Елизавета Григорьевна Лаптева – петербургская певица, актриса, автор-исполнитель песен, шансон, а также создатель и художественный руководитель, режиссёр-постановщик музыкального комедийного театра «Олимп». А еще она – общественный деятель, давно и активно занимается благотворительностью: в 2014 году Е. Г. Лаптева основала некоммерческий благотворительный фонд «По велению души», который очень много помогал детским домам и домам престарелых. Фонд существует и сегодня. Любовь к песне, к сцене была у Елизаветы с детства. В 2011 году она связывает свою творческую судьбу с радио «Петербург» (до 1991 года – «Ленинградское радио»), где знакомится с поэтом и композитором Михаилом Крыловым. В результате их совместного творческого сотрудничества появляется сольный альбом «Я улыбаюсь!». В него вошли песни, написанные Михаилом Крыловым, а также песни Елизаветы Лаптевой. Позже появляется второй авторский альбом с песнями Елизаветы Лаптевой, который называется «Июнь». Её песни часто звучат на радиоканалах Санкт-Петербурга. В это время возникает мысль о создании своего театра. И вот мечта сбывается: в 2013 году в результате огромного труда Е. Лаптевой, ее энтузиазма и любви к искусству появляется театр «Олимп», который полностью существует на личные средства Елизаветы.
В настоящее время, помимо постановок спектаклей в театре, она занимается организацией концертов, конкурсов, фестивалей в театре, давая возможность проявить себя молодым талантливым артистам. А также является художественным руководителем, режиссёром-постановщиком и по совместительству – актрисой театра «Олимп», который с успехом продолжает свою работу. Несмотря на то, что это развивающийся, молодой и сравнительно маленький театр, рассчитанный максимум на 30 мест, желающих попасть в него довольно много. Елизавета Лаптева иногда выступает под творческим псевдонимом «Светова». Нетрудно догадаться, почему именно он был выбран: корень в этом слове – «свет».

– Вы по профессии певица, театральный деятель, режиссер. В этом есть что-то таинственное и сакральное: не всем дано прикоснуться к высокому искусству. Наверное, все формировалось еще в детстве, которое у вас было счастливым и радостным. Не так ли? Ленинградская девочка была окружена теплом близких, имела возможность учиться, время было мирное и спокойное. И вы пели… А как домашние относились к вашему пению?
– Детство у меня действительно было счастливым и радостным. С того возраста, как я себя помню, я всегда любила то, что меня окружало. Я получала много тепла, любви и заботы. Наверное, поэтому я всегда ощущала в себе чувство любви и благодарности, всегда любила то, что у меня есть. Даже в младших классах школы, где я обучалась, собирая портфель на предстоящий учебный день, я всегда брала 15-20 карандашей, аккуратно перетягивая их резинкой, 2 запасных ластика и запасную точилку. На вопрос моей мамы: «Доченька, зачем тебе столько карандашей и резинок? – я всегда отвечала: – А вдруг у кого-нибудь карандаш сломается?» Я всегда считала, что чувство любви должно быть основополагающим в душе человека, а на нём уже должно выстраиваться всё остальное.
Также и в искусстве. Мой дедушка был профессиональным музыкантом, хорошо пели и любили петь родители, мама очень любила театр, мы часто устраивали домашние спектакли. Мои родители любили песни 30-х и 40-х, 50-х и 60-х годов, поэтому мы пели часто, слушали песни по радио, слушали пластинки, ходили на концерты. Конечно, мои родители приветствовали, что я много и с удовольствием пою. Любовь к театру, к музыке прививалась мне с детства, и когда встал вопрос о выборе профессии, я ни минуты не сомневалась в том, что хочу быть только актрисой и певицей. Это желание у меня было с пяти лет. И я всегда переживала, что нужно долго ждать, пока я вырасту, чтобы профессионально заняться любимым делом.
И вот моя мечта сбылась! Был пройден очень длинный и тернистый путь, это стало возможным в результате упорного труда и огромного желания. В настоящем искусстве действительно много сакрального и таинственного, потому что через него мы постигаем Истину, выходим и узнаем Высшие мотивы и цели Бытия, раскрываем нашу душу и сердце и честно отвечаем себе на вопрос: а зачем вообще всё существует? Наш Мир? Наша Жизнь? Почему происходят те или иные события? Ведь искусство честно по своей сути и достоверно отражает нашу жизнь. Например, в театре нельзя сфальшивить! Нельзя искренно не прочувствовать свою роль. Зрители сразу почувствуют фальшь. Ведь если они идут в театр, значит, у них есть вопросы, на которые они ищут ответы. Задача режиссёра, певицы или актера – максимально чётко и доступно, в интересной, оригинальной форме ответить на эти вопросы. Когда ты отдаёшься творческому процессу, ставишь спектакль, ты становишься в каком-то роде ясновидящим.
– В вашем ответе чувствуется философское мироощущение, взгляд на жизнь через призму духовного опыта и знания. Творческий человек создает свой мир, а ваш из чего состоит? Как он формировался? На чем строились ваши творческие приоритеты? Вот вы говорите про упорный труд, который привел вас в театр. А в чем выражался этот труд? Тем более что театр – совершенно особая область творчества. Меня, например, он притягивал и в то же время каким-то мистическим образом настораживал, отторгал. Я был, конечно, далек от театра, но в то же время в моей домашней библиотеке снова и снова нахожу театральные программки из своего далекого студенческого прошлого, которые я не выбрасывал, а складывал после посещения спектаклей. Однажды я практически случайно приобрел абонемент на посещение лекций в Эрмитаже. Сначала были рассказы об изобразительном искусстве, а потом пришел человек, который представился: Лев Иосифович Гительман. И стал рассказывать про французский театр – про сюрреалистическую, абсурдистскую драму, творчество Эжена Ионеско. Я испытал настоящий шок. Я и предположить не мог, что такое возможно. Гительман – а его имя, внешность, голос, содержание лекций я запомнил навсегда – выступал ярко, профессионально, увлеченно перед нами, группкой слабо мотивированных молодых людей и нескольких тетенек постбальзаковского возраста. Видимо, в то время он работал над книгой «Из истории французской режиссуры», которая была опубликована в 1976 году.
– Для меня творческий мир един, я не вижу в нём отдельных составных частей или каких-либо блоков. Для меня это понятие Божественно. Творческий мир живёт во мне с самого детства, повторюсь, с того момента, как я себя помню. О формировании моего творческого мира я могу сказать, что он формировался медленно, постепенно, шёл откуда-то из глубины души. Упорный труд – это, прежде всего, работа души, которая всегда должна усердно и много трудиться. У меня бывали всякие жизненные ситуации, и сложные, и не очень. Бывали случаи, когда я в школьные годы не сразу поступала в театральный кружок или не проходила кинопробы. Я, конечно, сильно переживала, а потом я начинала искать ответ, почему, что я сделала не так? И я его находила. После этого я шла пробоваться в другое место, на телевидение, и там я прошла и была принята в группу детей-подростков на Ленинградском телевидении. Меня с самого детства на сцену всегда тянула какая-то непреодолимая сила, тянула к зрителям, к моим зрителям. Я это говорю для того, чтобы сказать, что труд заключается, прежде всего, в работе души.
Я очень много работала, репетировала в детском возрасте. Со мной все школьные годы работали прекрасные театральные педагоги, музыканты, в том числе пианисты (в нашем случае это был большой черный рояль), которые всегда сопровождали наши репетиции. Педагоги прививали нам не только правильное театральное «поведение», отношение к театру, а также учили нас правильно и красиво двигаться, говорить, входить в роль, настраивать зрительный зал на спектакль. Эти репетиции были довольно продолжительные по времени. Я много занималась музыкой и в театральной студии, и в школе, и дома. Так как моя карьера вообще началась с педагогической деятельности, большое влияние на меня оказали педагоги по психологии, педагогике и даже медицине. Это я считаю очень важной вехой в своей жизни.
Что касается литературных произведений, которые меня формировали, то в детстве на меня очень сильное впечатление произвел роман Виктора Гюго «Отверженные», особенно образ Козетты. Я перечитывала книгу бессчётное количество раз. Как мне было жалко эту Козетту! И как я радовалась тому, какой финал получила её история! Также я очень любила «Денискины рассказы» Виктора Драгунского. Меня неимоверно увлекала та комедийно-познавательная форма подачи истории детей. Также я очень любила произведения Николая Носова, конечно же «Незнайку», стихи Агнии Барто. И очень много других интересных авторов.
Когда я прочитала роман «И это всё о нём» Виля Липатова, я просто не могла спокойно жить и заниматься своими делами. Мне на полном серьёзе захотелось поехать в эту сибирскую деревню, найти там героев книги, настолько на меня подействовало это произведение. А потом ещё и вышел фильм по этому произведению!
Конечно, на формирование моей творческой личности повлияли Великие мастера, актёры нашей Советской эпохи, такие как Алиса Бруновна Фрейндлих, Олег Валерианович Басилашвили, великая Инна Чурикова, Нонна Мордюкова. Я считаю, это – великая Советская школа, которая всегда будет в авангарде и вечным пособием для обучения актёров. Я училась у них. В жанре комедийно – театральном для меня, конечно же, сыграл огромную роль Аркадий Исаакович Райкин.
Когда я подошла к созданию собственного театра, начался, конечно же, труд по его организации, поиску помещения, формированию труппы, многочасовые репетиции. А когда я начала писать свои собственные песни и стала автором-исполнителем, приходилось особенно трудно! Многочасовые записи в студиях, выпуск дисков с песнями, организация концертов, сбор зала. И всем этим занималась и руководила всем этим, по сути, я одна.
– Вы говорите – «собственный» театр! Что вы имеете в виду? В моем понимании может быть собственная квартира, машина, дом… Но театр! Как и когда он создавался? Представляю, сколько было мороки с организацией этого дела! Это вообще, думаю, не дешевое удовольствие… Зачем вам понадобился именно свой театр? Ведь наверняка можно было пристроиться к какому-нибудь уже функционирующему учреждению культуры…
– Конечно, можно было бы пристроиться к какому-нибудь учреждению культуры, но, во-первых, я совершенно не умею «пристраиваться», это не моё. Мне нравится создавать своё. И у меня для этого было огромное желание и внутренние силы. Само собой разумеется, это было очень непросто.
Для театра что самое важное? Помещение и, конечно же, труппа, актёры. Так вот, несколько лет я снимала на свои деньги помещение для театра. Покупала сама реквизит, мебель, в общем, всё, что у меня было, я вкладывала в театр. Мы репетировали, показывали спектакли. Состав театра не один раз менялся в силу многих жизненных обстоятельств. Менялись актеры. Были и режиссеры, которые не один раз пытались увести у меня всю труппу, которую собирала я, вместе со спектаклем, да и репертуар также подбирала я. Кроме того, аренда зала, что, отнюдь, недешёвое удовольствие, осуществлялась на мои личные средства. Все эти факторы и другие, касающиеся строгого ограничения во времени пользования залами, предоставленного договором аренды, безусловно, повлияли на то, что в итоге я решила создать свой театр.
Сначала я придумала ему название. Потом он просто три года номинально существовал на нашем сайте и в моём воображении и назывался театр «Олимп». Дальше я стала задумываться о приобретении своего помещения, а пока арендовала помещение для репетиций. В итоге её Величество Удача улыбнулась мне, и у театра появилось своё собственное помещение, маленькое, но своё, на Кадетской линии В.О., дом 11, где мы и находимся и по сей день уже более шести лет, где проходят многочисленные концерты, спектакли, фестивали и много разных авторских мероприятий нашего театра.
Конечно, путь создания театра был очень непростой, было много предательства со стороны актёров, которые хотели большей славы и почёта и, погнавшись, за ней, уходили из нашего театра. Я очень сильно переживала, когда такое происходило, когда самые любимые, талантливые актеры уходили вслед за режиссёром, познакомившись в нашем театре вместе со спектаклем. Сразу скажу, что никакого так сильно ожидаемого успеха им это не принесло. Ну и в результате я решила, что буду сама заниматься режиссурой и ставить спектакли, и не только, показывая их в своём театре. И в настоящее время я очень довольна своим театром, люблю его, потому что как можно не любить своё детище? Творческий процесс идёт, репетиции идут, спектакли и концерты проходят! Да, есть у нас трудности – прежде всего материального плана, потому что театр маленький, окупаемость небольшая, – но мы не унываем, работаем и развиваемся.
– А как формируется репертуар? Есть у вас свои «звезды»?
– Спектакли для репертуара выбираю я сама, как художественный руководитель. Хотя, конечно, я понимаю, что это обязанность завлита, но… Поскольку у нас такой должности нет – пока, во всяком случае, – приходится это делать мне. Изначально театр задумывался как комедийный, позже мы стали ставить музыкальные комедии, где звучат мои авторские песни в авторском исполнении, а также песни других авторов в исполнении других артистов. Помимо музыкальных комедий, мы ставим и мюзиклы, в которых есть не только песни, но и танцы. Наш театр сейчас так и называется: Музыкальный театр «Олимп». Я стремлюсь к тому, чтобы в спектаклях было как можно больше песен, танцев, музыки. Что касется непосредственно самих пьес, то подбираются не просто комедийные, но социальные, со смыслом, с подтекстом, пьесы, затрагивающие аспекты человеческой души, жизненных судеб, историй, пьесы о любви, смысле жизни, о том, как иногда непросто человеку бывает найти себя в жизни. Самое главное в нашем репертуаре – это новое, свежее прочтение пьесы, прочтение того или иного произведения. Иногда мы ставим спектакли по мотивам пьес, а иногда при непосредственном сотрудничестве с автором.
Что касается актеров, то я считаю, что у нас все звёзды. У нас маленький театр и маленький коллектив, который часто видоизменяется, но каждый из актеров стоит двух, а то и трёх актёров. Все актёры взаимозаменяемы, каждый может сыграть любую роль. И даже – как женскую, так и мужскую. А также несколько разных ролей в одном спектакле. Было у нас и такое… Конечно, нам, как и всем коллективам, не чужды различные житейские ситуации, и актёрский состав в театре меняется по тем или иным причинам.
Если говорить об именах, мне бы очень хотелось назвать прекрасную молодую актрису Ксению Максимову, а также очень талантливую актрису Екатерину Слащёву, которая бессменно и с большим успехом работает в нашем театре уже более семи лет. У нас много талантливых прекрасных актеров, но, повторюсь, многие из них, к большому сожалению, были вынуждены покинуть наш театр. Это Александр Масюков, Алексей Далёкий, Михаил Мигунов, Марина Боженова, Ксения Степ, Ольга Василенко и многие, многие другие. Это далеко не полный список артистов, работавших в нашем театре. Они все профессиональные, очень талантливые актеры, поющие, прекрасно танцующие и, несмотря ни на что, это люди, преданные своему делу и профессии.
– Вы занимаетесь очень благородным делом. Но и трудным! На днях прочитал в дайджесте «Культурология» Российской академии наук исследование Константина Душенко по поводу происхождения выражения «искусство требует жертв». Оказывается, оно введено в оборот в начале XX века в пьесах Николая Евреинова и Леонида Андреева. Первоначально – в ироническом контексте. Но иронии здесь, в принципе, не так и много. Действительно, творческим людям приходится порой приносить жертвы на алтарь искусства. Дай Бог, чтобы у вас они не были непосильными! Скажу честно: ваша энергия, преданность делу восхищает. А тут я узнал, что вы занимаетесь еще и благотворительностью…
– Да, действительно, занимаюсь. А что касается того, что искусство требует жертв, – это прекрасное выражение, «играющая», «танцующая фраза»! Мне хотелось бы пояснить: изначально она появилась в 1911 году благодаря драматургу Николаю Евреинову и его гротескной комедии «Школа этуалей», то есть «звезд», в которой одна из учениц, не выдержав постоянных придирок директора, начала плакать, и помощница директора школы, успокаивая будущую шансонетку, произнесла: «Ну, брось реветь! Мало ли чего ради искусства не натерпишься! Искусство требует жертв».
Позже многие драматурги подхватили эту фразу, которую сейчас уже можно без преувеличения назвать «крылатой». И я с ней абсолютно согласна, хотя у меня всё получилось наоборот: я мечтала о таких «жертвах», мечтала о сцене чуть ли не с трёхлетнего возраста, и моя мечта сбылась, но, увы, я смогла этим заниматься только после сорока лет. Так сложилась жизнь. Тем не менее я счастлива, так как сейчас занимаюсь творчеством полноценно, в полном объёме.
А благотворительность – это отдельная история, потому что наряду с мечтами о сцене я всегда проявляла сочувствие к людям, у которых по тем или иным причинам не было чего-то такого, что, по моему мнению, должно быть у всех. И главное, я считала, это семья. Если у людей семья была неполная, я всегда понимала: люди от этого страдают. Но особенное отношение у меня всегда было к детям-сиротам. Я думаю, что связано это с моим отцом, который остался без матери, когда ему было всего лишь пять лет, потому что моя бабушка умерла в сорок два года от цинги в блокадном Ленинграде.
Идея создать Благотворительный фонд пришла ко мне давно. Благотворительный фонд «По велению души» начал свою работу в 2014 году. Фонд помогает детям-сиротам, домам престарелых, людям, оставшимся без поддержки родных и близких. Ярким и незабываемым событием для меня стало участие в работе фонда, знакомство с педагогом Надеждой Павловной Сулейкиной, педагогом коррекционной школы-интерната Красносельского района, которое состоялось 9 лет назад. Эта необыкновенная женщина учила детей работать с природным материалом. Когда я начала с ней общаться, я поразилась – сколько же надо терпения и любви иметь к этим детям, чтобы сотворить такое Чудо! Когда я пришла к ней, я увидела огромное количество работ детей. Это был целый класс, заполненный их работами! И я решила, что об этом должно узнать как можно больше людей, и фонд «По велению души» организовал выставку работ этих детей в «Музее Кукол», а также репортаж об этой выставке, прошел на теле-канале «Санкт-Петербург», который освещал тогда это событие (https://vkvideo.ru/video150930177_171090033). Также отдельный репортаж о Надежде Сулейкиной транслировало ВГТРК «Радио России».
Фонд продолжает свою работу и сейчас по мере наших сил и возможностей.
Самое главное то, что много было сделано для оказания помощи детям-сиротам, пожилым людям, перенесшим инсульт и другие тяжёлые заболевания, инвалидам, проживаюшим в домах престарелых. Наша помощь выражалась также в организации бесплатных концертов, мастер-классов и организации культурного досуга людей.
Я счастлива, потому что достигла своей цели и в творчестве, и в благотворительности, и продолжаю заниматься любимым делом и работать в этих направлениях.
Беседу вел Борис Мисонжников
