В прошлом году в популярном столичном издательстве «Прометей» вышла книга под названием «Зачем нужна русская литература?»Автор – профессор, заведующий кафедрой истории новейшей русской литературы и современного литературного процесса МГУ имени М. В. Ломоносова Михаил Михайлович Голубков. В аннотации и в уже опубликованных рецензиях жанр этой книги определяется как сборник статей. Особо отмечается, что создавались статьи в течение нескольких лет. Но принимать это заявление можно только как напоминание о специфике процесса работы, потому что есть все основания для того, чтобы утверждать, что сложилось монографическое исследование огромного, актуального историко-литературного материала, которое способно вызвать интерес очень широкого читательского круга – людей, в той или иной степени заинтересованных в постановке (как минимум!) жизненно важных аксиологических проблем, без исследования, осознания которых нас ожидает глубочайший мировоззренческий кризис. Прежде всего, автор сосредоточен на поиске ответа на чрезвычайно важный в эпоху победившего ЕГЭ вопрос о необходимости русской литературы, ее сегодняшнем статусе и состоянии.
Поиск ответа осуществляется в три этапа. Результат первого – во многом публицистические размышления по поводу воздействующего потенциала литературы, способной доносить до читателя законы, принципы формы национального бытия; формировать понимание исторических событий и «ответственное отношение читателя к собственной жизни». Но сразу надо сказать, что это особый род публицистики – публицистика университетского ученого, преподавателя со значительным профессиональным стажем, не позволяющим бряцать вселенскими обобщениями при полном презрении к конкретным фактам, событиям, персонам.
Вторая часть книги – особенно важна для историков русской литературы и преподавателей соответствующего университетского курса, которые, безусловно, нуждаются в систематизации огромного объема историко-литературных фактов. В этой части представлена периодизация литературного процесса новейшего времени, в основании которой четыре основных фигуры, определяющих функционирование литературного текста: писатель, издатель, читатель, критик. Хронологические рамки новейшей литературы устанавливаются исследователем «на выявлении ее эстетического содержания, художественной природы порожденных ею явлений». Принципиально важно, что решение этой сложнейшей задачи в исполнении М. М. Голубкова основано на постижении внутренней логики завершившейся литературной эпохи, ее глубинных противоречий, обусловленных в значительной степени пресловутым вмешательством государства в дела литературные.
Третья глава, посвященная творческой репутации нескольких писателей, совсем не случайно называется «Странные сближенья». Персонажами этого раздела стали М. Горький и А. Солженицын; А. Солженицын и Ю. Поляков; К. Симонов, В. Гроссман, Ю. Бондарев; В. Набоков… Литературный ряд может кого-то удивить. Многие сопоставления, сближения действительно неожиданны, даже парадоксальны, но объединяющие начала, основания проявлены автором как бесспорные. Наверное, самое интересное в этой главе – преодоление старых и относительно новых мифов о писательских судьбах, позволяющее восстановить подлинный облик очень разных художников.
На наш взгляд, особая ценность созданного профессором М. М. Голубковым сюжета, который он в послесловии называет «записками», «хрониками литературной жизни» определяется не столько его смысловой структурой или композицией (тут все в значительной степени традиционно!), сколько интерпретацией исторических фактов, литературных образов и мотивов, заставляющей преодолевать многие стереотипы, закреплявшие в последние десятилетия во многом высокомерное, даже пренебрежительное отношение к литературе советской эпохи.
Любого преподавателя русской литературы наверняка заинтересует фрагмент, посвященный литературной полемике М. Булгакова («Собачье сердце») и В. Маяковского («Клоп») с «романтико-утопической концепцией революции», предложенной А. Блоком в поэме «Двенадцать»! Никто из нас не сможет оспорить глубокие и значительные суждения в защиту русской классики, страдающей от «ложной и некорректной интерпретации»! Критически важна сегодня честная и открытая констатация причин сегодняшнего изгнания русской литературы из школьной и вузовской программы, фактического запрета на экзаменационное сочинение! И наконец, можно бесконечно цитировать многочисленные очень точные оценки литературных достоинств сочинений, продвигаемых в публичном пространстве под хэштегом «лидерыпродаж»!
И главное: новую книгу М. М. Голубкова можно рассматривать как приглашение к серьезному, профессиональному диалогу о чрезвычайно сложном периоде истории нашей литературы, объективные оценки которого только начинают формироваться, о сегодняшней литературной ситуации. Позиция ученого обязательно заденет и школьных, и вузовских словесников! Но, думается, что полезнее всего это чтение для обычных молодых читателей. Концепция профессора Голубкова может заставить поклонников современных «романных проектов» засомневаться в активно формируемом сегодня отношении к литературе только как к «форме занимательного и необязательного досуга».