Виктор Отраднов. Эпизоды из жизни бюстов

В 1899 году в саду Императорского Александровского лицея был открыт памятник Пушкину. Бронзовый бюст поэта изваял скульптор И. Шредер, а установили его на площадке центральной аллеи, идущей от главного здания лицея на восток, параллельно Большой Монетной улице. Доподлинно не известно, привлекался ли при этом кто-либо из архитекторов, но памятник был расположен так, что симметрично центральной аллее севернее, на Лицейской (ныне Рентгена) улице, оказалось здание Гомеопатической больницы в память Александра II, а южнее, на Большой Монетной – дом причта лицейской церкви во имя св. Царицы Александры. Его подъезд со стороны сада, бюст Пушкина и центральный подъезд Гомеопатической больницы, перед которым стоял бюст Александра II, расположены строго на одной линии! Это хорошо видно на немецкой аэрофотосъёмке 1939 года, так как к этому времени все упомянутые выше здания и сам памятник еще оставались на своих местах. Правда, не существовало уже самого лицея и церкви в нём, здание Гомеопатической больницы занял Рентгенологический институт, а в доме церковного причта расположились милиция и прокуратура. Но симметрия сохранялась! Вскоре после войны эти остатки лицейского сада, простиравшегося когда-то почти до Архиерейской (ныне Льва Толстого) улицы, отошли к заводу «Пирометр», а бюст Пушкина перенесён в главное здание лицея, которое к тому времени заняли две школы: бельэтаж и 1-2 этажи – школа № 69, 3-4 этажи – школа № 68. Известный историк и публицист, житель Петроградской стороны профессор Владлен Семёнович Измозик учился в школе № 69 с первого по десятый класс в 1945 – 1955 годах, и, по его воспоминаниям, бюст уже в 1945 году стоял на площадке 2-го этажа. На этом же месте, но немного позже, впервые увидел его и я, когда поступил во второй класс школы № 68 в 1954 году: парадная, с широким пролётом, лестница лицея соединяла этажи с 1-го по 4-й, и стоявший на 2-м этаже бюст сверху был хорошо виден. К сожалению, фотографий бюста, стоящего на площадке лестницы, найти не удалось.
         В 1949 году, в связи с празднованием 150-летия поэта, школе № 69 присвоили имя А. С. Пушкина, и в этом статусе она просуществовала вплоть до закрытия и передачи (в начале 1970-х) её помещений художественно-ремесленному училищу № 11. Еще раньше, в середине 1960-х, закрылась и 68-я школа, и здесь окончательно обосновалась «сосуществовавшая» с ней ещё с 1950-х вечерняя школа № 38.
         Бюст Пушкина на парадной лестнице лицея я видел последний раз в 1971 году, когда посещал работавшую здесь по вечерам группу по подготовке к экзаменам на кандидатский минимум.
         С той поры прошло почти тридцать лет. В 1999 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения великого поэта, о бюсте вдруг вспомнили. Губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев издал распоряжение от 2 июня 1999 года N 543-р «Об установке памятника-бюста А. С. Пушкину», в котором, в частности, говорилось:
«В связи с 200-летием со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина:
1. Установить в 1999 году у здания Института русской литературы Российской академии наук (Пушкинский дом) по адресу: наб. Макарова, д.4, памятник-бюст А. С. Пушкину, скульптурная часть которого (работы И. Н. Шредера) хранится в Государственном музее городской скульптуры».
Но тот ли самый это бюст? Поясню, забегая чуть вперёд, что на фоне регулярно возникавших в 1990–2000-е годы и подогреваемых СМИ историй о подделках или продаже за бесценок произведений отечественного искусства высказывались сомнения в подлинности скульптуры. Дополнительную путаницу вносила и неверная информация о первоначальном, историческом, месте нахождения памятника, к сожалению, разошедшаяся по Интернету.
         Так, в официальной истории «Пушкинского дома», например, писалось:
«В юбилейном пушкинском 1999 г. перед Пушкинским Домом был возведен, точнее, восстановлен классический бюст поэта, созданный скульптором И. Н. Шредером, который когда-то стоял на Каменноостровском проспекте ПЕРЕД ЗДАНИЕМ ставшего Александровским Царскосельского лицея». Отчасти это, видимо, можно объяснить тем, что ещё за десять лет до установки пушкинского бюста, в 1889 году, именно перед зданием лицея был открыт памятник его основателю императору Александру I работы скульптора П. П. Забелло и архитектора Н. А. Любимова. Но о нём – чуть позже.
Чтобы разрешить сомнения, пришлось специально осмотреть бюст Пушкина, установленный в 1999 году перед Пушкинским домом. И увидеть, что на плинте (основании) бюста, там, где это обычно и делается при изготовлении, выбито: «Лѣп. ИВ.ШРЕДЕРЪ. Отл. Н.ШТАНГЕ». На этом историю бюста А. С. Пушкина можно, наверно, считать благополучно завершённой.
Что же касается других упомянутых в связи с ним зданий и памятников, то их судьба сложилась по-разному.
         В здании Гомеопатической больницы (арх. П. Ю. Сюзор, ул. Рентгена, 8) после переезда Рентгено-радиологического института в Песочный расположилась кафедра рентгенологии 1-го ЛМИ им. академика И. П. Павлова. На месте бюста Александра II, открытого в 1898 г. перед больницей его имени, в 1920 году был поставлен временный памятник Вильгельму Конраду Рентгену работы Н. И. Альтмана. В 1929 году его сменил постоянный работы скульптора В. А. Синайского и архитектора А. Альтмана. Первоначально постамент, по воспоминаниям писательницы Веры Инбер, представлял собой «стопку гранитных книг, смещенных таким образом, словно нетерпеливая рука только что искала среди них нужный том». В 1942 голу памятник сильно пострадал от обстрела, и после войны постамент был заменён.
         Дому причта церкви Александровского лицея повезло меньше. В 1975–1976 годы он был снесён, и его место занял новый корпус завода «Пирометр», целиком и окончательно поглотившего территорию лицейского сада.
         Бюст императора Александра I, стоявший перед зданием лицея, был снят, и в 1920 году на прежнем, «царском», постаменте водружён бюст В. И. Ленина работы М. Я. Харламова. В 1955 году этот памятник, являвший собой пример явной дисгармонии, был тихо заменён новым, авторы которого  – скульптор В. Б. Пинчук и архитектор Ф. А. Гепнер. Он стоит там и по сей день. Как видим, в жизни досталось не только «родным» памятникам, но и их преемникам.

Leave a comment