Ольга Введенская. «Лепит своих ангелочков из сахара» (150 лет назад родилась писательница Лидия Чарская)

Автор «Задушевного слова» попала под запрет при советской власти из-за того, что не разделила новую идеологию. Она поднимала в большинстве своих произведений тему травли в детском коллективе, которая остается актуальной и сегодня. Что же лежит в основе ее взглядов? И как ей удалось стать столь популярной среди детей?

Отец – генерал, мать – крестьянка

         Лично я познакомилась с творчеством писательницы в 2001 году. Мне тогда было 11 лет. Моя покойная бабушка давала мне почитать книги Чарской о девочках. Мне они сразу понравились, и Чарская стала моей любимой писательницей. Нередко школьники сталкиваются с травлей или буллингом, как теперь ее называют! Для меня тогда стало настоящим открытием, что  в институтах благородных девиц травля тоже была!

         Лидия Алексеевна Чарская (Воронова) родилась 19 (31) января 1875 года в Санкт-Петербурге. Ее отец, Алексей Александрович Воронов, имел дворянское происхождение, служил военным инженером, а позже получил звание генерал-лейтенанта. Мать, крестьянка Антонина Дмитриевна Крахоткина, умерла во время родов. Воспитывали маленькую Лиду мачеха, дед и тетя, а с 11 лет ее отправили в Павловский институт благородных девиц. Происхождение Чарской постоянно давало о себе знать: ее мать и отец принадлежали к разным сословиям и даже не были в официальном браке.

         Уже в пансионе девочка сочиняла стихи, вела тайный дневник и придумывала рассказы. Безусловно, элементы автобиографии, и в частности личные впечатления от пребывания в заведении, легли в основу многих ее повестей и романов. Будущая писательница отличалась чувствительностью, восприимчивостью, буйной фантазией и жаждой жизни.

         Ее героини – институтки, которые сталкиваются с подлостью, предательством, а порой и откровенной травлей. Разлука с семьей, проверка новенькой в детском коллективе заставляют страдать главных героинь произведений Чарской. Девочки зачастую не могут понять, за что на их долю выпали такие жесткие испытания.

         Так, в приключенческой повести «Княжна Джаваха» главная героиня – девочка Нина, которая росла в Грузии. Ее мать – простая татарка (у Чарской предки тоже были татары), а отец – русский офицер из княжеской семьи. Девочка с детства была гордой и своенравной. Когда умерла ее мать, а отец решил жениться повторно, она сбежала из дома и попала в руки разбойников. Только благодаря счастливой случайности ей удалось спастись. Отец отменил свое решение вступить в новый брак и отправил девочку в петербургскую гимназию, где она столкнулась с непониманием сверстниц.

         Честно скажу, это первое произведение Чарской, которое я прочитала. Без слез его читать сложно!  Не могу сказать, что я одобряла все поступки девочки,  особенно мне показалось крайне несправедливым ее отношение к двоюродному брату, но в целом персонаж очень симпатичный. Во время пребывания в пансионе, Нина повзрослела и изменила свой взгляд на многие вещи. Жаль, что конец такой печальный – девочка умирает от чахотки.  Примечательно, что Марина Цветаева даже посвятила ей свой стих «Памяти Нины Джаваха!»

         Однако у произведения есть продолжение. Речь идет уже о Люде  – подруге Нины. Я сразу обратила внимание на то, с каким достоинством девочка переносит все обиды, берет на себя чужую вину и, таким образом, заслуживает признание и уважение со стороны сверстниц. Вспоминается и известная цитата писательницы: «Разве не обязанность каждого человека говорить правду и поступать правильно и честно?»

         Моя классная руководительница запрещала мне читать Чарскую. По ее мнению, писательница через свои произведения слишком сильно пропагандирует жертвенность, которая в современной школе уж точно ни к чему хорошему не приведет. Я, конечно, с ней не соглашалась.

                               За письменным столом и на сцене

         Жизненный путь самой писательницы мне тоже показался весьма необычным. Так, окончив институт благородных девиц с дипломом домашней учительницы, Лидия Воронова поступила на курсы актерского мастерства. Как раз тогда у нее и появился псевдоним Чарская (от слов «чары», «чаровница»). В 1898 году ее зачислили в труппу Александринского императорского театра. Однако за четверть века служения театру Чарская удостаивалась только эпизодических ролей. Основным источником дохода для нее являлись книги.

        Корней Чуковский считал, что  произведения Лидии Чарской – настоящий образец безвкусицы. «Из одного и того же сахару лепит Чарская своих ангелочков. Не будем, однако, строги к этой бедной ремесленнице. Трудно, небось, без капли таланта, без капли искренности, все лепить и лепить», – подчеркивал критик.

         Однако нельзя не отметить и безусловную заслугу писательницы – значительный вклад в женскую литературу, которая тогда только начала появляться (книги о девочках и для девочек). А в дореволюционной России женщинам было гораздо труднее добиться профессиональных успехов, чем мужчинам!

         «Часто писательницы умели лучше, чем их коллеги-мужчины, принимать во внимание ожидания читателей и лучше понимали специфические особенности и законы жанра» – отмечал историк русской детской литературы Белл Хеллман. По его словам, девочки у Чарской – сильные и сложные личности с интересной внутренней жизнью. 

        Несправедливо думать, что Чарская писала лишь о девочках.  Иногда объектами ее внимания становились и мальчики. В произведении «Первые товарищи» маленький Сережа отправляется в пансион, где обретает настоящего врага в лице воспитанника по прозвищу Рыжий. Одновременно Сережа попадает под влияние заводилы и шалуна Принца и становится одним из главных хулиганов школы. Но шалости чуть не приводят к трагедии, и мальчики всерьез задумываются над своим поведением. В другой повести – «Счастливчик», Кирюша Раев, попав в гимназию, напротив, не подстраивается под других ребят, заставляет себя уважать и становится лидером. В течение года Кирюша взрослеет и открывает для себя важные истины.  

         Российский ученый и педагог Николай  Владимирович Чехов положительно оценивал творчество Лидии Чарской. По его словам,  писательница обладала живой фантазией и вполне литературным слогом. Ее сочинения можно отнести к романтическому направлению детской литературы. Безусловно,  Чарская понимала психологию детей своего времени. Через свои произведения она словно предоставляла каждому ребенку или подростку возможность видеть окружающий его мир лучше, чем он есть на самом деле.

         Чарская пробовала заявить о себе еще и как поэт и писатель для взрослых. Ее книги «Веселая дюжинка», «Голубая волна», «Смешные малютки» содержат стихотворения различной тематики: сказочные сюжеты, описания природы, любовную лирику и даже философские зарисовки.  А в своем сборнике «Проблемы любви. Рассказы о женском сердце» она уделяла внимание описанию помещичьей, чиновничьей, военной и актерской среды. Героини ее рассказов очень разнообразны: цирковая акробатка-японка, скромная провинциалка демократических убеждений,  жена офицера – солдатская заступница.  Здесь тему жертвенность писательница тоже не обходит стороной.

                                     Забвение на 70 лет

         Практически сразу после Гражданской войны большевики запретили книги Лидии Чарской, но не только в связи с ее дворянским происхождением. Она не разделила новую идеологию. Новая школа стала трудовой, объединенной. Мальчики и девочки учились вместе. Ее творчество теперь воспринималось как буржуазный пережиток. Уж не до институток было в советское время! Однако детей данное обстоятельство нисколько не смущало. Юные поклонники продолжали читать ее повести наравне с советской литературой, тайно передавали их друг другу.

         Из театра ей тоже пришлось уйти. Единственным средством к существованию для нее стала актерская пенсия, оформить которую ей помог, как ни странно, Корней Чуковский. Он критиковал ее творчество, но никогда не желал ей зла. Дети в благодарность приносили ей продукты и помогали с уборкой.

         Писательница умерла весной 1937 года. Подробности кончины доподлинно неизвестны, хотя ходили слухи о насильственном характере ее смерти. Ее похоронили на Смоленском кладбище в Ленинграде.

         Интерес к произведениям Чарской возродился в начале 90- х годов прошлого века в связи с возрождением Церкви, появлением специализированных женских учебных заведений и продолжается до сих пор. По словам моих знакомых библиотекарей, школьники сейчас часто заказывают ее книги.  На мой взгляд, писательница уловила главное – потребность читателя в увлекательных сюжетах и в победе справедливости!  

Leave a comment