Владимир Тулупов. Среда фотообитания

Нынче каждый владелец смартфона – в той или иной степени фотограф. Хотя, конечно, прежде всего следует вести речь о профессионалах, среди которых почётное место занимают фотокорреспонденты.

Себя я, конечно, к таковым не причисляю, хотя уже многие годы не расстаюсь с фотокамерой.

Еще в детстве я освоил «Смену-8», а также процесс проявки плёнки, печати при помощи фотоувеличителя, кювет с проявителем, закрепителем и водой в тёмной-тёмной комнате… Электрический глянцеватель появился позже, а до его приобретения мокрыми фотками заклеивались все окна родительского дома.

Хотя в редакции пришлось многие годы выступать в роли бильдредактора, придумывающего темы для фотокоров, выбирающего из кучи снимков несколько лучших для подборок, ретуширующего их при помощи черной туши и белой гуаши…

Мои учителя, друзья, соратники – фотокоры провинциальных газет: Гареев, Карабанов, Новиков, Осотов, Кудояров, Бадыков, Стрижевский, Киняпин, Вязовой, Колосов, Архипов, Голуб… Каждый из них что-то дал мне и как редактору, и как читателю, и как их современнику. Они – скромные, но достойные фотолетописцы нашего времени. Спасибо им. О некоторых – мои заметки ниже.

***

В уфимской «молодёжке» штатный фотокорреспондент был один – Гареев, остальные снимали «на гонораре». Равиль Мамлеевич, проработавший в «Ленинце» 45 лет, казался нам глубоким стариком, чему способствовала и «борода лопатой», хотя, когда я пришёл в редакцию, ему было чуть-чуть за сорок… Но даже начинающим он разрешал звать себя по имени, да и как было иначе звать этого по-молодому шумного, не вылезавшего из командировок фотокора?


         «Равиль Гареев был дружелюбен со всеми: с коллегами по журналистской стезе, бабушками в татарских и башкирских деревнях, с трудягами-работягами на нефтевышках, министрами, героями труда и поэтами – с половиной Башкирии и страны Равиль Гареев был на „ты“…
Когда поминают поэта, то вспоминают его стихи. А Фотограф – даже с большой буквы – не попадает в объектив, хотя ежедневно ведёт летопись наших будней. Ведь именно о Равиле Гарееве в прощальном слове журналисты Башкирии написали: „Фотолетопись страны он вёл исправно“».

НА СНИМКАХ (https://foto-karavan.livejournal.com/814.html): по Средней Азии на «мерседесе»; с летчиком-испытателем, членом отряда космонавтов Уралом Султановым (октябрь 1988 года); с народным поэтом Башкирии Мустаем Каримом; он так любил природу и животных; с коллегами-журналистами (1999 г.); один из последних снимков: Равиль Гареев у Дома печати в Уфе в дни своего 80-летия (апрель 2012 года).

***

Сегодня имя Сергея Новикова, дипломанта World Press Photo, участника и призёра всесоюзных и всероссийских фотоконкурсов, лауреата Премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства», известно во всём фотомире. Но, может быть, не все знают, что как фотожурналист Сергей начинал в башкирской «молодёжке». В далёком 1975 году мы встретились в его родном Ишимбае, где он показал мне – тогда заместителю ответственного секретаря «Ленинца» – свои фотографии, снятые в Челябинске, где он был членом знаменитого фотоклуба. И вскоре его работы, которые я бы отнёс к художественной фотопублицистике, стали украшать полосы нашей газеты, а редакционные поэты сопровождали их актуальными четверостишиями.

         Сегодня Сергей Георгиевич Новиков считается фотопортретистом, ведь он – автор портретов выдающихся советских и российских учёных, в общей сложности издавший 11 томов фотоальбомов из серии «Портрет интеллекта: учёные России». Кстати, одна из первых книг этой серии хранится в фотолаборатории журфака ВГУ, и воронежские студенты используют её как ценнейшее учебно-методическое пособие. Хотя у него немало и жанровых, и пейзажных. и репортажных фотографий.


Фотографии из архива Сергея Новикова, фотографа Уральского отделения Российской академии наук: академики В. Гинзбург и Б. Пиотровский.

***

Мой друг, безвременно ушедший от нас Алексей Колосов, учился на журфаке дважды – сначала после техникума и армии, много лет спустя – после службы в редакциях многих газет в Воронежской и Вологодской областях, в Киргизии.

А потом работал на родном журфаке, и работал, надо сказать, замечательно. Преподавание фотодела Алексей сочетал с фототворчеством, демонстрируя своё мастерство на персональных выставках. Приведу здесь отрывок из моей рецензии на одну из них:

«„Среда обитания: фотографии, компьютерная графика, тексты“ – так назвал свою выставку Алексей Колосов. Скорее всего потому, что он, никогда не расстающийся с фотокамерой, чутко реагирует буквально на все, что происходит с ним, с нами. Происходит cо временем дня, года, но прежде всего – со Временем, в историческом и философском смысле этого слова. А еще – с Природой, c Домом.

Это – работы Художника (не по статусу – по душе!), постоянно настроенного на творческую волну:

Фотография и слово –

Две колеблемых основы,

Две незыблемых основы

Непростого бытия.

Юг и Север, день и ночь,

Мёд, замешанный на дёгте,

Две стихии, два крыла,

Гимн свободе и оковы…

Это – работы Поэта, и по мироощущению, и по мастерству, которое предполагает поиск особых – образных – средств отражения действительности:

Ах, золото листьев! Ах, небо!

Ах, воздух пьяняще-трезвящий!..

Это – работы Журналиста, умеющего не только подглядеть детали (описать!), но и обобщить (выразить!), подать их так, что зритель искренне удивляется: почему сам не заметил, почему прошел мимо?!..

              Фотография и слово –
Ненавистных две основы,
Неизбывных две основы
Из воды и из огня,
Из любви и из печали,
Из веселья и тоски,
Из степной звенящей дали
И задумчивой реки.
Из рождений, погребений,
Из триумфов и падений,
Из примятой кем-то ржи…
То из лести,
То из лжи.

Это – работы Человека, мыслящего и переживающего. И живущего теми же заботами, тревогами, что и каждый из нас:            

              Было сил невпроворот,
Было больше прыти –
Верил в мудрый наш народ,
А теперь – простите…
Ты народ и я народ,
Бегаем по кругу,
Переводим кислород –
Боремся друг с другом…

Наконец, это – работы Фотомастера, прошедшего школу черно-белой печати и сумевшего (стремящегося?) не просто преодолеть холодность новой техники, но и заставить ее послужить вечному, то есть Красоте».

«Фотография и слово» – так Алексей Алексеевич назвал одно из своих стихотворений, с которым и вы познакомились выше.

Фотографии из архива Алексея Колосова.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s