Александр Сергеевич Селезнев – главный редактор газеты «Славянка сегодня». После окончания знаменитой 239-й школы он один из всех выпускников одиннадцати школьных классов пошел не в математики или физики, а в инженеры-строители. Хотелось творчества! К слову сказать, выпускное торжественное мероприятие в школе состоялось в тот год, когда впервые на Неве проходил праздник «Алые паруса». Одновременно с институтом А. С. Селезнев окончил Университет рабочих корреспондентов при Ленинградском доме журналиста, был заместителем молодежного редактора газеты «За строительные кадры». Работал в проектном институте, райкоме КПСС, Балтийском банке. Непосредственно к журналистике вернулся через 20 лет, когда стал соучредителем и главным редактором газеты, созданной по предложению жителей Невского района. Был избран членом Горизбиркома и, работая там, стал инициатором создания и редактором первых номеров Бюллетеня Санкт-Петербургской избирательной комиссии. Вел колонку в газете для пассажиров «Стрела». Также является главным редактором и соучредителем возобновленной «Петербургской газеты». А. С. Селезнев – президент Санкт-Петербургской общественной организации «Невская сторона», член правления Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России и правления Всемирного клуба петербуржцев. А еще Александр Сергеевич – бессменный член Государственной экзаменационной комиссии в СЗИУ РАНХиГС по специальности «Журналистика». Но главное дело многих лет его жизни, конечно, – газета «Славянка сегодня».

– Александр Сергеевич, в документах значится, что газета «Славянка сегодня» появилась по желанию жителей. Как это было?
– Весна 1994-го, выборы в Законодательное собрание первого созыва. Кандидат в депутаты Андрей Ловягин встречается с избирателями. На одной из таких встреч и поступило предложение создать бесплатную газету, которая бы сообщала о том, что происходит в районе. Надо понимать, что тогда было за время: тиражи многих изданий сократились, некоторые СМИ закрылись, а люди, которые ещё с СССР привыкли много читать, порой просто не могли купить газету, потому что денег у них хватало только на хлеб. На базе дружественной газеты железнодорожников «Октябрьская магистраль» возникло наше приложение – «Обухово-Рыбацкое». Назвали по географическому принципу: в 35-й округ входило и Обухово, и Рыбацкое.
– Почему понадобилось менять название?
– Выборы успешно прошли, и осенью Андрей Евгеньевич Ловягин стал депутатом. Редакция газеты «Октябрьская магистраль» занялась собственными проектами – газетой для пассажиров, которую назвали «Стрела». А нам пришла пора быть самостоятельными. Мы объявили конкурс среди читателей, они предлагали разные названия, обыгрывали два берега и то, что район у нас Невский, а потом местный краевед, член городской топонимической комиссии Аркадий Файвишевич Векслер предложил «Славянку». И этот вариант сразу понравился большинству: во-первых, потому что это река, которая впадает в Неву как раз на краю Рыбацкого; во-вторых, это слово ассоциируется с чем-то родным, русским, славянским. Представляется такая светловолосая девушка – славянка… Кстати сказать, в первые годы после регистрации газеты меня несколько раз приглашали на ультрапатриотические форумы, считая, что мы, действительно, такого ортодоксального направления.
– А какое направление тогда было у газеты?
– Когда регистрировались, выяснилось, что уже есть журнал «Славянка», а повторений быть не должно. Поэтому мы выбрали дополнительное слово – «сегодня». Не случайно, разумеется. Газета рассказывала и тогда, и сейчас о том, что происходит в районе сегодня. Это не отменяет интереса к прошлому. Например, мы публиковали материалы Аркадия Файвишевича, а также помогали ему издавать тетради по краеведению, которые использовались в школах, когда еще не было полноценных учебников. При этом четко сформулировали нашу позицию: мы – газета позитивной информации. Тогда многие издания были похожи на криминальную хронику, радио и телевидение тоже сосредоточились на сенсациях, конфликтах, «журналистике катастроф». Что-то похожее мы наблюдаем сейчас, только еще прибавились фейки и чернуха в социальных сетях и вообще в Интернете. Поэтому – что в 90-е, что сейчас – мы занимаем нишу спокойного информационного издания с включением материалов о культуре, краеведении и так далее.
– Неужели в тяжелые 90-е удавалось обходиться без негатива?
– Время тогда, действительно, было острое, проблемное. Например, через Невский район строилась кольцевая автомобильная дорога. И дело даже не в пробках, а в том, что магистраль прокладывали вблизи жилых кварталов. По этому поводу проводилось много различных заседаний, а мы переводили с официального языка на человеческий и занимались разъяснительной работой – рассказывали, что, как, где, почему планируется. Или освещали зимнюю проблему с отоплением: большую территорию на левом берегу обогревала полуразрушенная котельная Обуховского завода – в те годы у предприятия были серьезные проблемы. Или писали, как обеспечить свою безопасность, не пугали, а давали полезные советы. Публиковали и телепрограмму. Читатели это ценили, газету ждали, сигнализировали, если где-то нерадивый разносчик норовил пачку газет спрятать или, не дай Бог, выбросить…
– Знаю, что у редакции были приключения…
– Можно это и так назвать. В конце 90-х глава районной администрации конфликтовал с депутатами Законодательного собрания, дошло до того, что он распорядился заварить двери в их приемные. «Славянка» была ни при чем, но попала, как говорится, под раздачу, нам пришлось временно перебраться в Петроградский район. С нами – безрезультатно – судились конкуренты, были попытки издавать в районе идентичные нашей газеты. Но мы выдержали все, включая правильную и неправильную, честную и нечестную конкуренцию.
– После такого пандемия и удаленка не очень пугают?
– Первый опыт работы на удаленке я приобрел еще 25 лет тому назад. В начале 2000-х около полутора лет работал в Москве, уезжал из Петербурга в воскресенье, а возвращался только в пятницу или субботу утром, поэтому номера газеты редактировал… по факсу! Сейчас же с электронной почтой и мессенджерами всё в разы в легче. Добавлю, что чем больше мы все проводим время в онлайне, тем больше хочется подержать в руках газету, книгу. Это – одна из причин, почему за рубежом уже говорят о ренессансе печатных изданий. Другая причина – соцсети стали реальной территорией и инструментом информационной войны, а не просто информирования, так что мы все ещё нужны.
– На что существует газета? Один-два номера выпустить не сложно, а как делать это 30 лет?
– Финансирование никогда не было избыточным, поэтому порции радости доставляли победы на конкурсах районных и муниципальных СМИ: в 90-е и 2000-е подарки чаще всего были материальными, так в редакции появились и принтер, и сканер. Устойчивости придавало и то, что часть коллектива – и я в том числе, – работая в газете, не получали в ней зарплаты. Помогали депутаты. Ну, а за деньги из городского бюджета порой еще нужно было побороться! Парадокс, но тогда за право выпускать районную газету нам приходилось соревноваться даже… со строительными организациями!
Помнится, не раз было – мы выигрываем торги. И вот – данные участников раскрывают, и видим, что наш конкурент – компания, которая где-то на севере ставит ЛЭП. Еще, бывало, участвовали кадровые агентства и предприятие оптовой торговли, были претенденты и из других регионов… У них была возможность демпинговать, а потом бы они просто передали контракт кому-то еще, главное же – выиграть бюджетные деньги. А нас выручала поддержка депутатов. Сейчас благодаря Комитету по печати правительства города система другая – районные газеты регулярно получают субсидии (хоть и скромные). При этом определенный конкурс всё равно есть, и нужно доказывать, что со своей работой мы справляемся. Кстати сказать, у муниципальных изданий проблема аукционов и конкурсов (зачастую заказных), к сожалению, остается. Законодателям есть над чем поработать… Да и деньги никогда не бывают лишними, поэтому многие газеты держатся на совместителях. Тиражи уменьшились, сказывается, на мой взгляд, не всегда оправданное «увлечение» Интернетом и соцсетями и недооценка возможностей печатных СМИ.
Вообще-то считаю что сегодняшнее увлечение Интернетом, особенно блогерством, сродни питанию фастфудом… Вроде и завлекает, но вот с пользой – большие проблемы. Конечно – мода, конечно – иллюзия правды… Плюс для кого-то, может быть, – «легкие» деньги. Но это временно, это пройдет. И «отмазка», что люди не читают печатных СМИ, от лукавого… Если давать качественный продукт и в достаточном количестве, да ещё и по возрастным категориям… будут читать. Ведь во многих школах пишут и читают, а потом теряют интерес. В том числе из-за недостаточной поддержки детских изданий. Что далеко ходить, например – судьба всероссийского журнала «Костёр», выходившего даже в годы войны. На мой взгляд, этот журнал – действительно качественное издание – должен быть в каждой школе, в каждой библиотеке… С Интернетом многим всё кажется попроще, но это, увы, далеко не всегда качественная продукция…
– Гости номера в вашей газете – это традиция?
– Конечно! Только информация – этого мало. Уже в 90-е интервью стали визитной карточкой «Славянки». Одни спикеры были известными, а другие на тот момент только начинали свой творческий путь, как, например, Зара или Николай Басков. Выражаясь официальным языком, «газета была плотно интегрирована в культурную жизнь города», а читатели от этого только выигрывали: гости непременно оставляли автограф с добрым пожеланием для жителей Невского района. Мы уже тогда дружили с актерами «Балтийского дома».
А главные – читатели! Как понять, что ты нужен? Очень просто: когда тебе звонят, пишут, передают через знакомых идеи, предложения – о ком сделать следующий материал.
Однажды нам написали из Волгоградской области. Такой вот курьез. Женщине пришла посылка с чесноком, который был завернут в обрывок нашей газеты. Там были только наш адрес и заметка психолога к 9 мая, речь шла об отношениях пожилых и молодых. Заметка ее тронула, эта женщина написала нам об этом, приложила воспоминания о своем отце и собственные стихотворения… Кстати сказать, стихи нам очень часто отправляли – и неуклюжие, и профессиональные, но искренние, порой – целые поэмы! Мы их печатали, публиковали вот такие жизненные истории, нас тогда прозвали «народной газетой». А больше всего какие письма и звонки мы любили и до сих пор любим? Когда нам рассказывают про своих родственников и друзей: у кого-то необычное хобби, кому-то исполняется 90 лет или даже 100, а за такую длинную жизнь всегда найдётся, о чем поговорить на интервью. Знаете таких людей? Пишите нам! За 30 лет Невский район преобразился гораздо больше, чем, скажем, Центральный, многое уже стало историей. Выросло население. Много новостроек. Потери тоже были. Например, 10-летие «Славянки» отмечали в гостинице «Речная»: просторный ресторан, потрясающий вид на воду, ощущение праздника. А в 2012-м и гостиницу, и остальные части речного вокзала приговорили к сносу – этот факт занесен в Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев.
– А где жила редакция?
– Первый дом – на Фонтанке,117, там, где находилась редакция газеты «Октябрьская магистраль». Потом редакция размещалась в помещениях ЛИИЖТа, сейчас это – Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС). И только потом начали кочевать по Невскому району, для которого работаем: снимали помещение в Рыбацком, недалеко от метро, затем перебрались на проспект Обуховской обороны. Тогда редакция соседствовала с приемной депутата Андрея Ловягина, мы были в эпицентре событий. Еще некоторое время мы квартировали в детской поликлинике в Рыбацком, временно выезжали на Петроградку, а теперь обосновались в бизнес-центре у метро Пролетарская.
– Какой была газета? Как проходило ее становление?
– Поначалу «Славянка» была одноцветной, черно-белой, всего четыре полосы, тираж – около 20-30 тысяч экземпляров. Двухцветной она стала уже через несколько лет, мы выбрали вторым цветом оранжевый – модный и позитивный. А на полноцветное оформление перешли уже после нулевых годов. Постепенно росли и объем (до 8 полос), и тиражи – до 100–150 тысяч экземпляров. Несколько лет у нас выходила «НС» – «Новая Славянка», детская газета – приложение. Сегодня тираж газеты достигает 20 тысяч экземпляров, а полос –12.
Беседу вела Анна Чуруксаева
