Сергей Николаевич Ильченко – профессор, доктор филологических наук. В 1980 году он с отличием окончил театроведческий факультет ЛГИТМиКА, получив специальность «театровед». Проходил военную срочную службу в Советской Армии. В 1983 году был приглашен на работу в Главное управление культуры Исполкома Ленсовета (позже — Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга), где и работал по февраль 2001 года. Последние десять лет – в качестве пресс-секретаря. Провел за это время около 500 пресс-конференций. Являлся также пресс-секретарем таких крупных международных и всероссийских культурных проектов, как международный кинофестиваль «Послание к человеку», фестиваль «Виват кино России!», мировая премьера фильма «Онегин», акции «Окно в Нидерланды», Месяц европейской культуры, всероссийская премьера фильма О. Стоуна «Д. Ф. К. », международного балетного конкурса «Майя-94», церемония перезахоронения останков семьи Николая Второго, 200-летие со дня рождения А. С. Пушкина и др. В периодической печати начал выступать с 1981 года. Публиковал статьи, посвященные вопросам культуры и искусства, международного сотрудничества, в большинстве ленинградских изданий. Являлся обозревателем газеты «Невское время», вел колонку «Телевзгляд» в газете «Санкт-Петербургский курьер». С 1985 года сотрудничал с Ленинградским радио. Являлся автором и ведущим программ «Легенды и мифы ХХ века» и «Акценты недели» (радио «Петербург»), «Восемь с половиной» и «Музыка в кинозале» (радио «Россия»). Сотрудничал с различными программами Ленинградского телевидения: «Музыкальная лоция», «Прогноз-информ-ревю», «Адамово яблоко», «Воскресный лабиринт», «У всех на виду», «Пять вечеров». С 1999 по 2002 год выпускал на Пятом канале авторскую программу «Мужские истории». По мотивам передачи была издана одноименная книга. Член Союза журналистов с 1998 года.
Перевал Дятлова: как один заслуженный журналист воскресил некрофилию… в журналистике
В припадке отчаянной любви к теням мертвецов из прошлого наши родные СМИ и, прежде всего, телевидение, вновь вытащили на свет божий мутную историю о гибели уральских туристов 60-летней давности.
Теперь вся страна, затаив дыхание, следит за тем, как… Генеральная прокуратура пытается и на елку влезть, и не поцарапаться (то есть не уронить свой авторитет в глазах российских граждан). Проще говоря, возобновив расследование о гибели так называемой «группы Дятлова», но тщательно маскируя и скрывая некоторые невыясненные обстоятельства этого трагического происшествия, случившегося с десятком лыжников из Свердловска в пустынных местах северного Урала.
Все это подогревает интерес и к без того загадочному сюжету, на котором уже изрядно информационно топтались и газета «Комсомольская правда», и ряд федеральных телеканалов. Автору этих строк уже доводилось вступать в полемику с журналистами, любителями информационной некрофилии, несколько лет назад. И уже тогда было ясно, что все эти расследовательские потуги акул пера и монстров эфира – не более чем желание привлечь на свою сторону внимание соответствующей аудитории. Тогда насчитывалось 64 версии гибели «группы Дятлова». Сегодня их уже 75. И несть им конца.
На это можно было бы не обращать внимания, если бы не тот цинизм, с которым главный редактор и по совместительству генеральный директор издательского дома «Комсомольская правда» Владимир Сунгоркин публично признался в том, что всю эту дятловскую историю затеяла его газета по его личной инициативе и при его непосредственном участии в целях погони за рейтингами и ростом тиражей и без этого успешного, но изрядно пожелтевшего издания. Исповедь главреда прозвучала в стенах факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова на пленарном заседании в рамках международной научно-практической конференции при огромном стечении представителей вузовской науки, которые и готовят будущих «акул пера».
Автор этих строк не удержался и задал прямой вопрос медиамагнату, недавно получившему звание «заслуженный журналист России». Суть его была проста: доколе газета при поддержке федеральных телеканалов будет дурить голову своими некрофильскими потугами на сенсацию, в буквальном смысле слова устраивая пляски на телах трагически погибших туристов? Ответ «заслуженного журналиста» поразил всех. «Мы не заинтересованы в раскрытии тайны гибели группы Дятлова», – выдал секрет Полишинеля редакционной политики своего издательского дома господин Сунгоркин. После подобного признания остается только развести руками и удивиться тому, что еще кто-то наивно верит в искренность подобных «профессионалов лжи».
Поэтому и соревнуются наперебой коллеги В. Н. Сунгоркина в поисках версий гибели группы Дятлова. Возникают варианты один другого фантастичнее, вплоть до каннибализма местных жителей и визита пришельцев. Даже в Голливуде финский режиссер Рене Харлин успел снять свою «страшилку» о зверях-мутантах, уничтоживших ни в чем не повинных туристов-любителей. Про псевдонаучные и псевдосенсационные публикации в виде книжек, брошюр и статей я вообще молчу.
Хотя об истинной подоплеке реальных причин того, что случилось с дятловцами, сильно догадываюсь после разговора с одним из моих студентов, который проходил срочную службу в армии как раз в окрестностях того горного перевала, нынче именуемого «перевалом Дятлова». Ответ на мой вопрос о том, что же там на самом деле случилось зимой 1959 года, был настолько прост, что, боюсь, он моментально разрушит с таким трудом возводимое журналистами и СМИ здание загадки-легенды. Но поскольку я дал слово не распространяться о том, что сам узнал, то промолчу на сей счет. В том числе и потому, чтобы не оставлять коллег без информационного хлеба насущного под названием «фейки».
Суета вокруг гибели девятерых человек 60 лет тому назад в медиапространстве не исчезает, а только нарастает. И вот уже государственный телеканал «Россия24» демонстрирует лже-документальный фильм «Перевал Дятлова. Конец истории», в котором наши с вами налоги потрачены в очередной раз на какую-то экранную бульварщину в виде инсценировок того, что якобы случилось на северном Урале. Даже в выпуске прогноза погоды зрителям продемонстрировали климатическую схему тех дней на северном Урале, якобы объясняющую 76-ю версию гибели группы.
А вслед за ним анонсируют грядущие премьеры телерасследований и другие каналы, прямые конкуренты ВГТРК. Правда, никого не смущает тот факт, что гибель самодеятельных туристов из Свердловска не была чем-то исключительным. По неофициальным данным, в Советском Союзе число туристов, которые расстались с жизнью на маршрутах по разным причинам в течение года, сильно переваливало за сотню, но почему-то ни Генеральную прокуратуру, ни тележурналистов эти инциденты не интересуют.
Так что можно наслаждаться в очередной раз той экранной мистификацией и псевдопоисками истины, о которых радеют наши горе-профессионалы журналистского дела. Но это еще не конец истории. Почему бы, например, не рассмотреть как одну из возможных версий о причастности к дятловской истории Б. Н. Ельцина, который в это время уже трудился на ниве строительства в Свердловске. А есть еще загадка Тунгусского метеорита и не раскрыто местонахождение библиотеки Ивана Грозного, не говоря уже про янтарную комнату или золотой запас царской России. Выбирайте сами.
Тем временем Владимир Сунгоркин не успокаивается. И вот уже честный-пречестный Дмитрий Борисов дважды, с разрывом в неделю (4 и 11 февраля) продолжает его дело «расследования» в выпусках программы «Пусть говорят». В одном из которых «заслуженный журналист» вновь появился на телеэкране со своими эпическими откровениями об «одной из главных загадок ХХ века» (не больше и не меньше). Но от всего этого распространяется такой неприличный аромат информационного некрофильства, что хочется не только отправить «КП» по прямому назначению в известное заведение, но и, выключив телевизор, тщательно вымыть руки с мылом.
Достала Алла, или Скромность – сестра таланта
Федеральные телеканалы очень ждали этот юбилей, чтобы развернуть зрелище торжествующей пошлости и наглости со всем размахом в честь самозванной примадонны. Такого не было даже тогда, когда во времена СССР отмечали 100-летие со дня рождения В. И. Ленина. Нынче дата была явно пожиже, на тридцать лет. Но вот имя виновницы телеторжеств нынче знает вся страна – от мала до велика.
Конечно, было понятно, что Алла Борисовна с присущей ей скромностью вряд ли заберет в свое распоряжение все семь дней эфира, но вот прошедший уик-энд она никому не отдала. И царила в эти двое суток повсюду. Остается только удивляться тому, как в стороне от этого события остались CNN и BBC. Мы же имели перед глазами то, что нам показывали.
Все началось в субботу, 13 апреля, в 10.15, с бесконечного марафона на Первом канале под названием «Алла Пугачева». И длился он до 19.30 с перерывом только на выпуски новостей. В этом фимиаме последней народной артистке Советского Союза нашлось даже место ее мужу, годящемуся юбилярше в сыновья (все-таки 27 лет разницы в возрасте никуда не делись из паспорта!), который незатейливо назвал документальный фильм – «Максим Галкин. Моя жена – Алла Пугачева». Впрочем, чему удивляться, если непосредственно в день юбилея на государственном телеканале «Россия-1» случилось еще более целомудренное шоу под названием «Откровения мужчин Примадонны». И уж понятно, что нам сполна показали, как каются в любви к Алле Борисовне подданные ее эстрадного королевства, ближайшие подруги и подружки, не говоря уже о родственниках.
Сама же мадам Пугачева добилась на том же канале показа собственного юбилейного концерта, пытаясь доказать, что ее хриплый голос все еще может волновать тех, кто искренне и взволнованно сорок с лишним лет тому назад внимал ее пению. Тогда, когда звучали «Арлекино» или «Не отрекаются, любя». Это было открытием нового имени, новой искренности на эстраде. Но с годами все это куда-то делось, растаяло в скандальных и интимных похождениях, вынесенных певицей на всеобщее обозрение. Временами складывалось устойчивое ощущение, что эстрада стала для нее этаким публичным будуаром, в котором стыд не дым, глаза не выест.
Не устоял перед соблазном привлечь к экранам аудиторию и канал НТВ, показавший на исходе юбилейного дня какую-то невнятную программу под названием «Прямая линия общения Аллы Пугачевой и Максима Галкина с народом». Правда, народ не спросили: хочет ли он видеть эту молодящуюся даму в воскресный вечерний прайм-тайм. И как на этом фоне принуждения к восхищению не вспомнить ровно такую же дату в жизни Валерия Леонтьева, случившуюся месяц назад. Было тогда, как и нынче, субботнее ток-шоу с юбиляром на Первом. Был и показанный в эфире юбилейный концерт. И более ничего (кроме дежурных чествовательных репортажей в новостных выпусках).
Впрочем, за уик-эндом последовал понедельник, который тоже не обошелся без нашей всероссийской скромницы. Беседам и откровениям не было конца. И никуда от этого беспредела было не деться. Бесконечность эфирного душевного стриптиза Аллы Борисовны превзошла по своей бессмысленности иные политические ток-шоу про украинские дела. Нахрапистая «мадам Брошкина» самолюбовалась почище, чем какая-нибудь Ольга Бузова. Так и хотелось позвонить в тот самый исповедальный эфир и сказать вслух: «Достала, Алла!»