Александр Бухтояров. Подвижнические труды генерала Кирьянова

Почему генерал Кирьянов стал героем моего очерка? Более четверти века назад нас сдружила тема безопасности дорожного движения. Для меня она как часть журналистского ремесла, для него – единственная и главная на всю жизнь. При всей симпатии к энергичному офицеру как профессионалу своего дела, тогда я и предполагать не мог, что истинный масштаб его личности откроется гораздо позже, через много лет.

   Бесспорно, что генералу Виктору Кирьянову удалось вывести на современный уровень Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. А благодаря его инициативам в законодательной сфере удалось снизить аварийность на дорогах и сохранить тысячи человеческих жизней.

   После его выступлений с трибуны ООН Россия стала одним из самых активных участников международной деятельности по безопасности дорожного движения и повлияла на мировую повестку по этому вопросу. И, наконец, он вместе со своей командой единомышленников впервые в стране разработал федеральную государственную программу безопасности дорожного движения, организовал первый и долгожданный в России этап гонок «Формула-1».

    Виктор Николаевич  –  патриот своей малой родины, города Тихвина,  – принял самое непосредственное участие в восстановлении Тихвинского Богородичного монастыря и Тихвинского шлюза, в учреждении международного музыкального фестиваля имени Римского-Корсакова. В. Н. Кирьянов  –  Почетный гражданин города Тихвина и Ленинградской области.

   В 2004 году генерал Кирьянов участвовал в переговорах, а затем сам лично сопровождал  Икону Тихвинскую Божьей Матери в пути из Чикаго в Тихвин. Возвращение Иконы в Святую обитель стало поистине историческим событием для нашей страны.

Надо отметить, что Виктор Николаевич водит машину уверенно и спокойно. Замечает всё вокруг и удивительно быстро реагирует на изменение дорожной обстановки. Правильно выбирает режим движения, почти интуитивно предугадывает действия других водителей. Реакция отменная. На звонки по телефону отвечает только по громкой связи, на вопросы пассажира — по привычке не поворачивая головы к собеседнику.

…Плавно трогаемся, негромко звучит из динамиков музыка одного из любимых генералом исполнителей   Игоря Талькова.

На тему безопасности за рулем Кирьянов может говорить бесконечно. Перемены диктует время, но, согласитесь, непросто идти в одну ногу с ним, когда надо ломать стереотипы в старой системе.

         — За последние годы изменилось многое на дорогах, — констатирует Виктор Николаевич. — Водители стали пристёгиваться ремнём безопасности? Стали. Девять из десяти пристёгнуты. Стали ли водители вежливее, уступать дорогу пешеходам? Стали. Меньше выезжают на полосу встречного движения? Меньше. Начали пристёгивать детей и возить их в креслах? Начали. Меньше сейчас пьяных за рулём? Меньше, — уверенно сам и отвечает генерал.

        Мы много лет знакомы, и я помню, как энергичный офицер всегда обращал на себя внимание коллег основательностью суждений, доскональным знанием дела, умением профессионально организовать работу, упорством в отстаивании своей точки зрения, при этом не игнорируя мнения подчиненных.

Мог ли мальчишка из Тихвина, полвека назад еще небольшого  городка  в  Ленинградской  области, вообразить, что пройдут годы — и он будет представлять на разных континентах планеты, по сути, всю страну, предлагать пути решения транспортных проблем, охвативших весь мир?

Родился Виктор Николаевич в 1952 году в Тихвине. Семья жила в старом бараке на территории бывшего леспромхоза, от которого сегодня и следа не осталось. Рос, как и все его сверстники, играл в казаков-разбойников, в футбол,  лазил по соседским садам. И даже успевал учиться в музыкальной школе игре на баяне. Мечтал ли тихвинский  мальчишка стать генералом, задумывался  ли о том, какое будущее приготовила ему судьба? Скорее всего, он просто шёл в жизни по прямой линии. И никакие «объективные обстоятельства» не могли побудить Кирьянова свернуть в сторону, туда, где легче и проще.

Первая встреча с ГАИ произошла, когда юноше купили  мотоцикл «Восход». Радовался он новенькому мотоциклу от всей души. Быстро научился лихо ездить. А водительского удостоверения еще не было.  И когда тихвинские гаишники его «ловили», то Серафима Ивановна, мама будущего генерала, всякий раз платила штраф. Было стыдно, поэтому парень всерьез стал готовиться к экзаменам и сдал «на права» с первого раза.

А потом Виктор подружился с дорожными инспекторами. За неуёмную энергию, упрямство и настойчивость шестнадцатилетнего подростка выбрали командиром общественного отряда мотоциклистов, который помогал местному ГАИ поддерживать порядок на дорогах. Так для молодого Кирьянова началась  пока внештатная — служба на дорогах.

И не забудет бывший командир молодых мотоциклистов-дружинников о первых шагах в ГАИ. Через много лет он будет наставлять   юных инспекторов-школьников: «Помните, что правила дорожного движения, о которых вы рассказываете людям, написаны кровью. Кровью тех, кто пострадал или погиб на трассах».

Сегодня сотрудники ГИБДД помогают организовать детские автогородки (такие, как на малой Родине Кирьянова в Тихвине), проводят акции, призванные воспитать у подрастающего поколения культуру поведения на дороге.

— Очень горжусь нашими юными инспекторами дорожного движения,— рассказывает Виктор Николаевич. — Освоившие с помощью автоинспекторов правила дорожного движения, ребята из отрядов ЮИД с чувством особой гордости осознают свою  миссию — личную ответственность за безопасность людей на дороге. Они не стоят с жезлами на перекрёстках, не штрафуют нарушителей. Они — пропагандисты.

Но воспитание смены  — пока в будущем. Отслужив  в  армии,  Кирьянов  вернулся  в  родной  город   и устроился в местное подразделение ГАИ. В Тихвине Виктор Николаевич прослужил двадцать лет, сполна познав трудности дорожной службы: работал дознавателем, госавтоинспектором, начальником межрайонного регистрационно-экзаменационного отделения.

Годы службы, отданные родному городу, еще откликнутся в судьбе будущего генерала – по воле судьбы он примет непосредственное участие в возвращении в  Тихвин главной святыни – чудотворной иконы Божией Матери Тихвинской. А пока энергичного, инициативного, со свежими идеями сотрудника  приметили в Управлении ГАИ Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Он охотно делился опытом работы с коллегами из других районов, смело и аргументированно выступал на совещаниях  различного  уровня. И в 1994 году был назначен на должность начальника  созданного из двух  самостоятельных подразделений отдела по регистрационно-экзаменационной работе Управления ГАИ  ГУВД.

В это же время началось строительство регистрационно-экзаменационного Центра на шоссе Революции. Таких МРЭО в стране ещё не было. Сдать Центр в эксплуатацию нужно было как можно быстрее — к выборам нового губернатора города. Строители работали в две смены. И современный Центр был построен,  функциональная работа  отлажена. Даже электронные системы задействовали, что по тем временам считалось революционным новшеством.

— Представьте себе: светло, много окон для выдачи и приема документов, удобно, нет очередей, работа организована чётко, — рассказывает Виктор Николаевич.— Ввели новый регламент регистрации транспортных средств. Конечно, это потребовало множества согласований, отмены устаревших положений, хождения по разным кабинетам.  Всё было сделано для того, чтобы людям стало удобно. Появилась возможность упростить многие процедуры. Надо сказать, реакция  людей на подобные новшества была мгновенной, причём позитивной.

Год за годом проходит в интенсивном и напряженном труде. Кирьянов работает заместителем начальника, затем и начальником Главного управления Госавтоинспекции МВД России, Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел. Впечатляющий и стремительный служебный рост, а главное — результат работы.

         Именно   при   Кирьянове    ГАИ    было    реформировано в ГИБДД. То есть в само название службы  вошло важное понятие  – безопасность. По инициативе Виктора Николаевича были  разработаны в городах страны местные программы по безопасности движения. К позитивным результатам привело и ужесточение ответственности за отдельные правонарушения на дороге. Скажем, в последнее время уменьшилось число аварий, вызванных выездом на полосу встречного движения. Почему? Потому что меры, которые сегодня принимаются, чтобы предотвратить такие дорожно-транспортные происшествия, стали более жёсткими.

Сколько лет шла безуспешная борьба с пьяными водителями? Но были введены соответствующие санкции, ужесточающие наказание за вождение автомобиля в нетрезвом виде, проведена большая пропагандистская работа в средствах массовой информации, и пьяных за рулём стало существенно меньше. При Кирьянове было введено обязательное страхование гражданской ответственности автотранспортных средств. И, главное, была введена в действие Федеральная целевая программа по безопасности дорожного движения. На посту главного автоинспектора страны он сумел объединить усилия едва ли не всех министерств и ведомств!

Сегодня Тихвин — гордость Ленинградской области, современный город с крупными предприятиями, обеспечивающими местный бюджет доходами, а население — рабочими местами. А тогда, в годы детства и юности Виктора Кирьянова, старинный город, переживший вражескую оккупацию, считался  провинцией, хотя и обладал  достопримечательностью — полуразрушенным Тихвинским монастырем. Юноша слышал от родителей о Тихвинской Иконе Божией Матери, которую немцы вывезли во время войны. Тогда никто не мог и предположить, что задумчиво внимавший рассказу взрослых Виктор через несколько десятилетий всей душой загорится вернуть икону на Родину, в святую обитель.

… Перед войной древняя икона уже находилась в Тихвинском музее. В ноябре 1941 года, во время фашистской оккупации, икона была вывезена в Псков, где находилась два года. Весной 1944 года она была отправлена в Ригу.   Архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс) сохранил святыню, а в 1950 году перевёз её в США, в Свято-Троицкий собор в Чикаго. Умирая, завещал своему сыну, протоиерею Сергию,  вернуть ее при условии, что Тихвинская обитель будет восстановлена, а православие в России не будет подвержено гонению.

Кровная связь Кирьянова с городом не прерывалась, несмотря на то, что родителей Виктор Николаевич давно похоронил, а от старого холодного барака, где прошло его детство, не осталось следа. Сам уже работал в Москве на ответственном посту, но продолжал навещать в Тихвине родную сестру. И каждый раз, видя разрушающийся монастырь, чувствовал в сердце боль.

Однажды,  будучи в отпуске, зашел перед Пасхой к настоятелю Успенского храма с куличом. Разговорились. Батюшка поведал, что Святейший Патриарх всея Руси Алексий II ведет переговоры с православными священниками из Чикаго о возврате Тихвинской иконы  в Россию. Но хранители иконы ждут, что Тихвинский монастырь будет восстанавливаться, и, когда убедятся в этом, возобновят переговоры.

         Вот тут и пригодилась неуёмная энергия Виктора Николаевича. О своем заветном желании принять участие в близком ему деле возрождения монастыря  он рассказал Патриарху Алексию II. И был включен в рабочую группу по организации возвращения святыни. Стал самым активным участником попечительского совета, оказывал всевозможное содействие в работе Фонда по привлечению средств на восстановление монастыря. А когда появились деньги, в храме закипела работа. Реставрация идет и по сей день, но уже тогда хранителю иконы, приемному сыну архиепископа Иоанна  отцу Сергию, стало ясно, что настало время везти ее из Чикаго в Россию.

Весной 2003 года было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. Согласовывался и маршрут доставки иконы после перелёта из Соединенных Штатов Америки: Рига, Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвин. Весь этот путь вместе с иконой проделал и Виктор Кирьянов. Только старался избежать публичности по своей природной скромности. Сейчас вспоминает, с каким трепетом слушал речь Патриарха в Казанском соборе, посвященную вновь обретенной иконе.

В  современной летописи Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря можно увидеть  одну из поздравительных телеграмм в адрес  Виктора Николаевича Кирьянова от хранителя иконы Тихвинской Божией Матери отца Сергия:

         «Вам дарована от Бога замечательная судьба! Родившись в древнем городе Тихвине, Вы с юных лет знали о нашей святой обители, бывали в ней и своим чутким сердцем понимали, что настанет время, когда храмы и монастыри вновь будут возвращены верующим и обретут былое величие. Также Вы были наслышаны от своих благочестивых родителей и сродников о величайшей святыне Христианского мира — Тихвинской Иконе Божией Матери. Но вряд ли тогда сознавали, что Богородица изберет именно Вас для того, чтобы  по благословению Священноначалия Русской Церкви взять в свои руки сложнейшее дело возвращения Иконы на Родину. И, с Божией помощью, Вам в удивительно короткий срок удалось вернуть Святыню в Тихвин!

         Тихвинская святыня вновь обрела свой дом — Успенский монастырь. Но Вы не останавливаетесь на достигнутом, а продолжаете свою миссию, непрестанно помогая монастырю, заботясь о том, чтобы обитель Тихвинская вновь предстала взору православных христиан во всем своём великолепии».

За подвижнические труды и усердие Виктор Николаевич Кирьянов награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени, орденами святого благоверного князя Дмитрия Донского I и II степени, является лауреатом Международной премии Андрея Первозванного «За веру и верность».

         Исполнение задуманного всегда придает силы, дает импульс для глобальных идей и воплощения новых серьезных проектов. Однажды генерал Кирьянов, случайно, как он вспоминает, узнав о поездке первого  заместителя  премьер-министра  России  И. И. Шувалова на Дальний Восток, попросил: «Возьмите меня с собой, хочу посмотреть, послушать, разобраться. В программе социально-экономического развития региона предусмотрены разные аспекты, а об обеспечении безопасности движения ничего не говорится. Но ведь ДТП происходят, и люди гибнут».

Всего на одни сутки слетали они тогда в Комсомольск-на-Амуре, где собрались губернаторы и  представители деловой элиты. Выступая перед ними, Кирьянов рассказал, как обстоит дело в регионах Дальнего Востока, постарался донести до властей, что безопасность на дорогах — первостепенная  проблема: «Если люди будут гибнуть, это не может не сказаться на социально- экономическом положении такой огромной территории».

Инициативные предложения Виктора Кирьянова, сформулированные тогда и направленные на снижение уровня риска гибели и травматизма населения от дорожно-транспортных происшествий, были включены в Стратегию социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.

         Именно ГИБДД МВД, сотрудничая с десятками  ведомств, стала координатором в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и реализации Федеральной целевой программы.  Виктор Николаевич всегда понимал: чтобы в корне изменить ситуацию, необходим серьёзный анализ обстановки, нужны смелые решения, которые изменили бы положение с аварийностью и гибелью людей на дорогах. Необходима сильная политическая воля руководителей государства и последующие реальные действия МВД, чтобы повернуть общественное сознание в сторону срочных мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Там, где местные власти всерьёз занялись проблемами дорожно-транспортной безопасности, дела пошли успешнее. Заметно снизилась аварийность. Руководители, действительно, словно впервые открыли глаза на проблему и согласились с тем, что не уделяли достаточного внимания безопасности дорожного движения.

         Для Виктора Кирьянова стало важным результатом то, что соглашения по совместному финансированию мероприятий, предусмотренных Федеральной целевой программой, были подписаны с руководителями всех субъектов Российской Федерации.

— Нам надо было только правильно и с учётом складывающейся обстановки реализовать исполнение Программы, — вспоминает В. Н. Кирьянов. — Поскольку денег не хватало, стали искать возможности, где меньше потратить, а эффективность сохранить или даже  повысить.  Эти  возможности  находили  в работе с субъектами Федерации, с их ведомствами.

В итоге удалось сформировать более эффективную систему управления безопасностью дорожного движения. Этот период своей жизни Виктор Николаевич считает одним из самых важных:

— Мы приобрели очень ценный опыт, научились  работать  с  различными  министерствами  и  ведомствами,  с регионами, местной властью, чтобы сообща добиваться решения конкретных проблем. Мы стали бережнее относиться к жизни и здоровью людей.

Особенно Виктор Николаевич гордится созданием Федерального Аналитического центра специального назначения в области безопасности дорожного движения. Иначе говоря, была внедрена современная система, обеспечивающая оперативное получение информации о дорожно-транспортных происшествиях, с четким анализом их причин.

         Как переломить общественное мнение и донести до сознания людей, что самое дорогое —  не роскошные автомобили,   а жизнь человеческая?  Начинать надо было с того, чтобы привлечь к этой проблеме внимание всех слоев населения — общественность, руководителей всех регионов и рангов, средства массовой информации. Ведь без широкой народной поддержки  невозможно принятие нового законодательства  и проведение в жизнь единой государственной политики.

Одним из путей, которым пошло ведомство Кирьянова, стало дальнейшее развитие системы видеофиксации нарушений. Каждый понимает, что поставить инспектора на каждом перекрестке или на каждом  километре  трассы  невозможно. А вот увидеть эти участки с помощью камер — удовольствие хоть и недешёвое, но вполне доступное   

Чтобы избежать непонимания между водителями и инспекторами, Кирьянов предложил   разработать, а затем принять  документ по действиям сотрудников ДПС. В нем пошагово расписаны все действия инспектора ДПС в той или иной ситуации. Этот своеобразный кодекс поведения находится в открытом доступе, и любой водитель может сверить по нему все действия инспектора.  Теперь обе стороны имеют право снимать весь процесс общения на видеокамеру, а она фиксирует его объективно. Конфликтов стало меньше.

Виктор Николаевич считает необходимым  добиться,  чтобы стимулом к соблюдению правил была не боязнь наказания,  а внутреннее убеждение человека. Сегодня становится модно не курить, не злоупотреблять алкогольными напитками, вести здоровый образ жизни. Хорошо бы завести моду и на соблюдение правил дорожной безопасности.

Кирьянов всегда был непременным участником заседаний, встреч и других мероприятий, проводимых на федеральном уровне. К его мнению и сейчас прислушиваются при обсуждении проблем безопасности А вот активная деятельность Виктора Николаевича на международной арене, нетипичная для российского полицейского начальника, не у всех поначалу находила понимание. Дескать,  не до того сейчас — на наших дорогах забот хватает. Но высокие международные форумы показали, что в мире накоплен огромный опыт экспертных знаний и практики по решению актуальных проблем. И нам надо его перенимать.

Я поинтересовался, как его, закоренелого «гаишника», угораздило заняться дипломатической работой.

         — Однажды меня пригласил к себе министр иностранных дел Сергей Лавров, с которым я давно знаком, и предложил принять участие в работе ООН. Поймав мой недоуменный взгляд, Сергей Викторович добавил — обсудить вопросы транспортной безопасности. Оказывается, при Генеральном Секретаре ООН учреждалась Консультативная группа по транспорту. Создавалась она сроком на три года и должна объединить двенадцать лучших экспертов из разных стран: представителей правительств, муниципалитетов, руководителей крупного международного бизнеса, ассоциаций пассажирских и грузовых перевозчиков.

Так участие представителя Российской Федерации в ключевом тематическом консультативном органе при Генеральном секретаре ООН стало новым шагом в укреплении позиций страны в международном сотрудничестве в сфере безопасности дорожного движения.

          Любовь к автомобилям осталась у Виктора Николаевича на всю жизнь. Он возглавил Российскую автомобильную федерацию, стал членом Всемирного совета по автомобильному спорту Международной автомобильной федерации.

         — Необходимо повышать количество международных соревнований в России, — делится планами Виктор Николаевич. — Развивать детский автомобильный спорт в системе внешкольного образования. Готовить специалистов в области автоспорта в высших учебных заведениях, судей для проведения в нашей стране чемпионатов мира по ралли и в классе «Формула-I». Нужно проектировать и производить гоночные автомобили для национальных гонок. Строить хорошие трассы.

Впервые в истории автомобильного спорта в нашей стране прошла Генеральная ассамблея Международной автомобильной федерации (FIA) и церемония награждения чемпионов мира по автомобильному спорту. Это знаменательное событие в деятельности В. Н. Кирьянова как президента Российской автомобильной федерации состоялось в Санкт-Петербурге в декабре 2018 года. Чествовали звезд мирового автоспорта в Большом зале Филармонии имени Д. Д. Шостаковича.

В декабре 2015  года  Виктор  Николаевич  ушел  на  пенсию в звании генерал-полковника, но по-прежнему занимается государственной и общественной деятельностью. И надо заметить, с не меньшей, чем ранее, энергией.

         Где бы человек ни оказывался по воле судьбы, до каких чинов ни дослуживался – это всегда осознание долга и ответственности перед людьми,  желание реальными делами ответить родным местам  и стране.

Именно таким знают и уважают на ленинградской земле своего земляка Виктора Кирьянова. Его карьерный рост впечатляет: от простого инспектора ГАИ до крупного государственного деятеля. И ведь не загордился человек, как говорят о нем те, кто его знал раньше. В общении  такой же отзывчивый и открытый, искренний и демократичный. От природы он наделен  даром непосредственного человеческого обаяния.

         Вот что отметил Александр Дрозденко, губернатор Ленинградской области:

— Виктор Николаевич Кирьянов — настоящий генерал, по своему боевому духу и призванию, прошедший путь от инспектора до заместителя министра внутренних дел. Он очень энергичный и целеустремленный человек. Переехав в Москву, не забыл о своей малой Родине — Тихвине. Его земляки, безусловно, им гордятся и уважают его за все благие дела, которые Виктор Николаевич сделал для своего родного города.

Мои коллеги-журналисты,  которые  по  заданию  редакций  встречались с Виктором Николаевичем, едва речь заходит о нём, стараются непременно отметить, какой это незаурядный человек, как тонко он чувствует собеседника, умеет слышать вопросы, а иногда и сам их подсказывает. А коллеги-женщины обязательно выделят его обаятельную улыбку, добродушие и интеллигентность.

         Кирьянов не просто читатель, зритель, слушатель. К средствам массовой информации он относится в высшей степени внимательно и уважительно, старается привлечь их к своей работе.

         — Цель у ГИБДД и СМИ одна, благородная — сохранение человеческой жизни, здоровья людей. Стало быть, с помощью прессы надо придать проблеме  ещё большее государственное и общественное звучание. Это я понял после встречи с руководством ИТАР-ТАСС, — вспоминает Виктор Николаевич.  — Я стал участвовать в традиционных встречах с главными редакторами ведущих СМИ. За чаем мы обсуждали проблемы безопасности дорожного движения. Они спрашивали, я отвечал. Беседы затягивались порой  на несколько часов. Диалог всегда получался полезным.

Поэтому никогда генерал Кирьянов не уклонялся от встреч с журналистами, какое бы издание — муниципальное, районное, региональное или общероссийское — они ни представляли. По его мнению, именно от журналистов  зависит, чтобы новостная информационная заметка, репортаж, аналитическая корреспонденция или статья не оставили читателя или зрителя равнодушным, обязательно «зацепили», заставили думать и действовать.

По инициативе Виктора Николаевича впервые  в  стране,  в  городе  на  Неве,  при поддержке Санкт- Петербургского Союза журналистов начали проводиться ежегодные конкурсы на лучшие публикации в газетах, телевизионные сюжеты и радиопередачи, посвященные теме безопасности дорожного движения. Идею проведения такого конкурса подхватили во всех регионах страны. А в нашем регионе об этом, к сожалению, после переезда В. Н. Кирьянова в Москву поспешили забыть. Я не раз потом обращался с предложением возродить этот конкурс среди СМИ, но руководители региональной Госавтоинспекции посчитали это делом хлопотным и необязательным. И только недавно, со сменой руководства, в прошлом году возродили инициативу Кирьянова.

         —  Работа  с  сознанием  людей  вышла  на  первое   место, — так считал и до сих пор в этом убежден Виктор Николаевич Кирьянов. Он продолжает: — Я в свое время настоятельно рекомендовал всем сотрудникам разного ранга систем государственной автоинспекции страны регулярно принимать участие в телевизионных и радиопередачах, выступать  на  страницах газет и журналов, всячески способствовать формированию общественного мнения в духе нетерпимости к нарушениям дорожной дисциплины.

И это обстоятельство доказывает сегодня, как велика роль личности в истории, пусть даже это история одной трудовой судьбы, одного небольшого города, одного участка главной дороги.

 

Борис Мисонжников. Об авторе очерка «Подвижнические труды генерала Кирьянова»

Сетевая газета «Петербургский публицист» предложила читателю уникальный, по сути, материал. Это очерк о генерале. Сам жанр журналистики очень сложный и трудный, требует от автора не только максимальной  информативности о герое, логического мышления, но и  мастерского владения средствами подачи собранного материала. К сожалению, в последнее время в современных СМИ не часто можно прочитать глубокий и  аналитический материал о нашем современнике. О генералах мы еще не рассказывали. Но это, как можно судить из содержания публикации, действительно достойный герой.

Александр Бухтояров, автор очерка «Подвижнические труды генерала Кирьянова», — известный петербургский журналист. Он давно и успешно работает в области публицистики, произведений биографического жанра, написал и издал нескольких научно-популярных книг. В прошлом Бухтояров был корреспондентом редакций газет «Смена», «Вечерний Ленинград», «Невское время», заместителем главного редактора издания «Санкт-Петербургское Эхо», пресс-секретарем губернатора Ленинградской области, а также автором-составителем первого справочного издания «Кто есть кто в Ленинградской области».

С 1989 по 1991 год в газете «Вечерний Ленинград», которая в ту пору еще оставалась советской, стали публиковаться его многочисленные материалы на религиозную православную тему. Впервые за всю историю издания с 1917 года на газетной полосе органа горкома КПСС появилось интервью с Главой православной церкви. В обществе наступали демократические изменения, и главный редактор разрешил поставить в номер беседу журналиста с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Впоследствии, вдохновленный встречами и беседами с Его Святейшеством, Александр Бухтояров взялся за пересказ современным языком православной Библии для детей. Постарался переложить для них библейские сюжеты доступным им языком, сохранив стиль подлинника, его дух и нравственную основу.

Издание к печати было подготовлено при непосредственном участии Секретаря Совета Ленинградской Духовной Академии игумена Сергия (Кузьмина). В 1990 году игумен Сергий одновременно был назначен ещё и настоятелем Казанского Собора, в котором продолжал размещаться Государственный музей истории религии и атеизма.

«Библия для детей» в пересказе Александра Бухтоярова была выпущена издательством «Художественная литература» в 1991 году тиражом 250 000 экземпляров и рекомендована Управлением образования для внешкольного чтения в начальных классах школ Санкт-Петербурга.

Не случайно Александр Бухтояров обратился именно к этому герою очерка — к образу генерала, почетного гражданина города Тихвина и Ленинградской области Виктора Кирьянова. Как мы узнали из очерка, генерал Кирьянов сделал немало для развития транспортной системы не только региона, но и всей страны, а еще он активнейшим образом способствовал возвращению на Родину величайшей святыни — Иконы  Божией Матери Тихвинской.  Ведь Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в нашей истории, и она  остается палладиумом Российского государства. Палладиум — в древнегреческой и римской мифологиях священная статуя-оберег, которая изображала Палладу. А позже слово «палладиум» стало означать какой-либо особо сакральный предмет, который приносит удачу  его владельцу и всей стране, в которой владелец этой святыни проживает. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в день инаугурации Владимира Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы. 16 июля 2004 года Владимир Путин посетил Тихвинский Успенский мужской монастырь.

О генерале Кирьянове журналист Бухтояров писал и раньше. Ведь автор очерка – это, по сути, исследователь, который должен всесторонне узнать своего героя, по достоинству оценить его поступки, характер, систему мировидения. Публикации Бухтоярова о В. Н. Кирьянове можно посмотреть по ссылке:  https://spbsj.ru/books/glavnaia-dorogha-ghienieral.

Александр Бухтояров – очень профессиональный журналист, который прошел великолепную школу ленинградской и петербургской газетной прессы. Хотелось бы надеяться, что мы прочитаем его новые произведения и в выпусках сетевой газеты «Петербургский публицист».

Важный post scriptum: В. Н. Кирьянов сегодня трудится на должности управляющего директора по инфраструктурным проектам Государственной корпорации Ростех. А 29 декабря у него – день рождения. Издатель газеты «Петербургский публицист» желает Виктору Николаевичу здоровья, благополучия и дальнейшего продолжения службы на благо Отечества и людей.

Фото:

  1. Патриарх Алексий II и Виктор Кирьянов
  2. Вручение государственной награды: Владимир Путин и Виктор Кирьянов

3DSC_0049

Вручение очередной государственной награды

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s