Александр Травин. Философские камешки. Он и сам был вселенной (Фалес Милетский)

         Чем глубже погружаешься в античный мир, тем больше не хочется из него выплывать. Удивительное время, и до боли знакомое. Все было, как и сейчас: ненависть и милосердие, жестокие войны и мир, несправедливость и мечты об общественной гармонии, стремление постигнуть окружающую действительность и применить полученные познания на пользу землянам. Но сегодня мы знаем много, а тогда путь в просторы разума только-только начинался. И первым, кто вступил на него, повел за собой человечество, был этот великий греческий мыслитель, который сделал непостижимо много для развития всей людской цивилизации, науки. философии, культуры, общественных отношений.

         Он вел неподобающий философу образ жизни. Он жил красиво, даже слишком красиво. Его благородное лицо мыслителя обрамляла модельная стрижка, совершенная известным на всю обитаемую часть античного мира куафером Лисимахосом (по-современному  – барбером, а по-простому, без выпендрежа  – парикмахером). Завершали образ виртуозно подстриженные тем же тупейным художником (парикмахером) усы и бородка. Изысканный костюм в виде яркого хитона был сооружен прославленным в веках кутюрье (портным – для понимания) по имени Аменофис и служил своего рода пьедесталом для величественной головы.

         Коттедж в элитном поселке тоже соответствовал респектабельному хозяину. Воздвигнутый в яростном дизайнерском порыве непревзойденным созидателем Гигиносом, он поражал воображение земляков своим дерзким авангардизмом. Вокруг здания вечно крутились художники со своими мольбертами, в нелепых беретах и босиком; лузгали семечки досужие зеваки.

         Манеры нашего героя отличались изысканностью и аристократизмом. Если в супердорогом ресторане «Эллада-Паллада» официант подавал ему плохо промытую вилку, он не орал на весь зал от негодования, не сквернословил, не хватал работника общепита за грудки, а незаметно задирал хитон и молча протирал столовый прибор.

         Звали античного грека Фалес с добавкой Милетский, от имени его родного города Милет, что в десяти километрах от Эгейского моря на западной оконечности Малой Азии. Здесь он родился в 624 году до нашей эры (в период между 39-й и 35-й олимпиадами) и еще на 48 лет перешагнул из шестого столетия в седьмое. Впрочем, некоторые умы считают, что жил Фалес гораздо больше – эдак лет до девяносто шести. Роскошью и великолепием он услаждал себя за годы непосильного труда на благо Отчизны.

         Родился выдающийся эллин в зажиточной купеческой семье. Родители, Эксамий и Клеобулина, дали ему лучшее по тем временам образование, и он пошел было по их стопам – стал торговцем, сразу же проявив недюжинные способности и смекалку. Стал даже олигархом, монополизировав в своем городе торговлю оливковым маслом. Сметку он проявлял изрядную.

         Однажды Фалес купил осла. Он нужен был для того, чтобы переносить тяжелые мешки с солью через быструю реку. Осел уставал и однажды, поскользнувшись, упал в воду. Долго барахтался в ней, а поднявшись, обнаружил, что поклажа стала намного легче. Он понял, как ему упростить работу, и всякий раз, когда переходил реку, садился в воду и ждал, пока соль растворится.

         Фалес это заметил, коммерческого убытка терпеть не захотел и вступил с ослом в интеллектуальное противоборство. Обрадовав длинноухое животное, он нагрузил его легкими тюками из шерсти и морских губок. Переправляясь через реку, осел решил еще больше облегчить поклажу и намочил ее водой. Однако ноша стала не легче, а тяжелее: шерсть и морские губки впитали воду. Осел понял, что проиграл, и стал смиренно переносить соль, даже не пытаясь растворить ее в жидкости.

         Фалес долго размышлял об этой коллизии и пришел к выводу, что все сущее на земле возникло из некого влажного первовещества – воды. Все постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на воде и со всех сторон окружена океаном, пребывая на нем как диск или доска, плавающая на поверхности водоема. В то же время вся произошедшая из воды природа не мертва, не лишена одушевленности. Главной характеристикой воды, по Фалесу, было свойство текучести. Текучесть же в значении изменчивости предполагает противоположное свойство – крепость и неизменность. Как видим, будущий философ был в чем-то прав, а в чем-то и нет. В частности, доказательство одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря. Поскольку они способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу.

         Если с магнитом все ясно (он  всегда и везде тянул все к себе), то с янтарем… Фалес натирал его кусочек шерстяными нитками, и таким образом возникало статическое электричество, с которым исследователь проводил опыты: к кусочку янтаря притягивалась древесная стружка. Янтарь на греческом языке называется «электрон», от этого слова и произошло современное «электричество».

            Фалес Милетский был отчаянно, до дерзости умным. Работая купцом, а затем военным инженером, он много путешествовал и постоянно делал ошеломляющие открытия. Прежде всего ему следовало научиться ориентироваться в пространстве. Как это лучше всего сделать? Конечно, по звездам. Стал наблюдать, в каком порядке расположены по отношению к Земле небесные светила: звезды, Луна, Солнце. Но этот порядок он представил однако обратным тому, который существует в действительности. Фалес полагал, что ближе всего к Земле находится так называемое небо неподвижных звезд, а дальше всего – Солнце. Считал, что Земля располагается в центре Вселенной и если будет уничтожена, то распадется вся Вселенная. Эти ошибки были исправлены его продолжателями.

         Рассказывают, что однажды Фалес так увлекся наблюдением звезд, что, не посмотрев себе под ноги, упал в яму. Хорошенькая и остроумная служанка подняла его на смех: желает знать то, что на небе, а того, что под ногами, не замечает. Она ошибалась, видел он много.

            Именно Фалес понял, что космос един; именно он определил время солнцестояний и равноденствий; первым назвал последний день месяца тридцатым; разделил год на 365 дней, установил, что затмения Солнца происходят вследствие закрытия его Луной и умел предсказывать солнечные затмения. Он утверждал, что Луна не светится сама, а отражает солнечный свет. Его вывод о том, что землетрясения происходят вследствие волнений в земных глубинах, тоже был вполне материалистичен.

         Он же первым вписал в круг прямоугольный треугольник. Создал и доказал теорему о равности  вертикальных углов, о равенстве треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам, о том, что углы при основании равнобедренного треугольника равны, о том, что диаметр делит круг на две равные части, а также о том, что вписанный угол, который опирается на диаметр, является прямым. Он даже смог установить точную высоту Великой египетской пирамиды, измерив ее тень точно в то время, когда его собственная тень стала равной его росту. Это послужило основанием утверждать, что длина тени пирамиды в данный момент равна её истинной высоте. Вот такой он был выдающийся ученый.

         Научный подход понадобился и в обороне Греции от нашествия персидских завоевателей. Греческие военачальники решили нанести им удар в самом неожиданном месте Анатолийского полуострова. Но для этого нужно было форсировать полноводную реку Галис. Понтонной техники тогда еще не существовало, а на утлых лодочках переправить гоплитов (пехотинцев) представлялось затруднительным. Чтобы сделать это возможным, Фалес, инженер в офицерском звании турмарха (подполковник), создал проект плотины и водоотводного канала. Сам же и руководил их сооружением. Конструкция позволила снизить уровень воды в реке, и солдаты  благополучно переправились на другой берег.

         Тут надо заметить, что еще до победы греков Фалес под влиянием тревожной обстановки в стране воплотился в политкомиссара. Превосходный оратор, он, где только можно, выступал перед соотечественниками с призывами объединиться для борьбы с захватчиками. Вначале это были лидийские войска, затем – персидские, которые всеми силами пытались установить господство на территории Греции. Агитацию и пропаганду Фалес считал своим практическим вкладом в дело защиты Отечества, разгрома посягнувшего на его свободу врага.

         Он прекрасно понимал, что разрозненные военные подразделения, которые формировались в разных уголках страны, не способны нанести сокрушительный удар по противнику. Будучи дальновидным стратегом, хотел создать сильное войско с хорошо налаженным централизованным управлением. Гражданскую позицию Фалеса уважал даже тиран Трасибул.

         Свои математические, физические, геометрические, географические, биологические, политологические, астрономические, космологические и космогононические познания, наблюдения и мысли Фалес систематизировал и связал в стройное (материалистическое в основе) философское представление о мире, обществе, вселенной. Однако его научные труды не сохранились, и все известное об его учении происходит из вторичных источников. Большинство античных авторов, которые описывали Фалеса, отстоят от его жизни всего на триста-пятьсот и более лет. Доподлинно известно, что Фалесу принадлежат такие работы, как «О солнцеворотах», «О равноденствиях», им же создана «Морская астрономия» (в стихах, как у всех ранних мыслителей). Кстати, в его творческое наследие входят и двести стихотворений, написанных гекзаметром.

         Слава о мудрости Фалеса Милетского быстро разлетелась по всей Малой Азии. К нему из всех городов и поселков съезжались сотни почитателей, желавших стать учениками мыслителя. Но мечтающих стать последователями множество, а он один единственный. И все хотят получить высшее и среднее образование. Как же быть? Выход нашелся вроде бы случайно.

         Устав от размышлений, Фалес Милетский решил сделать в работе перерыв и «купил путевку» на модный египетский курорт Хургада. И вот как-то вечером, на пляже, когда, сидя в шезлонге и попивая абхазское вино «Апсны», мыслитель задумчиво взирал на уходящее в море солнце и формулировал еще одно феноменальное открытие («человек не может быть одновременно веселым, умным и трезвым»), к нему подошли египетские жрецы. Узнав, в чем дело, они посоветовали Фалесу создать (или запустить, как ужасно говорят сегодня) высшее учебное заведение. Тем более что лицензии не требовалось, поскольку никакого министерства образования еще не существовало.

         И дело не в случае на пляже. Вопрос явно назрел и со всей очевидностью стоял на повестке дня: греки, благородные эллины, должны быть самыми образованными и культурными людьми всего античного мира! Им требовалось системное образование и просвещение. Фалес пошел навстречу этой потребности.

         Так была основана знаменитая Милетская школа, в которой преподавались физика, математика, биология, астрономия, геометрия, политология и многое другое. Вот он – прообраз нынешних академий народного хозяйства и государственной службы!

         Абитуриентов набежало великое число; следовало на конкурсной основе выбрать лучших. От греческих юношей требовалось участие в спортивной олимпиаде, а от девушек – в конкурсах красоты. Фалес полагал, что красота, сила и познание спасут мир. Победителей, таких, как Анаксимен, Анаксиманд, Делия, ставших впоследствии известными учеными, он принимал без экзаменов. На должность ректора Милетской школы Фалес без всякого согласования с властями назначил себя сам и выдвинул в преподавании на первый план человеческий разум и систему логически построенных умозаключений, основанных на принципе рационального обоснования.

         Вместе со своими учениками он ищет первоначало, то, что породило все в мире, стало причиной бытия. Задав только один вопрос «Из чего все произошло?», Фалес совершил в науке, в философии настоящую революцию – сумел заставить человека думать. Мыслитель не хотел, чтобы думали за гражданина, представителя демоса (народа) так называемые аналитики, эксперты, политологи и просто досужие люди, а хотел, чтобы думал он сам –  без подсказок, внушения и манипулирования сознанием. До сих пор ученые мужи ломают копья над ответом первому мудрецу мира, каковым Фалеса назвали уже в годы его жизни. После основания Милетской философской школы за ним закрепилось звание «отца всех мудрецов».

         А ведь подумать только, никакой философии, никаких наук, их вместе и каждой в отдельности, еще не существовало. Фалес даже не знал, что занимается философией и вообще наукой во всех ее многообразных проявлениях. Он просто любомудрствовал. Это уже потом, спустя столетия, науку назвали наукой, а философию философией; это уже потом их разбили на виды, разделы и приклеили к ним подходящие названия. Вот и пришлось мудрому Фалесу стать первым в Греции, а значит и на Земле, научным работником, первым философом. Вот кто принес в человеческую цивилизацию всю силу и красоту мысли!

         Сегодня его имя как-то затерялось в бесчисленных рядах мудрецов всех времен и народов. И это несправедливо. Как род людской пошел от Адама (правда, еще и Ева замешалась), так и порода философов, приверженцев науки берет начало от великого, благородного, многоразумного Фалеса Милетского. Воздадим же должное человеку, в котором вместилась вся вселенная разума!

Leave a comment