Сергей Емельянов. Тренды и трэши культурной политики

            «Если цель искусства – не даровать человеку надежду, то для чего оно вообще?» – сказал кто-то из славных и великих. Искусство владычит над всей  культурой, требует «длинных» денежных вложений и не измеряется процентами  годового прироста ВВП и наградными листами. Благодаря  искусству человек обрел способность жить не только  материально-практической, но и идеальной жизнью в сфере «чистого духа». Красота жизни есть предпосылка ее справедливости. Эстетическая и политическая мысль сходятся очень близко: хотя культура старше политики, но директивным образом зависит от нее.

              В 1991 году от Рождества   Христова на Святой Руси завязалось «второе издание» либерализма. Согласно широко распространенной (вернее – усердно распространяемой) точке зрения, Россия на грани тысячелетий в очередном приступе европеизации с неимоверной надсадой всех сил одолевает изъяны тоталитарного прошлого. Едва ли это так! Данное социально-политическое движение очень многомерно и  с большим трудом поддается рациональному и публицистическому осмыслению.

             Жизнь – это не только быт, но и роман. Уместно вспомнить профессионального сострадателя Ф. М. Достоевского и легенду о Великом Инквизиторе из «Братьев Карамазовых». В  данном судьбоносно-трагическом  произведении под Великим Инквизитором выведены Запад и рациональная цивилизация, заточенная на оптимизацию «функции полезности» при полном безразличии к национальному и духовному.

         Все  правительства «переходной» эпохи  с  подмигивающих игровыми автоматами  оказались временными. Всенародно избранный Верховный Главнообещающий и  гарант Конституции Б. Н. Ельцин  из всех видов прекрасного предпочитал застольные песни и игру на деревянных ложках. О нем и его художествах можно сказать, наверное, стихами трагически погибшего поэта-барда Игоря Талькова: «Господин президент, назревает инцидент / Мы устали от вранья, в небе  – тучи воронья».

            Люди, привыкшие поступать логично в трудных ситуациях, как и родители  неудачных реформ, исходили из постулата, что построение рыночной экономики – это процесс, происходящий примерно одинаково во всех краях и  на всех континентах планеты Земля. А посему надо всего лишь наложить на нашу или эту (нужное подчеркнуть) страну «рыночную матрицу» – и дальше все пойдет само собой и «уже через 500 дней начнутся улучшения».

            Архитекторы, прорабы и вольные каменщики перестройки по всем позициям получили результат, не совпадающий с «целевой функцией». Невидимая рука позднего Адама Смита не разбрасывала миллионы алых роз, а совместно с чиновными дланями активно шарила в карманах «дорогих россиян». Цены росли, как чужие дети.  Новая эго-власть изорвала глубоко укорененный в истории и культуре негласный контракт с обществом. Переходный период и диванные поиски духовности обрели перманентные  черты. Нельзя сказать, что больной, несмотря на лечение, выздоравливает.

Одна из базовых ценностей классического либерализма                        состоит в признании за человеческим индивидуумом права и способности распоряжаться своей свободой в том случае, если он располагает собственностью. Обладающий избирательной памятью российский либерализм подзабыл об этом  – думается, не случайно.

         Ветер беззастенчивого рынка крутит безыдейной и наматываемой на зеленоглазый доллар страной.  Иноземельная культура,  рекламные колотушки  и финансовая кислота разъедают денежно-неадекватные души. Слезинки младенцев продаются стаканами, вырубаются последние вишневые сады и сдаются в ломбард гробы российской истории. Из-за ушей «птицефабрики» звезд торчат  американские ракеты. Россия-Сфинкс молчаливо повторяет страсти Иисуса Христа.

             Интеллигенция дружно бросилась в архивы КГБ за доказательствами своих страданий от тоталитарного режима. Данная аморфная социальная группа впала в «смущение духа» и рассыпалась на отдельные элементы с различной  будущностью. В целом различимо: интеллигенция превращается в «офисный планктон» с соответствующей системой ценностей. Никого не заботят глубокие причины и дальние последствия.  Лишь трагедийный лагерный прозаик  А. И. Солженицын призывал к признанию русскими и евреями своей доли греха, а генерал А. М. Макашов, Бог весть каким ветром занесенный в публицистику, наивно оправдывал юдофобию ссылками на литературных классиков. Хотя в большой литературе можно, при желании, отыскать оценки на любой вкус.

          В отличие от заокеанских бизнес-легенд глыбы российского предпринимательства  обретали первоначальный капитал не  чисткой ботинок или продажей газет в вагонах поездов. Ни один отечественный олигарх не реализовал свою макромечту без чуткой помощи государства. На протяжении всей новейшей российской истории власть порождала собственность. Пионеров-олигархов неудержимо тянуло к членам КПСС. Источник сегодняшнего финансового капитала  – либо бывшее «тело» СССР, либо «комсомольский актив».

          Святое место никогда не бывает пусто, а пустое никогда не будет свято. Все получилось «как всегда» (в отдельных случаях – «самым остроумным способом»). В веселой, но бессмысленной жизни «сверхволевой» индивидуум скоропостижно становился «человеком с рублем». По удивительному совпадению, одновременно начал ощущаться недостаток средств на науку, культуру, образование и здравоохранение. А как же иначе? Ведь заговорщики-олигархи считают Россию  частью  своего портфеля активов.             

Чертог потребительского общества с приоритетом обогатительных процессов не мобилизуем. Молодые звезды олигархической бюрократии, страшно далекие от народа, учиняли друг перед другом великосветские круизы и фестивали, помпезные юбилеи и фестивали. Разного рода акции и «ток-чмок-шоу» превращали культуру в микроорганизм. Модные режиссеры часто выглядят как хулиганствующие шарлатаны.

           Коммерческая цензура отнюдь не запрещает высокое искусство – она просто не допускает появления того, что можно было бы запретить. Устраняется не произведение, а сами условия для его рождения. Потребность попсовой  культуры в истинных талантах почти  нулевая. Деятели культуры изо всех сил подтверждают ленинское определение интеллигенции. Идет активная атака на школьные уроки музыки и рисования.

         Титанический смысл технологии обработки населения «поп- культурой» состоит в том, чтобы подготовить почву для постепенной замены загадочной русской души на примитивные инстинкты биороботов. Это  дерзкий вызов Божественному промыслу.

         В соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) деятельность учреждений культуры оказалась в разделе  «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».

        Опасность суррогатов культуры возрастает в соответствии с совершенствованием способов их распространения. Телевидение как сверхоружие по обработке программируемой массы красочно демонстрирует различные оттенки «голубого» и поднимает ремесло растления на уровень крупной индустрии. Новая Муза в мерцающих колбах становится великим продолжателем всех искусств.  Телевидение‒ это кино, которое сыграло  в ящик.

        «Обсериаленная»  психика не реагирует на сигналы из живого социального пространства и психологически не способна к бунту. В пространстве массмедиа отсутствует человек труда.  СМИ панически опасаются слова «патриотизм». Именно СМИ, а не огнестрельное оружие и гексоген ‒ важнейший атрибут террора и насилия. На российском телевидении за одну только приверженность  «общероссийским ценностям» можно получать мега-зарплату при полном отсутствии таланта и профессионализма.

         Великий гуманист Альберт Швейцер говорил: «Гибель культуры происходит вследствие того, что создание этики не поручается государству».

          Телевидение без этики и эстетики  превращается в «шоу дураков» и гигантский рекламно-развлекательный бизнес. Чем пошлее, тем башлее.   На ТВ приходят не для того, чтобы что-то сказать, а для пиара и хайпа.  Из черного окна ТВ с ежегодной премией ТЭФИ  не видно Бога.  Генеральный директор «Первого канала» Константин Эрнст со знанием дела утверждает: «Телевидение – это общественная столовая… Мы работаем в сфере обслуживания».

        Проект Федерального закона «О Высшем совете по защите нравственности телевизионного вещания и радиовещания в Российской Федерации» 4.02.1997 г. был внесен на рассмотрение ГД  депутатами С. С. Говорухиным и Н. Н. Губенко и прошел несколько чтений.  Однако так и не вступил в законную силу  по инициативе  Президента Б. Н. Ельцина.

          PR «ходят вместе» с рекламой и ставят своей целью «приворожить» клиента, подвигнуть его на желаемый тип электорального поведения или поступок, представив свой товар (памперсы или, допустим, будущего депутата) в самом привлекательном свете. Реклама продуцирует не ложь, а иллюзию, создавая условия для самообмана массового потребителя. Это – отточенное мастерство соблазна. Переехавший – телесно! – на Запад Н. А. Бердяев отмечал, что «зло коварно, потому что оно бывает привлекательно».

           Массовая культура, попрыгунчики телевидения  и желтая пресса отвлекают человека от тягостных раздумий и являются своеобразной   пародией на высокое искусство. Конечно, можно купить  «быстросуп» с шаманской экзотикой. Однако культура за быстрые деньги не приобретается. В искривленном пространстве значимо и трудно подниматься по эскалатору, работающему на спуск. Флажок на исторических часах вот-вот упадет, и мобилизационные ресурсы всех Великих Побед растворятся в реке времен.

            «Виртуализация жизни» набирает обороты и удаляется от реальности.  Теперь уже некоего персонажа может изобразить не только актер, но и его цифровой двойник. Еще в 2000-м году вышел в полусвет фильм «Последняя фантазия: духи внутри нас», в котором цифровые клоны заменили живых артистов. Водораздел между игровым кино и анимацией стремительно исчезает.

           РФ с протестными криками почти уговорила саму себя, что возрождается как великая военно-политическая сила. При этом оказалось, что искусство и образование – не самая ликвидная часть Родины-товара. Только великие политики и тираны признают магическую силу искусства

             Прогресс заключается в изменении  человеческих представлений о счастье. В «текстах власти» фактически обосновывается отказ от поиска смысла и достижения полноты бытия. Человеку навязывается имитационный способ существования. Для современного государства, мол, какая-либо идеология не просто не нужна, но и до чрезвычайности вредна. А без оперативных лозунгов не обойтись: ведь все обещания выполнять необязательно, но зажечь население хоть на что-нибудь крайне необходимо.

             В переживаемое время политика как разводка окружения и вершина шоу-бизнеса сдвигается преимущественно к сеансу массового гипноза и игре аффектами. Она становится точкой приложения  комбинирующего интеллекта, превращаясь в выгодный вид коммерции.  Современный «правильный» VIP-чиновник, имеющий «опыт работы в бизнесе», является носителем наперсточной логики и всегда готов сменить ориентацию. На культуру обычно «бросают» проштрафившихся функционеров, либо «родных человечков». Министерство культуры регулярно занимается реституцией ‒ формой материального возмещения ущерба в результате неправомерного международного акта путем восстановления состояния, существовавшего до его совершения; не путать с основным занятием представительниц древнейшей профессии. 

           Зримый результат коммерциализации культуры и религии ‒ появление новых культов. Как то: «Движение  Иисуса», «Миссия божественного света», «Церковь сайентологии Р. Хаббарда»  и т. д. Основной тезис данных учений состоит в том,  что они предлагают спасение «здесь и теперь», а не на «небе». Для этого следует фанатично поверить «духовным наставникам», стать активным членом организации  и регулярно платить взносы. Страшно дыхание эпохи, в которой нечем дышать  (С. Лец).

            Секрет Полишинеля состоит в том, что процветание обычно сопутствует социуму, чьи правители, формируя стратегию развития, отдают приоритет интеллектуальным и ментальным ценностям. Железный канцлер Германии Отто фон Бисмарк резюмировал: «Войны выигрывает и проигрывает школьный учитель». Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль подмечал: «Школьным учителям принадлежит власть, о которой премьер-министр может только мечтать». Вспоминаются и слова видного мыслителя эпохи Возрождения Эразма Роттердамского: «Величайшая надежда нации заключается в достойном воспитании юношества».

            Следует признать правоту этих крупных политиков и философов, ибо именно школа как «генетическая матрица» культуры закладывает основы мировоззрения и нравственности. Из оплошностей системы образования  истекают трагические и печальные последствия. Социально-значимая грань состоит в том, что ученье  – это свет и для процветания самого государства. Образованность наряду с долголетием и уровнем жизни является основным измерением индекса человеческого развития (Human development index).

            Да, самое глубокое представление о смысле жизни создается не в университетах, однако образование необязательно должно бросаться под поезд примитивных тестовых систем. Оно созидает воздух и среду, которые расширяют сознание и собирают Образ отдельного школьника и человечества в целом. С изобретением алфавита, письменности и книгопечатания каждый человек получил доступ к телу знания и обрел силу в глазах Бога.

         В ежегодном докладе Организации Объединенных Наций за 2004 год российское образование занимало все еще достойное 15 место. Однако всего за четыре года усиленного «реформирования»,  в 2008 году оно так и не обогнало советскую  систему образования  и откатилось уже на 54 место. Эпоха вырождения мчится в Россию на тройке лихих коней.

          Критика настоящего и ностальгические экскурсы не должны подменять поиска путей развития.  Основанные на вечных эстетических  и нравственных ценностях идеи и духовно-оздоравливающие проекты преобразуют облик Будущего. На проблемном проектном поле  смысловых новаций зреют зерна острых противоречий между реальной картиной и идеальными нормами.

          Культура ‒ это цвет, свет и совесть нации. Культура с салонами красоты, истины и добра есть позитивная «мягкая сила», включающая искусство, образование и науку, а также интеллект и компетентность государственной воли. В глобальной жизненной пьесе одну из заглавных социально-проектных ролей играет философская публицистика, затрагивающая проблемы вневременной актуальности.

          Поэт и эссеист А. Я. Кушнер сказал как-то в рифму, что «времена не выбирают, в них живут и умирают». И ‒ следовательно ‒ жизнь человека зависит от времени, в котором он  проходит земной путь. Не менее верно, однако, и обратное ‒ характер времени и социума определяется  сознанием, поведением и деятельностью личностей. На формирование «человеческого фактора»  здоровая культурная политика оказывает весьма весомое влияние.

          В «обновленной» Конституции   (ст. 68 п. 4) о культуре  написаны в целом правильные слова: «Культура в РФ является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством».

          В экономической науке говорят о «стоимости», а в культурологии ‒ о  «ценностях». Культура ‒ это плодородный почвенный слой, который при заботливом уходе делает человека человеком. Именно борьба за духовную культуру сообщает государству высшее оправдание перед Богом. 

         Революция освобождает, а культура обязывает. Идея становится материальной силой, когда она воплощается в Образе. Член Правительства, который при составлении бюджета на новый финансовый год первым пунктом поставит культуру, заслуживает награждения Орденом Мужества. Великая культура должна быть дневником судьбы  сильного народа.

          История добывает для юности разум стариков (Д. Сицилийский) и являет, что будущее определяется наличием якобы ни с чем не связанного духовного движения. Надежды человека укрупняет переживание жизни как истории с большой буквы. За очень сжатый временной интервал на российской культурно-политической клумбе должны заколоситься притягательные собирающие смыслы, созвучные «длинной» исторической памяти.

Об авторе: Сергей Алексеевич Емельянов – доктор философских наук, профессор РГПУ имени А. И.  Герцена, член Петровской Академии наук и искусств, член Союза журналистов Российской Федерации, эксперт Президентского фонда культурных инициатив, автор и ведущий видеохостинга «Диалоги о культурной политике». О творчестве Сергея Алексеевича Емельянова рассуждают  профессор, доктор физико-математических наук Алексей Михайлович Ельяшевич и член Союза писателей России Евгений Всеволодович Макаров.

***

Алексей Ельяшевич. Известный философ и поэт

         Сергей Алексеевич Емельянов – известный философ и поэт, в  коротких стихах выражающий глубокие философские мысли. На научной  сессии, посвященной 35-летию бывшего Ленинградского, а теперь Санкт-Петербургского союза ученых, я имел счастье познакомиться с С. А.  Емельяновым. У нас оказалось много общих интересов, и мы стали друзьями. Он подарил мне сборник своих стихов «От смешного до великого, Философский юмор и сатира», изданный небольшим тиражом  летом 2023 года.  Этот сборник коротких (не более семи строк) стихотворений очень заинтересовал меня, так как в каждом из 171-го стихотворения заключалась, по крайней мере, одна философская мысль. Эти мысли заставляли меня размышлять, а китайский философ Конфуций считал, что из трех путей (размышление, подражание, опыт), ведущих к знанию, размышление – самый благородный.

        Приведу первое стихотворение  сборника:

От великого до смешного один шаг.                                                                   

А в обратном направлении – немного больше.                              

Соискатель всенародной любви сияет, как медный пятак.                     

И к величию шагает все дальше и дальше.

        Первая строка – одно из высказываний Наполеона Бонапарта, ставшее «крылатой фразой». А во второй строке эта фраза  переворачивается, и высказывается интересная мысль, что от смешного до великого дойти несколько сложнее. Размышляя, я пришел к выводу, что иногда это вообще невозможно.   В третьей строке автор с явной иронией употребляет редкое, но хорошо понятное выражение «соискатель всенародной любви», сияющий «как медный пятак». А последняя строка тоже полна иронии. Меня она заставила  задуматься над вопросом: «Приближается ли этот соискатель к величию или отдаляется от него?» С этим вопросом я обратился к автору сборника. Его ответ: «Пожалуй, (чаще) приближается».

        Не  буду рассказывать, какие мысли возникли у меня при размышлении о строках остальных 170 стихов этой книги, а попытаюсь  объяснить, почему  меня в такой степени заинтересовали стихи Сергея Емельянова.   

      Для меня главным законом философии является Закон о единстве и борьбе противоположностей. А в стихах Сергея Емельянова присутствуют разнообразные противоположности, как явные, так и неявные, неожиданные,  становящиеся противоположностями только в определенных обстоятельствах. 

      Кроме того, в  каждом стихе сочетаются   две борющиеся и в то же время дополняющие друг друга противоположности: юмор и трагизм.  Юмор вызывает улыбку и смех, которые с древних времен считались бесплатными и очень ценными лекарствами. А не так давно наука установила, что улыбка и смех вызывают синтез эндорфинов  – веществ, которые притупляют неприятные ощущения  и дают  чувство благополучия. Так что изучение стихов Сергея Емельянова укрепляет мое здоровье. Это, конечно, шутка, но в ней определенно есть доля правды!

***

Евгений Макаров. Поиск Истины и Красоты.          

         Дни тянутся долго, а годы пролетают быстро. Я знакомился с философско-публицистическим и поэтическим творчеством Сергея Алексеевича Емельянова в течении примерно двух последних пятилеток. В поле моего внимания оказались следующие издательские проекты: «Русская идея и звуки вечности. Социально-эстетические этюды» (2016 г.), «Российская интеллигенция, новые элиты и нравственное лидерство. Социально-этические этюды» (2018 г.). А также – сборники философско- публицистических этюдов («эссешек», по словам автора): «Культурно- политический просвет» (2022 г.), «Братец Смех и сестра Трагедия» (2023 г.), «Культурная и некультурная политика» (2024 г.), «В чем сила, брат?» (2024 г.).

         Нашли  свое место в общем строю и несколько  поэтических сборников: «Стихи для друзей и вечности» (2016 г.), «И смех, и слезы, и любовь» (2019 г.), «Серпом по…» (2023 г.),  «От смешного до великого» (2023 г.).

 Можно твердым языком сказать, что последний бумажный издательский проект не очень большого объема (60 стр.) «От смешного до великого» (СПб., 2023) возбудил во мне особенно глубокий интеллектуальный и эмоциональный отклик.  Это философско-поэтический юмор и сатира с элементами трагизма и переживаниями за судьбу Отечества.

          Вот  наглядный пример трагикомического стихотворения из первой «десятки»  сборника:

Если у Поэта нет постоянной работенции,

Однако по части творческой потенции

Он случайно  оказался в экзистенции,

То Всевышний ему не откажет в бесплатной индульгенции.

         В сущности, перед нами ядерная проза публициста  Емельянова Сергея Алексеевича с его скромными регалиями – рядовой доктор философских наук, член Петровской академии наук и искусств,  член Союза журналистов, руководитель рабочей группы «Культурная политика» Российского творческого союза работников культуры, эксперт Президентского фонда культурных инициатив, активный автор (под псевдонимом Емельянов-Философов) литературного портала СТИХИРУ.

      Минздрав предупреждает и утверждает, что чувство юмора, смех усиливают приток крови к головному мозгу, ослабляет мышечное напряжение, стимулирует циркуляцию гормонов радости – эндорфинов. Смеховая культура уходит своими корнями в греческие дионисии и римские сатурналии.

      А когда юмор теряет терпение, то почти  непременно становится сатирой.   «Юмористам бросают цветы, а сатирикам булыжники» – остроумно заметил наш общий знакомый и известный писатель-юморист  К. Мелихан.   Представленный сборник полон сатирического звучания с весьма оригинальными гротесковыми сентенциями и неожиданными оксюморонами.  Всеми этими литературно-художественными приемами с завидным мастерством владеет автор.

          Чтение и критический анализ представленной работы вызывает резонный вопрос: «А в чем же главная задача юмориста и сатирика?»  Быть может,  эта задача состоит в том, чтобы к юмору  относиться,  как к способу что-то сказать своим соотечественникам. Пусть с долей иронии, но  светлое, утешительно-позитивное, а точнее говоря –  этичное.  Разоблачение и  уничтожение зла – вот главная задача. Добро надо сеять, а зло сажать.

     Литературный критик и теоретик литературы эпохи классицизма Никола Буало говаривал:

«Не злобу, а добро, стремясь посеять в мире,

 являет истина свой чистый лик в сатире».

         Нет пределов совершенству. И в любой даже самой высокой Поэзии  есть погрешности и неточности.   Однако критика – это не публичная казнь, а совместный поиск Истины и Красоты.                                                                                                                                         

        Надеюсь, что данный и все последующие стихотворно-философские сборники Сергея Емельянова внесут свой вклад и долю в решении этой социально значимой задачи.

.                 

Leave a comment