Галина Мельник, Борис Мисонжников. Осторожно: телеканал FREEDOM – средство специальной пропаганды

Сегодня, в условиях военного противостояния на Украине, серьезным оружием становится пропаганда. На современного человека обрушиваются разнонаправленные  информационные потоки, содержащие как достоверные факты, так и искусственно сконструированные, не имеющего ничего общего с реальностью. Медийная картина мира становится подвижной, часто воспроизводится с большими искажениями.

        Инсинуации, фейки, политический менасив становятся инструментом политической борьбы. Причем менасив используется особенно изощренно, разрушает принятые поведенческие паттерны и представления о морали. Не случайно он рассматривается как грубое и неэтикетное поведение в информационной среде, как речевая агрессия в публичном пространстве, вызывающая отрицательные переживания социума, состояние напряжённости  общества. В ряду социальных угроз рассматривается и относительно новое явление – дипфейк. Следует пояснить, что понятие  «дипфейк» (deepfake) появилось в результате конкатенации двух слов (deep learning – глубинное изучение; fake – подделка), и  используется оно в значении технологии создания информационного продукта на основе синтеза фото- и видеоматериалов с использованием искусственного интеллекта (ИИ),  т. е. генеративно-состязательных нейросетей (GAN). Концепция предложена в 2014 году экспертом в области  ИИ Яном Гудфеллоу. Огромное количество фотографий и  видеозаписей политических персон  позволяют создавать  фальшивые новости и  дискредитировать  конкретных публичных лиц, что  приводит к репутационным скандалам. Главная особенность  фейковых новостей состоит в том, что их трудно отличить от реальных.

         Оценивая последствия фейковизации, аналитики указывают на такие негативные явления, как переформатирование сознания, фальсификация истории, когнитивные вирусы, создание ложной системы ценности. В этих целях  используются разработки социальной инженерии, отрабатываются технологии управления смыслами, влияние на идеи, имеющие стратегический характер.

         В научном дискурсе изучаются новые  манипулятивные технологии, подобные  астротурфингу – технологии создания впечатления широко распространенной поддержки для какого-либо события, компании или проекта. С помощью большого количества фальшивых комментариев или отзывов в Интернете, преследующих одну цель – обмануть общественность, ввести ее в заблуждение, заставить поверить в то, что та или иная позиция является распространенной точкой зрения.

         В условиях военных действий  фейковые новости  становятся инструментом преднамеренного искажения реальности, разжигают чувства ненависти, жестокости и напрямую инспирируют ведение кровопролитных боевых действий. В ряду особенно опасных средств пропагандистского воздействия на аудиторию заметное место занимает телеканал FREEDOM (1,2 млн подписчиков). Он входит в состав государственного предприятия «Мультимедийная платформа иновещания Украины», осуществляет свою деятельность с 1 октября 2015 года и рассчитан на русскоязычную, в основном зарубежную, аудиторию (телеканал иновещания Украины UA TV расширил вещание и сменил название  – ObOb. Канал, созданный для  ведения информационной войны с «кремлевской пропагандой», базировался на платформах украинских медиагрупп StarLightMedia, Интер, 1+1, Медиа Группа Украина, объединенных с государственным общественным телевещанием Украины Перший-Суспільне. Учредителями канала стали три  олигарха – Виктор Пинчук, зять бывшего президента Украины Кучмы, а также Игорь Коломойский и Ринат Ахметов. Главный исполнительный директор Freedom Holding  –  Тимур Турлов.

         Щедрое финансирование позволило организовать непрерывный  круглосуточный телемарофон с политическими новостями, «заточенными» под российскую аудиторию,  превратить FREEDOM  в открытый, напористый, агрессивный и в какой-то мере эффективный канал пропагандистского  вещания. Информационным продуктом  FREEDOM являются не только  новости, но и аналитические программы и телесериалы определенной направленности. Основная цель декларируется совершенно определенно – создание положительного образа Украины.  Телеканал прямо указывает на поддержку «президента» Украины Зеленского, хотя он полностью утратил легитимность своих полномочий, подробно освещает его деятельность, подает с той или иной мерой подробности или замалчивает текущие знаковые события в стране и мире.

         Функционирование на разных популярных  информационных платформах и развитая блогосфера позволили обеспечить огромный охват реципиентной среды, вовлекая в острые темы украинско-российских отношений  разные сегменты аудитории. Создан также государственный телеканал «Дом» (DIM, 277 тысяч подписчиков), рассчитанный на  аудиторию в неконтролируемых Украиной районах Донбасса.  Трансляцию осуществляет эфирная наземная сеть передатчиков для трансграничного вещания с трех спутников, включая Hot Bird. Трансляция передач канала FREEDOM  ведется и в кабельных сетях Западной Европы. Его подписчиками являются 1,13 млн человек. Все каналы имеют слоган:  «Для тех, кто ищет правду на русском».  В период  вооруженного конфликта Украины и России канал стал  вещать и на английском языке. Русская версия на YouTube нередко предлагает прямой эфир,  а западные версии – записанные передачи. Материалы маркируются как расследования, аналитика, прогнозы и репортажи. Анонсируются  новости, которые озвучиваются  ведущими. С недавних пор корреспондентом украинского телеканала стала Татьяна Полоскова, доктор политических наук, кандидат философских наук.

         Телеканал FREEDOM  имеет  42,3 тысячи подписчиков, которым обещает открыть «реальную картину мира» и показать  «для тех, кто знает русский язык, правду о войне, преступлениях Путина в Украине, России и на территории других стран». Предлагаются видео хорошего технического  качества,  без регистрации и бесплатно. Неизменными остаются  прямые обращения к  аудитории с целью вызвать ее доверие: «А что думаете вы? Комментируйте наши публикации здесь и на страницах наших социальных сетей. Нам важно ваше мнение».

         Создано также Новостное агентство «Freedom» — ВКонтакте (vk.com›freedoews), имеющее 10,5 тысячи подписчиков. Организаторами декларируется: «Наша команда энтузиастов будет бороться за свободу слова, независимую от государств и частных лиц. Мы боремся…» или  «Смотрите, скачивайте, обсуждайте и делитесь актуальным видео». Аналогичное сообщество организовано в TikTok (tiktok.com›@freedom), предлагающее большое количество поликодовых и мультимедийных текстов. На указанных площадках профессионально конструируются воздействующие тексты, успешно реализуются технологии вовлечения в обмен информацией. Формируются как грубые и примитивные контексты, так и тонкие когнитивные приемы создания  привлекающих внимание текстов.

         На перечисленных платформах создается информационный продукт резкой  антироссийский  направленности, используются все современные технологии подрывной идеологической работы, от неэтикетного поведения до создания дискурса угрозы в отношении российского государства. Информационным  атакам подвергаются  российские персоны, в особенности лидер страны  Путин. Практически все тексты носят обличительный и  разоблачительный характер, наполнены злобой и клеветническими измышлениями. Ведущие программ предлагают комментировать события  «экспертам», среди которых немало и опытных специалистов в области специальной пропаганды. Они ведут порой тонкую психологическую игру, прибегают к вкрадчивым и проникновенным по содержанию текстовым конструкциям, за которыми скрывается злостный умысел, неискренность и жестокость. Особенно цинично выглядят передачи, в которых «обыгрываются» судьбы искалеченных войной детей.

         Некоторые наиболее «выигрышные» сюжеты не только неоднократно используются, но и пролонгируются, интерпретируются в новых контекстах, образуя последовательные нарративные построения. При использовании практически всего арсенала мультимедийных средств – причем делается это достаточно профессионально и продуманно – эффект оказывается значительный. Подходящий сюжет, с которым реципиент уже ознакомился и который в силу своей высокой эмотивной составляющей не мог оказаться забытым, повторяется в своем развитии уже в новом свете. При этом создается, по сути, своеобразный лонгрид с комментарием, насыщенным дополнительными «фактами» и суждениями, которые ненавязчиво ведут в «нужном» направлении реципиента, охваченного сильным впечатлением от увиденного и услышанного. Внимание зрителя приковано к объекту, вызывающему, можно сказать без преувеличения, чувство потрясения, а критический анализ фактической стороны события расценивается уже как излишний и маловажный. И напрасно! В этом кроется очень серьезная уловка.

         Мы здесь имеем в виду, например, историю миловидной девочки Яны Степаненко, которая потеряла обе ноги в апреле 2022 года, когда по вокзалу Краматорска был нанесен ракетный удар. Яна после ранения освоила протезы и в 2024 году пробежала на них 5 километров, участвуя в марафоне в США. Телевизионные передачи о девочке были сделаны на канале  FREEDOM  по всем канонам голливудского кинонарратива: маленький человек безвинно пострадал, оказался в трагической, почти безнадежной ситуации, но стал бороться с несчастьем, и ему на помощь пришли добрые и мудрые американцы, которые оплатили лечение, изготовили высококачественные протезы и даже предоставили классных тренеров, которые не просто поддержали Яну, но сделали ее фактически звездой «свободного мира». Хорошенькая Яна после удачного забега буквально лучится от счастья, а еще она собирает деньги на протез инвалиду ВСУ, который в бою потерял ногу. Всё выстраивается на редкость удачно, и, конечно, нельзя без острого сострадания и в то же время без умиления смотреть на ребенка, который пережил после трагедии светлые минуты. Мало кто из телезрителей, охваченных волнением, подумает о том, сколько луганских и донецких детей погибли и были ранены под обстрелами ВСУ, сколько человеческого горя принесла людям война, которая началась после государственного переворота, инспирированного американцами.

         И самое главное: спецпропагандисты канала  FREEDOM выстраивают сюжет так, как им указано, и постоянно напоминают, что Яна стала инвалидом вследствие обстрела Краматорска российской армией, а ведь это ложь. Факты убедительно говорят о том, что ракета «Точка-У» была выпущена по вокзалу  украинскими военными, причем расчетливо и преднамеренно, так как применению подобного оперативно-тактического высокоточного и очень мощного комплекса всегда предшествует проведение разведки. Об этом писали многие, и едва ли не первыми провели детальное расследование и опубликовали его результаты британские журналисты из международной вещательной компании Би-Би-Си (Нечаев Ю. Западные СМИ признали: за обстрелом вокзала в Краматорске стоит Киев // Российская газета. 2022. 13 апр. URL: https://rg.ru/2022/04/13/zapadnye-smi-priznali-za-obstrelom-vokzala-v-kramatorske-stoit-kiev.html). Потом они, правда, признали публикацию материалов своего расследования «фейком», хотя ранее приведенные ими же аргументы были неопровержимы. Складывается впечатление, что вмешались очень серьезные и наделенные большой властью силы. И это отнюдь не удивительно, поскольку вся сфера пропаганды на Украине выстроена по военному образцу: полная монополия принадлежит Центру информационно-психологических операций (ЦИПсО), который подчиняется 77-й бригаде специальных информационных операций из Лондона, разветвленной и, по сути, военной структуре, состоящей из десятков агентств, в том числе и медийных. Именно они занимаются информационной войной против России, и им подчинена вся политика идеологического сектора. Непосредственная связь с прессой осуществляется     Министерством культуры и информационной политики, которое организовывает аккредитацию журналистов и «в помощь» им выделяет кадровых офицеров, и, конечно, Би-Би-Си не является исключением. Это открытая и официальная информация, как и то, что в эту систему полностью интегрирован иновещательный  государственный канал FREEDOM.

         Его предназначение – не столько информировать аудиторию, сколько осуществлять когнитивную агрессию, направленную на искажение и демонизацию образа России, ее руководства, вооруженных сил, фактически всего, что имеет отношение к русскому миру. Канал и создавался исключительно как инструмент информационно-психологической войны, за любой, даже, казалось бы, «просветительской» информацией кроется разрушительная идея подрывного русофобского характера. Потоком идут инсинуации, направленные против президента Российской Федерации, ложным и предосудительным нападкам подвергаются не только  руководители страны, но и все, кто проявляет лояльность по отношению к российскому государству, госслужащие всех уровней. Многие измышления абсурдны и могут быть легко опровергнуты. Но их значительный масштаб и беспрерывность, умело срежиссированная  постановочность не могут не воздействовать на подсознание реципиента. Суггестивность превращается нередко в средство ментального и духовного переформатирования личности зрителя.

         Фейки, используемые «экспертами», выступающими в передачах канала, обладают различным уровнем агрессивности и враждебности. Многие рассчитаны на раскачивание аудитории, стремление посеять в сознание людей семена недовольства, сомнения, вызвать раздражение социальной ситуацией. Соответствующие идеологемы внедряются, в частности, путем назойливого повторения. Так, один из «экономистов» многократно сообщал, что цены на бензин в России поднялись в первой половине 2024 года на 60 процентов, причем делал это актерски безукоризненно, проникновенно и даже сочувственно по отношению к аудитории. Авторы статьи, опираясь не только на собственный опыт посещения российских автомобильных заправочных станций,  специально проверили статистику. Вот данные за январь 2024 года: «Цены на бензин в России выросли на 0,5 %, об этом 28 февраля сообщил Росстат… Сильнее всего бензин подорожал в Республике Коми — на 2,5 % в январе. В Москве стоимость топлива подскочила на 0,8 %, в Петербурге — на 0,9 %». Но это не полная картина. В условиях рынка могут быть колебания в ту или иную сторону. Небезынтересное дополнение: «Снижение цен на бензин в январе было зафиксировано в 12 субъектах РФ. Больше всего он подешевел в Камчатском крае — на 4 %». На момент написания статьи более свежих официальных  данных обнаружить не удалось. Но их вряд ли могли обнаружить и «эксперты» канала FREEDOM. Их данные – умышленное искажение действительности.

         Многие фейки носят жесткий менасивный характер, содержат прямую угрозу экзистенциального содержания. Так, желанный гость на канале FREEDOM – гражданин Израиля Григорий Тамар, который  представляет себя как «офицер армии обороны Израиля – ЦАХАЛ». Его язык –  это язык вражды и русофобии. Тамар заявляет о «российской угрозе» всему человечеству. Но содержание всех «экспертных» заключений Тамара – фантазии брутального шоумена, который призывает к войне, к убийству людей. Сами израильтяне, зная, что этот человек послужил некоторое время в армии в качестве санитара и, по сути, является самозванцем, рассуждающим о вопросах военной тактики и стратегии, относятся к нему презрительно.

         А вот Марк Бабот, действительно, является подполковником армии Израиля в отставке. В передачах канала FREEDOM он выступает как  «военный эксперт», но, будучи в прошлом офицером связи, мало разбирается в вопросах военного искусства, и уж тем более в политике. Его выступления сводятся к голословным обвинениям российской стороны, злобным угрозам и провокациям. Рассуждая о «российском агрессоре», он дает советы, как «нанести удар» по российской территории, как, в частности, «стереть с лица земли порт в Санкт-Петербурге», сетует на то, что слишком поздно ВСУ получили западное оружие, а если бы это было сделано своевременно, «то война была бы уже закончена, российская армия была бы перемолота». И подытоживает: «Понятно, что Россия – страшный враг, с врагом вам крайне не повезло».

          Подобные передачи идут нескончаемым потоком, создавая иллюзию аналитичности и компетентности суждений. Но в действительности это чаще всего эмоционально-лозунговый и пафосный, проникнутый ненавистью и измышлениями, порой доходящими до явной логической деструктивности псевдодискурс. Нередко он отличается и элементарной глупостью и даже безграмотностью, имеет только одну цель – решить задачу специальной пропаганды и этим угодить заказчикам.

         Даже не надо быть специалистом в области коммуникативных наук, чтобы увидеть, что все передачи на украинском иновещательном  государственном канала FREEDOM являются элементом подрывной информационно-психологической деятельности, специально созданным для борьбы с Россией и ее гражданами. Это средство ведения войны с той же целью, которую преследуют боевые армейские  подразделения – уничтожение противника. И вот на что нельзя не обратить внимания. Поскольку выверенных и безупречных фактов, доказанных, становящихся полноценными аргументами, у акторов ведения информационно-психологической войны в данном случае явно не хватает, они вынуждены прибегать к уловкам, подтасовке, трюкам. Включаются методы пропаганды, которые, что можно считать вполне закономерным, практически полностью совпадают с методами, использованными некогда П. Й. Геббельсом.

         Так, пропагандисты должны быть интегрированы в политическую и государственную систему, «иметь доступ к разведывательным данным, касающимся событий и общественного мнения». FREEDOM, будучи государственной структурой, демонстрирует осведомленность и строгую, практически военную дисциплинированность сотрудников. Они завязаны в своей деятельности, буквально до мелочей, на Центр информационно-психологических операций, что отвечает геббельсовскому требованию о том, что «пропаганда должна планироваться и исполняться только одним органом власти». Следующий нацистский императив, который, безусловно, выполняется сотрудниками телевизионного канала: «чтобы пропаганда была воспринята, она должна вызывать интерес аудитории и передаваться с помощью средств коммуникации, привлекающих внимание». Пропаганда, которая исходит с канала FREEDOM, планируется явно в спецслужбах Запада, что соответствует требованию нацистов: «только авторитетное лицо должно определять, должны ли пропагандистские материалы быть правдивыми или ложными». И, конечно, как предписывал Геббельс, «пропаганда должна навешивать ярлыки на события и людей, используя оскорбительные фразы или лозунги» (Doob L. W. Goebbels’ Principles of Propaganda // The Public Opinion Quarterly. Published by: Oxford University Press on behalf of the American Association for Public. 1950. Vol. 14. No. 3. Рр. 419–442). Это указание на украинском канале реализуется во всей полноте. Можно еще привести факты явной привязки положений пропаганды, которая характерна для телеканала FREEDOM, геббельсовской методологии специальной пропаганды. Все проецируется на удивление точно. Это говорит о сущности, целях и задачах украинского телеканала. 

Leave a comment