Светлана ван Беек-Никитина. Голландия: праздник Синтерклааса, Черные Питы. Расизм? Кто в стране хозяин?

Голландия. Середина ноября. На улице 7—10 градусов тепла. Еще не все деревья облетели, улицы солнечно-светлы от золота  листвы. Но зимняя сказка уже началась. Ведь в  страну из Испании на пароходе, заваленном сладостями и подарками для детей,  уже приехал Синтерклаас (по-нидерландски — Sinterklaas) в окружении своих помощников Чёрных Питов (Zwarte Piet). И, конечно же,  белоснежный конь Синтерклааса Америго, который не только может скакать по земле, но и летать над крышами домов.

В этом году Синтерклаас официально прибыл под звуки оркестра 12 ноября в гавань городка Маасслаус (Maassluis), где его на набережной встречали тысячи голландских семей с детьми, а бургомистр города торжественно вручил ему символические ключи от города, которые Синтерклаас с достоинством принял. В этом году отсюда,  из небольшого городка Маасслаус,  по традиции началось  шествие Синтерклааса по стране, где он пребывает каждый год до 6 декабря, радуя детей подарками и угощениями. За Синтерклаасом во время шествия следуют Черные Питы с мешком вкусностей. Иногда они эти вкусности просто бросают на толпы следующих за ними по пятам мальчишек и девчонок, порой сыплют в подставленные ладошки, или же незаметно кладут в капюшоны. В основном это пряные печенюшки «пепернотен» (pepernoten) и «крауднотен» (kruidnoten), напоминающие монетки.  Черные Питы  очень любят порезвиться, подурачиться с малышами. Могут в шутку их подразнить или, наоборот,  успокоить. Вместе с детьми они поют песни, танцуют, делают общие фотографиии и  всегда широко улыбаются. Дни Синтерклааса и Черных Питов в Голландиии  — самый прекрасный детский праздник. Везде звучат веселые песни, музыка. Надо заметить, что «главный» Синтерклаас официально каждый год прибывает в другой город и почти одновременно его корабль с его «двойниками» причаливает в каждом городе и деревне, где имеется гавань.  А в них недостатка нет, поскольку Голландия пронизана каналами, реками и заливами.

Прибытие парохода каждый год широко освещается  в прессе, транслируется по телевизору в прямом эфире. А затем каждый день,  до отъезда Синтерклааса 6 декабря,  по голландскому телевидению показывают новости о приключениях Синтерклааса и Черных Питов. У Синтерклааса есть свой тележурнал Sinterklaasjournaal, который дети смотрят дома, а на следующий день в школе на уроках обсуждают увиденное.  Просмотр этого журнала является, таким образом, обязательным, школа рекомендует родителям смотреть его вместе с детьми. Надо сказать, что дети в Голландию начинают ходить в школу с четырех лет и, эдак лет до  9—10, искренне верят в существование Синтерклааса и Черных Питов.

Синтерклааса называют также Синт Николаас (Sint Nikolaas). В русской православной церкви – Святитель Николай. Или добрым святым, дарящим блага (De Goedheiligman). Поэтому первоначально праздник отмечали как именины Святого Николая, которого почитают как католики, так и православные. О жизни Святого известно не очень много. Родился он в 260 году, а умер в 345–м. Был  архиепископом города Мира в Турции (сегодня там находится известный курорт Анталия). Христиане приписывают ему безмерную доброту и любовь к людям. Всю свою жизнь святой Николай помогал неимущим, особенно — бедным детям. Считается, что Святой Николай не оставляет своим покровительством даже людей неверующих, язычников и иноверцев. По легенде среди прочих добрых дел Николай подбросил в дом, где жили три девушки, которых отец из-за отсутствия средств не мог выдать замуж, три кошелька с золотом. Благодаря подарку святого девицы благополучно вышли замуж. Говорят, от этого случая уже в более поздние времена в Голландии пошел обычай в день рождение святого делать детям подарки от его имени. Вот уже на протяжении нескольких веков в праздник Святого Николая в семьи приходит св. Николас со своими помощниками, приносит подарки послушным детям, а непослушных якобы складывает в мешок и увозит в Испанию. Голландский художник Ян Стейн на картине «Праздник Святого Николая» (1665 г.) отобразил все элементы популярного праздника. У маленькой послушной девочки полное ведро приятных сюрпризов, а маленький плачущий мальчик, который, видимо, вел себя дурно,  получил только шнурки для туфель.

В христианской церкви по григорианскому календарю День Святого Николая Чудотворца (Николин день) отмечают 6 декабря, но в Голландии основное празднество сместилось на 5 декабря. Считается, что Синтерклаас весь год живет в теплой Испании, но за три недели до своего дня рождения приплывает в Голландию.  И все эти три недели каждый день, вплоть до празднования своего дня рождения, Синтерклаас  скачет  на быстром, как ветер, коне Америго по крышам, бросает мешок, подарки из которого потом Черные Питы, спустившись по дымоходным трубам в доме,  кладут в башмачки, заранее приготовленные детьми (сейчас в домах, где нет дымохода и камина, ботиночки выставляют у входной двери). Выставление башмачков (сапогов, туфель – вид обуви не имеет значения) – воплощение сказки для всех голландских малышей. Дети, перед тем как отправиться спать, поют песенки, восхваляя милосердие и доброту Синтерклааса,  и просят его бросить что-нибудь в «их сапожок». В «сапожке» же оставляют хлеб, морковку или пучок сена, если таковой еще есть, овес, кусочек сахара, ставят мисочку с водой — угощение для коня Америго. А еще пишут письма с рисунками Святому Николаю с перечнем желанных подарков, которые они хотят получить от святого за хорошее поведение в течение года. Проснувшись на следующее утро в радостном предвкушении сюрприза, дети почти всегда находят вместо своих даров небольшой пакетик. Обычно в них упакованы сладости: марципановые, миндальные, шоколадные фигурки и буквы, с которых начинаются их имена, традиционное печенье «спекюлаас».  Иногда в подарок — необходимая вещь, которую родители так и так намеревались купить:  шарфик, рукавички, что-то из школьных принадлежностей и прочее. А рядом лежат разбросанные по полу «пепернотен» — знак того, что Питы приходили ночью.

Для родителей главное —  не забыть к утру вылить водичку, убрать угощение для коня и, конечно же, не забыть положить подарочек. Если, конечно, любимое чадо его заслужило. Иногда в воспитательных целях подарок не кладется. В этих случаях, ребенку говорят, что или Синтерклаас с Питами был очень занят и просто не успел к ним заехать, или объясняют отсутствие подарка тем, что дитё, по мнению Синтерклааса, накануне вело себя отвратительно. И так – каждую ночь до 5 декабря. В школах тоже каждый день полный восторг.  Дети в эти дни обычно приходят на четверть часа раньше и в холле или в спортивном зале вместе с родителями поют, пританцовывая, песенки. За синтезатором обычно стоит сам директор в костюме Пита и «зажигает публику».  А в одно прекрасное утро дети видят в классе ужасную картину – стулья, столы перевернуты, вещи разбросаны… Бедлам и ералаш.  Это ночью побывал один из Питов, который очень любит устраивать беспорядок. Пока дети расставляют все по местам, неожиданно обнаруживаются «лишние» мешки. Ура! В них подарки!

5 декабря – апогей праздника. Вечер подарков (Pakjesavond). Вечер исполнения заветных желаний. Накануне своих именин  Синтерклаас лично приходит в каждый дом, где есть дети, и оставляет на пороге мешок с подарками, с рассыпанными вокруг пепернотами.  В этот день все дети получают подарки. Ведь в преддверие праздника они старались вести себя хорошо и особо не баловаться. Подарки получают действительно все дети, независимо от того, воспитываются ли они в семье в христианских, мусульманских  или иных традициях. Обычно происходит это так. После ужина вся семья в сборе и с нетерпением ожидает Синтерклааса. И вот… Громкий стук в окно или в дверь. Детишки, ждущие с нетерпением этого момента, срываются с мест и несутся к двери в надежде увидеть Синтерклааса. Но… поздно… увы… На пороге только большой холщовый мешок с подарками. Добрый Синтерклаас уже ускакал на своем  Америго. Он спешит, спешит. Ведь ему надо успеть одарить всех малышей. Умчались и Черные Питы… Чтобы все прошло без сучка без задоринки родители заранее договариваются с одним из соседей, который в условленный час вечером громко стучит в окно или  в дверь и оставляет подарки…

5 декабря не является в Голландии официальным выходным днем, но все магазины и офисы закрываются на час, а то и на два часа  раньше. В школе  в этот день дети не сидят за партами, а с утра собираются  на школьном дворе  и ждут Синтерклааса с Черными Питами. Игры, песни, танцы, словом, настоящий праздник.  В полдень все расходятся по домам.

На следующий день Синтерклаас отплывает на пароходе к себе домой в Испанию. Голландцы начинают готовиться к Рождеству, который отмечают без помпы, в тесном семейном кругу или в церкви, куда в этот вечер  направляются даже самые далекие от религии люди. Подарками обычно никто не обменивается. За Рождеством последует Новый Год с фейерверками, с выходом после 12 ночи на улицу, где все будут целоваться и поздравлять друг друга. А первого января тысячи и тысячи  голландцев отправятся в Гаагу на берег Северного моря и совершат заплыв в ледяной воде. Заряд бодрости на предстоящий год.

Внешне Синтерклаас — прообраз знакомого всем Санты Клауса. Голландцы уверены, что их Синтерклаас  — прародитель американского  весельчака  Санта Клауса. Ведь именно голландцы-иммигранты, перебравшись жить в Америку уже в XVII веке,  основали колонию Новый Амстердам (современный Нью-Йорк) и стали праздновать День Святого Николая. Как Нью-Йорк был когда-то Нью-Амстердамом, так и Санта Клаус – Синтерклаасом.

Синтерклаас больше напоминает католического епископа, чем русского Деда Мороза. У него пышная густая белая борода, одет в красную епископскую мантию, на голове — красная митра, на пальце рубиновый перстень. В руках Синтерклааса — волшебный золотой посох и большая книга, в которой написаны имена и адреса детей, а также все их плохие и хорошие поступки. Давным-давно, в строгие времена моралистического воспитания, дети начинали трястись при одном лишь упоминании об этой книге. Ведь если ребенок был строптив и вреден, то вместо подарков его могли отстегать розгами по попке. А то и вовсе увезти в  мешке в Испанию. Но времена, как известно, меняются. Современные дети, хоть и поют песенки, где о розгах упоминается, но когда их «пугаешь» ими, отвечают со знанием дела, что это было давно, а сейчас бить детей  и применять к ним насилие запрещено. Так их учат в школе. И вообще мешки не для того, чтобы в них кого-то увозить, а для того, чтобы носить в них  подарки.

Черные Питы – помощники Синтерклааса — в бархатных костюмах средневековых пажей, в беретах со страусиными перьями, с раскрашенными черными лицами. Из описания нетрудно понять, что Пит похож на выходца с африканского континента. Есть несколько версий появления рядом с Синтерклаасом фигур Черных Питов. По одной из них, это негритёнок-раб, выкупленный святым Николаем из рабства. По другим – Пит потемнел от регулярного лазания по дымоходам. Кто-то считает его вообще не человеком, а демоном, которого святой убедил начать творить добрые дела. Но Черного Пита в том виде, в каком его знали последние 150 с лишним лет, придумал в 1850 году школьный учитель Ян Схенкман, писавший на досуге книжки для детей. Многие годы Черные Питы с курчавыми волосами, яркими красными губами, с большими золотыми серьгами в ушах, были как и должно следовать из названия, с черными лицами. Ведь невозможно же оставаться чистым пролезая каждую ночь по дымоходу, да еще ночью. Поневоле будешь весь в черной саже. Сегодня, несмотря на традицию, по-настоящему черного Пита уже практически не встретить. Лица у них могут быть зелеными словно у водяных, желтыми как сыр, чуточку измазанными сажей, и даже жутковато белыми.  Все эти изменения — результат протестов против «проявления расизма», которые потрясли Нидерланды в последние годы.

Первые обвинения праздника в расизме зазвучали уже в 60-е годы прошлого века. Как же так? Черный прислуживает белому, да еще и изображен в таком карикатурно-аляповатом  виде: вульгарные серьги, неестественно красные губы. В 80-е годы, когда в Европу хлынул поток иммигрантов из Африки, стали проводиться различные акции. Часть цветного населения Голландии стала утверждать, что Черный Пит – прямое воплощение расизма и не способствует интеграции мигрантов в принимающее сообщество. Они стали требовать «отменить» Черных Питов. В 90-е годы раздались голоса, ратующие за то, чтобы заменить Черных Питов разноцветными.  Однако тогда эта идея не реализовалась. Но с того момента типичные серьги у Черного Пита исчезли, да и помада на губах стала более приглушенного цвета.  В последующие годы были попытки бойкотировать праздничные въезды Синтерклааса и Черного Пита в разные города. Так, детский праздник в Гауде омрачили драки и столкновения с полицией как сторонников, так и противников Пита, несмотря на то, что власти города пытались предотвратить конфликт, разбавив ряды чернолицых Питов Сырным Питом с желтым лицом и Вафельным – в светло-коричневую клетку. Против  помощников Синтерклааса Черных Питов в 2013 году неожиданно ополчились и в ООН, усмотрев в одной из давних голландских традиций признаки расизма: оскорбление африканских народов и эксплуатация расового стереотипа о чернокожих людях, как о второсортных.  Коренные голландцы,  которым дороги их обычаи, не хотят отрекаться от дорогих сердцу традиций и не видят в Черном Пите ничего, что каким-либо образом дискриминировало бы права этнических меньшинств Европы. В поддержку своего любимца, с которым выросли и стали взрослыми, местные жители создали в социальной сети Facebook петицию в защиту традиции, под которой подписались два миллиона человек (одна восьмая часть населения). А один из популярных политиков Герт Вилдерс (Geert Wilders) и вовсе предложил Нидерландам выйти из состава ООН, если нападки на помощника Синтерклааса не прекратятся.  Несмотря на все эти протесты, Комитет по ликвидации расовой дискриминации  потребовал в 2015 году от  правительства Нидерландов  активно содействовать ликвидации тех черт персонажа Черного Пита, которые отражают негативные стереотипы, напоминающие людям африканского происхождения о временах рабства. Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте на это заявил, что вопрос внешности Черного Пита не решается на государственном уровне и правительство не властно над традициями. И отказался запретить Черного Пита. Верховный суд Голландии вынес свой вердикт: Черный Пит не является злобной карикатурой, персонифицирует добрую традицию и имеет право участвовать в праздничных процессиях. В 2015 году голландские власти вписали Синтерклааса и Черного Пита в Национальный инвентарный лист духовного культурного наследия Нидерландов.

Но в 2016 году голландское правительство, кажется, начинает пересматривать свою политику, несмотря на то, что лишь 17 процентов жителей страны считают, что внешность Черного Пита необходимо изменить. Кабинет министров заявил, что большинство населения должно считаться с мнением  меньшинства. По мнению вице-премьера Нидерландов Людовика Ашера (Lodewijk Asscher),  большинство, которое пока  не видит никаких причин для изменения внешности Пита, со временем, «по мере углубления в вопрос», образумится.

Конечно, можно посочувствовать тем, кого Черные Питы ранят и обижают.  И  само собой разумеется, что в демократическом обществе  большинство  должно считаться с интересами меньшинства. Это гарантируется законом.  Но в данном же случае речь идет о меньшинстве (как этническом, так и численном), которое желает нечто, что имеет последствия для большинства. Активисты, в основном суринамско-креолского и антиллианского происхождения, утверждают, что Черный Пит напоминает о рабстве и предполагает неполноценность «черных». Однако этих активистов поддерживает опять-таки   меньшая часть суринамского и антиллианского населения.  Кстати сказать, забавно, что в Суринаме и на Антильских островах тоже отмечают этот праздник с Черным Питом. Правда и Синтерклаас там у них тоже темнокожий.

Примечательно, что антирасистский комитет ООН не стал разбираться, что из себя представляет Черный Пит, а акцентировал  внимание лишь на том, какие чувства он может вызвать. И на основании этого потребовал вмешательства правительства.  Похоже, что  голландское правительство больше не собирается возражать ООН.

Известный  голландский журналист-аналитик Сип Виниа (Syp Wynia) предупреждает о пагубности этого пути (см. журнал «Elsevier» от 12 ноября 2016 года). Если меньшинства при содействии правительства смогут навязывать свои взгляды большинству  лишь на основании личных «переживаний»,  то это будет означать, что конец цивилизации уже близок. Если каждый, кто себя чувствует ущемленным или обиженным  лишь потому, что таково на сегодняшний день его душевное состояние, и с помощью властей сможет  ограничить свободу других, то это будет означать конец свободы. Прекрасно, если члены этнических и национальных меньшинств могут действовать и поступать свободно, но при этом было бы  очень желательно, чтобы они  не посягали и не ограничивали остальных в их свободах и благополучии. Поворот, который кабинет министров делает в вопросе о Черном Пите, сглаживает, размывает этот принцип. Такой подход может привести к очень серьезным проблемам, создать взрывоопасную ситуацию, потому что это соприкасается  с тем, что в  2009 году директор Бюро социально-культурного планирования профессор Паул Шнабел (Paul Schnabel) выразил четко и ясно: « В конце-концов речь идет о простом вопросе: кто здесь хозяин?». Его вопрос соприкасается с другим вопросом: кто должен в Голландии, собственно говоря, интегрироваться? Обязаны ли коренные жители подладиться к людям, относительно недавно  прибывшим в страну, которые к тому же представляют в численном отношении  очень скромную часть меньшинства?

На фоне глобальных потрясений, происходящих в мире, эти дискуссии, возможно, кому-то покажутся курьезными. Но к упрекам в расовой дискриминации голландцы относятся очень серьезно. Ведь уже были прецеденты. Например, в  магазинах теперь не найти зефира в шкоколаде «Поцелуй негра», так как из-за обвинений в расизме производителям пришлось слово «негр» из названия убрать.

И напоследок. Наша шестилетняя дочь Катаринка начала мечтать о встрече с Синтерклаасом задолго до начала праздника. Все это время мы, родители, были уверены, что обязательно в этом году поедем в Маасслаус встретить пароход, на котором приплывают Синтерклаас и Черные Питы. Но буквально за пару дней, узнав, что каждому, прежде чем попасть на набережную, придется пройти как в самолетах контроль безопасности, поездку отменили. В нас тоже заговорили чувства и эмоции. Праздник смотрели по телевизору. К счастью, многочисленных полицейских показывали не так часто. Я пишу этот материал незадолго до 5 декабря.  Выше я писала, что в этот день детишки не учатся, а встречают Синтерклааса с Черными Питами во дворе. Все прошедшие годы так и было. На праздник приглашали и родителей. Два дня тому назад  директор школы прислал нам письмо, в котором сообщалось о том, что в этом году всех Черных Питов заменили на разноцветных, чтобы не было никакой дискриминации и никто не почувствовал себя оскорбленным. А оскорбленными, как показал выборочный опрос, могли почувствовать себя некоторые родители. Остальных не спрашивали. Далее сообщалось, что родителей не приглашают, дети будут отмечать праздник в закрытом физкультурном зале. Вчера утром в школе случайно услышала разговор двух мам, которые договаривались о том, чтобы загримировать своих детей к празднику под настоящих Черных  Питов…

На фото:

1.     Из Испании на пароходе, заваленном сладостями и подарками для детей,  уже приехал Синтерклаас.

2.     Синтерклаас с одним из Чёрных Питов.

9_СИНТЕР.jpg9_Sintenpiet.jpg

 

 

 

 

 

 

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

w

Connecting to %s