
Анастасия Евгеньевна Семененко – врач акушер-гинеколог и, несмотря на молодой возраст, уже известный в стране и за рубежом организатор здравоохранения. В 2002 году Анастасия Евгеньевна окончила федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Министерства здравоохранения Российской Федерации «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова» по специальности «лечебное дело». С 2011 года – генеральный директор, главный врач центра репродукции «Генезис», член Российской ассоциации репродукции человека ( РАРЧ), член Европейской ассоциации репродукции человека и эмбриологии (ESHRE).
Центр репродукции «Генезис», возглавляемый Анастасией Евгеньевной, основан в 2011 году. Это медицинское учреждение, которое является одним из ведущих клиник по лечению бесплодия в Северо-Западном регионе, располагает самым современным оборудованием и уникальными методиками. В 2019 году в «Генезисе» проведена диверсификация бренда, в результате чего получило развитие новое консультативное направление «поликлиника „Генезис“», которое обеспечивает пациентов возможностью амбулаторного обращения к различным специалистам (терапевт, гематолог, онколог, офтальмолог, психотерапевт, уролог-андролог, акушер-гинеколог, врач ультразвуковой диагностики) и получения качественной медицинской помощи не только по вопросам репродукции, но и для динамического наблюдения за состоянием здоровья. Здесь можно пройти комплексное ежегодное обследование, наблюдаться во время беременности, получить заключение терапевта о возможности занятий спортом и достичь активного долголетия! «Генезис» отличается от других медицинских центров так называемым «превентивным» подходом – врачи клиники стараются по возможности не лечить уже возникшее заболевание, а предотвратить его развитие с помощью нормализации обмена веществ, совершенствования гормонального фона и компенсации дефицитов витаминов и микроэлементов. В клинике ведет прием Д-доктор (это врач, который начинает лечение с восстановления уровня витамина Д, ликвидации дефицитов других витаминов и микроэлементов и лечит в рамках концепции медицины 5П, используя в своем арсенале «Квартет здоровья»). Высочайший уровень качества медицинской помощи и сервиса в клинике достигается благодаря инновационной системе управления Agile, которая предусматривает ряд императивных требований: все сотрудники клиники работают в команде, постоянно расширяют и совершенствуют свои компетенции. Пациенты отмечают абсолютно домашнюю, уютную обстановку в клинике, ощущение постоянной заботы и внимания со стороны докторов и административного персонала.
– Честно говоря, Анастасия Евгеньевна, я никогда не испытывал особого интереса к тому роду деятельности, которым вы профессионально занимаетесь. Бог меня не обидел: трое уже взрослых детей, любимый внучек подрастает. Бог даст, будут еще внуки. По крайней мере, мы с женой ждем и надеемся… В общем, все сложилось, слава Богу, самым естественным образом. И проблемы репродукции, технологии всяких там ЭКО, то есть экстракорпорального оплодотворения, для меня никогда не были актуальными. Признаюсь, я только перед нашим разговором более или менее точно узнал, что это такое, прочитав в «Википедии»: «Во время ЭКО яйцеклетку извлекают из организма женщины и оплодотворяют искусственно в условиях „in vitro“ („в пробирке“), полученный эмбрион содержат в условиях инкубатора, где он развивается в течение 2—5 дней, после чего эмбрион переносят в полость матки для дальнейшего развития». И так далее. И это заставило меня глубоко задуматься. Нет, не по поводу сложнейшей технологии и прогресса в медицинской науке. А по поводу того, что вдруг, не дай Бог конечно, обошло бы меня стороной это счастье – иметь детей и семью… И так стало жутко и одиноко, и холодок пробежал по спине. Вот вы даете людям эту радость – стать матерью и отцом. По сути, вторгаетесь в самую сакральную сферу человеческого бытия. Это ведь совершенно особая деятельность. Как вы к ней пришли? Случайно ли? И осознаете ли вы ответственность в связи с выбором именно такого рода деятельности?
– Я с детства мечтала стать акушером-гинекологом и, осуществив свою мечту, выбрала направление, связанное с эндокринными, или гормональными, проблемами в гинекологии. Поскольку гормональные проблемы часто приводят к проблемам с зачатием и вынашиванием беременности, я и стала в основном заниматься именно проблемами бесплодия. Впоследствии в партнерстве с одним из ведущих репродуктологов страны Константином Юрьевичем Боярским мы приняли решение об открытии центра репродукции «Генезис» для того, чтобы дать возможность нашим пациентам обрести счастье родительства и сохранить свой репродуктивный потенциал на долгие годы в комфортной, максимально приближенной к домашней атмосфере.
Вы спрашиваете об ответственности. Конечно же, она огромна! Люди доверяют нам самое дорогое – свое здоровье и свои мечты о детях. Наша задача – не только способствовать рождению малыша, но и обеспечить полную психологическую и эмоциональную поддержку пациента! Каждый шаг наш – будь то встреча человека на рецепции клиники или процесс оплодотворения яйцеклеток в лаборатории – должен быть строго выверен для обеспечения максимального комфорта пациента и эффективности наших процедур.
К сожалению, проблема бесплодия существовала всегда. Наверное, у каждого человека есть бездетный родственник или знакомый. В последние годы эта проблема стала поистине глобальной вследствие многих причин – ухудшения экологии, значительного повышения уровня стресса у людей, а также из-за того, что решение о рождении первого малыша стало приниматься гораздо позже. Если еще несколько десятилетий назад нормой была первая беременность в 18–20 лет, то сейчас большинство пар только после 30 лет начинает задумываться о планировании беременности.
– То есть здесь проблема далеко не только медицинская, но и антропологическая в более широком плане – и социальная, и даже общегуманитарная. Пожалуй, вам и рассматривать ее приходится через призму именно этих реалий.
– Однозначно. У моего партнера, нашего заведующего отделением вспомогательных репродуктивных технологий Константина Юрьевича Боярского, есть прекрасная лекция о том, что в современном мире из-за позднего рождения первого ребенка практически уничтожен институт бабушек. Объясню. Предположим, женщина рожает первого малыша ближе к 30 годам. Потом ее дочь родит около 40. Бабушке будет уже порядка 70 лет, а в этом возрасте, несмотря на успехи современной медицины, энергии и сил на помощь в воспитании ребенка куда меньше, чем в 40–50 лет (а именно в таком возрасте мамы девочек становились бабушками в предыдущих поколениях). Но что есть, то есть. Это реалии сегодняшнего дня, в которых мы можем предложить как женщинам, откладывающим рождение ребенка на более поздний возраст, сохранить максимально долго их естественный овариальный резерв или при необходимости заморозить яйцеклетки для использования в будущем, так и потенциальным бабушкам старшей возрастной группы оставаться долго здоровыми и активными благодаря возможностям превентивной медицины.
– Какое интересное и важное наблюдение, Анастасия Евгеньевна! Мы, простые обыватели, причем я имею в виду не только представителей сильного пола, но и слабого, зачастую ведь вообще не задумываемся над подобными проблемами. Вот вы рассуждаете о таких категориях, как овариальный резерв. Ну вам тут все понятно – вы окончили один из лучших медицинских вузов, насколько мне известно, продолжаете обучение в престижном шведском образовательном учреждении. А я вообще не знал значения этого термина – овариальный. Стал разбираться и открыл для себя много нового! Овариальный – это значит фолликулярный. А фолликул – это, как пишут в научной литературе, структурный компонент яичника, состоящий из яйцеклетки, окружённой слоем эпителиальных клеток и двумя слоями соединительной ткани. Его еще называют «камерой хранения» яйцеклетки. Чем больше этих фолликулов, тем проще женщине забеременеть и стать мамой. Но уже с 27 лет начинается сокращение количества фолликулов! С 37–38 лет идет ускоренное снижение фолликулярного резерва, и к 45 годам репродуктивная способность приближается к нулю. Жестокая статистика! Есть над чем задуматься дамам бальзаковского возраста. А лучше задуматься еще до него. Но ведь люди должны в этом хорошо разбираться. На мой взгляд, в репродуктивной сфере – прежде всего среди молодых женщин – должна проводиться очень серьезная профилактическая и просветительская работа с привлечением высокопрофессиональных медиков, причем организовать и контролировать качество этой работы должны государственные органы. Должна работать очень серьезная система! Вы ощущаете в этом направлении хоть какое-то внимание со стороны государства?
– Если говорить честно, то, к сожалению, приходится признать: никакой просветительской работы государство в этом направлении не ведет и тем, кто этой работой занимается, не оказывает никакой поддержки. В настоящее время просвещением людей в области медицинских технологий, методов лечения и процедур, направленных на достижение беременности пациенткой, главным образом занимаются сами же клиники репродуктивной медицины и мы в том числе. Периодически устраиваем лекции и мастер-классы для пациентов, рассказываем о возможностях сохранения овариального резерва и о заморозке яйцеклеток. Но пока этим вопросом озадачиваются, как правило, женщины, у которых биологические часы уже активно « тикают» – то есть женщины старшего репродуктивного возраста, после 38–40 лет. А идеальным бы был вариант, чтобы девушки лет 25 уже активно думали о том, как сохранить возможность деторождения намного лет. Но в молодые годы люди зачастую безалаберны и легкомысленны. И вы абсолютно правы! Просвещение в этой сфере могло бы решить массу проблем. Как минимум, компетентные в этом вопросе женщины не дожидались бы «последнего звонка» для того, чтобы подумать о рождении ребенка. Здесь пропаганда на государственном уровне была бы идеальным вариантом! Заниматься этим, безусловно, надо на серьезном системном уровне, а не спонтанно. Так, было бы очень уместно реализовать специальные обучающие программы в учебных заведениях, в которых основной контингент – девушки. Да и молодым людям было бы полезно лучше разбираться в вопросах подобного рода – жизненно исключительно важных.
– Я посмотрел сайт вашей клиники «Генезис», и на меня большое впечатление произвела широта оказываемых медицинских услуг. Это акушерство и гинекология, андрология и урология, маммология, гематология и эндокринология и даже генетика и психотерапия. Как я понимаю, это сложнейшие отрасли медицины, и работают в них люди, имеющие высокую профессиональную подготовку. Как формируется коллектив клиники? Уделяется ли внимание профессиональному росту сотрудников? Ведется ли в вашем учреждении научно-исследовательская работа?
– Что касается формирования врачебного состава нашей клиники, то здесь дело обстоит совсем просто: коллектив центра репродукции «Генезис» практически не меняется со дня его основания, только иногда дополняется новыми ценными сотрудниками. Не могу сказать, что руководство специально озабочено проблемой «текучести кадров» и предпринимает какие-то особые усилия, чтобы удерживать специалистов. Просто от нас никто не уходит. Полагаю, потому, что люди чувствуют себя достаточно комфортно и имеют возможность для профессионального и научного роста. Вообще я считаю, что если учреждение, работа которого по определению предполагает высокий уровень компетентности специалистов, легко расстается с людьми, то это очень серьезный повод для того, чтобы обратить внимание на стиль работы руководства. У нас сложилась достаточно творческая обстановка, и она уже сама по себе становится эффективным стимулом для желания повысить квалификацию. Пожалуй, в нашей профессии без этого вообще невозможно обойтись, поскольку все стремительно меняется, обновляется, и не учитывать инновационных технологий, концепций и методологий просто не представляется возможным. С учетом этого мы и выстраиваем алгоритм наших действий. Буквально все доктора посещают российские и международные конференции и курсы повышения квалификации. Процесс обучения может быть инициирован как руководством клиники, так и самим специалистом, который проявляет интерес к той или иной профессиональной области и понимает, что его стремление двигаться вперед найдет понимание со стороны руководства. Думаю, надо уважать и ценить желание коллег глубоко постигать свою профессию. Результаты научно-исследовательской работы, которая ведется в нашем центре репродукции, стала основой и для подготовки диссертаций. В ближайшее время планируется защита докторской диссертации К. Ю. Боярским и кандидатской – Т. В. Хан. Большим профессиональным потенциалом обладают наши специалисты, которые трудятся в разных областях медицины. Это врачи- репродуктологи, кроме уже названной Т. В. Хан, Ю. В. Волкова, Е. А. Лебедева, Н. А. Пальченко; урологи-андрологи С. В. Фесенко, А. А. Даниелян; гинеколог- эндокринолог Е. Н. Измайлова; акушеры- гинекологи Е. В. Новожилова, И. Д. Олешко; врачи ультразвуковой диагностики Л. Г. Мина, Е. В. Петрова, С. А. Пуйда; эмбриологи Т. А. Смирнова, Д. Е. Быков, А. А. Жуйков, А. С. Вострикова. Это люди, по-настоящему преданные врачебному делу.
– Анастасия Евгеньевна, давайте в заключение нашей беседы немного пофилософствуем. Центр репродукции «Генезис», который вы возглавляете, – лицензионная клиника, уже довольно известная и заслуженно имеющая очень высокую репутацию. Работают в ней опытные сотрудники, и, насколько я могу судить, – люди, которые по-настоящему любят свою профессию, заботятся о повышении квалификации. А ведь профессия врача – одна из самых человечных, востребованных, милосердных и сострадательных. Пожалуй, нет людей, которым врачи в той или иной ситуации не оказали бы помощи. Да и сам я с особой благодарностью вспоминаю тех, кому обязан своим здоровьем. Пожалуй, и жизнью. А ведь клиническая практика всегда связана с выбором, и врачу, как я полагаю, бывает непросто занять ту или иную нравственную позицию. Это касается, например, экстракорпорального оплодотворения. С одной стороны, эта услуга доступна по полису обязательного медицинского страхования, и, как официально утверждается, в ближайшие шесть лет благодаря ЭКО могут родиться около 250 тысяч детей. Но с другой стороны, есть позиция Русской православной церкви, иерархи которой то говорят о том, что не всякий метод вспомогательных репродуктивных технологий является греховным и более или менее благосклонно отзываются об экстракорпоральном оплодотворении, то выступают против и рекомендуют людям со смирением принять свое бесчадие как особое жизненное призвание. А глава патриаршей комиссии по делам семьи протоиерей высказался даже против крещения детей, появившихся на свет в результате экстракорпорального оплодотворения или суррогатного материнства. Но ведь Христос призывал: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное»! То есть Царствие Небесное принадлежит им, детям. Они, по сути, – подобны Ангелам. Кстати сказать, христианская церковь за свою историю неоднократно меняла свое отношение ко многим вопросам гуманитарной онтологии.
– Действительно, дискуссий по поводу экстракорпорального оплодотворения – как говорится, испокон веков – велось немало, а сегодня и того больше. Зачастую это просто досужие разговоры малокомпетентных людей. Нам, само собой разумеется, отнюдь не все равно то, как Русская православная церковь относится к тому, чем мы занимаемся. В настоящее время она довольно лояльна к репродуктивной сфере, поскольку это область медицины, как и любая другая. К слову сказать, наша клиника была освящена батюшкой еще до официального открытия. Помню, как он сказал: женщина должна рожать! Мы с Константином Юрьевичем Боярским являемся глубоко верующими людьми. А его, между прочим, несколько месяцев тому назад священники Русской православной церкви даже приглашали принять участие в работе очень авторитетной конференции по вопросу вспомогательных репродуктивных технологий. В современном коммуникативном пространстве также активно обсуждается и вопрос о правомерности абортов. Так вот, хотела бы подчеркнуть, что мы изначально отказались от них, и никто никогда не сможет сделать аборт в нашей клинике. Это наша принципиальная позиция. В начале нашей беседы мы говорили об ответственности. Без нее, без строгих моральных императивов в нашей профессии обойтись невозможно.
Беседу вел Борис Мисонжников
