Родившейся на великой русской реке Волге «буревестник» революции А. М. Горький однажды сказал: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха – идеал!»
Характерным симптомом идеального сознания является выход за пределы не только реального и действительного, но и возможного. Идеал и воображение – базисный мотив всех видов творчества. Идеалисты не отрицают материю. Они признают Идеи. Умирающий за идею человек становится блаженным, если увидит бессмертное сущее.
Вокруг идеала собирается всё человеческое. Идеалы (греч. «idea» – образ, представление) обогащают жизнь и возвышают чувства. Они необходимы как осмысленные векторы и ценностные ориентиры. Великая идеалоподъемная энергия способна сдвигать тектонические исторические пласты. Лишь немногие люди живут замечательно, потому что легко жить просто хорошо.
Согласно завещанию от 27 ноября 1895 года, Нобелевская премия по литературе ежегодно присуждается за выдающиеся достижения в области литературы, за «создание наиболее значительных произведений идеалистической направленности» (формулировка самого динамитного короля А. Нобеля).
Золотая Нобелевская медаль по литературе выглядит так: на одной стороне изображен Альфред Нобель, а на другой – юноша, который сидит под лавровым деревом, зачарованно слушает и записывает пение Музы. Надпись на медали гласит: «Изобретение делает жизнь лучше, а искусство – прекраснее».
Крупнокалиберные идеалы являются величайшими соблазнителями и не всегда выдерживают соприкосновение с антипоэтической реальностью. Действительность приводит к деформации идеалов и приданию им обратных смыслов. Мечты не сбываются, и одни проблемы сменяются другими. Даже в горнем мире есть несовершенства, и никто не избирал Бога на высшую должность.
Привлекательные образы регулярно обламываются об острые грани реальной действительности. В данной ситуации возможны две основные стратегии. А именно: радикалы прибегают к социальному насилию для демонтажа реальности, профессиональные романтики испытывают чувство удивления и торопятся вернуть идеал на его недосягаемое место.
Академик Д. С. Лихачев в работе «Заметки о русском» отмечал, что идеал не всегда совпадает с действительностью, даже всегда не совпадает. В древнерусском идеале была какая-то удивительная эмансипация от всякого претворения в жизнь. Но общественный идеал, тем не менее, очень важен. Народ, создающий высокий национальный идеал, создает и гениев, приближающихся к этому идеалу. А мерить культуру, ее высоту мы должны по высочайшим достижениям, ибо только вершины гор возвышаются над веками и создают горный хребет культуры.
В 1962 году во втором томе «Философской энциклопедии» появилась-напечаталась статья «Идеальное» досрочно ушедшего из жизни специалиста по данной проблеме Э. В. Ильенкова.
Есть настоящая мудрость в том, чтобы сберечь склонность к мечтанию, придающему миру интерес и смысл. Последовательные и разумные мечты становятся еще прекраснее, создавая реальный мир по своему образу и подобию. Кто сегодня живет только сегодня, то завтра оказывается во вчера.
В мотивах утопического творчества можно вычленить склонность к интеллектуальной игре, стремление мысленно эстетизировать действительность и желание нравственной ясности. А также – склонность к критическому анализу и стремление к социальной гармонии.
Родником идеализации является потребность в преодолении реальных противоречий. Именно социальные антиномии, и особенно противоречие между духовной сущностью и материальными условиями существования, побуждают к идеализации и радикализму. Тяга к созданию высоких идеалов и утопического драйва относится к разряду уникальных духовных способностей.
5 мая 1818 года от Р.Х. в г. Трире рейнской провинции родился К. Маркс и уже в юные годы очень высоко оценил образ мифического Прометея, который жестоко страдал за то, что подарил огонь простым людям и поднял их до уровня богов. В трагедии Эсхила Зевс в конечном итоге осознает, что мир невозможно исправить злом и ставит в центр своего правления добро. Мудрый и добрый Зевс вживается в роль Творца, стоящего в начале нравственного миропорядка. Материалист К. Маркс считал, что «Прометей – самый благородный святой и мученик в философском календаре».
Метаязык мифологии сцементирован с религиозными воззрениями. Миф как эмоциональная трактовка событий или персонажей не терпит однообразия бухгалтерского баланса. В миф (от греч. «mithos» – предание, сказание) верят, от мифологических героев зависит судьба человека. В гомеровской «Илиаде» все решения людей были подсказаны Богами. Миф налагает обязанность на верующих. В отличие от сказки, это иллюзия, имеющая судьбоносный характер.
Следует трезво понимать, что понятия «идеал» и «дух» не совпадают. Дух без одышки, пьющий на брудершафт со звенящей вечностью, является средством сотворения и материализации идеала. Духовность – это не только воцерковленность и ведение полуночных кухонных бесед. Истая сердцевина семени духа рождается в социальном смятении и трудах.
Суверенитет Ватикана как вселенского центра католичества держится не на военной силе, а на суверенитете духа. Платон определял духовное развитие как ступени постижения прекрасного, оно же овладение таинством любви. Доктор философии К. Маркс был атеистом и полагал, что духовность дает возможность «самое свое бытие делать предметом своей воли и своего сознания».
В российской империи в 1817–1824 годах существовало Министерство духовных дел и народного просвещения ‒ центральное государственное учреждение, руководившее духовниками всех исповеданий в России, а также народным просвещением и наукой. Известно также под неофициальными названиями «двойное министерство» и «сугубое министерство».
В архетипах православия понятие «духа» сопряжено со стихией воз – духа. А также ощущением, что «мы – кузнецы, и дух наш – молот». Понятие «духовность» обширно востребовано в современном мире, но нередко подменяется категорией «модного». Достаточно сказать, что в англоязычной версии поисковой системы Google около 60 млн ссылок на «Spirituality». А в русскоязычном варианте – свыше 2 млн на «духовность».
Несмотря на множество определений, понятие духа остается трудно уловимым, но вполне осязаемым. Очевидно, что без материальных сил и ресурсов общество не может превозмочь рамки абстрактных мечтаний. Однако и без мыслящего духа социум утрачивает созидательную энергетику и осмысленную динамику.
Некогда афиняне на просьбу спартанцев о военной помощи прислали двух музыкантов. Воодушевленные музыкой, спартанцы победили. Именно дух и гуманитарное превосходство обеспечили древней Греции победу над Персией. Греческих дух был катализатором боевых побед Александра Македонского.
Размножающийся половым способом человек демонстрирует предначертанную амбивалентность. В одних ситуациях он приравнивается к функциям организма. В других выявляется совершенно иной образ и представитель Homo sapiens – является как безграничное поле творческого и преобразующего духа.
Советский тяжелоатлет-интеллектуал Ю. П. Власов в книге «Стечение сложных обстоятельств» отмечал: «Сила должна доказывать и утверждать величие духа и красоту преодоления. Именно в этом ее великая справедливость».
Для «бюджетного» сознания почти непостижимо, что не всякое существительное обозначает материальный объект. Однако, опираясь именно на прямоходящий дух и веру, богомольная Россия выходила из таких катаклизмов, из которых, если рассуждать чисто материалистически, физически и умственно, выбраться было невозможно.
Дефиниция «дух» является более объемным понятием, чем «общественное сознание», «общественная психология» и «идеология», представляя собой самое просторное определение форм культурной активности. В данном масштабе общественная жизнь отливается в духовную культуру. Культура ассоциируется с философией надежды.
Постоянно недофинансируемая культура расширяет субъективный мир потребителя. Данный элемент бытия оптимизирует отношения человека с природой, обществом и самим собой. Культура как способ порождения, хранения и трансляции внегенетического социального опыта есть самоорганизующаяся система мыслящего духа. Проблемы современной культуры проистекают из подчиненности бизнес-интенциям. Не находя опоры в Вечном, она падает под напором перемен.
Для съеживающейся как шагреневая кожа культуры особо значимо искусство, которое всегда духовно по содержанию и материально по форме. Искусство есть утверждение иллюзии в ущерб действительности и прыжок через пропасть бессилия. Искусство духовно удваивает реальность и покрывает мир блистательным, многоцветным покровом.
Истинное искусство есть средство собирания Духа с творческим началом Прометея. Слово «искусство» стоит в ряду родственных понятий «искус», «искусный», «искуситель». И – связано с родовым значением «раскусить» – познать, понять, испытать, разгадать. Искусство есть сфера действия талантов и гениев. Оно означает владение и высшее творческое умение, приобретенное тяжелым трудом и опытом.
Дорога может вести не только к храму, но и к Дворцу культуры. Как «пиршество духа» даже «низкое небо искусства» возносится над «философией успеха» и желудочно-генитальными потребностями. Благодаря лукавым струнам искусства человек приобрел ошеломительную способность жить одновременно материально-практической и иллюзорной жизнью в царстве «чистого духа».
Взаимодействие идеалов с действительностью имеет ментальные и политические ракурсы. В отдельные времена политическая воля загоняла идеало-искателей и смысло-проходцев в прокрустово ложе «методологии» и «теории систем». Духовный русский смысл облекался в европейские одежды.
Конфуций и Платон учили, что любое дело надо начинать с «исправления имен» – уточнения содержания применяемых терминов и основных понятий. Термин «система» (от греч. «systema» – целое) означает объединение предначертанного разнообразия в нечто единое.
Дефиниция «система» впервые встречается у стоиков, толковавших ее как мировой порядок. Аристотель писал о необходимости объединенного подхода к явлениям и полагал, что целое – это нечто большее, чем простая совокупность компонентов. Древние греки соображали, что система – это понятие, тождественное терминам «гармония», «качество» и «космос».
В основе системы самого Аристотеля лежала теория подражания (мимезиса). В соответствии с буквой и духом данной системы искусство подражает многообразию явлений действительности с помощью слова ‒ в литературе, красок ‒ в живописи, камня ‒ в скульптуре. Искусство занимается данным благим делом во имя калокагатии, то есть гармоничного единства эстетического и этического воздействия на воспринимателей.
Система – это взаимодействие и взаимосвязь чего-то с чем-то, кого-то с кем-то и ‒ в итоге ‒ возвышенный взаимный результат. Основа многих систем – принцип пирамиды. Всякий раб божий соприкасается с системами в земной жизни или просто слышал данное Слово: автоматизированная система управления, система противовоздушной обороны, банковская система, системы К. С. Станиславского и В. Э. Мейерхольда, система ценностей, центральная нервная система, навигационная система, система координат, геополитическая система, галактическая система. И т. д.
Существует реальная угроза так называемого «системосозидающего мышления». Она заключается в непреодолимом тяготении не адекватно познавать действительность, а сначала создать абстрактную систему. Этой опасности не избежали и такие полновесные мыслители, как И. Кант и Г. Гегель. В целом справедливо парадоксальное замечание, что наиболее ценными в философии великих системщиков являются элементы, выходящие за пределы их систем.
Для вечного искусства и эстетических кристаллов нет ничего вреднее, чем система ради самой системы. Общая теория систем может быть востребована в ситуациях, когда проблема имеет разветвленные связи, инициирующие отдаленные следствия в многообразных сферах, кругах и квадратах.
Врач и утопист А. А. Богданов играл с В. И. Лениным в шахматы на острове Капри и разработал (в 20-х годах) научную дисциплину под названием «тектология». Развернутый проект данной «всеобщей организационной науки» был опубликован в одноименном труде (в трех томах). В соответствии с фундаментальными предпосылками тектологии, два и более элемента, включенные в единую систему, могут при особой организации превосходить по эффективности функционирование этих же элементов по отдельности, а могут и уступать отдельной работе, мешая друг другу.
Общая теория систем была предложена австрийцем Л. фон Берталанфи. Идея наличия общих закономерностей при взаимодействии физических, биологических и социальных объектов была высказана крупным ученым в 1937 году. Однако первые его публикации на эту тему появились только после Второй мировой войны. Основной идеей Общей теории систем является признание изоморфизма законов, управляющих функционированием системных объектов.
Фон Берталанфи также ввел понятие «открытые системы». Это системы, постоянно обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой. Согласно основоположнику, физические системы являются закрытыми по отношению к внешней среде, а живые организмы ‒ открытыми. Жизненный процесс организмов предполагает наличие входящего из окружающей среды потока материи, тип и объем которого определяется системными характеристиками организма.
Становлению системного подхода содействовало развитие кибернетики, теории информации и теории принятия решений. Системный метод предполагает объединение идей и эйдосов с миром действий и поступков. Он не враждебен диалектике античного Гераклита, считавшего протовеществом природы вечно изменчивый огонь.
Целостный подход сочетается со «зрелой» диалектикой идеалиста Гегеля и материалиста К. Маркса.
«Капитал» К. Маркса представляет собой образец системного подхода к насущным проблемам. Философский ученик Гегеля анализировал социум как сложную систему с множеством подсистем, связей и функций. В обществе действуют определенные законы, преломляющиеся через волю людей. На основе системного и многофакторного анализа специалист по счастью и полноценной жизни показывал путь в светлое будущее.
Теория систем есть часть науки и только тогда способствует развитию, прогрессу и возвышению, когда оставляет все самые ключевые вопросы идеалу и духу.
