Юлия Гордеева. Кесова Гора – по бабушкиным дорогам

    Кесова Гора – небольшой уютный посёлок в Тверской области, в котором словно переносишься на много столетий назад – в мир крестьянский, самобытный. Здесь сохранились деревянные дома XIX –  начала ХХ столетия, окружённые густыми деревьями, кустами, огородами. Из Твери можно добраться на рейсовом автобусе, который везёт по длинным, ухабистым дорогам. Связь в пути отсутствует, но, оказавшись в этом тихом, укромном месте, обретаешь гармонию и внутреннее равновесие. Люди по-деревенски открыты, душевны, встречают с теплом и гостеприимством. Здесь практически не встретить городских построек, о современности напоминают лишь «Пятёрочка» и «Магнит». На центральной площади тихо, почти безмолвно. И сквозь это безмолвие я отчетливо слышу голос своей бабушки. Это её родина. Она родилась в деревне Белораменье, которая находилась примерно в 25 километрах от посёлка. В детстве часто приходила сюда с отцом по хозяйственным делам, так как в деревне не было даже магазинов.

         Сейчас здесь живут племянники бабушки со своими семьями. Они хорошо помнят бабулю, с теплом и уважением говорят о ней, и чувствуется, что эта духовная связь передалась их детям тоже.

         Не верится, что я иду по тем же дорогам и вижу те же дома, памятные места, что и бабушка.

         В Кесовой Горе есть дом культуры и библиотека, где постоянно проводятся творческие встречи, концерты, фестивали. Они расположены в одном здании, двери гостеприимно открыты для жителей и гостей города. В прошлом году 4 мая в библиотеке прошла военно-патриотическая встреча, приуроченная к Дню Победы. Она объединила людей, различных по возрасту, социальному статусу, мировоззрению, в одну большую дружную семью. Организаторы встречи – сотрудники библиотеки – рассказывали о жителях посёлка, переживших Великую Отечественную войну, и тех, кто потерял своих близких. Гостям показали военный фильм, а потом желающим была предоставлена возможность поделиться воспоминаниями о близких и прочитать патриотические стихи. Я рассказала людям о бабушке, о её трудном детстве, полной испытаний жизни в Ленинграде и Петербурге, и родственной связи с Кесовой Горой. О том, что бабушка сумела воспитать во мне целеустремленность, мужество, патриотизм, любовь и уважение к близким. Читала стихи о Родине, о Твери и Кашине. Связь с Тверским краем теперь на всю жизнь!

   На старом фото: моя бабуля – Лобанова (в девичестве Иванова) Валентина Алексеевна. Фотография сделана уже после войны.     

Рядом с Центральной площадью, зданием дома культуры находится Кесовогорский краеведческий музей, в который я и направилась.

Кесовогорский краеведческий музей
         Музей располагается в двухэтажном бревенчатом здании, построенном в традиционном русском стиле. Он напоминает крестьянскую избу и, оказавшись внутри здания, невольно погружаешься в деревенский быт. Здесь находится несколько постоянно действующих экспозиций:

– «История возникновения села Кесова Гора»

– «Храмы земли Кесовогорской»

– «Кесова Гора — торговое село»

– «Наш район в период Октябрьской революции»

– «Кесовогорский район в годы Великой Отечественной войны»

– «Герои-земляки»

– «Орудия труда и предметы быта крестьянской деревни»

– «Русская изба».

         Музей организует экскурсии, выставки прикладного творчества, работы самобытных художников и мастеров, проводит краеведческие и православные чтения, событийные праздники. Частые гости музея — ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла. Но двери музея всегда гостеприимно открыты жителям и гостям города.

         В музее – два зала. В первом мы узнаем историю возникновения села Кесова Гора, наполненную сложными, памятными событиями. Здесь представлены предметы деревенского быта: мотыги, плуги, прялки, станки, различные рабочие инструменты. А ещё – глиняные горшки, богатая коллекция фарфоровой посуды. Здесь мы оказываемся в настоящей крестьянской избе, с русской печью, широким столом, скамьёй, металлической посудой и другими атрибутами деревенского быта. В музее есть даже прялки, люлька, в которой качали детей. Я словно перенеслась в довоенное время. Получалось, что моя бабушка росла в такой же избе, топила печь, помогала матери в приготовлении еды, в люльке качала своих младших братьев и сестер. И с детских лет трудилась в колхозе, с утра до вечера, выполняя самую тяжёлую работу. В военные годы детства у детей не было, и все испытания преодолевали достойно. Держались вместе, помогали и поддерживали друг друга.

         Во втором зале перед нами – Кесовогорский район в годы Октябрьской Социалистической революции и Великой Отечественной войны. В зале мы видим солдатскую форму, шинели, котелок, кружки, а ещё – фотографии военных лет, на которых запечатлены кесовогорцы и их родные, проигрыватель, телефон, винтовки, георгиевские ленты. Многие кесовогорцы ушли на войну и не вернулись, у бабушки осиротела вся деревня (20 домов), и только папу Алексея, моего прадеда, из-за того, что нога не гнулась в колене, оставили в тылу. И это спасло её семью от голода и смерти, потому что он был единственный кормилец.

         В музее представлена выставка художницы из Твери Надежды Рябовой. Её картины отличаются уникальностью, самобытностью. Надежда работает в разных техниках и материалах, но предпочитает живопись на бересте и создание картин из солёного теста. Сейчас её картины и сувениры находятся в частных коллекциях в разных городах России и во многих странах мира. В 2016 году Надежда Рябова участвовала в совместном проекте тверских художников «Берёзовый край» в Варшаве, после чего картины были представлены в Твери и в области (Нелидово, Бежецк, Кимры).

         Рядом с Кесовогорским краеведческим музеем находятся интересные, памятные достопримечательности. Среди них – бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза знаменитого летчика А. В. Алелюхина. Здесь же –  пушка, самолёт, напоминающие о военном времени. Когда-то на этом месте был Спасо-Преображенский собор, но он не сохранился до нашего времени.

         В Кесовой горе на Центральной площади находится памятник «Солдат и мать». Он посвящён Победе в Великой Отечественной войне и изображает мать, которая провожает сына на фронт. А ещё есть доска почета, на которой увековечены имена известных жителей посёлка – рядом с домом культуры и библиотекой. Радостно видеть, что подрастающему поколению прививаются мужество, благородство, патриотизм. Связь поколений неизменна!

         В Кесовой горе сохранились советские названия улиц: Рабочая, Кооперативная, Колхозная, Почтовая. А дома – деревянные, крестьянские. Многие отличаются богатым резным орнаментом на фасадах, оконными наличниками. Во многих окнах сохранились украшенные тонкой прорезкой вертикальные стойки, разделяющие створки рамы (посреди верхней створки окна – резная деревянная вставка). Но даже простые деревенские избы – без излишеств, уникальны и самобытны. Нет повторяющихся, в каждой есть своя особенность. В Кесовой Горе удачно гармонируют XIX, начало XX века с советским временем. И дороги – по-русски длинные, бескрайние, по которым, окрыляясь свободой, хочется идти долго, бесконечно. И бескрайние поля и луга! Бабушка их видела, и я шла по тем же дорогам, что и она. Её дорога жизни оказалась трудной, тернистой, но бабуля мужественно и достойно прошла её, оставив в сердцах близких любовь и безграничное уважение к себе.

Моя бабуля: в сердцах близких к ней – любовь и уважение!

         Больница и поликлиника – одни на весь посёлок, но люди обращаются за медицинской помощью. Многие заболевания здесь можно вылечить. Но если что-то серьёзное, требующее хирургического вмешательства, то отправляют в Тверь. Трудно выдержать дорогу пациентам, находящимся в тяжёлом состоянии, потому что три часа в пути, по ямам, ухабам. И врачи смотрят внимательно и действуют уже по ситуации. На стене больницы установлена памятная доска замечательному врачу Валентине Евгеньевне Крыловой, которая отдала свою жизнь при исполнении профессионального долга в борьбе с пандемией. Она не уберегла себя от ковида и скончалась 14 декабря 2020 года. Решением Собрания депутатов Кесовогорского округа Валентине Евгеньевне, которая 38 лет помогала пациентам, посмертно присвоено звание «Почётный гражданин Кесовогорского района». А ещё в Кесовогорской районной больнице долгие годы работала кардиолог, рентгенолог Нина Александровна Скрипицына (годы работы: 1946–1984). Она спасла сотни человеческих жизней и получила звание «Заслуженный врач РСФСР. Почётный гражданин Кесовогорского района». Нина Александровна прожила долгую жизнь, с честью и с достоинством преодолевая любые трудности (годы её жизни: 19 января 1920 –11 мая 2004). О ней с теплом и благодарностью вспоминают кесовогорцы.

         Кесовогорские дома-избы — самобытные, уютные, гостеприимные. Никольская церковь (Николо-Грачи) – единственная сохранившаяся церковь в посёлке. Церковь Николая Чудотворца в поселке Кесова Гора построена в 1800 году, когда село Никольское ещё не слилось с соседним селом Кесова Гора.
         Кесовогорские краеведы Н. А. Бородулина и Н. В. Архипова (мать и дочь) создали хронику духовной жизни Кесовогорской земли и художественную галерею кесовогорских храмов. В посёлке прежде существовали две деревянные церкви: Никольская и Покровская, сгоревшие в 1778 году. В 1779 году на месте Никольской была поставлена ветхая церковь, перевезённая из села Дёмшино и первоначально предназначавшаяся в Кашинский Клобуков монастырь – для растопки. Каменный трёхпрестольный храм построен вместо неё на средства прихожан. Тёплые приделы в трапезной: Покровский и Трёхсвятский (вторая половина XIX века). Основной объём имеет кубическую форму, трапезная — в одной связи с ярусной колокольней. Церковь была закрыта в конце 1930-х годов, вновь открыта в 1943 году. В церкви проводятся службы, но когда я пришла, она оказалась закрыта. По расписанию видно, что службы проходят ранним утром, в восемь утра.
         От церквей села Кесова Гора и присёлка Рассудово — Иоанно-Предтеченской и Спасо-Преображенской — сохранились отдельные строения, мало напоминающие первоначальные. И, возможно, Никольская церковь сегодня единственно уцелевшая ниточка в Кесовой Горе, связывающая нас с прошлым. Она помнит наших предков, помнит их помыслы и надежды. Долг всех кесовогорцев – хранить и не прерывать её, эту тонкую ниточку!

         Храм Иоанна Предтечи стоял на самом возвышенном месте, на горе, которая дала название посёлку. Следует отметить, что все церкви и храмы стоят на уступах, а значит, на самых главных дорогах, идущих в село. И с какой бы стороны ни подходили к селу, отовсюду были видны купола и кресты кесовогорских церквей.
         Каменная пятиглавая трёхпрестольная  церковь с ярусной колокольней, построена на средства прихожан вместо прежней деревянной, сгоревшей в 1750 году. Это пятиглавый трёхсветный четверик с трапезной и отдельно стоящей колокольней. Церковь имеет следующие приделы: Ильинский (левый) и Казанский (правый). Основной объём расписан в стиле альфреско, в трапезной масляная роспись. В советское время была закрыта (до 1940-х годов), а сейчас от неё остались одни развалины. Рядом установлен Поклонный крест.

         Неподалёку от центра находится банный пруд, где по вечерам так радостно совершать прогулку, наблюдая за живописным золотистым закатом. Воздух по-деревенски свежий, бодрящий – чувствую себя сильнее с каждым глотком. Тишина невероятная! Для творческого человека здесь настоящий рай! А ещё здесь установлена фигурка в форме сердца с душевной надписью: «Я люблю Кесову Гору!» Я чувствовала, что с каждой минутой всё сильнее люблю этот живописный, гостеприимный посёлок, и эта связь – на всю жизнь!

         Никольский храм находится неподалёку от реки Кашинки – одной из самых живописных рек Тверской области. Она имеет форму сердца – огромного, великодушного, способного выслушать и проникнуться в радости и трудности людей. Такой я запомнила её в Кашине. А здесь она предстала узкой полосою, напоминая мне Волгу в Зубцове – в месте слияния её с Вазузой. Но Волга по-русски широка душой, добра и гостеприимна. И Кашинка тоже. Она смотрела на меня с любовью и печалью в тот момент, когда я подошла к ней. И я поведала Кашинке свои тайны, идеи и открытия. Хотелось говорить с ней долго, но надо было уезжать. Я прощалась с ней, но была уверена, что непременно вернусь!

         По берегам Кашинки – деревянные дома-избы. Они располагаются и вдоль дороги-зебры, Никольский храм окружён домами. Многие построены в позапрошлом веке, но сохранились до наших дней. В то холодное майское утро до и после беседы с Кашинкой мне хотелось попасть в храм: туда могли в детстве приходить моя бабушка с отцом. Но, увы, его так и не открыли. Значит, нужно вернуться, чтобы снова пройтись по бабушкиным дорогам, увидеть близких и те места, которые были для нее дороги и святы.

Об авторе: Юлия Сергеевна Гордеева родилась в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), корректор Московской областной организации Союза писателей России, литературный сотрудник некоммерческого партнерства поддержки литераторов «Родные просторы», редактор и корректор авторских сборников, член литературных объединений «Отрада» (Москва) и «Вместе» (Вышний Волочёк»).

         Юлия – автор поэтических книг «Океаническое плавание» (2014), «Неизлечимая болезнь» (2016),«В любимой роли…» (2019), «Дорога жизни, словно зебра…» (2023).

         Кроме того, Юлия Гордеева имеет публикации во Всероссийском поэтическом обозрении «Красная строка», в коллективных изданиях «Невский альманах», «Окно», «Душа на рифму не глядит» (проза поэтов ХХI), «Молодой Петербург», «Петербургские строфы», «Аврора», «Свежий взгляд», «Эмигрантская лира», «Слово — Серебро», «Держава — 2019», «Бессмертный полк Ленинграда», «Серебряный голубь России — 2020», сербский журнал «Oyadzbina» (Ассоциация сербских писателей Словении), литературно-исторический интернет-журнал «Что есть Истина?» (Лондон), сборник «Кологод» – первый том «Книга Солнца», Liber Universi проекта Международного Фестиваля русской поэзии и культуры в Израиле «Арфа Давида» (2021), журнал «Новая Немига литературная», «Тверские перекрёстки», «Поэзия» (Москва), «Серебряная строка» (Москва), «Мастера пера России» и многих других. Принимает участие в работе Литературного клуба «Живое перо поэзии» города Самары. 

Юлия Гордеева

Leave a comment