Семья – исторически один из первых, а потому и наиболее консервативных социальных институтов, где человек перенимает ценностные ориентиры и поведенческие модели. Семья способствует нравственному воспитанию личности, укреплению этических основ, и поэтому традиционный социальный институт может рассматриваться как базис духовного здоровья нации. Доктринальным документом в этой сфере, безусловно, является Концепция государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года, а объявленный Президентом страны 2024 год годом Семьи дал новый импульс в обществе к решению задач, направленных на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных ценностей.


На протяжении всей своей истории российское государство создало солидную нормотворческую базу, связанную с семьей, положением женщин и детей. Но отметим, что на разных этапах истории эти законодательные акты отражали дух своего времени, их содержание во многом определялось идеологическими соображениями. Так, в первые годы советской власти, когда был взят курс на атеизм, был издан Декрет «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния», согласно которому законным признавался только брак, зарегистрированный в органах записи актов гражданского состояния. Брак, зарегистрированный в церкви, был лишен всякой правовой основы. Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 22 октября 1918 года существенно упростил производство разводов, а Кодекс законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года впервые допустил вмешательство государства в сферу взаимоотношений родителей и детей. Кодекс, в частности, установил, что право родителей на воспитание детей никак не обосновано и что ребенок принадлежит тому обществу, в котором родился. Ситуация изменилась в послевоенный период: постепенно стали восстанавливаться важнейшие из традиционных семейных ценностей, связанных с регистрацией брака, его устойчивостью. В 1944 году Указом Президиума Верховного Совета СССР увеличивается государственная помощь беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям; устанавливается почетное звание «Мать-героиня», учреждается орден «Материнская слава», медаль «Медаль материнства». Плакаты советского периода прославляли мать-героиню; была выстроена цельная система агитационно-пропагандистской работы, направленная на прославление материнского труда, воспитание в многодетной семье: это и государственные награды, и общественное признание. Ярко представлена тема детских садов, светлых и красивых, где растет одухотворенная счастливая детвора, а охрана материнства и детства, забота о здоровье детей возведены в ранг государственных приоритетов. Плакаты передают дух советской эпохи, символику времени: красная звезда, серп и молот, все это узнаваемо, символы советской Родины. По сути, рекламные плакаты несли идеи патриотического воспитания молодежи. Несомненно, важными были вопросы всестороннего воспитания гармоничной личности: эстетическое трудовое воспитание, забота о младших.

Сегодня семья переживает в своем развитии целый ряд проблем, обусловленных социально-экономическими, демографическими и другими факторами. В числе угроз, стоящих перед современной семьей (малодетность, аборты, измены, случайное сожительство, распространение гражданских и гостевых браков), специалисты называют еще и нравственный кризис, который переходит сегодня в средства массовой информации. Современные СМИ не только фиксируют нарушение иерархии ценностных семейных приоритетов, но, к сожалению, и сами зачастую способствуют процессу девальвации института семьи. Под прикрытием модернизации общественного и индивидуального сознания, культивирования через СМИ «легких отношений» по сути дела идет процесс разрушения традиционных семейных и нравственных ценностей. Отметим два вектора дискуссии о сущности трансформаций института семьи: отдельные исследователи акцентируют внимание на таких явлениях, как упадок и разложение семьи, утверждая, что данный социальный институт переживает регрессию, разрушение. Однако есть и противоположная точка зрения о том, что в условиях трансформации современной социальной и экономической системы происходят изменения в ключевых институтах, например, переход от старой формы семьи к новой, которую можно характеризовать как семью партнеров, где отношения уже не патриархатные, а построены с позиции равенства ее членов. Очень важным является и то обстоятельство, что современные СМИ, фиксируя нарушение иерархии ценностных семейных приоритетов, вместе с тем, являясь действенным каналом социально-ролевой социализации, могут тиражировать образцы поведения и модели оптимального семейного устройства, которые будут выступать в качестве основополагающих ориентиров в жизни общества. Таким образом, информационная политика, которой придерживается пресса, в том числе акцентирование демографически позитивной, социально-значимой информации или, наоборот, стереотипизированной, рекламной, деструктивной – влияет на формирование вкусов и поведение аудитории. Тиражируемые СМИ медиаобразы, которые основаны на стереотипах, являются настолько устойчивыми, что могут серьезно влиять на демографическую ситуацию в обществе.

Наша кафедра журналистики Нижегородского госуниверситета уже более 15 лет проводит мониторинг федеральной и региональной прессы по освещению семейной тематики.

Результаты контент-анализа прессы показывают, что до последнего времени пока еще семейная тематика не стала приоритетом в редакционной политике: так, в печатной федеральной прессе она занимает около 5 % от всей информации. Отметим, что в региональных СМИ этот показатель выше – от 7 до 9 %. При этом в региональной прессе семейная тематика представлена шире, и, главное, она лишена эпатажности, в материалах региональных журналистов – жизнь реальной российской семьи, и не только проблемной.

К примеру, в областной газете «Земля Нижегородская» введена постоянная рубрика «Семья», среди обсуждаемых тем – многодетная семья, духовные ценности, преемственность поколений, история семьи, Год семьи в России, семейные конкурсы, семьи участников СВО, планирование семьи и другие. В издании есть специальная рубрика – «Погода в доме», а это ведь очень важно для каждого из нас. «Безветренная, тихая, солнечная» – она способствует ощущению счастья, возможности трудиться с отдачей, растить детей успешными, здоровыми. Эта тема всегда востребована читателем. Газета показывает опыт семей – успешных, многодетных, тех, чей пример может показать другим, как можно устраивать жизнь близких, чтобы всем было хорошо. «Земля нижегородская» – газета для тех, кто живет за пределами больших городов, на сельских территориях. А значит, среди ее героев – жители сел, деревень, те, кто не имеет больших удобств, но имеет внушительные хозяйства. В том числе, крестьянско-фермерские. Эти люди живут многоступенчатыми кланами, потому что так легче содержать фермы, обрабатывать землю. В такие больших, связанных не только родством, но и соработничеством, семьях можно найти ценные крупицы опыта людских взаимоотношений, традиций воспитания детей, приучения их к взаимной ответственности, работе с малых лет на благо всех членов семейства. Вот об этом и рассказывает газета. Публикации издания отвечают на многие жизненные вопросы, авторы и герои размышляют о важных аспектах семейной жизни, ответственном родительстве. Многие из них проходят через серьезные испытания и делятся этим. Что такое любовь, можно ли ее сохранить в трудных жизненных ситуациях, как построить семью, основанную на доверии и уважении – на эти вопросы ищут ответы журналисты в своих материалах.
Анализируя ситуацию с освещением семейной тематики в современной прессе, необходимо учитывать и современные реалии. В числе вызовов и угроз безопасности Российской Федерации сегодня не только военные угрозы, различия в понимании мировой системы безопасности между РФ и ЕС, но и вопросы народосбережения, духовно-нравственные проблемы современного общества .
Среди важных мер по укреплению семьи, предпринимаемых государством, – поддержка многодетных семей, компенсационные выплаты при рождении ребенка, материнский капитал и многое другое.
Ответственная роль в продвижении традиционных семейных ценностей лежит на средствах массовой информации и рекламе. Перед СМИ стоит задача развивать гибкие информационные стратегии в освещении семейной тематики, в которых изменившиеся общественные реалии сочетались бы с традиционными семейными ценностями.
«Семья, – подчеркнул наш Президент, – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности». Задача власти, общественных организаций, научного сообщества, журналистов – направить усилия на выправление имеющих место дисфункций в социуме, в том числе и в духовной сфере.
Об авторе: Ольга Николаевна Савинова – доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой журналистики Института филологии и журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. В течение 15 лет – научный руководитель мониторинга региональных и федеральных СМИ по семейной тематике, проводимого магистрантами кафедры журналистики.
Ольга Николаевна – автор научных работ по семейной тематике в СМИ, традиционным ценностям в гуманитарной повестке медиа, миссии журналистики. Руководитель курсов повышения квалификации для журналистов нижегородских изданий на тему «Формирование традиционных семейных ценностей в СМИ».Выступала с научными докладами на Форумах программы «Святость материнства» в Москве (2010, 2013), Нижнем Новгороде (2012), Казани (2015), Санкт-Петербурге (2016), Минске (2018), Белграде (2019).Почетный член Фонда Андрея Первозванного.

Ольга Николаевна Савинова
