Книга стихов «Знаки и Знамение» Б. Я. Мисонжникова — удивительный подарок петербургскому читателю, приуроченный, может быть, волею судьбы к наступлению осени — ко времени трудного ожидания первого снегопада.
Единый поэтический сюжет удивляет, согревает печалью смиренного ожидания будущего! Удивляет неожиданная по абсолютно прозаическому происхождению поэтическая городская география, центр которой — «благословенный» Александровский лицей, неизменно присутствующий в обозначенных пунктиром событиях внутренней жизни лирического героя — в «веренице дат», к каждой из которых он «готов вернуться, но не волен». В памяти его — большая, долгая жизнь:
Пытался выжить –
выжать из грозди потерь
каплю терпкого вина.
Рецепт выживания большого, красивого, талантливого человека представлен удивительно точной, емкой зрительной метафорой! Вообще сюжетосозидающие образы Бориса Мисонжникова честны и «чисты необычайно», их отраженья в сознании читателя «прозрачны и легки», приглашают читателя к постижению собственной глубины через осознание ценности и значительности прошлых фантазий и воспоминаний, с детства поселявшихся в душе светлых грез и печальных опасений.
В предисловии к сборнику автор говорит о себе как о собирателе знаков, за которыми — Знамение. Стихи, подаренные нам, написаны человеком, способным разгадать и «признать» изначальные и конечные смыслы, которыми наполнена повседневность, ее «духовное содержание», оправдывающее присутствие человека в этом мире.
В авторском предисловии отражены основные мысли и чувства, представленные в книге: «Знак — это часть Знамения, его предвозвестник и указатель на то, что оно существует: если есть знаки, то не может не быть Знамения. Способность познать Знамение — не просто редкий дар, но скорей всего эта способность вообще не доступна человеку. Промысл позволяет нам познать знаки — да и то совершенно поверхностно и от случая случаю, — но Знамение можно только предположить на основе отождествленных знаков, потому что это область, в которую не дано вторгаться смертным.
Знаки нас окружают в огромном множестве, они, казалось бы, хаотичны, случайны и непостоянны — возникают и исчезают. На самом же деле это совсем не так: знаки логически выстроены, их появление закономерно. Это посланники. У них свой мир, свои предпочтения, своя судьба. И порой знаки сообщают нам что-то исключительно важное — через странный повтор, невероятное совпадение, поразительный выбор места и времени. Невозможно точно распознать эти знаки, но их можно собрать и через них предположить существование Знамения. Эти знаки надо увидеть, признать их смыслы и сакральность. И только поэзия, которая обращена к знакам, включающим и самое высокое духовное содержание, строится на основе их более глубокого познания, позволяет нам ощутить существование Знамения и его близость — сделать шаг к самому сокровенному, значительному и сущностному».
А на 4-й странице обложки кратко сообщаются сведения об авторе: «Борис Мисонжников (псевдоним – Федор Ярцев) знаком читателям как автор книг прозы и поэзии – „Ясная луна освещает выпавший снег“, „Освящение храма“, „Форма боли“, а также по литературным публикациям в журналах „Новый мир“, „Искусство Ленинграда“, „Podium“ (Вена), по сценариям художественных фильмов „Солдаты-призраки“, „Свидание в театре пепла“, по многим публицистическим произведениям. Еще в юные годы Борис Мисонжников прошел школу литературного мастерства в знаменитом ЛИТО при газете „Ленинские искры“, руководил которым поэт и публицист Валентин Михайлович Верховский. Перу Бориса Мисонжникова, кроме сочинений художественной литературы, принадлежат многие публицистические произведения».
Борис Мисонжников — литератор именно петербургский, что подтверждает и стихотворение, завершающее книгу:
Меня спасает
город мой
в июльский злой и пыльный зной,
и в стылой замети — зимой,
когда лишь страх и боль со мной.
Я умер бы уже сто раз,
настал бы мой последний час
без петербургской этой тьмы,
в которой утонули мы.
У сфинксов, дремлющих в ночи,
в глазах — холодные лучи.
А за рекой —
зари огонь,
скользит под государем конь.
Я здесь живу,
я здесь крещен
и буду за грехи прощен.
Я здесь науки изучал.
Мой знак — начало всех начал.
* * *
Борис Мисонжников: — Для меня неожиданным стало столь доброжелательное высказывание о моей книге Натальи Цветовой, доктора филологических наук, известного ученого, выдающегося знатока художественной литературы. Я глубоко благодарен Наталье Сергеевне за внимание к моему сборнику стихов! А еще я хотел бы выразить искреннюю признательность известным петербургским поэтам Марии Амфилохиевой, Людмиле Гарни и Владимиру Симакову за творческую дружбу, духовное участие и человеческую поддержку в моих творческих исканиях! Мне повезло с издателем книги: Вячеслав Викторович Мещерин — человек исключительно порядочный и благожелательный, деликатный в самом лучшем смысле этого слова и замечательный знаток полиграфического дела. У каждой книги — своя судьба. Даже у самой скромной.
Наталья Сергеевна Цветова — думаю, не случайно — озаглавила свой материал о сборнике строчкой, взятой из моего небольшого по формату, но очень важного для меня стихотворения. Оно писалось очень долго, строки его рождались в моих поездках — странствиях по многим местам, и мне хотелось бы привести это стихотворение полностью:
Холодных, светлых вод теченье:
река —
для нас всегда реченье
ушедших в синь колоколов.
Немного неба отколов,
она в волнах его полощет.
Так чудно всё.
Душа не ропщет.
Я — странник.
Ненадолго к вам.
Я дома там, где Божий храм.
