«Я знаю, что я ничего не знаю». Это изречение древнегреческого философа Сократа прославило его на века. Однако верите ли вы, будто гениальный мыслитель ничего не знал? Я, например, не верю. Сократ знал очень много. Может быть, даже больше, чем все греки вместе взятые.
До наших дней не дошло ни одного текста, написанного рукой самого Сократа, поэтому историки и философы восстанавливают его учение с помощью свидетельств современников. И о том, что Сократ ничего не знает, мир узнал из работы Платона «Апология Сократа». Знаменитую фразу, не особо вдумываясь в ее суть, часто цитируют – к месту и не к месту. Между тем в ней заложен глубочайший смысл.
Согласно Сократу, ни один человек, ни один ученый не может обладать всеохватывающим знанием. Всякие попытки объять все сведения о сущем, обрести абсолютную истину обречены на неудачу. Вместо того чтобы утверждать, что он все знает, Сократ подчеркивает: истинное знание требует открытости перед миром. Человек должен быть благодарен за возможность познания нового, а не самонадеянно притязать на абсолютное знание в какой-либо сфере.
Слово «знание» в философии Сократа имеет особое значение. Оно не означает только наличие информации, а связано с пониманием истины и смысла жизни. Приобретение знаний – вечный процесс, требующий постоянной работы над собой. Поэтому признание своей невежественности является первым шагом на пути к истинному познанию.
Есть в сократовской формуле и некий парадокс. По сути, философ предложил науке диалектический метод, который основывается на том, что истина постигается в споре. Чтобы понять суть проблемы, нужно изучить все точки зрения и все доступные материалы. Но если ты ничего не знаешь, как можешь утверждать, что твое мнение является верным?
И даже если ты знаешь что-то и способен узнавать новое, ты непременно доберешься до той части знания, которая тебе недоступна. Получается, что чем больше предметов изучает человек, тем отчетливее он осознает: знание бесконечно. С каждым постигаемым научным термином соприкасаются другие, за каждым опытом или наблюдением возникают десятки, если не сотни схожих экспериментов. Поэтому нужно постоянно быть готовым к поиску новых истин и фундаментальным изменениям собственных взглядов.
Этот тезис Сократ проиллюстрировал интересной аналогией. Он нарисовал на песке маленький круг и сказал: «Это объем моих знаний, когда я был мальчиком. Все, что вне круга – неизведанное». Рядом нарисовал круг намного большего размера и сказал: «Этот круг – то, что я знаю сейчас. Смотрите, как выросла граница с неизведанным. Выходит, „не знать“ я стал еще больше».
Одно из толкований сократовской сентенции (М. С. Соловьев) таково: «этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего в совершенстве не знаем, но он, не зная, думает, что что-то знает, а я коли уж не знаю, то и не думаю, что знаю». Знать же Сократ хотел как можно больше. Философ учил, что мир, который видим и ощущаем, может быть ошибочным и непостоянным, а истинное знание можно найти только через общение и диалог между людьми, ищущими истину вместе.
Сократ отмечал, что цель философии заключается не только в теоретическом понимании мира, но и в практическом применении этого знания в повседневной жизни. Философ утверждал: «Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее». Он полагал, что
философия должна быть доступна всем людям, а не только элитам, и что каждый человек должен иметь право и возможность искать истину и развивать свой ум. Он верил, что мудрость и добродетель тесно связаны и что только мудрый человек может быть добрым.
Целью жизни Сократ называл не накопление богатств и наслаждений, а поиск духовного совершенства. Мудрец говорил: «Голод – лучшая приправак пище». Он призывал людей следовать правде и справедливости, даже если это приводит к неудобствам и трудностям. Его учение о постижении истины оказало значительное влияние на развитие западной философской мысли.
Важной особенностью философии Сократа стало его учение о постижении истины путем сравнения двух точек зрения. Сейчас сократовский метод называют диалектическим. Он состоит в том, чтобы в процессе диалога задавать вопросы и провоцировать собеседника на размышление и критическое мышление. Такая методика помогала людям осознать ошибки и внутренние противоречия, приводила их к пониманию истины и острой потребности в новых знаниях. В конечном итоге каждый приходил к главному тезису Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Сам Дельфийский оракул признал Сократа мудрейшим. Но мыслитель не считал себя таковым. Он предпочитал общение с людьми просветительским лекциям и никогда не рассматривал себя с позиции учителя. Жизнь великого философа пестрит невероятными фактами.
Сократ появился на свет в Афинах в 469 году до н.э. в семье камнетеса Софрониска и повитухи Фенареты и прожил семьдесят лет. Кстати, их сын унаследовал у отца мастерство скульптора. У входа в Акрополь находятся созданные Сократом легендарные «Три грации». Родители позаботились, чтобы он и его брат Патрокл получили достойное по тем меркам образование. Будущий философ чуть ли не в младенческом возрасте постиг азбуку и научился писать (увы, этим умением он пренебрегал и никогда не записывал своих мыслей). Уже мальчишкой читал философские труды Анаксагора и ходил на лекции. Ему нравилось военное дело, и он, поддерживая свою физическую форму, осваивал боевые навыки и учился владеть оружием. Отец был убежден, что карьера в армии будет престижной для его сына.
В рядах Вооруженных сил Греции Сократ служил простым гоплитом (тяжеловооруженным пехотинцем). В битвах Пелопонесской войны он проявил себя как неистовый патриот своей вольнолюбивой, единой и неделимой Родины, поражая соотечественников отчаянной отвагой и доблестью. За то, что под натиском врагов вынес с поля боя своего товарища Алкивиада и тем спас ему жизнь, был удостоен высокого государственного поощрения в устной форме. Но даже в это грозное время непрестанно размышлял на темы нравственности, познания истины и справедливости; был одинаково хорош во владении мечом и словом.
Сократа считают первым публичным греческим философом, который проводил свои философские занятия не в школах, а на улицах города, и для людей самых разных сословий – торговцев, солдат, ремесленников, аристократов, а также для бедных и бездомных. Мы знаем об этом благодаря тому же Платону. Прочитав одну из его записей, Сократ в комическом ужасе воскликнул: «Боги! Как много этот юноша наклепал на меня!» Поклеп это или нет, но записи Платона, ученика античного философа, хранят много поучительных историй.
Как-то раз Сократа пригласили на пир философов. Ученые мужи во всю упражнялись в красноречии, и друзья спросили:
– Кто тебе больше всего понравился?
– Агафон.
– Странно, этот невежда не произнес ни единого слова.
– Ах, други мои, нет ничего приятнее, чем слушать молчание глупца.
Зачастую резкие высказывания Сократа приводили к конфликтам. Однажды противник философа, исчерпав свои аргументы, не сдержался и ударил его. Испугавшись, что Сократ может обратиться в суд, он принялся умолять оппонента не делать этого.
– Если меня лягнул осел, стану ли я подавать на него в суд? – ответил Сократ, призер Олимпийских игр по кулачным боям. Злоупотреблять своими боксерскими навыками, а тем более обращаться в суд он считал ниже своего достоинства. Обычно споры заканчивались мирно.
– Сократ, я только что услышал о твоем ученике такое … – бросился к нему на улице один очень нервный знакомый.
– Погоди, сначала я устрою небольшой экзамен, пропущу тебя через «тройной фильтр».
– Фильтр? Тройной?
– Да, – продолжал Сократ. – Прежде чем ты начнешь, было бы неплохо, чтобы ты минутку подумал и профильтровал свой рассказ. Первый фильтр – на правдивость. Ты абсолютно уверен в абсолютной правде своих слов?
– Нет, Сократ, я услышал их от знакомого.
– Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда используем второй фильтр – на добродетель. Твое сообщение о моем ученике – это что-нибудь хорошее?
– Нет, как раз наоборот.
– Тогда применим третий фильтр – на полезность. Будет ли мне полезна твоя информация?
– Пожалуй, нет.
– Стало быть, – сделал вывод Сократ, – если ты собираешься рассказать о моем ученике что-то отрицательное, неправдивое и бесполезное, то зачем рассказывать вообще?
– Да, Сократ, ты абсолютно прав.
Именно поэтому Сократа считали великим мудрецом и премного уважали за острый ум, рассудительность, чувство юмора. Особенно поражало его почитателей то, каким невозмутимым, спокойным и терпеливым был Сократ даже в самых горячих спорах.
Оказывается, таким его сделала «песнь песней», любезная жена с нарицательным сегодня именем Ксантиппа, мать троих детей афинского философа. По словам современников, несмотря на молодость, это была на редкость вздорная и сварливая женщина. Она постоянно упрекала мужа в том, что вместо того чтобы зарабатывать деньги на жизнь, он бродит по улицам и занимается пустопорожней болтовней, провоцировала ссоры, устраивала скандалы, не гнушалась и рукоприкладства. Сократ же при этом проявлял удивительную кротость.
Возможно поэтому, когда некий молодой человек спросил: «Сократ, посоветуй, жениться мне или нет?» – философ ответил: – “Поступи, как хочешь – в любом случае пожалеешь».
Однако на деле все обстояло иначе.
Друзья удивлялись и спрашивали: «Почему ты не прогонишь Ксантиппу?» Мудрый Сократ отвечал: «Желающие стать хорошими наездниками выбирают себе лошадей не смирных, а горячих. Вот и я взял Ксантиппу в убеждении, что если смогу жить с ней, то мне легко будет со всеми людьми». После свирепой Ксантиппы уже никакой противник в философских диспутах не был ему страшен. Даже такой сомнительный опыт Сократ использовал для укрепления духовных сил, самосовершенствования.
Непредсказуемым и противоречивым был, как видим, наш античный герой. Своими колкостями, нелицеприятными высказываниями, призывами к самосовершенствованию каждого индивидуума и общества в целом Сократ изрядно надоел власть имущим. Особенно он любил спорить с государственными деятелями и поэтами. Первых обличал в том, что они некомпетентны и не знают, как управлять государством, а вторых в том, что не могут объяснить смысл собственных творений. Философские выпады Сократа бросали вызов устоявшимся нормам того времени. И тогда, в 399 году до н.э., его решили утихомирить.
Трое подкупленных граждан Афин (поэт-трагик Мелет, влиятельный демократ Анит и ремесленник Ликон) обратились в суд с жалобой на то, что Сократ-де «преступает закон и попусту усердствует, испытуя то, что под землею, да и то, что в небесах, выдавая ложь за правду и других научая тому же», и более того, выдвинули против него обвинение в отрицании афинской религии и развращении молодежи придумыванием новых божеств.
Это был самый настоящий политический заговор. Незамедлительно состоявшийся суд, несмотря на опровергнутые Сократом претензии, признал величайшего гражданина Греции виновным и приговорил к казни. Наказание Сократ должен был назначить себе сам. Он мог из предложенных вариантов выбрать в качестве кары свое изгнание или штраф. Но предпочел чашу яда.
Свою смерть Сократ расценивал как выздоровление, полагая, что его душа покинет бренный земной мир и отправится в прекрасный мир идей. Он отказался от помощи друзей в бегстве из почти не запиравшейся тюрьмы, так как это означало бы признание неправоты: «Я готов умереть за свои слова, потому что говорю истину». И спокойно выпил кубок с болиголовом.
Удивительные, полные яростного духовного насыщения и трагизма картины открывают навсегда вошедшие в анналы мировой цивилизации сентенции великого Сократа.
В 2012 году в Афинах состоялся повторный суд над Сократом. В процессе участвовали десять самых известных юристов из ведущих европейских стран. Суд, учитывая нормы законов 399 года до н.э., полностью оправдал Сократа, признав все обвинения против него несостоятельными.
