В завершение прошлого года в Центре современной литературы и книги на набережной Адмирала Макарова состоялся творческий вечер Дмитрия Каралиса — петербургского прозаика, публициста, сценариста, лауреата многих литературных и кино- премий, автора восемнадцати книг прозы и публицистики, сценариев художественного фильма «Коридор бессмертия», документального фильма «Блокадная кровь» и других.
Дмитрий Николаевич родился в большой ленинградской семье, пережившей блокаду. Единственный послевоенный ребенок. Отец, в мирное время редактировавший газету «Строитель», в годы Великой Отечественной войны водил поезда по Дороге Победы, или «коридору смерти», как его называли сами железнодорожники: был начальником поезда и политруком. Мать, происходившая из старинного дворянского рода, посвятила себя воспитанию восьмерых детей.
В 1967 году Дмитрий Каралис окончил ленинградскую среднюю школу № 165. После школы работал на военном заводе, учился на заочном отделении электромеханического факультета Ленинградского горного института. Работал в гарантийно-сдаточных бригадах на подводных лодках в Мурманске и Комсомольске-на-Амуре. В 1970 году перевелся учиться и работать в Ленинградский институт водного транспорта. В 1973 году окончил ЛИВТ, учился в аспирантуре.
Литературой «заболел» лет в 18. Первое художественное произведение ― рассказ «Экзамен» ― увидело свет 6 октября 1971года (институтская многотиражка «Советский водник»). Затем на протяжении нескольких лет сотрудничал с газетой «Известия». Короткие юмористические рассказы молодого автора регулярно появлялись на страницах «Смены», «Ленинградской правды», «Вечернего Ленинграда», «Ленинградского рабочего». Кумиром начинающего автора был Виктор Конецкий.
Однако для писания требовалось знание жизни, был нужен материал, требовалась книжная культура и гуманитарные знания. Каралис, по его собственному признанию, провалился в чтение на долгие десять лет. Читал системно и бессистемно, вел дневники с записями впечатлений от прочитанного, окунулся в литературную учебу, чтобы в 1984 году написать свою первую повесть «Феномен Крикушина», которая тепло была встречена Виктором Конецким, Александром Житинским и другими маститыми литераторами. На конференции молодых писателей Северо-Запада повесть «Феномен Крикушина» была рекомендована к изданию в альманахе «Молодой Ленинград».
Повесть написана в жанре социальной фантастики. Главный герой обнаруживает в себе дар писать сбывающиеся рассказы. «Феномен Крикушина» привел Каралиса в семинар фантастической литературы Бориса Стругацкого при Доме писателей. Вскоре появилась вторая фантастическая повесть ― «Записки шута» ― веселое и одновременно грустное повествование о том, как в результате социологического опроса на кафедре ЭВМ предсказала должность шута — человека с мандатом критика и разоблачителя, и что из этого вышло.
Однако фантастом Каралис не стал. Отголоски начального литературного увлечения сохранились в ставшем хрестоматийным рассказе «Летающий водопроводчик» о «нескладухах» водопроводчика Кошкина, случайно переместившегося в древний мир.
Первая книга («Мы строим дом») вышла в 1988 году. Стилистика книги, добрый юмор показывали, что в литературу пришел не ученик, а (по словам Виктора Конецкого) «состоявшийся писатель». И в оправдание высокой оценки мастера в 1991 году Каралис опубликовал в советско-финском издательстве «Смарт» роман «Игра по-крупному». Писанные в этом романе события происходят, как сказал Евгений Кутузов, на фоне «вкусных» воспоминаний о прошлой жизни главного героя. Александр Житинский сравнивал впечатления от романа с впечатлением от чтения «Робинзона Крузо», где читатель также внимательно следит за выживанием человека в неприспособленных для привычной, нормальной жизни условиях (Житинский А. Герой нового времени // Каралис Д. Игра по-крупному. Л., 1991).
Затем последовал сборник прозы «Ненайденный клад» (1992), по рекомендации Виктора Конецкого Каралис был принят в Союз писателей Санкт-Петербурга. Как писал в рекомендации Конецкий, сочинения Каралиса можно отнести к «прозе здравого смысла». Действительно, книги Каралиса, с которыми он пришел в литературу, – это произведения «технаря», инженера, которыйй еще не расстался со своим недавним прошлым. Объект изображения в этих книгах ― инженерная среда.
С течением времени жанровый диапазон прозы писателя расширялся. Он шел от рассказов с фантастическими сюжетными элементами до документально-исторического повествования. Взрослел герой-рассказчик. Защитная ирония превратилась в едва уловимую грусть, и стало очевидным пристрастное внимание к детали, символизирующей исключительные характеры и исторические эпохи. Неизменными остались только привязанность к родному Ленинграду-Петербургу, почтительное отношение к персонажам, так или иначе связанным с морской темой. Хотя уникальность творческой эволюции Каралиса не в этом, а в неподверженности всеобщему поколенческому, если не сказать эпохальному, увлечению постмодернистскими играми со смыслами и словами, в иммунитете, по определению самого писателя, против «морока… андерграунда», против стеба, «понятного десяти мальчикам ближнего окружения, либо против герметизма» (Д. Каралис. Записки ретроразведчика). Особо отмечая это качество, А. Ройфе в «Книжном обозрении» писал: «Я почти не знаю в новейшей русской литературе произведений, из которых не сочились бы злоба, ненависть и гордыня, произведений, которые пробуждали бы человеческое в человеке. Проза Дмитрия Каралиса — из категории редких исключений» (Цит. по: Каралис Д. Чикагский блюз. СПб., 2010). Причиной столь редкой художественно-идеологической стойкости стало увлечение в переломные годы дневниковой прозой. Результат этого ― «Автопортрет. Из дневников 1981–91 гг.», вышедший в 1999 году к 50-летнему юбилею и роман-дневник «Петербургские хроники: 1983–2010 гг.».
На двух работах Дмитрия Николаевича хотелось бы остановиться подробнее. В «Романе с героиней» он расширяет уже сложившееся представление о художественном пространстве. Действие разворачивается на греческом острове Родос, в Международном писательском центре, где писатель и издатель Медведев встречает свою бывшую соотечественницу Оксану, ныне self-made-women. Казалось бы, встреча так ничем и не закончилась (своего рода «Дама с собачкой» наоборот), но герои расстаются с приобретениями нравственными, не изменив себе и своим идеалам о порядочности и честности. Смысл несостоявшейся любовной истории, ее увлекательность в порождаемых чрезвычайно актуальных размышлениях о современных сильных женщинах, о загадке литературного труда, о психологии русского художника, о соответствии творца творимому.
«Записки ретроразведчика» ― это уже не любовно-психологический роман, но документальное, автобиографическое повествование о генеалогических изысканиях автора, о возвращении старинной русской традиции черпать из истории своего рода энергию для добрых поступков, мыслей и чувств. В этой книге проявилась суть художественной философии писателя, которого в предисловии Борис Стругацкий представил так: «Мир полон замечательно интересных вещей, и надо только научиться отбирать (из того, что знаешь) самое интересное и писать об этом правду» (Стругацкий Б. Предисловие // Каралис Д. Записки ретроразведчика. СПб, 2005). И если художнику даровано счастье обретения этого умения, то документальное исследование истории собственной семьи может завершиться, как у Каралиса, глубочайшими философскими обобщениями о бесконечности, неисчерпаемости человеческой жизни, смысл которой во всеединстве: «У Бога нет мертвых, все живые. <…> Не нами все началось, и не нами кончится. Все вместе – мы нить, протянутая сквозь время…» («Записки ретроразведчика»).
Кроме художественного творчества, Каралис два десятилетия активно занимается публицистикой и общественной деятельностью.
В 1989—1997 годах возглавлял петербургское отделение московского издательства «Текст». В 1997 году создал Центр современной литературы и книги на Васильевском (ЦСЛК), объединивший писателей Санкт-Петербурга вне зависимости от принадлежности к тому или иному творческому Союзу, директором которого пробыл в общей сложности двенадцать лет.
С 1997 по 2007 год был председателем Оргкомитета учрежденной ЦСЛК Международной литературной премии в области фантастики имени братьев Стругацких «АБС-премия».
В 1999 году основал газету «Литературный курьер» и был её главным редактором до 2001 года.
С 2001 по 2005 год – председатель Санкт-Петербургского отделения Литературного фонда России.
С июля 2007 года ― председатель Писательского клуба. Ведущий рубрики «Писательский клуб в Доме Набокова» в газете «Невское время».
В 2008—2012 годы ― обозреватель «Литературной газеты» по Санкт-Петербургу, колумнист, ведущий колонки «Очевидец»… Всего не перечесть!
К юбилею известного литератора издательский дом «Петрополис» выпускает его пятитомное собрание сочинений. И что важно, часть тиража передается волонтерам СВО для отправки в «Писательский полк» и госпиталь.
