Сборники стихотворений поэта и философа Алексея Грякалова «Одетые в свет» (СПб.: Русская культура, 2018) и «Одинокий страж» (СПб: Русская культура, 2021) представляют собой единое целое в лирическом свете, но в то же время различны. Более поздний становится продолжением раннего – в развитии эстетических идей и формальных принципов построения произведения, осознанно или интуитивно исповедуемых поэтом.
Философия и поэзия находятся в разных сферах, но пересекаются в одном – в искусстве именования и мышления, рискну сказать, что для поэта оно главное. Не менее важно так искусно спрятать мысль, что все стихотворение будет казаться журчанием ручья, оставляя проникновенное переживание. Но может быть и другим, где мысль преобладает над образом и является главным героем и темой отрывка. Между этими двумя крайними путями пролегают тропы современной поэзии – они достаточно узки и проходят сквозь дремучие леса экзистенциальной тьмы и над опасными житейскими кручами.
Что же поэт воздвигает над ними в книге «Одинокий страж»? Башню из слоновой кости, откуда видны дали и иные времена, либо он остается простым путником с котомкой? Здесь выбор за авторским героем, ибо он «одинокий страж». В этом сочетании есть парадокс, потому что страж всегда является представителем более могущественных сил, служит неким силам. Одинок он по причине того, что перестал быть игрушкой чьей-то воли и повинуется только высшим нравственным законам. Он – страж источника вод жизни и её потаённых глубин. Тайное (так названо одно из стихотворений), потаённое имеет свою власть нераскрытой мудрости, постигаемой в вещих видениях:
Как на расписанной стене
В который раз,
как в первом дне,
Явилось пленное виденье:
Брат брата вздернул на луне —
Уже сбывается знаменье.
Стихотворение имеет сюжет и несколько смыслов, но расположенных не только для горизонтального чтения, строка за строкой, но и вертикального, словно по шахматным клеткам, как это было у В. Нарбута и В. Маяковского, в большей степени живописцев, нежели поэтов привычной оркестровки, подчеркивавших контрапунктную лесенку стихотворчества ритмическим узором. Схожий узор на крылах стихотворения «Бабочка-парус», отражения образа можно разглядеть в амальгамах стихий и души. Это переход по мановению крыл в иное измерение, а здесь остаётся пыльца:
Где тó существует, что лишь пыльцой
И взмахом скажется наяву
В отраженьи без плоти, а лицо
В цветы,
строчки,
донник-траву?
Перетекания снов и слез
Дневных забот подсечет коса,
С округи аисты на овес —
Бабочку выпустить
в небеса.
Пыльца, прах, неосязаемое материальное «Я», преодолев физическую оболочку, снова оказывается в «квадратных часах», символизирующих четыре стороны света, над которыми небесные херувимы держат скрывающее тайну покрывало:
Я не уловлен временем,
и
Квадратных часов циферблат,
Зря вымеривает шаги,
Где один другому не брат,
Но и не ненавистник —
Нет…
Где же выход из этого одиночества под коромыслом времени, где ведра находятся в неустойчивом равновесии и роняют в дольный мир то влагу жизни, то капли забвения и одиночества? Обратимся к книге «Одетые в свет», являющуюся прообразом второй, где автор или некто выстраивает бытийную эстафету осуществленности-энтелехии бабочки, и слово свет является одним из главных многогранных символов:
Выглянет солнце — и дом
Светится рамкой медовой,
Кажется, в свете живем
К вечности жизни готовой.
……………………………..
Пчелы,
и небо,
и крот —
Тянут, светлеет и роет —
Вместе вселенский народ
Строит — единым героем.
Но даже в общем свету,
Даже в веселии общем —
Слёток судьбы на лету
На одиночество ропщет.
От одиночества к уединению понимания стремится лирический герой Алексея Грякалова, но оно – словно вспышка света, мимолётно в своём мерцании. Бытие вестника-ангела привлекает его внимание. Ангелы – утешители в земном пути, не зря в книге им посвящён отдельный цикл.
Хранитель-ангел в сторону отвел.
А вслед к нему — и я окрýжил
след
И обошел невидимый мне ствол
Живой воды, что бьет с истока лет.
Ни ангелов, ни их следов вблизи:
Дороги —
на войну, на целину,
Осенне свадьба по оси в грязи —
Чужой женой невестушка в весну.
А все стоит, не падает —
стоит,
Ждет срока стог, рождается дитя,
И ангелов вблизи никто не зрит,
Но ангелы незримые простят.
В стихотворении «Печаль» описывается петербургский лев, живой стражник моста между разными берегами, между «там» и «здесь», проявленного и потаенного:
Златые усы,
золото бороды,
серебро гривы,
золотой хвост —
Глиняный лев хранит зоревой мост
Слов и прикосновений, где тепло руки
Рассветно переливалось
в обаянье строки.
Я подробно цитирую строки, не расшифровывая многогранные смыслы, потому что они перекликаются и вызывают образы разных эпох и многих поколений. Здесь философская мысль автора объединяется с поэтической, вопрошающего читателя и себя о пространстве и времени, перетекающими друг в друга и рождающими новые измерения строки. Не так ли на краю бездны, во время наводнения прозревший Евгений из поэмы Пушкина в ясном безумии ждал ответа от бронзового кумира и ужаснулся от своей мысли? Но тёмен и отрешён лик первооснователя, подобного сфинксу… Тени на мостовых, ночные и дневные, разные по своей сути, обращают взор поэта к первоисточнику света, в сиянии которого
Одетые в свет идут,
не таясь…
И это не броня, а символ пересотворения автора по образу и подобию Слова, взыскующего новизны воплощения поэтического чувства и проникновенного понимания.
