Юлия Гордеева. Бежецк и бабушка

Вечерний Бежецк встретил ясной, солнечной погодой. Я заочно была влюблена в этот город, но, увидев, полюбила ещё больше. Автобус остановил на Центральной площади, образующей транспортное кольцо. От неё до гостиницы «Берлога», где я должна была поселиться, – три минуты ходьбы. Обычно я плутаю в незнакомых местах. А здесь сориентироваться помогла одна добрая женщина, которая, вероятно, постоянно проживала в Бежецке. Добравшись до места, была гостеприимно встречена приветливой, общительной сотрудницей, которая занималась размещением гостей и хозяйственными делами. Меня быстро заселили в комнату, помогли дотащить сумку и провели мини-экскурсию по дому. Сотрудница рассказала о городе, основных достопримечательностях и, пожелав мне удачного вечера, уехала. Её дом находился на соседней улице, а хозяин гостиницы был в отъезде. В ближайшие дни новых гостей не планировалось, я была одна в огромных апартаментах, готовая к новым встречам и открытиям!

Вскоре после приезда отправилась знакомиться с городом. Тверская земля мне особенно дорога и близка, потому что здесь — мои корни. Отсюда родом была моя бабушка.

Основная часть Бежецка расположена на возвышенном берегу Мологи, где сохранилось много зданий городской застройки рубежа XIX–XX веков. Некоторые из них являются яркими образцами памятников жилой архитектуры, в которых формы эклектики сочетаются с элементами стиля модерн. Очень примечательна и деревянная застройка Бежецка, особенно своим богатым резным орнаментом на фасадах. Как и в других городах русской глубинки, здесь есть и жилые деревянные дома, и такие, которые уже в разрушенном состоянии. Но каждое здание уникально, имеет свой неповторимый образ и стиль. Исторические постройки тоже имеют черты деревянного зодчества. Это дом купца Боткина, усадьбы Ковалева, А. В. Соколовой, Бобунова, Телегиных и другие интересные здания.

С моста Мологи открывается потрясающая панорама на город. Взгляду предстают многочисленные церкви,   избы и особняки, окружённые густыми лесами. И старинные, и современные постройки гармонично сочетаются между собой. Но радует, что можно перенестись на много десятков лет назад, впитывая крестьянский быт, традиции, менталитет и осознать неотделимость от судьбы Родины.

Интересно происхождение названия города. По одной из версий, оно возникло от слова «беженец», а сам он был основан в 1137 году. С тех пор многие люди из разных  уголков Земли стали «беженцами». Я тоже приехала сюда, чтобы забыть о будничных трудностях и запастись новыми силами, необходимыми для работы, творчества, дружеского общения. И Бежецк, встретивший так тепло и гостеприимно, даёт всё необходимое!

Музей народного артиста СССР Алексея Петровича  Иванова

В городе есть музей народного артиста СССР Алексея Петровича  Иванова, открытый 15 сентября 2012 года в здании Культурно-делового центра «Домъ Иванова».

История создания музея берёт начало в 2004 году, в дни празднования столетия артиста. Тогда у внучатого племянника Алексея Петровича — А. В. Иванова и сотрудников Культурного фонда А. П. Иванова возникла идея открытия музея в Бежецке. Первоначально в сентябре 2006 года в Бежецкой общеобразовательной школе № 3 с углублённым изучением музыкальных предметов имени А. П. Иванова была открыта комната-музей артиста. Созданная на средства внучатого племянника А. П. Иванова — мецената Александра Владимировича Иванова, экспозиция включала материалы семейного архива Ивановых (работает и в настоящее время).

Основу экспозиции музея составили материалы архива семьи Ивановых, личные вещи А. П. Иванова из фондов Тверского государственного объединённого музея и Бежецкого музея.

Материалы первого зала музея повествуют о жизни А. П. Иванова в Чижово и Бежецке, о родителях, брате и сёстрах артиста. В экспозиции представлены семейные фотографии, иконы, нотные сборники, награды членов семьи. Особое место занимает портрет отца — Петра Михайловича Иванова, написанный Алексеем Петровичем. Он называл рисование вторым своим увлечением, после пения, и был талантливым самобытным художником. В экспозиции музея представлены двенадцать его работ. Посетители могут увидеть и граммофон, приобретённый П. М. Ивановым в Бежецке в 1915 году. Благодаря ему А. П. Иванов впервые познакомился с классической музыкой.

Второй зал музея посвящён жизни А. П. Иванова в искусстве — его учёбе в Ленинградской консерватории, работе в Ленинградском малом оперном театре, театрах Саратова и Горького, служению в Государственном Академическом Большом театре СССР. Документы, фотографии, афиши, грампластинки позволяют проследить его огромный вклад в оперное искусство. Здесь посетители могут увидеть многочисленные личные вещи артиста: его бюро, пианино, радиолу, магнитофон, печатную машинку, этюдник и палитру, концертный фрак, театральный грим и несессер для грима, сувениры, привезённые им из гастрольных поездок. Привлекает внимание сценический костюм «Мазепа» А. П. Иванова (из фондов музея ГАБТ). Среди личных вещей артиста выделяются распятие и скульптура П. И. Чайковского, сделанные им собственноручно.

Материалы третьего зала раскрывают неразрывную связь А. П. Иванова с его малой родиной — Бежецком, куда он приезжал регулярно в течение всей жизни. Неоднократно певец выступал на сценах Бежецка и Калинина, в клубах Бежецкого района. В экспозиции представлен и календарь за 1982 год, где супруга певца З. Н. Шляхова отметила дату ухода его из жизни — 27 февраля. Сохранение памяти об А. П. Иванове показывают афиши памятных мероприятий, материалы по истории создания Культурного фонда А. П. Иванова, установке памятника артисту в Бежецке, школьной комнаты-музея, Международному конкурсу вокалистов имени народного артиста СССР А. П. Иванова, созданию и открытию музея.

Третий зал музея используется и как камерный концертный и лекционный зал на 35 мест. Здесь установлен концертный рояль фирмы «Diederichs Freref» (1914 год).

Предусмотрено музыкальное сопровождение экскурсий — посетители могут услышать прекрасный баритон артиста. Имеется также видеодвойка, где можно посмотреть фильм об А. П. Иванове.

А. П. Иванов родился 9 (22) сентября 1904 года в селе Чижово (ныне — Бежецкого района Тверской области). Окончил физико-математический факультет Тверского пединститута (1926). В 1932 году окончил ЛГК имени Н. А. Римского-Корсакова (класс Г. А. Боссе). Брал уроки пения у И. В. Ершова. С 1930 года выступал в оперной студии Ленинградской консерватории. В 1932–1936 годах был солистом ЛМАТОБ, в 1936–1938 годах — Свердловского, Саратовского и Горьковского, в 1938–1967 годы — Большого театра. Многократно выступал с концертами. Уйдя из Большого театра, Иванов преподавал вокальное мастерство в Загорской духовной семинарии. Обобщил принципы Отечественной вокальной школы в книгах «Об искусстве», «Жизнь артиста» и других. А. П. Иванов умер 11 марта 1982 г. в Москве. Похоронен на Кузнецовском кладбище. Памятник установлен на берегу реки Остречины в начале августа 2004 года. 13 августа состоялось его освящение, а 14 августа того же года — в день города — его торжественное открытие.

Детская музыкальная школа имени Василия Васильевича Андреева

Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа имени В. В. Андреева г. Бежецка Тверской области — одно из старейших учреждений культуры Бежецкого района. Была открыта в 1956 году. В 2016 году школе исполнилось 60 лет. В 1986 году Детской музыкальной школе приказом Министерства культуры РСФСР от 27.02.1986 г. № 122 было присвоено имя организатора и руководителя первого в России оркестра русских народных инструментов — Василия Васильевича Андреева. Это образовательное учреждение вносит большой вклад в развитие культуры Бежецкого района. Её по праву можно назвать кузницей творческих кадров для Бежецкого района — это преподаватели музыкальных и общеобразовательных школ, музыкальные работники детских дошкольных учреждений, руководители и участники творческих коллективов. ДМШ имени В. В. Андреева. является центром Бежецкого зонального методического объединения, в состав которого входят девять школ — Бежецка (ДМШ им. В. В. Андреева и ДМШ РИИ), Красного Холма, Весьегонска, поселков Сонково, Сандово, Молоково, Кесова Гора, Максатихи. ДМШ им. В. В. Андреева является инициатором проведения многих районных, зональных и областных мероприятий: праздника хоровой музыки «Голос детства», фестиваля духовной музыки «Пою Богу моему», «Рождественские встречи», научно-практической теоретической конференции, фестиваля хоровых коллективов «Весенние голоса», фестиваля фортепианной музыки «Музыкальная весна», конкурса эстрадной песни «Камертон», зональных туров областных конкурсов исполнителей на струнно-смычковых инструментах, пианистов, по музыкально-теоретическим дисциплинам, хоровых коллективов и вокальных ансамблей, исполнителей на духовых инструментах.

В ДМШ им. В. В. Андреева работают творческие коллективы — образцовый ансамбль скрипачей «Миниатюра», ансамбль народной песни «Веретёнце», ансамбль народных инструментов «Экспромт», хоровые коллективы, вокальные ансамбли «Акварель» и «Каприз», ансамбли духовых инструментов, семейный дуэт «Реш Ар», вокальный ансамбль преподавателей.

***

С городом Бежецком связана судьба известной семьи Гумилёвых, члены которой оставили яркий след в русской культуре и науке. Николай Степанович Гумилёв – поэт серебряного века, его сын Лев Николаевич – учёный-историк. Их жена и мать – выдающаяся поэтесса Анна Андреевна Ахматова, написавшая о своих родных немало трогательных строк. Семью Гумилёвых увековечили в 2003 году московские мастера Андрей и Николай Ковальчуки.

Льва Николаевича изобразили в полный рост, с книгой в руках, за его спиной на округлом гранитном постаменте возвышается фигура отца, между мужем и сыном в кресле восседает Анна Андреевна. Не каждый провинциальный город может похвастаться памятниками этим выдающимся людям, а уж тем более столь масштабным семейным монументом, какой есть в Бежецке.

Бежецк – благодатный город. Здесь душа обретает гармонию и умиротворение. Вероятно, благодаря многочисленности церквей и храмов, каждое посещение которых дает жизненные силы.

Один из них – Благовещенский женский монастырь, который был открыт в 1869 году. В 1879 монастырь был переименован в Бежецкий женский Благовещенский монастырь. Времена большевистского мракобесия не миновали и этот монастырь. Храм был закрыт, монастырские земли были изъяты, монахини изгнаны, а собор с колокольней вообще взорвали. Лишь в 1994 году Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возрождение монастыря.

В настоящее время для монастыря выделен участок Крестовоздвиженского собора. Идёт строительство новых корпусов на территории Крестовоздвиженского храма.

Колокольня Введенского монастыря

Введенский монастырь был основан преподобным Бежецким в середине XV века. На тот момент были возведены две церкви. В 1492 году преподобный Нектарий скончался, но обитель функционировала ещё около 250 лет. В 1764 году монастырь был закрыт, а на его территории остался приходской храм. В тридцатых годах прошлого века Введенская церковь разделила участь почти всех храмов России — она была разрушена и лишена всего церковного имущества. Но каким-то чудом уцелела колокольня Введенской церкви. Это один из лучших и интересных древних архитектурных памятников города Бежецка.

К Бежецкой епархии относятся и другие храмы:

– Троицкая церковь в селе Поречье

– Никольская церковь в посёлке Кесова гора

– Храм Тихвинской иконы Божией Матери в селе Сукромны

 – Спасский кафедральный собор в г. Бежецке

 – Храм святых Царственных Страстотерпцев в посёлке Дорохово.

В Бежецке есть Соборная площадь, на которой находится небольшая уютная Казанская (тёплая) церковь, построенная в 1769–1780 годы. Рядом – рынок, где торгуют мясом, сыром, рыбой, фруктами, овощами и другими продуктами. Всё натурального происхождения, и народу на рынке много с самого утра. Ещё можно приобрести одежду, обувь, косметику, бытовую химию. Но вот сувениров там не найти. Магниты и кружку с изображением Бежецка пришлось покупать в доме-музее имени А. П. Иванова. И так всё душевно и привлекательно, как в советское время. Даже площадь называется советской, и ещё сохранилось много построек с прошлой эпохи.

Рядом с гостиницей, в которой я остановилась, находится старинная церковь, построенная в XVIII веке. Называется  Крестовоздвиженской. В городе это старейшее здание. Расположенная в центре берёзовой рощи, она привлекает   изяществом, красотой внешнего и внутреннего убранства. В архитектурном облике нет особой роскоши, великолепия, но примечательна стройность, гармоничность строения. На фасадах, завершающихся полукруглыми массивными кокошниками, выделяются килевидное простое завершение портала и нарышкинский наличник, имеющий вогнутые скаты разорванного фронтона. Привлекает  трёхъярусная колокольня, выполненная в формах раннего барокко. В её убранстве выделяются пилястры и колонны. Плоские арочные наличники трапезной, выполненные в середине XIX века, по форме близки рамочным обрамлениям на здании храма и апсиды. Там можно разглядеть хвосты стоек над лучковой перемычкой и замковым камнем.
Меня поразило внутреннее убранство церкви, в котором хорошо сохранилась живопись на стенах, относящаяся ко второй половине XIX века, выполненная клеевыми красками и подражающая барочным росписям. В 1937 году церковь закрыли. Богослужения были возобновлены только в 1991 году. До нашего времени осталась  кирпичная одноэтажная сторожка XIX века, стоящая на берегу пруда. В церкви три алтаря. Наиболее почитаемыми иконами в храме являются иконы «Нечаянная радость», «Сиротская», икона «Страстная», «Всех святых». Чудесно, что я оказалась здесь практически накануне святых праздников: Родительской субботы и Троицы. В записках об упокоении и о здравии написала своих родственников и близких друзей. Первую должны были прочитать в Родительскую субботу, а вторую – в Троицу.  Свечница, которая их приняла, оказалась очень доброй, приветливой женщиной. Она объяснила, как пройти к другим храмам, относящимся к их подворью, показав наиболее краткий путь. На прощание пожелала сил, здоровья и Божьей помощи.

Спасо-Преображенская церковь представляет собой один из самых интересных архитектурных ансамблей Бежецка. В него входят как барочные сооружения, так и здания в эклектичном стиле. Прямоугольный участок на окраине старого города объединяет в одной ограде два храма. Доминантой комплекса выступает Преображенский храм с колокольней, который стоит в створе трёх улиц, выходящих на площадь. Нарочито грубоватые формы Преображенской церкви оттеняются сухой строгостью и аскетизмом фасадов Покровского храма, стоящего к востоку от Преображенской церкви. Оба здания и колокольня в советское время были лишены своих завершений. Сейчас на Преображенской церкви установлен двухъярусный барабан без главки.

Преображенская церковь была построена в 1772 году на том месте, где раньше стоял монастырь, который был упразднен. За двести с лишним лет здание церкви сохранило роль архитектурной доминанты в окружающей её одноэтажной застройке.

В 1816 году к трапезной пристроили второй придел, массивнее, чем южный. Храм представляет собой восьмерик на четверике. Этот тип храма пришел из раннепетровской архитектуры. Но Преображенская церковь отличается от тех произведений храмового зодчества неповторимой барочной пластикой фасадов, а также изгибами шлемовидной кровли, стоящей над низким трибуном, имеющим вогнутые грани.

Колокольня была возведена над центром первоначального западного фасада, поэтому в настоящее время она немного отодвинута от оси храма. Стена четверика переходит без уступа в грань восьмерика, опирающуюся на дуги со спиральным завитком, которые завершают разорванный полуфронтон. Под этим разрывом располагается ложное окно, обрамлённое кольцевым наличником из симметричных дуг. Над остальными нишами и окнами нависают бровки с заплечиками. В выразительных фасадах здания колокольни по углам двух первоначальных ярусов выделяются укороченные колонны. Здание перекрыто лотковым сводом, стоящим на трёхступенчатых тромпах. Конха главного алтаря прорезается распалубками над окнами. Довольно необычно выглядит и косая подпружная арка, которая отделяет конху южного алтаря от свода трапезной.

Спасо-Кладбищенская церковь является частью комплекса зданий, которые занимают западную часть кладбища. От ворот ограды к храму ведёт короткая дорожка. Краснокирпичное здание было возведено в 1895 году по инициативе протоиерея И. И. Преображенского на месте бывшего деревянного храма 1795 года постройки. Трапезная была закончена несколько позже основного здания, отдельно стоящая трёхъярусная колокольня (до нашего времени не дошла) была возведена в 1902 году. Примерно в то же время рядом было построено здание богадельни, церковно-приходская школа, просфорная, которые примыкают к западной части ограды. По бокам храма расположены часовни. Все вместе постройки образуют симметричную компактную группу с интересным пространственным силуэтом, который оттеняет будничный вид корпусов западной границы кладбища.

Храм имеет пять престолов: во имя «Всех святых» – в правом приделе тёплой церкви, в честь Святителя Иоанна Предтечи, Святителя Иоанна Новгородского, великомученика Пантелеймона – в левом приделе; в честь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа – средний престол в летнем храме; в честь иконы Божией Матери «Черниговской» и преподобного Сергия Радонежского – в правом приделе летнего храма; в честь равноапостольного великого князя Владимира и великой княгини Ольги, преподобного Серафима Саровского и святого Феодосия Черниговского – в левом приделе летнего храма.

Спасская церковь была построена по типовому проекту в русско-византийском стиле, разработанному под руководством К. А. Тона в 1830-х годах. Основной объём в плане – прямоугольный, вытянутый с юга на север, как и алтарный трапециевидный выступ. Трапезная по площади соответствует основному объему и имеет скруглённые углы и несколько главок над карнизами. Западный притвор, квадратный в плане, завершается в основании четырёхскатного колпака двумя ярусами кокошников. Аккуратность кирпичной кладки использована в декоре. Наряду с типичными эклектичными элементами (килевидными кокошниками, ширинками, перспективными архивольтами порталов, поребриками, опоясанными колонками с кубоватой капителью) в декоре здания использованы косые рельефные кресты, наклонная пила, треугольные капители.

Внутри храма – четыре массивных пилона трансформируются в трапециевидные паруса, на которые опирается завершённый световой главой купол храма. За пилонами расположены угловые ячейки с крестовыми сводами и южный и северный притворы с четвертными сводами. Алтарь перекрывает гранёная конха с длинными распалубками. Арки делят трапезную на восемь ячеек с циркульными и парусными сводами. До настоящего времени сохранились резной некрашеный иконостас и роспись клеевыми красками. Западный притвор и часовня, расположенные по сторонам церкви, отличаются от основного здания контрастом рельефных белёных частей и кирпичной лицевой кладки. На стыке граней крупной часовни расположены опоясанные короткие полуколонки; карниз же меньшей часовни опирается на аркатуру. В советские времена все престолы храма были нарушены (мощи вынуты из-под престолов), в связи с чем возникла путаница с почитанием праздников. Сегодня храм требует реставрации резного иконостаса, росписей летней части церкви.

Покровская тюремная церковь при бежецкой колонии ОН-55/6, с недавних пор ИК-6

Юбилейный 2000-й год для Бежецкого благочиния был отмечен радостным событием – открытием домовой тюремной церкви в честь Покрова Божией Матери при Бежецкой колонии ОН–55/6. До устройства церкви в колонии существовала молельная комната, где на протяжении двух лет совершались Таинства Покаяния и Крещения, служились по праздникам водосвятные молебны, проводились беседы с осуждёнными. Открытие храма состоялось 14 октября 2000 года в престольный праздник.

Примечательно, что до революции в Бежецком тюремном замке существовала церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Сохранилась молитва Пресвятой Богородице, принадлежавшая этой церкви. Литургия в храме служится 1-2 раза в месяц. Совершаются другие Таинства.

У общины имеется своя библиотека. В 2008–2009 годах православной общине колонии были пожертвованы телевизор и видеомагнитофон, офисная техника (лазерный принтер и ноутбук), а также установлено спутниковое телевидение с православными каналами «Союз» и «Радость моя». В планах — организовать в колонии отдельный отряд, состоящий из постоянных прихожан тюремного храма. Для этого необходимо строительство нового жилого корпуса. На практике такие отряды уже были организованы в ряде колоний. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 2008 году Владыка благословил строительство возле храмового комплекса (церковь и колокольня) двухэтажного дома, где будут расположены класс для преподавания основ православного вероучения, библиотека, трапезная, мастерская. Кроме того, в новом здании предполагается разместить певческий класс, где по благословению владыки заключённые смогут заниматься церковным пением.   В 2009 году были выполнены земляные работы и заложен фундамент под двухэтажный церковный дом. Частично был закуплен лес и начаты работы по изготовлению сруба. Все работы проводились при поддержке некоммерческого благотворительного фонда св. блгв. князя Александра Невского (г. Тверь). В течение 2009 года прихожане-заключённые осуществляли помощь Спасо-кладбищенскому храму в реставрации резных запрестольных крестов и икон, изготовлении церковной утвари.

На Покров Пресвятой Богородицы в октябре 2015 года был освящён Дом трудолюбия, входящий, вместе с отдельно стоящей колокольней, в храмовый комплекс Покровской тюремной церкви.

На центральной площади Бежецка установлен обелиск Победы. Он стал памятником воинам-землякам, погибшим в кровопролитных боях Великой Отечественной войны. Высокий, ступенчатый обелиск разделён посередине скульптурной композицией воинов, отлитых из бронзы. Авторами проекта стали скульптор В. С. Новиков, архитекторы В. Г. Шиков и Г. П. Лавров.

Каждый год 9 мая сюда приходят люди, чтобы возложить цветы и почтить память героев, отстоявших Отечество. В это время перед памятником-обелиском всегда горит Вечный огонь, и стоят в почётном карауле уже нынешние солдаты. Традиционный митинг, в честь Дня Победы, завершается минутой молчания.

Моя бабушка, Лобанова Валентина Алексеевна, родом из деревни Белораменье Кесовогорского района Тверской области, что находилась примерно в 20 километрах от Бежецка. Когда началась Великая Отечественная война, ей было 9 лет. Она родилась 8 января 1932 года. Детские и отроческие годы прошли в трудностях, борьбе за выживание, закалили характер, выработали целеустремлённость, смелость и настойчивость.

Бабушка вспоминала, что в начале войны на фронт призвали всё трудоспособное мужское население. Всего в деревне было 20 домов, и в 19 осиротели семьи: с войны никто не вернулся. Её отца, Иванова Алексея Андреевича, 1905 года рождения, по причине инвалидности оставили в тылу. Он работал плотником, в деревне и в колхозе был незаменим: кому крышу поправит, кому крыльцо, менял подгнившие венцы деревянных домов, делал телеги, сани, строил сени, сараи. А ещё изготавливал подёнки – пласт из прутьев, при помощи которого закрепляли груз в санях. Денег в то время почти ни у кого не было, и за работу Алексею Андреевичу давали еду: хлеб, творог, рожь, овёс. Получалось брать и авансом, на зиму, когда было особенно трудно, а нужно было кормить семью. Летом он отрабатывал.

Бабушка в семье была старшим ребенком. Всего у матери, Пелагеи Фёдоровны, было двенадцать детей. Но пятеро умерли в младенчестве от голода, а семеро выжили и любовь, взаимопонимание друг к другу пронесли через всю жизнь.

С раннего детства моя бабушка помогала матери по хозяйству – управлялась в доме и огороде, ухаживала за домашним скотом. Раз в месяц ходила за 25 километров в посёлок Кесова Гора, где в райфинотделе им, как многодетной семье, выдавали пособие в 140 рублей. Посылали девочку и в колхоз за хлебом, который полагался их многодетной семье в определённом количестве ежемесячно. С 9 лет моя бабушка заготавливала дрова в лесу – ходили вместе с братом Сашей, который был на год младше её. Зимы в то время стояли суровые, часто температура опускалась до минус 40 градусов. Летом было много работы в колхозе. Возили навоз на телеге, боронили поле, сажали картошку, пропалывали, сушили сено, а потом складывали. Трудовой стаж у бабушки засчитан с 10-летнего возраста, в трудовую книжку включён с 1942 года.

Трудное было детство! От воспоминаний у бабушки на глаза наворачивались слёзы. Случались и голодные дни, когда ели траву. Но выдержали и выжили! На плакатах военного времени были написаны лозунги «Всё для фронта! Всё для победы», «Родина-мать зовёт!», и люди безоговорочно следовали им.

С образованием в войну было трудно. Работала только одна школа – начальной подготовки, в полутора километрах от деревни. В ней ребята учились до 5-го класса. Бабушка помнит суровые военные зимы, когда в тоненьком старом пальто, худых валенках каждый день ходила на занятия. И в огромном холодном кабинете проводила несколько часов. Бумага была на вес золота, писать приходилось на использованных тетрадях. Не было столовой, где можно было бы подкрепить силы. Но получалось взять из дома немного хлеба.

Другая школа, в которой бабушка училась с 5-го по 7-й классы, находилась в 5 километрах от Белораменья. В холод, дожди, слякоть не все выдерживали этот путь, но она не пропустила ни одного занятия. Вспоминает, что было много дисциплин, и к каждому уроку нужно было тщательно готовиться. Учебники выдавали в школьной библиотеке, но тетради по-прежнему были дефицитом: приходилось пользоваться старыми, исписанными тетрадями старших учеников. Ребята занимались в неотапливаемых помещениях часто по 6–7 часов, дрожали от холода, но держались. С питанием по-прежнему было плохо: в школе не кормили горячими обедами, выдавали лишь хлеб (по 125 граммов в день на человека), который казался ребятам слаще шоколада. Благодаря ему и поддерживали силы. А бабушка всегда была первой: училась на «отлично» и с домашними делами успешно справлялась. Целеустремлённости, трудолюбия ей было не занимать!

Непросто пришлось и в первые послевоенные годы. Бабушка продолжала работать в колхозе. Труд был тяжкий, изнурительный. Люди уходили на работу утром и возвращались поздно вечером, измученные и обессиленные. Бабушка вспоминала, как в 16 лет приходилось таскать мешки по 50 килограммов. И понимала, что долго так не продержится. Нужно было перебираться в город, учиться дальше.

Но в те годы никого не отпускали из деревни. Всё трудоспособное население должно было работать в колхозе. У отца были влиятельные знакомые, и один из них, начальник политотдела, в 1949 году помог со справкой, благодаря которой девушке разрешалось уехать.

Она поселилась в коммунальной квартире в Мурино, под Ленинградом, у своей тётки, Марьи Андреевны. Поступила учиться на токаря в ремесленное училище № 47. В августе 1951 года получила специальность «токарь 5-го разряда» и устроилась работать на завод «Русский дизель». Её ценили как трудолюбивого и перспективного сотрудника.

В 1953 году вышла замуж за стекольщика Алексея Гордеева. В 1955 году у них родился сын – мой отец Сергей Алексеевич. Семья нуждалась в постоянном заработке, и Валентина устроилась в НИИ «Позитрон», изготавливала микромодули для космической связи. Это было особенно актуально в 1961–1962 годах, когда первые полёты в космос совершили Юрий Гагарин, Герман Титов, Валентина Терешкова, Владимир Комаров, Павел Попович. За отличную работу она получила благодарность от Л. И. Брежнева.

В НИИ бабушка проработала 20 лет. В 1974 году из-за переезда пришлось взять расчет. В том же году она тяжело заболела, получила инвалидность и приступить к работе смогла только в 1978 году. До выхода на пенсию 10 лет проработала в автопарке № 6 «Спецтранса». Была и бухгалтером, и мастером по уборке. В 1996-м получила звание «Ветеран труда».

На любой работе (за 45 лет бабушка поменяла её лишь три раза) её уважали и ценили. Она всегда была верным, искренним другом, доброй и заботливой матерью и бабушкой. С детства приученная к труду, она пронесла любовь к нему через всю жизнь. Любое дело, за которое бралась, доводила до конца. Её мудрые советы, напутствия очень помогали мне в жизни. Я всегда старалась следовать её наставлениям. Бабушка прожила до 89 лет, 18 сентября 2021 года её не стало. Но до конца дней сохранила мужество, стойкость, терпение и доброту. Своим примером она призывала меня любить близких, не сдаваться перед трудностями и добиваться поставленных целей. А теперь, с небес, наблюдая за моей судьбой, в сложные моменты негласно помогает теплом и мудрыми советами и, как ангел-хранитель, оберегает и поддерживает.

P. S. И вот я снова в Бежецке! Вечерний Бежецк потрясающ! Улицы, здания переливаются разноцветными, сияющими огнями. Мы шли по Большой улице, в преддверие новых встреч и открытий. Зашли в Горсад, где состоялся плэнер художников по локациям улиц Бежецка, а на детской площадке появился новый арт-объект.

Это любимое место отдыха жителей и гостей города.
Главный вход, расположенный на Большой улице, украшают ажурные чугунные ворота. Одной из главных достопримечательностей сада стал памятник В. Я. Шишкову — автору романа «Угрюм-река», который был открыт 20 августа 1950 года. На ступенчатом гранитном постаменте возвышается бронзовая фигура писателя, сидящего в кресле, с устремленными на родной город глазами. А еще здесь установлена стена, где можно узнать о выдающихся личностях, которые проживали в Бежецке.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s