклятия и злобу. А словом можно убить…

Книга состоит из разноплановых фрагментов, написанных живым языком и представляющих собой отрывки писем, дневников, «воспоминаний детства». Какое преступление совершил «Я», остаётся в тени и за чертой табу, куда вход непосвящённым категорически запрещён.

Фрагменты выстроены необычно. Сначала возмездие и ад тюрьмы, калейдоскоп адских судеб и страдалищ. Это самая сильная и интересная часть книги, так как полна жизненного этнографического, социального и реалистического материала. Всё с сильной нотой критики в адрес «пенитенциарной системы в современной России», которую легко могут поднять на знамя борцы за «права человека», считающие, что где-то там и тюрьмы лучше, ну типа санатория со сладкими печеньками. Забывая об электрическом стуле и тюрьмах типа «Гаэнтаума» в стране «наивысшей степени свободы и демократии». Потом идут «детские воспоминания», затем врываются «письма любви», любовная изысканная переписка заключённой и некой возвышенной любящей души на свободе, несколько сомнительного оттенка. Потом всё погружается в кровавый морок преступления и заключения, не дающий представления о том, что же совершилось. Оттуда автор выводит нас на поля задорных путешествий и приключений с ментами.

Заканчивается книга словно ударом чистой и странной душевой струи, призванной смести всю кровь и грязь предыдущих описаний. Преступнице некий священник советует читать конкретный псалом. И вот книга в стиле Володи Сорокина заканчивается концептуалистски текстом псалма на староцерковном языке. Текст этот наполнен большим количеством непонятных, неожиданных слов, от чего он выглядит как речь Ангела на непонятной человеку, но отрезвляющей и обнадёживающей любовью и верой мове. Что мне кажется удачным.

В книге «Гормон радости» абсолютно нет раскаяния. Бердяев писал, что человек-раб живёт чувством обиды, а свободный человек чувством вины и ответственности. Совершившие преступления женщины в книге — всё сплошь жертвы обстоятельств, но не самих себя, не своей запутанки в пороках и слабости. К томе же часто они описаны как мультяшные злодеи, и кровь их клюквенная похожа на картинки детективов ТВ. К некоторым персонажам просвечивает жалость. А жалость не есть глубокое чувство, выше жалости — печальное ясновидение греха, покаяние, приятие, прощение.

Русская литература богата описаниями тюрьмы. Женская зона – это новый, ещё непаханый пласт. Тем более, что нынешнее человечество, активно отказывающееся от Бога в сторону полной всевольки, идёт по пути греха семимильными шагами, и женщин-преступниц, которые всегда были эксклюзивны, становится всё больше. Женская эмансипация и тут, норовя блюсти «права человека» и равенство полов, приближает слабый пол к сильному с космической скоростью. И в описании тюрьмы есть два пути. Путь Достоевского и Ширяева, и путь Солженицына. Достоевский намного интересней.

Финал книги в виде 90 псалма – он в этой ситуации, не дотянувшейся до глубокого раскаяния незрелой личности, которая не находит сил простить отца, бабушку, пенитенциарную систему, он в этой ситуации — единственный выход. Когда человек слаб, обессилен, придавлен к земле и аду пятой греха, единственное, на что ему можно надеяться, – это на милость Божью. Молитва мытаря была бы тут очень уместна.

В целом книга написана явно очень талантливым, думающим человеком, девушкой с большим человеческим опытом, от которой хочется ждать новых витков духовного развития и новых книг. «Гормон радости» — это книга уровня книги воспоминаний и обличений отца пианисткой Полиной Осетинской. Говорят, что человек становится взрослым, когда находит в себе силы простить родителей.

Книгу я бы поставила в одном ряду с книгами двух петербургских авторов. Со стихами Наташи Романовой и с книгой «30 щенков» Сергея Андреева. Книга С. Андреева — детализированное описание ада, основанное на ментовском опыте работы в отделе полиции по борьбе с преступлениями на сексуальной почве. Стихи Н. Романовой — это такие запредельно циничные мультики в стиле «2х2». Оба автора отличаются запредельной скрытой ледяной тоской и звериным воем человека по потерянному и разрушенному человеческому. Тоской, которая прикрывается смешливым хохотанием над непристойностями и поруганиями всего святого. Цинизм, который простачки могут принять за подлинную позицию и потакание к действу, на деле — печальная маска убитой утончённой нежности. Как писал в «Дневниках» протоирей Александр Шмеман об экзистенциалистах, что их чудовищно циничное неверие и безбожие выглядит как истеричный вопль вопрошения человека к непонятому и не раскрывающему себя пред ними Богу, и вопль этот более религиозен, чем хладное выполнение ритуалов обывателями, которые не холодны и не горячи, как и их вялая молитва. Все три автора пишут ярко и талантливо

Мария Панкевич умна, образована, талантлива, наполнена бешеной энергией. Ей, с её чувством слова, по плечу большая литература. Хотелось бы предостеречь автора от лёгкого скольжения и попадания в руки смакователей обиды, на стороне которых гранты, деньги, премии, пресса. Хотелось бы от неё исследования бездн духа на новом витке взросления.

Комментарий редакции газеты «Петербургский публицист»: Мария Панкевич — петербургский журналист и писатель. Не так давно она успешно окончила Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. Мария работала PR-директором в издательстве «Амфора», выпускала в Москве «умный глянец», публиковалась в ведущих федеральных и региональных изданиях России. Её рассказы выходят в сборниках (см., напр.: Панкевич Мария. Изолятор // Невский наблюдатель: Поэзия. Проза. Литературная критика / отв. ред. И. В. Колодяжный, Б. Я. Мисонжников. СПб.: СПбГУ, Изд-во ВВМ, 2015. — 168 с.), по её текстам ставят этюды и моноспектакли. А ещё Марию привлекает аналитическая и исследовательская область научного знания, в её планах — написать и защитить диссертацию.

Первая книга Марии Панкевич — «Гормон радости». Это полное драматизма повествование о несчастных судьбах заключенных женщин. Книга вышла в издательстве «ЛИМБУС ПРЕСС» в 2015 году. Она собрала большую российскую и зарубежную прессу, отзывы ведущих литературных критиков страны. Книга была ярко представлена в Москве и в Санкт-Петербурге.

Поводом для публикации рецензии журналиста, писателя, издателя и художника Ирины Дудиной на книгу послужил недавний выход аудиоверсии «Гормона радости». Текст читает актриса Ирина Воробьева. Аудиокнига размещена на всех возможных ресурсах, и удивительно, что постарались неизвестные добровольцы, а для писателя это стало приятным сюрпризом. «Гормон радости» теперь можно слушать! Ссылки на аудио: https://audioknigionline.ru/17179-marija-pankevich-gormon-radosti.html

https://listen-books.ru/audioknigi/sovremennaya-proza/mariya-pankevich-gormon-radosti.html

Сейчас Мария Панкевич ждет выхода следующего своего остросоциального романа под называнием «Долина красоты». Название отсылает нас к любовным романам Барбары Картленд, и книга эта действительно о любви, но тема рассмотрена совсем под другим углом. Главная героиня книги — девочка-подросток, которую родители отправили в экспериментальную патриотическую школу-интернат для гениев, на поверке оказавшуюся тоталитарной сектой. Когда у родителей нет потребности видеть своего ребенка каждый день, ему приходится выживать в одиночку и взрослеть не по дням, а по часам. Новаторская педагогическая площадка с лубочными домиками и суровыми правилами содержания детей оказывается настоящей школой жизни, школой подвигов.

Организация, описанная в книге, известна давно и функционирует по сей день, поэтому художественный текст имеет документальную основу, как и в предыдущей работе автора — первой в России книге о женской тюрьме. Издатели уверяют, что «таких книг в России две с половиной» и создали под выпуск серию “Young adult”. Речь идет о литературе, в которой описано взросление юного человека, формирование его личности и сопряженные с этим проблемы. Издательство «ЭКСМО» напечатает книгу во второй половине 2019 года.

На фото:

  1. Книга Марии Панкевич «Гормон радости» (разворот обложки);
  2. Книга Марии Панкевич «Гормон радости»обложка Гормон радости_Панкевич_разворот

обложка Гормон радости_Панкевич

One thought on “Ирина Дудина. Талантливая книга Марии Панкевич — отрезвляющая и обнадёживающая любовью и верой

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s