Градозащитники сообщили об очередном сносе здания дореволюционной постройки. Сообщили как-то сбивчиво и с чувством некоторой растерянности. Видимо, потому, что всё произошло очень быстро – и объявление Госстройнадзора, и практически немедленно последовавший за ним снос. Ни организовать протесты, ни коллективно оплакать сносимый объект, ни даже опубликовать его актуальные фотографии или дать ссылку на статью в citywalls не получилось. И не только ввиду оперативности действий интересантов сноса, но и потому, что здание располагалось внутри закрытой территории и о его существовании подавляющее большинство добросовестных налогоплательщиков и не подозревало. Всё, что успел «Живой город», это сообщить о запланированном сносе, а на следующий день выложить фотографии, зафиксировавшие итоговые развалины. Вся объективная информация о событии – на vk.com/wall-7773_50338.
Я, скорее всего, и не обратил бы внимание на этот сюжет, но бросились в глаза слова «на месте сноса на Б. Монетной», мимо которых пройти я по определению не мог. Далее, уже без всякой спешки, разберёмся, о чём же шла речь.
Экзекуции подвергся один из корпусов бывшего завода «Пирометр» по Большой Монетной улице, д.16, к.3 (в нынешней, непостижимой простым умом адресации – д.16 к.1 лит. ЖА и Т). Здание было построено в 1891 году и долгое время было отдельно стоящим. Сперва в нём располагался завод электроаккумуляторов В. В. Бари, а с 1905 года – выпускавший телеграфно-телефонное оборудование электромеханический завод «К. Лоренц», после революции переведённый в Москву. В конце концов здесь обосновался и стал постепенно разрастаться приборостроительный завод, наиболее известный под открытым названием «Пирометр», а здание бывшего завода Бари не только юридически, но и физически слилось с его остальными корпусами. К «Пирометру» отошёл и отдельно стоящий лицевой корпус дома 16 – жилой дом постройки 1890 года, также принадлежавший В. В. Бари (современный адрес: Большая Монетная, д.16, к.5). В начале 1900-х в нём жили Александр Николаевич и Елизавета Григорьевна Бекетовы – дед и бабушка поэта Александра Блока. Здесь же бабушка и умерла в 1902 году. Добавим, что сам Александр Блок в 1910 году поселился в угловом доме напротив (Большая Монетная, 13/М. Монетная, 9, современный адрес: Большая Монетная, 21 / 9.) Что их всех тянуло сюда, можно лишь гадать…
Закончив исторический экскурс, вернёмся в наши непростые будни. Итак, снесено в определённом смысле историческое строение! Но кто, кроме нас с вами, любящих заглядывать в биографии поэтов и статьи citywalls (ссылки на них я, конечно, приведу в конце данного опуса) должен это осознать? На самом деле, речь идёт о здании, которое лет этак девяносто с гаком («Пирометр» был образован в 1929 году) было не только недоступно, но просто неведомо подавляющему большинству горожан, в том числе и местных обитателей.
Родившись на этой улице, в доме напротив (том самом, «блоковском») и прожив в нём тридцать с лишним лет, я, например, и не подозревал о существовании этого таинственного флигеля. Если бы не citywalls, не узнал бы вообще никогда. Всё пространство между Большой Монетной (улицей, которая раньше носила имя петроградского рабочего-большевика Александра Касторовича Скороходова) и улицей Рентгена было просто «Пирометр», и ничего больше! А уж о том, что конкретно в этом корпусе натворили внутри и оставалось ли там к сегодняшнему дню хоть что-то от бывшего аккумуляторного завода В. В. Бари или завода «К.Лоренц», кроме стен, точно не скажет никто, даже вездесущие градозащитники.
«Пирометра», кстати, поглотившего и полностью уничтожившего парк расположенного по соседству Александровского лицея, тоже уже нет. А его преемники вовсю продают или сдают в аренду бывшие производственные площади. Достаточно взглянуть на панорамы Яндекса, чтобы в этом убедиться. Вот и «неведомый» корпус, оказывается, принадлежал некоему ЗАО «Монетная». Оно распорядилось, как говорится, по-хозяйски… А потом, глядишь, и шедевр раннего сталинского неоклассицизма (1936 года) – главный, лицевой корпус «Пирометра» – тоже пустят под долото или шар-бабу… Так стоит ли жалеть о каком-то флигеле, которого 90 лет никто не видел? Надо радоваться, что жив ещё дом, в который когда-то переехала жить бабушка Александра Блока!
Ссылки:
Производственное здание В. В. Бари – завод «Пирометр». Производственный корпус, кирпичный, архитекторы Фрейберг В. И., Гольмдорф И. М., Большая Монетная ул., 16 к. 3: www.citywalls.ru/house27053…
Завод «К. Лоренц» – завод «Пирометр» . Административное здание, рядовая застройка, архитектор Степанянц Л. А., Юшканцев П. И., Тартаковский С. А., Большая Монетная ул., 16:
www.citywalls.ru/house8273….
Дом В. В. Бари, Большая Монетная ул., 16
www.citywalls.ru/house11657…
От редакции:
История требует бережного отношения!
Автор публикации Виктор Евгеньевич Отраднов совершенно справедливо указывает на то, что «речь идёт о здании, которое лет этак девяносто с гаком («Пирометр» был образован в 1929 году) было не только недоступно, но просто неведомо подавляющему большинству горожан, в том числе и местных обитателей». Да, действительно, большинству. Но много и людей, судьба которых связана именно с этим предприятием. Да дело, в конце концов, и не в том, что кто-то конкретно имеет отношение к тому или иному петербургскому дворцу, старому заводскому зданию или невзрачному флигельку! Ведь это памятники нашего родного города, достояние нашей истории, культуры, духовности. Угробив то или иное здание, мы вычеркиваем и часть нашей памяти – уже никто не сможет прикоснуться к тому, казалось бы, бездушному камню, который помнит Александра Блока. Да и не только его, конечно! Наша газета «Петербургский публицист», в частности, выступала за восстановление абсолютно уникального памятника – усадьбы, связанной с именем А. С. Пушкина (см.: Анна Послянова. Пушкинское Кобрино: там, где жила няня и был зачат сам поэт https://spbspeaks.ru/2023/11/19/анна-послянова-пушкинское-кобрино-та/). Увы, прошло немало времени, но, похоже, у властей предержащих нет желания, времени и денег на восстановление одного из главных памятников Ленинградской области. Между прочим, федерального значения! То есть должны подключаться и власти федерального уровня – ведь находятся у них средства на строительство в Москве пресловутого «Ельцин-центра» (см.: https://tsargrad.tv/news/prikryvajas-prezidentom-mihalkov-vozmutilsja-stroitelstvom-elcin-centra-v-istoricheskoj-usadbe_148386). А на восстановление потрясающего по своему значению пушкинского памятника денег понадобилось бы намного меньше…
Но вернемся к «Пирометру». Я как раз из тех, кто, несмотря на «закрытость» предприятия, легко в него проникал, причем через проходную, совершенно законным образом. А незадолго до этого, будучи учеником школы № 69, расположенной в здании Александровского лицея, то есть по соседству, проводил немало времени с моими однокашниками в детских забавах – на небольшой площадке перед заводским зданием можно было вволю погонять футбольный мяч. В 1966 году я перешел в среднюю школу № 84, которая была неподалеку, и нас, парней, как тогда было принято, отправили проходить производственную практику именно на завод «Пирометр». Одна половина из нас выбрала слесарное ремесло, а другая – токарное. Могу сказать положа руку на сердце: мы с необыкновенной радостью, с энтузиазмом осваивали новое для нас дело! Причем нам давали настоящие, серьезные производственные задания, и мы их выполняли! Конечно, у всех получалось по-разному. Так, мне было не угнаться за моим другом Сашей Цацковским, который на удивление ловко вытачивал детали. Но я старался, получил даже второй разряд – документ у меня хранится до сих пор как ценнейшая реликвия! Я и сейчас с огромной теплотой и гордостью вспоминаю свою работу на заводе, вспоминаю замечательных мастеров-наставников, настоящих ленинградских рабочих, заботливых, отзывчивых и внимательных. Насколько мне известно, никто из нас не стал слесарем или токарем. Так, мой друг Александр Владимирович Цацковский связал свою судьбу с морем – он капитан второго ранга в отставке, бывший подводник. Имеет много государственных наград!
Вот сейчас идет разговор о приобщении школьников к рабочему труду. Думаю, такая форма производственной практики – оптимальный вариант. В любом случае, умение обращаться с инструментами пригодится в жизни.
Такие воспоминания пробудила во мне публикация В. Е. Отраднова. Давайте будем беречь то, что у нас есть. А кто наплевательски относится к нашему достоянию, пусть несет ответственность, получает и моральную, и юридическую самую строгую оценку за свои недостойные поступки! С уважением,
Борис Мисонжников
