От редакции. Вместо предисловия:
Место ученого – не на тюремных нарах!
Долг ученого-обществоведа – анализ социума, исследование выдвинутых другими учеными концепций и построение своих, оригинальных, нужных людям для понимания процессов, которые протекают в обществе – и в настоящее время, и в будущем. Это исключительно важное занятие специалиста, поскольку выводы ученого, человека, который этим занимается специально, опираясь на огромный опыт других исследователей и свой собственный, могут заключать в себе идеи, утверждения и рекомендации, не очевидные для других людей, но имеющие порой судьбоносное значение. Ведь социальные процессы могут таить в себе большую опасность, которая доступна распознанию и пониманию лишь глубокому, профессионально хорошо подготовленному специалисту. В цивилизованном обществе граждане – да и власти предержащие – будут, безусловно, с внимание и благодарностью прислушиваться к мнению ученых, создавать для их деятельности, кстати сказать, очень нелегкой, всепоглощающей, требующей огромного напряжения сил, благоприятные условия. А вот в обществе варварском, деградирующем, ученых, наоборот, будут подавлять, лишать работы, изгонять из университетов, а то и открыто издеваться над ними, подвергать репрессиям, вплоть до заключения в тюрьмы и лагеря. Так, существует огромный список немецких профессоров и доцентов, подвергшихся травле гитлеровского нацистского режима (https://izmy.info/node/129). Это одна из самых позорных страниц европейской истории!
Но обратимся к тому, что происходит сегодня, причем в самом центре «цивилизованной и демократической» Европы! Профессор, доктор наук и крупный специалист в области экономики и права Александр Владимирович Гапоненко не совершал преступлений. Его единственная «вина» заключается в том, что он анализирует то, что происходит в современной Латвии, высказывает свое мнение. Оказывается, это уголовно наказуемое деяние. Александр Владимирович уже не первый месяц находится в заключении. Его, человека преклонных лет, охраняют, как опасного террориста! До недавнего времени лишали надлежащей медицинской помощи!
Вот текст письма, которое только что появилось в социальной сети:
АРХИПЕЛАГ БАЛТЛАГ. РИЖСКИЙ ЦЕНТРАЛ. ТЮРЕМНЫЕ БУДНИ ПРОФЕССОРА ГАПОНЕНКО
“Появился наконец-то настоящий врач, начал лечение по науке. Пью сразу несколько видов таблеток. Боли сняло. От таблеток несколько мутная голова, но внешний вид улучшился, что отметили родственники, которые были на свидании на днях. От лекарств поднялось давление – сбиваю его другими лекарствами. Так что есть надежда протянуть еще какое-либо время в тюрьме.
Последнюю неделю мучает жара на улице. От нее в камере душно, а купаться на речку не пускают.
Вспомнил эпизод с жарой из книжки «Битва при молодях», которую тоже писал в прошлое свое заключение. Потом рукопись проверил по фактам в текстах русских летописей. Часто встречал выражение «полонянские деньги». Это когда народ собирал деньги для выкупа тех соплеменников, которых татары захватывали в плен – полон.
Русский народ чувствовал единство с теми, кого насильно отделили от них. Поэтому этот народ нельзя было победить. Поддержку соплеменников я чувствую, сильную, но чтобы всех, так нет. Как я понял из переписки с десятком политзаключенных в Балтии, они тоже чувствуют поддержку лишь малого числа соплеменников. Узнал, что героическая правозащитница Елена Бережная на Украине была выпущена на свободу по решению ЕСПЧ, но ее не выкупили и не обменяли. А она реальная фигура героическая.
Пока таких, как она не «выкупили» (обменяли), нельзя говорить, что сложилось единство народное, а без этого Битву при молодях не выиграть. Да что всем пенять? Сделал ли я сам на свободе все для того, чтобы высвободить из узилища близких друзей? Нет. Не было такого внутреннего напряжения и решимости. За эту слабость и сам оказался в местах заключения, пишу письма. В плену.
На шестом месяце заключения стал быстро уставать. Может, из-за болезни? Или из-за нехватки положительных эмоций. Позавчера сокамерники смотрели сообща фильм про гигантское доисторическое шимпанзе. Не спросил, как называется, но известный. Пустой, одни трюки, комбинированные съемки, но красивые картинки. Смотрели громко, с воскликами и охами, хотя сюжет бы никакой.
Сначала не понимал, что они там нашли в этом дурацком фильме, а потом догадался – визуальные образы. Узники таким образом выживают в условиях отсутствия внешних эмоций. Отсюда ахи и охи. Но сам смотреть этот американский «шедевр» не смог. А хороших фильмов, духоподъемных, по местному телевидению не показывают. Разве что National Geographic. Про львов и скорпионов более познавательно, красиво, но тоже меня уже не заинтересовало.
Мешают установки из трудов отцов церкви. Про тленность бытия и страх Божий. Но именно они позволяют держать духовное напряжение и думать о тех, кто находится в полоне, собирать на них «полонянскую деньгу», как материальную, так и духовную.
В полной мере это должна чувствовать элита, иначе она не элита, а самозванцы, лица, защищающие мешок награбленных денег. Сможет ли наш народ провести такую внутреннюю перестройку? Обычно она происходила в годы великих потрясений. Скажем, при ведении борьбы с татаро-монгольскими оккупантами, немецкими, французскими, польско-литовскими, шведскими, если брать древнее время и средневековье. Эти времена рождены при Сергии Радонежском, преп. Гермогене, которые несли на себе всю тяжесть духовного труда по сведению в единое целое русского народа.
Такой духовный лидер – обязательно с сильной верой, должен явиться. Иначе нация не сможет сложиться в единое целое. Пророчествую. Среди иерархов УПЦ МП (Украинская православная церковь (Московского патриархата). – Б. М.) такие сильные духовные лидеры появились, судя по тому, что многих из них отправили в узилище. Мы просто не знаем их посланий. Но они точно – исповедники, страстотерпцы, а кто-то, наверное, уже и мученик. Нам надо только услышать то, что они говорят. Я только немного ознакомился с трудами отцов церкви, а меня всего внутри «преобразовало». А что с людьми, истинно несущими в себе веру?
Александр Гапоненко, узник Рижской центральной тюрьмы
2025, июль”
ПЕРВОЕ СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПО ДЕЛУ ПРАВОЗАЩИТНИКА АЛЕКСАНДРА ГАПОНЕНКО СОСТОИТСЯ 6 АВГУСТА.
(Напомню, известного политического активиста, 71-летнего ученого, автора научных публикаций и книг за выступление с докладом на тему Геноцида и этноцида обвиняют по Cтатье 81.1 часть 2 УЗ Латвии – Помощь иностранному государству в действиях, направленных против Латвийской Республики … совершенное группой лиц (наказывается лишением свободы от 3 лет до 20).
Второе обвинение по ст. 78 – Разжигание национальной, этнической и расовой ненависти. За деяние, направленное на возбуждение национальной, этнической, расовой или религиозной ненависти или розни, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет…)
Адрес для писем:
ALEKSANDRS GAPONENKO. Rīgas centrālcietums,
Mazā Matīsa iela 5, Rīga, LV-1009, Latvia
Две статьи А. В. Гапоненко мы уже представили на суд наших читателей в «Петербургском публицисте». Новая статья, на мой взгляд, имеет большое значение, и я очень рекомендую ее внимательно прочитать. Прочитать также ученым из европейских стран – с рядом профессоров я хорошо знаком лично, и многие из них прекрасно знают русский язык. Я очень надеюсь, что они не просто посочувствуют «профессору на тюремных нарах», который уже очень давно пребывает в месте лишения свободы – подвергается, по сути, не только моральному, но и физическому истязанию. Я также надеюсь, что эти профессора, люди известные в своих странах, возвысят свои голоса в защиту ученого из Латвии! Еще раз хочу особо подчеркнуть, что его единственная «вина» – открытое выражение своего мнения.
Борис Мисонжников
* * *
Александр Гапоненко. Уничтожение людей по принципу этнического происхождения
О природе социального процесса и процесса деструкции
На ранних этапах образования человеческой общности, иначе – социума, люди столкнулись с феноменом массового уничтожения друг друга по принципу этнического происхождения.
Это истребление воспринималось ими как неизбежное зло, наряду со смертью от природных катастроф, заразных болезней, гибелью воинов во время войн.
Только в разгар Второй мировой войны польский юрист еврейского происхождения Рафаэль Лемкин, столкнувшись с массовым уничтожением евреев и поляков в оккупированной немецкими нацистами Польше, попытался осмыслить этот феномен. Сделал он это в работе «Правление государств „оси“ в оккупированной Европе» (1944).
Лемкин назвал этот феномен геноцидом, но предложил также термин этноцид как равнозначный. Сутью феномена он определил уничтожение людей по признаку их этнического происхождения, уничтожение как индивидов физически, так и этноса, как коллективного субъекта. Впоследствии за физическим уничтожением индивидов – членов этноса закрепился термин геноцид, а за уничтожением этноса как коллективного субъекта – термин этноцид.
Высказанные Лемкиным идеи отчасти легли в основу доктрины обвинения нацистов на Нюрнбергском трибунале (1946), отчасти в концепцию Конвенции по предупреждению геноцида (1947), однако далеко не все. Положение об этноциде были победителями в войне полностью проигнорированы в силу того, что они в своих колониях подвергали туземное население преследованию по этническому принципу.
Англосаксонские ученые продолжили развивать идеи Лемкина, но уже не с целью углубления знаний о феномене этноцида, а для того, чтобы научиться управлять им. Проблема реализации старого принципа «разделяй и властвуй» сохранилась и даже обострилась.
Только теперь она изучалась в рамках концепций «этнических конфликтов», «этнической и расовой дискриминации», «прав человека» и ряда других. Был накоплен большой массив информации об этнических конфликтах по всем странам мира, в том числе описаны все случаи геноцида в мире. Ученые англосаксы писали о «культурном этноциде», но каких-либо выводов из накопленной фактуры делать опасались.
Параллельно, уже в закрытом формате, шла отработка инструментов и методов управления этническими конфликтами. Частично эти наработки известны нам по трудам Джозефа Ная по мягкой силе, публикациям Дж. Шарпа об организации несилового сопротивления.
Наработки этой группы англосаксонских исследователей позволили заказавших их элитам эффективно организовывать «цветные» революции по всему миру, удерживать этот мир под своим контролем несиловыми, социальными способами.
В СССР после войны теоретические аспекты геноцида и этноцида не изучались. Правящая коммунистическая элита исходила из марксистко-ленинской догмы, что все определяет в обществе экономика и классовая борьба, а этносы – пережиток прошлого, который скоро отомрет.
Это высокомерное отношение к социальным наукам привело к разложению советской нации и распаду СССР.
В современной России рассматриваемая тематика также не изучается. В ней сами ученые приняли на веру те догмы, которым следуют англосаксонские ученые в основной своей массе. А до закрытых исследований россиян не допускают, относятся к ним как к туземцам, которые должны служить интересам западных хозяев. Так было, по крайней мере, до недавнего времени.
Мы постараемся уточнить и дополнить тот понятийный аппарата, который начал создавать Р. Лемкин, с тем, чтобы выработать рекомендации по ограничению процессов этноцида в мире.
В качестве предмета исследования мы выберем отношения по поводу массового уничтожения как индивидов, так и их совокупности (коллективного субъекта).
Объектом исследования определим европейские этносы, включая их североамериканское подразделение, и сосредоточимся в основном на феноменах геноцида и этноцида в период после начала нового времени.
Конкретно в данной статье ставится задача уточнения природы, роли и места социального процесса в системе общественного воспроизводства и влияния на него деструктивных процессов. Без такого рода уточнения невозможно разобраться во взаимоотношениях этносов.
Природа, место и роль социального процесса
Мы исходим из положений, которые были сформулированы классиками марксизма почти две сотни лет тому назад. Главным образом, ссылаемся на работы Карла Маркса «Социально-экономические рукописи 1844−1847гг.» и рукописи 1857−1958гг., «Капитал» (1861). А также на работы Фридриха Энгельса «Роль труда в происхождении человека» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Суть идей, сформулированных в этих практически забытых сейчас работах, сводится к следующему.
Человек отличается от окружающей его природы тем, что способен на целесообразную, волевую деятельность, иначе − труд.
Элементами трудового процесса является носитель, или субъект труда, собственно труд, средства труда и предмет, иначе объект труда. Воздействие труда на предмет позволяет преобразовать его, приспособить для нужд человека, что и есть результат труда.
Человек воздействует своей трудовой деятельностью либо на вещество природы, либо на другого человека (самого себя). Использует приспособленные для этого средства труда, иначе инструменты.
Соответствующим образом совокупный процесс труда распадается на две принципиальные сферы: материальное производство и социальное производство. Сфера материального производства, иначе экономическая сфера, достаточно подробно описана в литературе, и нами в дальнейшем не рассматривается. На содержании социальной деятельности остановимся подробнее.
Простейшим примером социальной деятельности является обучение матерью ребенка навыкам хождения, самообслуживания, речи, обращению с игрушками и таким образом превращения его в члена общества.
Социальными инструментами выступают следующие категории: язык, его внешнее отображение – письменность; религиозная или идеологическая доктрина; символическое отражение общности в виде тотема, флага, герба, гимна; символические действия в виде обрядов, церемоний; галерея героев, которым следует подражать; система (календарь) праздников; набор художественных образов, которые помогают освоить окружающий мир; предметы культуры, в которых воплощаются ценности; набор текстов, в которых эти ценности зафиксированы.
В результате воздействия человека на другого человека (самого себя) с помощью этих социальных инструментов формируется трудовой потенциал человека, иначе − набор его способностей.
Этот трудовой потенциал делится на совокупность личных способностей и рабочую силу – совокупность способностей к выполнению материально-производительного труда – рабочую силу.
Между социальной сферой и сферой материального производства происходит обмен произведенных продуктов.
Социальная сфера направляет в сферу материального производства рабочую силу и получает взамен средства существования. Производственный процесс становится процессом воспроизводственным, поскольку затраченные ресурсы восстанавливаются.
До настоящего момента мы описывали социальный процесс в виде единого, нерасчлененного социального труда. На деле есть общественный социальный труд, в рамках которого каждый индивид выполняет свою частную, единичную трудовую функцию, а потом обменивает ее (услугу) на трудовые функции, выполняемые другими индивидами. Впоследствии развивается специализация и кооперация социального труда. Это полностью аналогично процессам, которые развиваются в материальном производстве и существование которых всеми признается.
Признание того, что социальная деятельность есть система общественного социального разделения и кооперации труда, позволяет говорить о том, что это органический процесс. То есть, как в живом организме, части связаны между собой так, что изъятие тех или иных органов ведет к гибели организма, как и нарушение связей между ними. Социум рождается, развивается и может погибнуть, как и отдельный индивид.
Подробнее об «органах» в социальной сфере. Их роль выполняют социальные институты.
Социальные институты – это группы людей, связанные между собой отношениями разделения и кооперации социального труда, преследуют единую цель, вооружены специфическими социальными средствами труда и производят вовне специфические услуги.
В ряду социальных институтов следует назвать церковь и монастырь; школу и университет, книгоиздательство и библиотеку, театр и филармонию; радио и телевидение, кинематограф, социальные сети.
Каждый из этих социальных институтов оказывает более мощное, качественно иное воздействие своими услугами на человека, чем это может сделать отдельный индивид.
Обучение в школе, например, дает больший и более широкий набор знаний, чем их дает обучение матерью ребенка или даже домашний учитель.
В социальной сфере действуют те же законы развития ее материально-технической базы, что и в сфере материального производства.
Применяя к анализу социальной сферы ту методику, которую К. Маркс использовал в «Капитале», разделе «Производство относительной прибавочной стоимости», мы выделили следующие виды социальных институтов. Это социальная кооперация, социальная мануфактура, социальная фабрика, покоящаяся на системе крупного машинного производства и социальная фабрика, которая покоится на системе крупного машинного производства автоматического типа. Идеи о том, что социальные процессы носят органический характер, развивали многие ученые, которые использовали марксистскую методологию. Правда, основная их часть отрицала свои заимствования. Среди таких ученых можно назвать Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма, Питирима Сорокина, Толкотта Парсонса.
Разделение труда в социальной сфере, как и в сфере материального производства, идет как по горизонтали, так и по вертикали. В результате горизонтального разделения труда возникают такие профессии, как учитель, писатель, артист, художник, журналист, священник. Учителя делятся по предмету преподавания на литераторов, историков, географов, математиков и так далее.
В результате вертикального разделения труда выделяются люди, которые специализируются на выполнении функций определения целей и постановка задач, распределении заданий между исполнителями, координации их работ, распределении результатов коллективного труда. Так появляются профессии директор школы, антрепренер, редактор газеты или журнала, глава театра или картинной галереи, архиерей.
Вертикальное разделение труда ведет к делению на элиту и массы. Элита выполняет распорядительные функции, распоряжается материальными ресурсами и результатами производства, получает за эту важную работу большие доходы.
Массы выполняют исполнительскую работу, отделены от управления производством и его результатами, получают за свой труд меньшие доходы.
В результате деления социума на элиту и массы он приобретает иерархическую структуру. Однако органическая природа социума не разрушается, если и элита, и массы выполняют свои трудовые функции.
Органическому подходу к анализу природы социальной сферы противостоит группа концепций, которые можно определить, как «механические».
Отцом «механической» концепции можно считать Т. Гоббса. В своей работе «Левиафан» он описал социум как сумму индивидов, которые борются друг с другом по принципу «все против всех». Как суммирующая этой борьбы и образуется такая сущность, как библейское чудовище Левиафан – враждебная каждому отдельному индивиду.
Данный подход обладал малой эвристичностью и поэтому был дополнен идеей, что взаимный эгоизм индивидов ограничивается неким «общественным договором», который индивиды заключат между собой в эгоистических же целях. «Общественный договор» ограничивает жестокость Левиафана. Идеи «общественного договора» развил Ж.-Ж. Руссо.
Этих дополнений оказалось тоже недостаточно, и появилась концепция «естественных прав» человека, то есть природной ограниченности эгоизма человека правами другого человека.
О природе и формах деструктивной деятельности
В рамках социума осуществляется не только социальная и материально-производительная деятельность. Над этими, базовыми, видами деятельности надстраивается деструктивная деятельность, то есть деятельность по уничтожению людей, подавлению их способностей, разрушению или присвоению созданных другими материальных средств существования.
Как это ни звучит парадоксально, деструктивная деятельность носит целесообразный и волевой характер и в этом смысле является трудовой. Она предполагает применение специфических деструктивных средств – мечей, винтовок, артиллерийский орудий, самолетов и авианосцев.
В сфере деструкции действуют специфические институты: тюрьмы, полицейские формирования, отряды военных.
В сфере деструкции складываются свои элиты (политики, военачальники) и свои массы (чиновники, солдаты и полицейские).
Политическим институтом является и государство, которое монополизирует применение средств насилия, вводит сложную систему разделения и кооперации труда по управлению деструктивной деятельностью с различными политическими механизмами управлений – политическими режимами.
Деструктивная деятельность необходима, прежде всего, для пресечения нежелательных процессов, которые развиваются внутри социума. Например, несанкционированных убийств членов социума, нанесения им вреда, разрушения производственной материальной и социальной деятельности, присвоения созданных другими материальных благ.
Для пресечения всех этих разрушительных действий и «трудятся» сыщики, тюремщики, палачи, строятся тюрьмы и куются кандалы. В социуме складываются традиции, затем появляются письменные законы, в соответствии с которыми происходит наказание тех, кто преступил общественные нормы. Появляются люди, которые этим занимаются, – судьи.
С появлением аппарата принуждения у политических элит появляется возможность закреплять за собой свой высокий статус и высокие доходы, даже если они не выполняют свои трудовые функции. Возникает соблазн передать их своему потомству, которое тоже может не обладать необходимыми способностями.
При реализации подобного рода возможности правящей элитой общество раскалывается на классы, сословия, касты. Между ними начинается социальная борьба. Социум утрачивает органический характер.
В ходе социальной борьбы массы выдвигают контрэлиты, которые приходят на смену старым элитам. Этот процесс описывали в своих работах В. Парето и Г. Моска.
Если ротации (циркуляции) элит не происходит, то в социальную борьбу вовлекаются массы, явление называется тогда революция. В ходе революции уничтожается зачастую большая масса людей, она сопровождается перераспределением собственности, накопленной правящими элитами, уничтожением ее имущества. Однако эта массовая гибель взаимного уничтожения людей происходит по принципу принадлежности их к классу, сословию, касте, а не по их этническому признаку. Это политицид, но не геноцид. Нами этот феномен рассматриваться не будет далее.
Многие западные исследователи, между тем, объединяют воедино убийство людей в массовых масштабах не только по этническому, но и по социальному принципу. Так делает, например, серьезный ученый М. Манн в своей работе «Тёмная сторона демократии: объяснение этнических чисток». Так делает известный ученый Р, Руммель, накопивший обширную базу о всех известных случаях массовых убийств на земле. В общий список попадают жертвы набегов Чингисхана, убийство нацистами евреев в Европе, жертвы голода в СССР. Между тем очевидно, что это были феномены совершенно разного социального содержания.
Здесь мы также рассмотрим применение насилия с целью организовать материально-производственный процесс.
Правящие элиты применяют аппарат насилия для принуждения масс к труду на себя. Это делается посредством лишения их свободы, права завести семью. Они превращаются в рабов. Причиной порабощения является убийство, уничтожение чужого имущества, невозврат долга.
При широком распространении рабства оно действует разрушительно на социум, ведет к его делению на класс рабов и рабовладельцев, к возникновению восстаний рабов. Античные социумы, столкнувшись с этой проблемой, были вынуждены прибегать к мерам по ликвидации кабального рабства (реформы Солона, реформы братьев Гракхов). Это существенно продлевало существование социума в органическом состоянии.
Менее жесткой формой принуждения масс к труду на правящие элиты является крепостничество, прикрепление работника к средствам производства, обычно к земле. Это зависимость ограничивала только часть прав зависимых крестьян. Право завести семью они, например, имели. Недовольные своим положением крепостные крестьяне также восставали против своих господ. Восстания перерастали зачастую в гражданские войны.
Как восстание рабов, так и восстание крепостных зачастую сопровождались гибелью огромных масс населения. Однако это тоже была разновидность политицида. Второй, наряду с внутриполитической формой деструкции, является внешнеполитическая форма деструкции.
Социум под влиянием природных катастроф, демографического взрыва может осуществлять деструкцию против другого социума, уничтожать его, сгонять с места постоянного проживания. Эту деструктивную деятельность ведут обычно специально вооруженные воины – комбатанты. Им противостоят такие же комбатанты. Борьба между ними носит название война.
Суть войны описана в работе Гуго Гроция «О праве войны и мира», в работе Иммануила Канта «К вечному миру», множестве других источников.
В ходе войны гибнут огромные массы людей-комбатантов. Однако эти жертвы тоже не являются жертвами геноцида, это отдельная категория жертвы войны.
Размер военных жертв социумы стараются ограничить путем запрещения применения наиболее разрушительных средств – оружия массового поражения.
***
Столь пространный экскурс в теорию социального процесса и процесса деструкции нам потребовался для того, чтобы получить основания для разбора межэтнических отношений. В этой области в методологическом плане царит полный разброд и шатания. Но это уже предмет рассмотрения следующей статьи.
РИЖСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ТЮРЬМА. 27.03.2025
