Лагеркранц, Давид. Девушка, которая должна умереть / перевод со шведского О. Б. Боченковой. Москва: Эксмо, 2020. – 384 с.
Не прошло и двадцати лет, как появились на отечественном читательском горизонте Лизбет Саландер и Микаэль Блюмквист. Идеальный дуэт для рассказа о тайнах нынешнего медийного мира, порожденный фантазией шведского журналиста Стига Ларссона. А вот уже нам доступно чтение и шестого романа, объявленного издателями как завершение серии «Миллениум». Правда, последние три, продолжая традиции Ларссона, исполнил его коллега Давид Лагеркранц. Так появилась «Девушка, которая застряла в паутине», а за ней и «Девушка, которая искала собственную тень».
Беспощадная авторская и издательская логика требует закончить литературную франшизу (см. название нового романа о знаменитом дуэте хакерши и журналиста). Что имеет под собою некоторые основания. Ибо с каждым новым текстом Лагеркранца а-ля Ларссон приключения становятся все компактнее, а книги все тоньше и тоньше.
Более того, последователь никак не может обрести спокойствие в стиле изложения фабулы, все более и более трансформируя богатый и разнообразный мир фантазии своего литературного предтечи. Вместо подробностей и анализа мотивов поведения перед читателем является авантюрный образ некоего суетливого мира, скорее напоминающего приключенческий шпионский роман нежели основательное повествование о том, что, когда и почему произошло. Популярный центральный дуэт «Миллениума» явно был замешан на другой закваске. Лизбет хоть и гений хакерного мира, но даже ей при авторской «поддержке» не одолеть в одиночку целую банду головорезов, с которой ей в нынешнем романе приходится столкнуться ближе к финалу. Лагеркранц, кажется, понимает предел возможностей своей любимой героини. И пусть литературные критики сетуют на то, что есть литературные герои, с которыми жаль расставаться, но лучше уйти на пике славы и популярности нежели влачить жалкое франшизное существование, развлекая читателей описанием периодически возникающих моноамурных похождений неугомонной Лиз и ее гонок на мотоцикле.
С другой стороны, когда книги «с участием» Лиз распроданы тиражом более 100 миллионов экземпляров, то как-то хочется продолжать и продолжать. И первой персонажной жертвой на сем пути к экономическому триумфу эпопеи стал Микаэль Блюмквист, живой и колоритный журналист и мужчина в истинной трилогии «Миллениум», а ныне – некий фабульный придаток к боевой своей подруге хакерше. Парадоксально, но именно Лиз обретает истинно мужские черты, все больше и больше становясь похожей на некую реинкарнацию в духе Джеймса Бонда. А бедняга Микаэль спасает от утопления министра обороны. Символично, что именно ему выпадает в последнем романе роль жертвы-приманки.
Остальные знакомые персонажи присутствуют в описываемом тексте исключительно на периферии событий, что понятно, так как нынешний автор не очень хорошо представляет себе, что ему делать с литературными «детьми» своего предшественника. Судя по всему, в голове у Стига Ларссона был план долгоиграющего цикла. Но об этом мы уже никогда не узнаем, а наследнику его славы приходится соблюдать правила игры. Хотя бы с названиями своих «продолжающих» романов. И пока ему подобные номинационные трюки удаются.
Потому и теплится надежда на то, что исчезнувшая (по традиции) с заключительных страниц третьей части трилогии Давида Лагеркранца госпожа Саландер через некоторое время «воскреснет» вновь. Если сам автор и его издатели захотят продолжить столь очаровательную шведскую детективную сказку. Для этого им надо понимать собственную коммерческую выгоду. Мы можем помочь им в этом, покупая нынешнюю «Девушку которая должна умереть», читая ее и… мысленно требуя продолжения! Лизбет Саландер никак не должна умереть. Во-первых, это не в ее характере. А во-вторых, мир современной литературы (если это вдруг случится) станет очень-очень скучным.