В журнале «Вестник Российского философского общества» (2023, Вып. 1-2) опубликована программная статья первого вице-президента Российского философского общества Ю. М. Резника под названием «Философская элита в современной России: на пути к консолидации», также дополняющая ее статья главного научного сотрудника Института философии РАН В. Н. Шевченко «Какая философия нужна сегодня России?». Авторы призвали к серьезной дискуссии. И, предваряя изложение аргументов, в порядке дискуссии замечу, что
– данные статьи и многоплановы и по содержанию выходят далеко за пределы обозначенных тем;
– сформулированные положения зафиксированы неполно и в слишком общей форме, не учитывающей конкретную специфику российского общества.
– авторы мягко дезавуируют свои ключевые положения.
С каждым из авторских тезисов хочется согласиться и не согласиться по разным причинам: все сказанное – так и не так. Поэтому первоначально я сформулирую свои недоумения по поводу высказанных положений. Затем будет намечена проблематизация тем и решений, обозначенных авторами. Далее я изложу свои соображения, возникшие в связи с анализом представленных размышлений.
Антитетические замечания. Определение Ю. М Резником философской элиты в философском сообществе России как группы известных специалистов, находящихся под контролем государства и (1) задающей тренды развития философии, (2) определяющей повестку дня философских дискуссий, (3) занимающей командные позиции в иерархии сообщества, – вполне применимо для описания статуса философов, например, в традиционном Китае, но вступает в противоречие с авторским пониманием элитарности как результата корпоративного отбора капиталистического общества. Ю. М. Резник вступает в неоправданный концептуальный конфликт с социогуманитарной традицией, рассматривающей элиту как принадлежность любого социума. А ведь Ю. М. Резник отмечает «трансформационную» преемственость философов-народников, философов-революционеров, партийных философов советского периода и элитарных философов современности.
Многие утверждения Ю. М. Резника в отношении современной российской философской элиты относимы не только к философской элите, но и ко всем профессиональным философам. Так же могут быть охарактеризованы не только философские элиты, но и любые другие элиты и профессиональные корпорации в России и в других странах. Из истории философии известно, что во всех странах философская элита была идейно несамодостаточна. Описанные идентификационные механизмы (перенос идей и их адаптация) действуют в философии с античности. В любой момент истории философии можно усмотреть состояние неопределённости и поиска новых исследовательских направлений.
Характеризуя российское общество, Ю. М. Резник в качестве значимого социального субъекта справедливо выделяет государственную бюрократию. Но следует отметить, что этатизм и доминирование чиновничества – это не уникальная цивилизационная константа России, а общая черта всех государств континентальной политико-правовой культуры от Франции до Китая. Не вполне ясно, зачем примирять и соединять в одно целое две России — буржуазно-мещанскую и народно-социалистическую, если они и так соединены посредством третьей России – государственно-бюрократической?
Идеи Порядка и Свободы (Хаоса), используемые Ю. М. Резником для различения либералов и консерваторов, являются мифологемами. А В. Н. Шевченко напоминает (вслед за Б. Расселом и В. М. Межуевым), что либерализм восходит к философии Просвещения, а консерватизм – к философии романтизма. Поэтому мифологизации философского ландшафта можно избежать путем выделения собственно философских оснований дифференциации.
Консолидация не тождественна преодолению дифференциации. Едва ли различные двойственности и конфликты философской элиты необходимо и можно преодолевать, да еще путем объединяющей идейно-ценностной платформы. Для консолидации достаточно централизации управления философским сообществом.
Ю. М. Резник пишет, что «поиск интегративных идейно-ценностных платформ (проектов) на консервативной (пророссийской) основе ещё только начинается». Но даже из перечня возможных проектов (включающего, например, евразийство) следует, что попытки такого поиска уже не раз предпринимались. И при характеристике возможных проектов интеграции философской элиты не выделяется фактически ведущий в России государственно-бюрократический вектор.
В. Н. Шевченко спрашивает: «Какая философия нужна сегодня России?» И один из его ответов формулируется так: «Нам нужна, прежде всего, отечественная публичная философия, которая в своей сущности должна представлять философскую основу создаваемой или уже действующей общенациональной идеологии развития страны». Но публичная философия такого рода всегда существовала в нашем обществе и в форме публичных чтений (начиная со «Слова о Законе и Благодати» киевского митрополита Илариона), и в форме философских учебников для неспециалистов.
По оценке В. Н. Шевченко, до середины XIX века зазор между профессиональным языком философии и естественным языком публичного общения был велик, что «конкретные практики перевода философского умозрительного знания на общедоступный язык фактически не возникали». Но напомню, что по оценкам Гегеля, практически вся европейская философия была популярной.
Предлагаемое В. Н. Шевченко введение понятия «публичная философия» в категориальный аппарат социальной философии представляется дисциплинарно нецелесообразным. Публичная философия выделяется по институциональному основанию и соотносится с академической философией. Эти институциональные формы философии удобнее рассматривать в предмете социологии философии.
Соответственно, не стоит ограничиваться выделением двух ликов (ипостасей) философии – академической и публичной. Можно говорить о многоликости философии – философии профессиональной и любительской, вузовской и школьной, народной и гражданской, этнофилософии, национальной философия и пр.
В. Н. Шевченко убежден, что для публичного философа в России актуальна задача интеграции социального консерватизма и коммунистической идеологии в интегративную идеологию, скрепляющую нацию в едином творческом порыве. В связи с этим возникает вопрос об идеологии национализма, не упоминаемой В. Н. Шевченко, но гораздо более важной в Новое и Новейшее время (ООН!), чем либерализм или социализм.
Это не все замечания, которые можно было бы сделать. Они относятся к характеру тех предпосылок, из которых исходят Ю. М. Резник и В. Н. Шевченко. Эти предпосылки зафиксированы явно неполно и вместе с тем в слишком общей форме, безотносительно к конкретной специфике российского общества.
Проблематизация тем и решений. Находится ли философская элита в современной России на пути к консолидации?Как следует из статьи Ю. М. Резника – объективно нет. Философская элита идет по пути фрагментации, анклавизации и эксклавизации. Эта тенденция действует не одну сотню лет, и едва ли следует ей противодействовать. Когда-то данная тенденция дойдет до возможного предела и превратится в противоположность, тогда будет смысл говорить о консолидации.
Ю. М. Резник признает, что выделенные им интегративные идейно-ценностные платформы (консервативно-западническая, «русский мир», евразийский социальный порядок, экосоциальный порядок) чужды друг другу и в ближайшем будущем – в идеологически значимой временной перспективе – объединить их не удастся. Стоит ли тогда надеяться на невозможное? Историко-философский опыт показывает, что в критические эпохи философские направления не интегрируются, а снимаются и уходят в основание. На смену им приходят другие направления. Следовательно, нужно идти по пути пролиферации, диверсификации философской мысли. Не исключено, в результате разработки новых тем появятся искомые точки сборки.
Ю. М. Резник отвлекается от факта существования как «философских» масс (рядовых профессиональных философов), так и философствующих народных масс (т. е. массового философского сознания). Едва ли стоит заботиться о судьбах философской элиты. Сама эта забота может быть воспринята как форма конкурентной борьбы за контроль над ресурсами и институциями. Элита фрагментируется с целью перехвата и мобилизации масс. Поэтому в центре внимания должен быть вопрос о массах, о тенденциях развития массового философского сознания в России.
Демифологизируя вопрос В. Н. Шевченко «Какая философия нужна сегодня России?» добавим предлог «в»: «Какая философия нужна сегодня в России?», – и ответ сразу станет непредсказуемый. Мы плохо знаем философские потребности масс. А потому не можем предложить апробированные историко-философским опытом ответы на волнующие вопросы.
Вот, по приводимым В. Н. Шевченко сведениям, четверть населения России (по-видимому, «эго-деятели» в терминологии Ю. М. Резника) разделяет ценности либерализма, который основывается на философии Просвещения. А остальное население – «социо-деятели»? А какого они типа – носители государственно-административного социализма или народного социализма? Сама типология исторических форм социализма (феодального, буржуазного, государственного и т. п.) пока не разработана.
В целом, как следует из приведенного В. Н. Шевченко вполне достоверного социологического факта, а также из наблюдений Ю. М. Резника, в России нужно разрабатывать разные философии – соответственно ментальности различных категорий населения. А для этого требуется систематика человеческих типов (эго-деятель и др.) с опорой на известные психологические типологии.
Аподиктические суждения. Вопрос об искомой философской политике России и общенациональной идеологии ее развития, на мой взгляд, рамочно уже решен мировым сообществом в форме принятия ООН идеологии и философии устойчивого развития. Какие-бы авторские доктрины теперь ни выдвигались, идеологема устойчивого развития стала объективной мыслительной формой, в рамках которой возможна борьба интерпретаций.
Переход к устойчивому развитию – это общее дело. Повсеместно разрабатываются концепции перехода к устойчивому развитию, цели, принципы и критерии устойчивого развития внесены в международные документы и национальные нормативные правовые акты. Концепция устойчивого развития экосоциальна и ориентирована на будущее, интегрирует либерализм и социальный консерватизм, буржуазно-корпоративную, государственно-бюрократическую и народно-социалистическую платформы.
Не исключено, что данная концепция, как полагал новосибирский философ В. П. Фофанов, «может стать той объединяющей общество идеей, на основе которой наша деятельность будет, с одной стороны, направлена на решение собственных, животрепещущих проблем, а с другой стороны, будет действительно идти в единстве с общемировым цивилизационным процессом». Для этого, на его взгляд, особенно важно то, «чтобы общество осознало, что Россия – одна из мировых цивилизаций, она не нуждается в заемных образцах, она может и должна использовать чужой опыт, применяя его на собственной социокультурной, цивилизационной основе».
Соглашусь с Ю. М. Резником в том, что Россия действительно заслуживает собственную философскую повестку. Да в общем-то она всегда и была. Потому и не признавалось на Западе существование философии в России в смысле западной повестки.
Но выработки позиции в рамках глобальной повестки на XXI век отечественным философам не избежать. Актуальна задача экспликации концепции устойчивого развития применительно к уровню мировых цивилизаций. Ряд трудностей с философским языком описания локальных цивилизаций могла бы разрешить конкретизация (на основе общенаучных понятий!) упоминаемых Ю. М. Резником и В. Н. Шевченко концептов «самосознание», «проект», «сообщество», «культурный код», «базовые константы», «матрица», «парадигма», «стандарт», «культурно-историческая традиция» и др.
На мой взгляд, наибольшим потенциалом в решении этой задачи обладает марксизм, разрабатывавший диалектику как учение о развитии. Ю. М. Резник отмечает, что в 1990-е годы российские философы «в своём большинстве отошли от марксизма… и принялись активно осваивать зарубежное философское наследие». Данный переход демонстрирует методологическую эффективность марксизм и его перспективность как философского учения, способного интегрировать все философские направления (в том числе религиозно-эзотерические).
