От редакции: В современной публицистике произошла странная тематическая трансформация: авторы перестали интересоваться людьми труда. Советская журналистика уделяла рабочему классу исключительно большое внимание, в газетах и журналах появлялись очерки о тех, кто сеял, строил, стоял за станком. Конечно, это было в русле всеохватной пролетарской идеологии, порой даже немного назойливо и неискренне, формально и вычурно. Вместе с тем появлялись великолепные репортажи, очерки, корреспонденции о тех, кто создавал материальную базу великой державы. Были уникальные публикации лучших журналистов страны, которые вошли в золотой фонд отечественной печати. И это было правильно, потому что надо не просто проявлять уважение к тем, кто совершает трудовые подвиги, но и находить то, что действительно интересно, что имеет огромное нравственное и воспитательное значение. Наталья Полищук, автор публикуемого материала, сумела показать человека труда как яркую и незаурядную личность. Она создала профессионально качественную и очень интересную очерковую зарисовку о рабочей династии. Текст прочитывается, как говорится, на одном дыхании, содержание его показывает часть нашей жизни. Наталья в этом году повысила свое профессиональное журналистское мастерство, получила дополнительное образование в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета, на «отлично» защитила выпускную квалификационную работу. Хочется пожелать автору новых достижений в журналистской профессии!
* * *
Наталья Полищук. Люди своего времени (о трудовой династии с Адмиралтейских верфей).
Адмиралтейские верфи – старейшее предприятие в Санкт-Петербурге. Оно не прекращало своей работы уже 318 лет, и поэтому его судьба неразрывно связана с судьбой города. Об адмиралтейцах, сражавшихся за Родину в годы Великой Отечественной войны, хранят память их дети и внуки, которые приняли трудовую эстафету и сегодня работают на верфях. Один из них – матрос цеха № 27 Сергей Абрамов. С заводом его связывает история трех поколений семьи.
С любовью к труду
История трудовой династии началась в 1925 году, когда Николай Васильев, дедушка Сергея Владимировича, устроился на предприятие «разметчиком судовым» цеха № 6. О том, что дед наделен творческой жилкой, знала вся семья. В доме Васильевых на стенах были развешены десятки написанных им картин. Одну из них – летний пейзаж – внук хранит до сих пор.
Николай Васильев был одним из лучших специалистов-разметчиков, поэтому, когда началась Великая Отечественная война, получил бронь на предприятии. Несмотря на это, он записался в ряды добровольческого отряда, сформированного из работников завода, и отправился на защиту Ленинграда. Полученное ранение не помешало ему вернуться на фронт и воевать на Ораниенбаумском плацдарме. Он дошел до Кенигсберга, а после Победы вернулся обратно на завод.
Честные люди
Галина, дочь Николая Васильева, к началу войны была ребенком, фактически оставшимся без опеки. Ведь отец ушел на фронт, а мачеха вступила в отряд ПВО. Но даже тогда девочка старалась помочь осажденному городу – сбрасывала «зажигалки» с крыши своего дома во время воздушных тревог. Архитектура Ленинграда была каменной, а стропила крыш – деревянными. Небольшие авиабомбы пробивали крышу и вызывали пожары.
Буднями блокадного города Галина делится в своих воспоминаниях, которые бережно записывала в тетрадку в конце жизни. Среди них история о том, как на Театральной площади взрывом убило лошадь. Вот только пока девочка бегала домой за ножом, от лошади не осталось даже скелета. Есть в рукописи и история о том, как ее эвакуировали из Ленинграда в 1943 году. В конце осени ребят из детского дома должны были вывезти по Дороге жизни, но последний паром перед остановкой навигации ушел раньше. Уже потом Галя узнала, что этот рейс до пункта назначения так и не добрался. Детей успешно эвакуировали поездом по «коридору смерти», а вернуться в родной город девочка смогла только в 1944 году.
После войны, окончив школу, 17-летния Галина пришла работать на Адмиралтейский завод чертежницей в отдел инструментального хозяйства. Через год отец взял ее на свой разметочный участок, ведь художественный талант и объемное мышление передались девушке по наследству. После окончания судостроительного техникума Галина стала работать в заводском конструкторском бюро верфей, где прошла путь от рядового сотрудника до руководителя группы по подводным заказам.
Здесь же она познакомилась с будущим мужем – Владимиром Абрамовым. Их адмиралтейская семья была очень творческой и регулярно принимала участие в художественной самодеятельности.
«Я там, где должен быть»
Сергей Владимирович называет свое детство «адмиралтейским». Он ходил в детский сад при предприятии, который располагался «доме-сказке» на Английском проспекте. Каждое лето проводил в лагере в Сиверской, а в учебное время посещал секции при заводе, например, музыкальную.
Когда пришло время определяться с будущей профессией, было очевидно, что нужно идти в судостроительный техникум К сожалению, поступить на желанную специальность механика не удалось, пришлось идти на корпусника. Душа Абрамова-младшего к этой работе не лежала, поэтому учебное заведение он все-таки сменил. Выучился на автослесаря, во время срочной службы в армии получил специальность водителя, и почти 35 лет возил хлеб.
Но корни, связывающие с заводом, обрубить не удалось. Когда наступил пенсионный возраст, Сергей Владимирович принял решение кардинально изменить свою жизнь. Он оставил руль и взялся за канат. С 2014 года он работает матросом в цехе № 27. В дни своей вахты швартует заводские заказы, буксиры и плавкраны. Самой приятной частью своей работы Абрамов считает чувство причастности к спускам кораблей и судов на воду. В его работу входит уборка «слизней» – специальных стальных клиньев, которые предохраняют слой насалки от выдавливания в момент установки полозьев.
В следующем году Сергею исполнится 70 лет, но он полон энергии и сил. Это не удивительно, ведь всю свою жизнь он занимается спортом. Абрамов в разные годы играл в футбол, бегал кроссы, сплавлялся на байдарке по рекам и даже выступал за Адмиралтейский завод в соревнованиях по конькобежному спорту. Больше всего он любит горнолыжный слалом, но сетует, что с возрастом подвижность коленей стала уже не та.
Адмиралтейские верфи Абрамов называет «местом притяжения» и считает, что даже воздух здесь какой-то родной. «Когда я иду по заводу, то часто думаю: здесь ходил мой дед, а в этом цеху работала мама, – делится мыслями Сергей. – Чувствую, что цикл замкнулся и я оказался там, где должен быть».
