Детство – прекрасный и одновременно жестокий мир, покрытый пеленой тайны и множества недосказанностей. Именно в это время формируется наше мировосприятие, мы оказываемся под натиском различных чувств и эмоций, впервые сталкиваемся с понятиями добра и зла. Пытливому детскому уму не всегда удается получить ответы на заявленные вопросы, поэтому в качестве неизменного помощника выступает книга. Книга – это маяк, освещающий путь юному путешественнику. Детской литературе пришлось столкнуться с большим количеством испытаний, прежде чем стать признанной и по праву занять одно из главенствующих мест в литературном потоке.
По данным ВЦИОМ, в 2020 году число читателей детской литературы составило 28 % от всех читающих. Это достаточно большой показатель, мимо детской книги не может пройти каждый четвертый книжный червь – это не только сами юные читатели и их родители. Почему же детская литература стала интересна многим? Причины такого пристального внимания к ней кроются в том, что она затрагивает серьезные проблемы, актуальные для любого возраста. А также не стоит забывать о том, что в каждом взрослом живет маленький ребенок, тихо выжидающий своего триумфального возвращения через книгу. Детская литература – это неотъемлемая часть жизни современного общества.
Специализированные детские произведения появились не так давно. До определенного момента дети читали взрослую литературу религиозной направленности. Это было необходимым элементом образовательного процесса. Первые детские книги включали в себя устные рассказы, песни, стихотворения сугубо поучительного и воспитательного характера. Лишь в XVIII веке сложилось представление об институте детства, повлекшее за собой появление направления для юных читателей со своей спецификой и традициями, отделенного от остального литературного потока. Французский историк Филипп Арьес в произведении «Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке» говорит о том, что ранее дети воспринимались, как маленькие взрослые и не выделялись в отдельную категорию.
Первой детской книгой можно назвать «Маленькую хорошенькую карманную книжечку» английского издателя Джона Ньюбери. Произведение с яркой привлекательной обложкой вышло в 1744 году с содержанием иллюстраций и игровых элементов . Большой вклад в становление детской литературы оказали европейские деятели того времени – Жан-Жак Руссо, Иоганн Базедов, Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Гофман, а в России – Гавриил Державин, Александр Сумароков, Николай Карамзин и др. Книгопечатание и увеличение количества грамотных людей привели к повышению интереса к детской литературе.
Сменялись десятилетия, детская литература трансформировалась, отсеивала старое, обращалась к новому. Книги начали носить более развлекательный характер. По мнению исследователей, впервые от излишней поучительности и морализаторства отказался Льюис Кэролл. В 1865 году вышла сказка «Алиса в стране чудес», ознаменовав изменение стилистики произведений для юных читателей. Книга полюбилась всем и особенно обратила на себя пристальное внимание старшего поколения. Кого из взрослых не заинтересует первая книга без нравоучений и заповедей, которые они так не любят слушать? Для взрослых читателей история девочки, попавшей в волшебную страну, становится прекрасной пищей для размышления, бросающей вызов их стереотипным представления о мире. Для детского разума логические игры Кэролла не вызывают недоумений ввиду того, что их мировоззрение только выстраивается. Взаимодействие выдумки и правильной математической логики Льюиса породило совершенно новый источник, обогативший литературный поток. Метафоричность и стремление к свободе все чаще стали появляться в детской литературе, и теперь она начала приобретать двухадресный характер.
Одним из направлений, которое с удовольствием восприняли взрослые читатели, является жанр фэнтэзи, сложившийся в литературных клубах Англии начала XX века. Мифическое пространство, изображенное в книгах, стало своеобразным спасительным островком от постоянных проблем и забот, заставляющих держаться в рамках. Фэнтэзи помогает взрослому человеку освободиться от внутренней тюрьмы. В философии подобное явление называют эскапизмом (от англ. escape – убежать, спастись), стремлением сбежать от реальности в мир грёз и фантазий. Это не всегда плохо, как может казаться на первый взгляд. Дж. Толкин в своём труде «О волшебных историях» упоминает разные виды эскапизма: «бегство пленника из темницы» во имя собственной свободы и «бегство дезертира с поля боя», как трусость.
Ярким примером бегства пленника из темницы является четвертое детское произведение К. С. Льюиса «Серебряное кресло» из серии «Хроников Нарнии». Главными героями романа стали мальчик Юстас и девочка Джил, попавшие в волшебную страну Нарнию. Детям пришлось отправиться в опасное путешествие вместе с болотником Паддлгламом для поиска пропавшего принца Рилиана. Герои находят принца, но попадают вместе с ним в заточение владычицы подземного мира. Она убеждает их в том, что других миров кроме подземного не существует, пытаясь отнять у заложников стремление к свободе. Но болотник противостоит ей и заявляет то, что лучше он будет верить в чудесный иной мир, чем в эту жалкую существующую реальность. Эти слова разрушили чары и герои прозрели. Автор романа отражает христианскую концепцию, согласно которой наш мир не является единственным и совершенным, за его границами может таиться невидимые глазу идеальные, трансцендентные сущности. Не стоит зацикливаться на чем-то одном, иначе можно стать заложником внутренней тюрьмы. Фэнтэзи стало продвигать во взрослый круг читателей детскую литературу еще больше, чем когда бы то ни было. Жанр еще молод, но уже успел завоевать свое место под солнцем в игровой и киноиндустрии.
Не всегда интерес к деткой литературе у взрослых может быть вызван чем-то положительным. Многих пугает непринужденность главных героев повествования и отрыв от привычных традиций. После публикации повести Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» тысячи обеспокоенных родителей начали задаваться вопросом о том, не научит ли непослушный Карлсон их чад плохому? Действительно, маленький летающий пузатый друг Сванта Свантесона был далек от идеалов традиционного семейного воспитания. Карлсон ворует с удовольствием плюшки, обладает острым языком, не убирается в доме, не ходит в школу. Это ли не мечта каждого ребенка – абсолютная свобода? Астрид доказала, что детей не нужно постоянно поучать и ограничивать, в первую очередь они нуждаются в понимании и внимании. Линдгрен также высмеяла напыщенную вежливость и ханжество, прививаемые взрослыми. Именно это вызвало широкий общественный резонанс, что привело к известности детской повести, ставшей еще одним важным шагом на пути к популярности детской литературы в целом.
Настоящий бум популярности детской литературы связан с хорошо известным нам именем Джоан Роулинг. В июне 1997 года благодаря писательнице на свет появилась замечательная Вселенная Гарри Поттера. Это был прорыв в детской литературе, своеобразная атомная бомба, разделившая жизнь чтения для детей на до и после. За жизнью юного волшебника со шрамом следил весь земной шар: книга была переведена почти на 80 языков. Произведение о мальчике, который выжил, вызвало небывалый спрос: всего было продано более полумиллиарда экземпляров. Посмотрев на статистику мировой книготорговли от Франкфуртской книжной ярмарки, можно увидеть, насколько силен разрыв в популярности поттерианы на фоне других книг. Поклонниками Гарри Поттера стали и дети, и взрослые.
Джоан Роулинг значительно изменила представление о детской литературе. Раньше книга для детей была, как правило, короткой и максимально простой. Существовало устойчивое мнение о том, что юные читатели будут обходить стороной «толстые желтостраничные» книги. Но Роулинг удалось преодолеть этот барьер. Популярность поттерианы вызвала увеличение количества страниц в детских книгах на 37 % . Дети росли вместе с храбрым волшебником и попутно нуждались в более серьезном повествовании. Серия произведений о магической школе способствовала размытию границ между взрослым и детским чтением. Теперь одну и ту же книгу мы можем увидеть в разных руках: от восьмилетнего ребенка, сидящего школьном автобусе, до сорокалетнего мужчины в метро. Поттер сумел объединить весь мир, оторвать его от компьютерного монитора и заставить его вновь поверить в волшебство.
История Гарри Поттера не только освободила младшее поколение от навязанной «детскости» но и старшее – от предписанной «взрослости». Роулинг показала, что сказка может быть интересна любому, если она достаточно хорошая. А это действительно хорошая сказка только потому, что она напоминает о том, ради чего стоит жить. Неиссякаемая родительская любовь стала причиной спасения главного героя. Любовь Лили и Джеймса Поттеров стала непоколебимым щитом для юного волшебника в противостоянии со злым магом Волан-де-Мортом. Настоящим образцом крепкой дружбы являются отношения между Гарри, Роном и Гермионой. Герои переживают вместе радостные и забавные моменты, преодолевают трудности, взрослеют и влюбляются, сталкиваются со смертью. В романе также есть место и для темы свободы личности. Гарри – герой многогранный, противоречивый и неоднозначный. Это выделяет его среди других героев детской литературы. Поттер запросто мог пойти простым путем и выбрать сторону Темного Лорда, поскольку в нем есть осколок его души. Но юный волшебник всегда находит в себе силы бороться со злом не только в мире, но и в самом себе.
Отличительной чертой Роулинг, как детского писателя, является введение темы смерти в свои произведения. Отныне радужный и благоговейный мир отходит в сторону. Детская литература сталкивается с реальностью. Сама Роулинг об этом говорит так: «Мои книги в основном о смерти. Они начинаются со смерти родителей Гарри. Или взять неотступное стремление Волан-де-Морта покорить смерть. Бессмертие любой ценой – цель всякого, кто прикоснулся к магии. Я так понимаю, почему он хочет победить смерть, – мы все боимся ее». Именно с поттерианы берет начало один из самых ярких трендов современности – демократичное и многостороннее течение кидалт, отрицающее саму идею табуированности некоторых тем.
Со временем понятие детской литературы начинает приобретать все более и более размытые границы. Тематика произведений значительно расширяется, появляются «взрослые» темы. Некоторые родители обеспокоены проникновением сложных вопросов в чтение для детей. Но книжный иллюстратор Роже Мелло говорит о необходимости этого: «Так называемые табу лишь мешают и подавляют, а литература, наоборот, должна помогать детям осознать и выразить собственные страхи, боль, страдания. Безусловно, у детей должно быть счастливое детство, и оно немыслимо без того катарсиса, который может подарить только художественная литература».
Жестокость, буллинг, болезни, депрессия, непонимание – это обязательная составляющая любого общества. И мир детства порой бывает гораздо более жестоким, чем взрослый. Детская литература становится перекидным мостом, помогающим понять то, что чувствует ребенок. А иногда она становятся спасительным лекарством для самих взрослых, страдающих от старых ран.
В книге Р.Дж. Паласио «Чудо» мы встречаем мальчика Августа с врожденными аномалиями лица. Он с малых лет привык к пристальным, презрительным и даже иногда осуждающим взглядам в свою сторону. «Как я выгляжу, описывать не буду. В любом случае все хуже, чем вы думаете», говорит мальчик. В школе он сразу же становится объектом травли и всевозможных козней со стороны сверстников. Эта книга не только о буллинге и о том, как с ним бороться. «Чудо» помогает понять устройство и мышление детского сообщества, как живется детям, страдающим от различных болезней, о том, как перестать бояться и отвергать непривычное и видеть в первую очередь внутренний мир человека. Многоголосое повествование содержит размышления не только самого мальчика, но и его сестры, лучшего друга и других персонажей.
Французскому писателю и иллюстратору Сержу Блоку удалось наглядно объяснить сущность войны, манипуляции и ложную ненависть, порождаемую людьми в книжке-картинке «Враг». Во время войны в двух разных окопах сидят два абсолютно одинаковых солдата, считающих друг друга врагами. Руководство убедило их в жестокости друг друга, в том, что враг – не человек. Не в силах побороть любопытство, один из солдат подглядывает в окоп и видит в нем идентичный своему учебник, только воплощением зла в ней является он сам. Также солдат находит семейный альбом противника и недоумевает, потому что у монстра не может быть детей и жены. Автор пытается донести мысль о том, что нужно не забывать о человечности и толерантности, которых так не хватает во взрослом мире: «Я не специалист по ненависти. Мне кажется, самое главное – это научиться жить всем вместе. Это гораздо лучше, чем учиться жить во враждебном мире. Конечно, необязательно со всеми дружить и из последних сил ко всем хорошо относиться, но, по крайней мере, надо пытаться уважать друг друга».
А вот повесть писателя Гюса Кейера «Книга всех вещей» раскрывает другую, совсем не детскую тему домашнего насилия в семье. Главным героем произведения становится мальчик Томас из очень религиозной семьи, отец которого постоянно наказывает его даже за малейшие проступки. Особенно от побоев страдает мать Томаса. По ходу повествования мальчик задается вопросами о существовании Бога и пытается вырваться из тисков собственного страха. «Чтобы быть счастливым, нужно перестать бояться», – говорит Томасу его соседка. Это высказывание становится главным посылом автора к читателю, будь то взрослый или ребенок.
Детская литература сегодня – это неиссякаемый источник мудрости и полезных знаний не только для детей, но и для взрослых. Она, как любопытный ребенок, жаждущий познать неизведанное и открыть новое; как ребенок способный найти лазейку даже в самых труднодоступных местах. Без детской литературы мир был бы скучен и предсказуем, подобно жизни, в которой нет места для детей. Именно поэтому любителей чтения для малышей становится все больше. Благодаря этому пласту литературы взрослые могут остановиться и подумать о важном, вдохновиться, отдохнуть душой, дать возможность своему внутреннему ребенку вырваться наружу и радоваться каждому новому дню.
На снимке: Эржена Эрхитуева

Об авторе: Эржена Эрхитуева в 2021 году окончила Институт филологии, иностранных языков и массовых коммуникаций Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова по профилю «Газетное дело и интернет-журналистика». В настоящее время Эржена учится в магистратуре Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета. Обучается по программе «Медиатекст в массовых коммуникациях». Имеет опыт практической журналистской работы.
