Наталья Цветова. Шукшин в Санкт-Петербургском университете

Ноябрь 1984 года был отмечен в Санкт-Петербурге значительным научным событием — международной конференцией, посвященной творчеству Василия Макаровича Шукшина. Председателем программного комитета тогда был заведующий кафедрой советской литературы Леонид Федорович Ершов. Спустя 35 лет Шукшин вернулся в наш город, в университет в дни значительного события в культурной жизни северной столицы — Международного культурного форума (секция «Образование» под руководством профессора Н. М. Кропачева). 15 ноября 2019 года в Университетском центре  состоялся круглый стол, посвященный 90-летию В. М. Шукшина. Участники дискуссии говорили о месте  выдающегося художника  в истории русской культуры ХХ века, попытались наметить новые подходы для анализа его творчества в антропологическом и художественном аспектах, найти современный язык для характеристики универсально одарённой личности. Обсуждался целый ряд вопросов, которые могут повлиять на исследовательские, научные  перспективы шукшиноведения: Актуальность Шукшина – ностальгическая или проективная? Открытия художника и их востребованность: психология? поэтика? Суггестия? Свобода творчества: чего не боялся Шукшин? Почва художника – что осталось? Русский гений без наследников: что с нами происходит?

Открывали диалог европейские слависты. Профессор  Шуменского университета Ивайло Петров (Болгария) — автор диссертации о творчестве В. М. Шукшина,  размышлял о возможных вариантах актуализации литературных текстов, включенных в школьную программу. Поделился собственным опытом организации «юбилейного» шукшинского мероприятия в Болгарии.

Уте Маргграфф — доктор филологии, выпускница Ленинградского государственного университета (1982), аспирантуры ИРЛИ РАН (1984), автор более 100 научных исследований, посвященных поэтике русской прозы ХХ века, научный сотрудник Института славистики Университета Эрнста-Моритца-Арндта (Германия, Грайфсвальд) остановилась на влиянии Шукшина на самоидентификацию россиян. С ее точки зрения, Шукшин сегодня актуален прежде всего потому, что в поиске ответа на вопрос «Что с нами происходит?» он призывал не к поиску внешнего врага, а к самоанализу, к глубочайшей и всеобъемлющей рефлексии.

Заведующая кафедрой литературы Витебского государственного университета имени Машерова Елена Владимировна Крикливец говорила о необходимости выявления кода прочтения литературных текстов Шукшина, который пока приходит к читателю, в школу только через кино и театр.

В выступлении доктора филологических наук, ведущего сотрудника ИМЛИ РАН (Москва) Аллы Юрьевны Большаковой  получила развитие тема, предложенная белорусской коллегой. Основная часть доклада была посвящена  поэтике В. Шукшина: его опытам по обновлению реалистических принципов через модернистское мироощущение –  в частности, через темпоральную полифонию, свидетельствующую о торжестве субъектных форм мировúдения (автора, героя, читателя) и сближающую стиль шукшинского письма с опытами модернистского толка. Кроме того, известный литературный критик многие положения рассматривала в контексте ревизии все чаще звучащих в массмедиа суждений, направленных на снижение значения Шукшина в литературном процессе. Были обозначены два вектора  такого снижения: подмена творчества биографической личностью, в частности, текста – стилем одежды (фарсовая интерпретация клише «герой в кирзовых сапогах»);  снижение через  неоправданное возвышение  (фарсовая интерпретация средневековой традиции в прозе Шукшина).

Ядерными для литературоведческой части дискуссии можно считать выступления заведующей кафедрой русской литературы ХХ и ХХI веков, профессора Тамары Александровны Никоновой, профессора Иркутского университета Ирины Иннокентьевны Плехановой, профессора Ульяновского технического университета Александра Александровича Дырдина.  Авторитетные российские исследователи говорили о «мышлении Шукшина как образце интеллектуальной честности сознания, живущего страстями», о том, что творчество   Шукшина побуждает  «к переоценке смыслов, к перевороту в сознании, к ответственным поступкам» (И. И. Плеханова). Т. А. Никонова убеждала в необходимости изучения  шукшинской антропологии, свидетельствующей  о том, «что перед нами – классик, художественный опыт которого востребован отечественной  и мировой литературой». Профессор А. А. Дырдин посвятил свое выступление «эстетическому коду, обусловившему целостность художественной мысли Шукшина». Отголоски во многих следующих выступлениях нашло утверждение о том, что «наряду с тяготением к простоте стиля и реалиям деревенской жизни, Шукшина отличает глубинная эстетико-философской рефлексия», которая проявлялась в «постоянном обращении к устойчивым формам русского самосознания, народно-поэтическим константам, литературным архетипам». Идеи ведущих экспертов в той или иной степени развивались в выступлениях профессоров московских университетов Н. М. Щедриной, В. К. Сигова, А. И. Смирновой, доцента Воронежского государственного университета А. В. Фроловой, представителей ленинградской-петербургской филологической школы  О. В. Богдановой, А. А. Большева,  А. С. Собенникова, М. К. Лопачевой, В. В. Артамоновой, Л. И. Шишкиной, Д. А. Щукиной, алтайских ученых А. И. Куляпина, Т. В. Чернышовой.

Значительная часть  слушателей дискуссии — студенты Санкт-Петербургского государственного университета, которые  эмоционально реагировали на выступления известных писателей и публицистов: главного редактора газеты «Культурный Петербург», профессора СПбГУ С. Н. Ильченко, первый шукшиноведческий опыт которого — школьное сочинение 1974 года, посвященное роману «Любавины»; заместителя главного редактора журнала «Отечественные записки», поэта А. А. Шорохова, устанавливающего «цивилизационную преемственность творчества Шукшина с „новокрестьянскими поэтами“ начала ХХ века».

И, наконец, любое юбилейное  мероприятие включает и  праздничные моменты, к которым в нашем случае надо отнести выступление заместителя главного редактора журнала «Родная Ладога», поэтессы В. В. Ефимовской, вручившей шукшиноведам-авторам монографических исследований памятные медали Союза писателей России; юбилейную выставку, подготовленную А. В. Пантелеевым; выступление фольклорного ансамбля СПбГУ под руководством Екатерины Владимировны Головкиной подготовившего к Культурному форуму специальную программу «Песни Родины Шукшина».

Зал студенческого центра СПбГУ собрал более сотни поклонников Шукшина. Разговор о творчестве выдающегося художника длился более трех часов. Прозвучало около двух десятков выступлений. А расходились с ощущением недосказанности, незавершенности, неисчерпанности темы. Но, думается, что это хорошо, потому что было сделано главное — актуализирован ключевой призыв художника: читайте и думайте! Участники дискуссии все сделали для того, чтобы стало понятно, что нам есть что читать и есть над чем думать!

 

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s