С 21 по 24 августа в Санкт-Петербурге проходил фестиваль-симпозиум «Содружество академических искусств». Его проведение – важное свидетельство стремления государств-участников Содружества Независимых Государств «к дальнейшему сохранению и расширению взаимодействия между нашими странами, развитию общего гуманитарного пространства», как выразился в приветствии к гостям форума генеральный секретарь СНГ С. Н. Лебедев.
Организаторами форума выступили Санкт-Петербургский Благотворительный фонд Ирины Богачевой «Арт-Петербург» и Межгосударственный информационно-аналитический журнал о культуре и искусстве государств-участников СНГ «Содружество искусств». Руководство проектом взяла на себя вице-президент фонда Ирины Богачёвой Инна Барышникова, его художественным руководителем стал главный редактор журнала «Содружество искусств» Андрей Блиок. Вклад в проведение фестиваля-симпозиума внесли также Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Государственный музей политической истории России, Президентская библиотека имени Б. Н. Ельцина и Координационный Совет творческих союзов Санкт-Петербурга.
Как оказалось, наиболее эффективным и историческим связующим элементом между странами СНГ являются именно академические искусства. Этому способствует универсальность их языка и то, что они воспринимаются и поддерживаются большей частью интеллектуального сообщества государств-членов Содружества Независимых Государств, в недавнем прошлом республик СССР. При этом творчество народов и национальное наследие этих республик нуждаются в международной арене, каковой и могут сделаться современная Россия и СНГ. Изобразительное и оперное искусство стран Содружества должны стать общедоступными и популярными в России, призывая тем самым возродить на основе академических традиций единый культурный код и вместе с тем выявить и закрепить новые тенденции и традиции в искусстве, зарождающиеся в странах-участницах СНГ. Так, ключом к взаимопониманию становятся общие для всех этих народов усилия по созданию национального искусства на академической основе.
Сами организаторы объявили фестиваль площадкой возможностей, где молодые таланты из стран СНГ наравне с известными представителями академических искусств смогут проявить себя и «транслировать главные ценности и тенденции своих стран». Программа форума включала мастер-классы для художников и певцов, выставки работ молодых живописцев СНГ (плюс Китай) в залах галереи Beriozka и академиков Академии художеств, а также мастеров стран Содружества в стенах Российской академии художеств, лекции по истории искусств, экскурсии, гала-концерт оперных звёзд из стран СНГ в сопровождении симфонического оркестра «Арт-Петербург» под управлением Владимира Баранова в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. Центральным же событием фестиваля-симпозиума явилась международная научно-практическая конференция «Содружество академических искусств: история и современность», которая затронула актуальные темы истории становления академических видов искусств на пространстве Содружества. По вполне понятным причинам преобладали докладчики из России, главным образом преподаватели и исследователи различных вузов, научных и культурных учреждений Петербурга. Убедительно были представлены Узбекистан и Казахстан, а также Киргизия, Туркмения, Белоруссия и Азербайджан. Армения и Молдавия отсутствовали. Мне довелось выступить на форуме с докладом «Русско-латышские культурные связи: ретроспективный обзор и перспективы».
Латвийская Республика не входит в СНГ, но исторически Латвия является частью российского культурного пространства. Может быть, поэтому оргкомитет не отверг моей заявки на участие в конференции, хотя я оказался единственным участником – не скажу представлявшим, – но прибывшим из страны, которая предпочла Содружеству Независимых Государств членство в Европейском Союзе и НАТО. Этот выбор Латвии не назовёшь случайным. Проект латвийской государственности изначально зародился и развивался как антироссийский, направленный на разрыв с российским культурным материком. Однако в силу того, что подавляющее большинство представителей латышской политической и культурной элиты вышло из российских высших учебных заведений, этот запрограммированный в момент создания независимого Латвийского государства в 1918 г. разрыв осуществлялся тогда и ныне повторно осуществляется медленно и непоследовательно. При этом членство Латвии в ЕС и НАТО рассматривалось и рассматривается как катализатор данного процесса и своего рода гарантия против возвращения Латвии в орбиту российского не только политического и экономического, но и культурного влияния. Исходное родство латышской и русской культур требует от его противников применения радикальных мер, направленных против тесного их взаимодействия. Политическую и военную конфронтацию инспирируют агенты западного влияния в Латвии. С другой стороны, многочисленная и укоренённая на местной почве русская диаспора Латвии на протяжении более чем полутора столетий служила фактором присутствия и развития русской культуры в регионе, взаимодействия и взаимовлияния русской и латышской культур.
Предпослав своему выступлению эти общие положения, я предложил рассматривать русско-латышские культурные связи в сфере музыкального и изобразительного искусства через сопоставление персоналий, художественных школ и художественных объединений. Намерен поделиться с читателями «Петербургского публициста» некоторыми своими наблюдениями.
Взаимодействие и взаимовлияние русской и латышской культур происходило во всех областях: в литературе, в театре, включая оперный и балетный, в музыке, в изобразительном искусстве, в архитектуре, в кинематографе. В начале ХХ столетия немного сыщется латышских деятелей культуры, кто не был бы выпускником российских высших учебных заведений и не трудился бы на ниве просвещения и свободных искусств на территории исторической России до того, как на карте Европы появилось Латвийское государство. В то же время многие предпочли остаться в Советской России и вписали свои имена в историю советского искусства, как, например, Анатолий Яковлевич Лепин, по рождению Анатолс Лиепиньш (1907–1984), советский композитор латышского происхождения, автор более 500 песен, восьми оперетт и других музыкальных произведений, но наиболее известный музыкой к кинофильмам, среди которых «Мы с вами где-то встречались», «Девушка без адреса», «Солдат Иван Бровкин» и «Карнавальная ночь». В 1936 году А. Я. Лепин окончил Московскую консерваторию как композитор и музыковед. В 1945–1950 годы он жил в Риге, много работал для латвийского музыкального театра, создал гимн Латвийской ССР.
Или, скажем, одногодок Лепина Нильс Эдгарович Грюнфельд (Nīls Grīnfelds, 1907–1986), окончивший в 1931 году Московскую консерваторию по классу фортепиано Александра Фёдоровича Гёдике и в годы Великой Отечественной войны перебравшийся в Советскую Латвию, где сделал карьеру композитора и учёного-музыковеда. Грюнфельд внёс большой вклад в развитие латвийского советского оперного искусства, будучи автором таких опер, как «Рута» (1943), «Дайна» (1949), «Любовь сильнее смерти» (по мотивам драмы Я. Райниса, 1955; 2-я редакция – телеопера «Сигулдская баллада», 1972), «Во имя счастья» (1964; 2-я редакция – телеопера «Майга», 1969). С 1949 года Грюнфельд преподавал в Латвийской Государственной консерватории, сначала на кафедре композиции, а затем – истории музыки, которую возглавлял с 1960 года.
Поскольку речь идёт о развитии художеств на пространстве Содружества, приведу также примеры подобного рода из области изобразительного искусства. Здесь обращают на себя внимание имена Вольдемара Матвейса, Густава Клуциса и Александра Древина – все трое художники-модернисты.
Вольдемар Матвейс (Voldemārs Matvejs, псевдоним — Владимир Марков, 1877–1914), латышско-русский художник-модернист и теоретик искусства. Ученик Яна Францевича Ционглинского по Петербургской академии художеств. При деятельном участии Вольдемара Матвейса в ноябре 1909 года возникло Общество художников «Союз молодёжи» – первое петербургское общество художников-экспериментаторов и новаторов, и первое столичное творческое объединение русского авангарда.
Густав Густавович Клуцис (Gustavs Klucis, 1895–1938), художник-авангардист, плакатист, представитель конструктивизма, один из создателей искусства цветного фотомонтажа. Его учителями в Рижском городском художественном училище (1911–1915) были латышские художники русской академической выучки Янис Розенталь, Вильгельм Пурвит и Янис Тилберг. Своё художественное образование Клуцис продолжил в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петрограде (1915–1918), в Государственных свободных художественных мастерских в Москве (1918–1920) у Константина Коровина, Натана Певзнера и Казимира Малевича и, наконец, во ВХУТЕМАСе (1920–1921). Во второй половине 1920-х Клуцис сам преподавал во ВХУТЕМАСе. Каталог оформленных им книг и печатных изданий превышает полусотню наименований, в 1920–30-е годы им создано около полусотни плакатов, которые стали классикой советского плакатного искусства.
Александр Давыдович Древин (Aleksandrs Rūdolfs Drēviņš, 1889–1938), художник-модернист, свой путь в искусство, как и Клуцис, начал в Рижском городском художественном училище, где учился у Вильгельма Пурвита. С 1915 года Древин – в Москве, где становится членом объединения «Бубновый валет». Как и Клуцис, Древин преподавал во ВХУТЕМАСе, вплоть до закрытия института в 1930 году руководил одной из мастерских. Как и Клуцис, Древин стал жертвой «большого террора».
Речь шла о художниках-модернистах, но если сделать шаг назад, то нетрудно заметить – все первые академически образованные латышские художники вышли из российских учебных заведений, прежде всего из Петербургской академии художеств. В Петербурге в январе 1891 года образовалось первое неформальное объединение латышских профессиональных художников и музыкантов «Rūķis» («Гном»). Членами этого кружка в разные годы были студенты и выпускники Императорской академии художеств – Адам Алкснис, Вильгельм Пурвит, Янис Розенталь, Янис Тилберг, Янис Валтер, а также воспитанники Центрального училища технического рисования барона Штиглица Эдуард и Карлис Бренцены, Буркард Дзенис, Янис Куга, Юлий Мадерниек, Густав Шкилтер, Теодор Залькалн, Рихард Зариньш, Рудольф Пельше, Юлий Страуме и другие. Из музыкантов – воспитанники Петербургской консерватории Эмиль Дарзинь, Андрей Юрьян, Пауль Йозуус и Альфред Калнынь (двое последних – ректоры Латвийской консерватории в разное время, а Калнынь ещё и автор первой латышской оперы). Именно благодаря «Рукису» культурная жизнь тогдашнего Прибалтийского края обогатилась таким новым для неё феноменом, как латышский художник. В 1896 году члены «Рукиса» впервые показали свои работы на родине, в отдельном павильоне Латышской этнографической выставки в рамках Х Всероссийского археологического съезда.
Мощный импульс новаторства привнесли в культурную жизнь Латвии латышские художники, которые во время Первой мировой войны обучались в различных российских художественных школах, а после революции вернулись на родину, в Латвию. Воспитанниками Пензенского художественного училища были такие выдающиеся латышские художники, как Вольдемар Тоне, Конрад Убанс, Екаб Казакс и Роман Сута. В основе исканий этих художников лежала идея «синтезирующего» образа, в котором лаконичная форма стремится к максимальной эмоциональной выразительности. Вернувшись на родину, они основали Рижскую группу художников (Rīgas mākslinieku grupa), которая с 1920 по 1938 год задавала тон в художественной жизни Латвии. Признанным членом этого сообщества стала Александра Бельцова, супруга Р. Суты, также выпускница Пензенского художественного училища. Из Рижской группы художников вышла целая плеяда педагогов Латвийской академии художеств и два её будущих ректора — ученик С. Жуковского и К. Юона Отто Скулме (Oto Skulme, 1889–1967; ректор ЛАХ в 1944–1961 годы) и ученик И. Машкова Лео Свемп (Leo Svemps, 1897–1975; ректор ЛАХ в 1961–1975 годы).
Однако основателем и первым многолетним ректором (1919–1944) Латвийской академии художеств выступил Вильгельм Пурвит (Vilhelms Purvītis, 1872–1945), выпускник Петербургской академии художеств, ученик Архипа Ивановича Куинджи. С 1895 по 1910 год Пурвит входил в объединение «Мир искусства». А в Латвийской академии художеств (ЛАХ) Пурвит вёл пейзажную мастерскую. Его учениками были многие латышские художники среднего поколения – цвет латышского изобразительного искусства середины – второй половины ХХ столетия.
Пурвит по праву считается одним из создателей латышской школы тональной живописи, к секретам которой уже после войны приобщились и многое русские художники, пополнившие ряды воспитанников Латвийской академии художеств. Среди них следует выделить Владимира Ивановича Козина (род. в 1922 году), уроженца Стародубского уезда Гомельской, ныне – Брянской области, который в 1945 году поступил в ЛАХ и, окончив её в 1949 году, был оставлен при академии, где, в свою очередь, полвека преподавал живопись, а с 1953 по 1989 год заведовал кафедрой живописи и композиции. Как сказал о Козине бывший президент Академии наук Латвии Ояр Спаритис, «руководя 36 лет кафедрой живописи ЛАХ, вы воспитали целую плеяду латышских художников. В наследии латвийского искусства это огромное богатство, которое вы помогли собрать и приумножить».
Основателем другой высшей художественной школы Латвии — Латвийской консерватории выступил Язеп Витол (Jāzeps Vītols, 1863–1948) ученик Н. А. Римского-Корсакова, деятельный член знаменитого Беляевского кружка, объединившего композиторов новой русской школы, один из его кураторов в межвоенный период. Сама Латвийская консерватория создавалась Витолом по образу и подобию Петербургской консерватории, где он учился и работал более 30 лет. В Петербурге у Витола учились Н. Я. Мясковский и С. С. Прокофьев, в Риге Витол заложил основы латышской композиторской школы, его учениками по классу теории композиции были практически все латвийские, не только латышские, композиторы среднего поколения.
Костяк педагогического коллектива Латвийской консерватории составили музыканты – выходцы из России: латыши, немцы, русские, евреи. Российскими по школе и многолетнему опыту работы музыкантами был укомплектован штат Национальной оперы. Педагогический коллектив Латвийской академии художеств составили также выпускники российских художественных учебных заведений. Таким образом, можно говорить об импорте целых отраслей латвийской культуры именно из России.
О перспективах русско-латышского культурного сотрудничества говорить труднее, чем об его истории. Это сотрудничество можно представить как огромную ценность, как своего рода несгораемый капитал. Но можно не сомневаться, что этот капитал истает без усилий по его приумножению. Культурный капитал должен работать, и если сейчас российско-латвийские контакты по линии культуры практически заморожены, то необходимо разрабатывать общее культурное наследие, напоминая самим себе и всему миру, откуда есть пошло искусство латышское, что в нём самобытного, а что привито от родственной, но всё же иной культуры.
