Я журналист и переживаю за будущее нашей журналистики. У нас мало используют слово «прозрачность» и мало к ней стремятся. А надо! Надо, чтобы народу по многим вопросам всё было понятно и известно.
Случится что-то, покричат, а дальше – тьма египетская. Скажем, по делу «Крокуса» писали о вине Агаларовых (https://dzen.ru/a/ZgIwhiKqByS1hK6F), и она была для многих очевидна. Пострадавшие подали заявление в Следственный комитет России о возбуждении дела. И вот я сейчас зашла в Google посмотреть – так что там с Агаларовыми. И – полная тишина. Что с тем заявлением, к чему пришло следствие, будут ли они наказаны? Ти-ши-на. Может быть, конечно, всё еще расследуют… Но сообщайте же народу!
И так по очень многим делам.
Тут есть большая вина журналистов – они, как мотыльки, слетаются на событие, но ленятся потом вернуться к нему и дописать, чем дело закончилось. А последовательность имеет огромное значение. Иначе получается так, что все трагедии у нас для СМИ – лишь развлечение читателя.
Сказывается во всем этом (непрозрачности и непоследовательности), конечно, и национальный характер: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Кидаемся туда и сюда, кричим, а потом рукой махнули и дальше пошли.
И это знают преступники. Знают, что шум уляжется и можно будет тихо отчалить куда-нибудь подальше или тихо выйти из тюрьмы, никто не заметит.
Что делать? На факультетах журналистики должны учить тому, что обязательно следует доводить дело до конца. Хоть частную историю, хоть большое событие. А также само общество должно интересоваться тем, что происходит, более активно обращаться в средства массовой информации, спрашивать: «Сообщите, пожалуйста, дело возбудили? И что? Что ж вы начали разговор и не закончили?» Я всю жизнь работала в редакциях газет и ответственно заявляю, что звонки читателей имеют очень большое значение. И если один журналист не отреагировал, то обязательно звоните другому сотруднику редакции, обращайтесь по другому телефону…
Должны быть приняты законы о «прозрачности». В частности, о том, что государственные службы обязаны публично отвечать на вопросы СМИ, само собой разумеется, если в обсуждаемых вопросах нет государственной тайны или не нарушается тайна следствия. То есть обязаны информировать общественность о том, например, заведено ли дело в связи с нарушением закона, на какой оно стадии, закрыто ли, а если закрыто, то почему… А по резонансным делам ещё и сами правоохранительные органы должны направлять в СМИ информацию, в обязательном порядке информировать людей о том, как движется расследование. Важно также и предусмотреть наказание за отказ от предоставления информации.
Так вот, мы не знаем, наказаны ли люди, отвечающие в «Крокусе» за противопожарную безопасность. Также не знаем, почему там не было вооруженных охранников, когда оружие имелось. Нет информации, объясняющей, почему для совершения теракта избран был именно «Крокус» (а это дало бы ключ к ответу на многие вопросы). И кто заказал теракт – тоже не знаем. До сих пор, хотя с момента теракта прошло немало времени.
Поэтому я и говорю: в обществе не хватает прозрачности. Я полагаю, что среди читающих этот материал есть и журналисты, и чиновники, и сотрудники правоохранительных органов. Хотелось бы надеяться, что они обсудят эту проблему. Ведь решение ее – в интересах общества. А главное – об этом надо говорить со студентами факультетов журналистики.
Представляем автора: Эвелина Азаева родилась в Алма-Ате, окончила факультет журналистики Казахского государственного университета. С 1991 года жила в Новосибирске. Работала собкором «Комсомольской правды». Является лауреатом премии газеты «Комсомольская правда» «Лучший дебют», номинировалась на звание лучшего собкора.
С 1998 года жила в Канаде. 14 лет издавала газету «Комсомольская правда в Канаде». Издавала в Торонто газету региона Йорк на английском языке. Автор двух сборников рассказов, вышедших в Канаде, – «А хочешь в Канаду?» и «Полное накрытие».
Член Союза писателей России. Печаталась в журналах «Нева», «Наш современник», «Дружба народов», в газете «День литературы», «Завтра», выступала на сайте Православие.ру и других. Дипломант 1 и 2 степени литературного конкурса «Мгинские мосты» (Петербург – 2021, 2022), получила специальный приз издательства «Вольный странник» (2022), заняла третье место на довлатовском конкурсе «Вы Долматов? – Приблизительно!» (Петербург – 2021), награждена грамотой XI конкурса имени В. Г. Короленко «За поднятие и разработку патриотической темы». В 2024 году вошла в десятку самых читаемых авторов Журнального Зала (за апрель) – с повестью «Стужа». Эвелина Азаева в настоящее время проживает в России.
