Иногда кажется, что не все так плохо, как кажется. Однако имеющий политические глаза да видит, что в современной России нет «имперской гравитации» и стратегического мышления. Всякая империя – это духовно- государственная работа с опорой на мессианское призвание.
Чтобы американо-прагматическая мораль «успеха» овладела традиционным сознанием, она должна подтверждаться в социальном опыте. Однако российская практика «абортивной модернизации» этому не способствует. «Дорогие россияне» испытывают чувство фрустрации при отсутствии энтузиазма.
Согласно древнему – но не ветхому – Аристотелю, политика (poli– много, tikos– интерес) есть «всеобщее благо». Если политика как «концентрированное выражение экономики» (В. И. Ленин) адекватно отражает потребности жизни общества, то она становится преобразующей силой.
В настоящее время политика чаще всего понимается как «искусство возможного» и сводится к игре с аффектами. Субъективный идеалист Дж. Беркли говорил: «Существовать – значит быть воспринимаемым». Для современных политиков «существовать» – значит быть показанным в СМИ. Телевизор побеждает холодильник.
Современный политик склонен утверждать и повторять с отрепетированными перед зеркалом жестами, что былое утопическое напряжение трансформировалось в сознательное или бессознательное подчинение сложившейся ситуации.
Для того чтобы «государство богатело», политике надлежит сближаться с искусством невозможного и быть проявлением высшей реальности в реальности низшего уровня. Речь должна идти о преобразовании сложившихся форм собственности и фокусов власти. Стране нужен духовный лидер, а не бухгалтер, считающий нетто и брутто российских богатств.
Для возвращения в живую Историю желательно иметь общую духовную собственность – ценности, которые объединяют без принуждения. Должно существовать не осознаваемое на рациональном уровне «коллективное поле», в котором по самым «судьбоносным» вопросам «уже достигнут консенсус». И все люди вместе верят во что-то хорошее и большое. Собирающий смысл есть двигатель всех достижений Истории.
Реальную страну можно построить только в том случае, если будет сформировано представление об идеальном. Скрепление общества образами будущего, идеалами и ценностями невозможно заменить административными методами с применением Интернета.
Без такого компонента, как экспансия, идеология теряет свой смысл. Система политических идей есть не только интеллектуальное построение, но и активный энергетический импульс. Под влиянием идеологии как могучего нормативного мифа формируются пучки общих представлений о мире. Тектонические сдвиги в национальном сознании происходят незаметно. Однако их последствия иногда приобретают вид грандиозных социальных катаклизмов.
Обилие концепций и парадигм по вопросу о сущности идеологии есть результат «абстрагирования» философии от жизненно-социальных проблем. Точкой пересечения множества идеологий является прагматизм. Все правозащитники обычно стоят на точке зрения, которой придерживаются США.
В стране многостаночников и мешочников основная задача состоит не в эксгумации призраков тоталитаризма, а в творческом переосмыслении духовного наследия и создании обновленной системы Идей и Смыслов.
Следует трезво понимать, что история не семинарское занятие и не научная конференция. Формирование национальной идеи или идеологии и их превращение в материальную силу не должно заканчиваться созданием очередного института или аналитического центра.
В Post Communist Era приоритетной отраслью реализации идеалов становится культура. В искусстве как «самосознании культуры» сходится все человеческое и очень человеческое. Общественная динамика имеет глубинную эстетическую структуру.
Земное искусство небесной красоты – духовное удвоение реальности и утверждение Идеала. Действительность одевается блистательным покровом, «что» и «как» (содержание и форма) радостно сливаются, и в тишине мгновения звучит прямая речь Вечности. Быть может, сын Давида царь Соломон был не очень прав. Если всё проходит, то нет смысла существования. Художественно инсталлированные мысли и чувства воздействуют на человеческие эмоции веками и тысячелетиями.
Только в «мирное» время искусство вне коммерческого плена имеет коммуникативную, просветительскую, воспитательную и гедонистическую функции. «Возвышающий обман» и глубоко проникающие в недра социального бытия идеи становятся камертоном социальной настройки. «Тут кончается искусство, и дышат почва и судьба». Эмоции искусства не всегда укладываются в «катарсис» и иногда стремятся к действию.
Преобразовательный импульс можно сформулировать следующим образом: необходимо «сдвинуть» общественное мнение до такой степени, чтобы появилась возможность его участия в принятии властных решений. И с капли может начаться Ниагарский водопад. Политическими лидерами страны должны стать не попсовые герои боевиков, а создатели новых социальных Идеалов.
Это круг чрезвычайно важных жизненных проблем! Их мы коснулись в беседе с председателем Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, морским офицером, патриотом и просто надежным человеком Борисом Александровичем Орловым.
– Борис Александрович, вы – морской офицер, уже более десяти лет являющийся председателем Санкт-Петербургского отделения Союза писателей Российской Федерации. Как известно, чем выше вершина – тем тяжелее крест. Какой крест оказался тяжелее – морской или литературный? В чем состоят основные радости и муки вашей деятельности?
– Да, уже тринадцать лет являюсь председателем Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. А свой крест мы несем с детства. Правда, сначала не замечаем этого. Мир вокруг кажется светлым и добрым. То есть это Божий мир. Но постепенно начинаем ощущать на себе тяжесть человеческого мира, в котором много грехов и искушений. Тяжесть креста, который возложен нам на плечи, уже начинает чувствоваться. Постепенно приходишь к пониманию, что не все, кто улыбается тебе и говорит добрые слова, проявляют искренность. Начинаешь разбираться в людях, обзаводиться друзьями. Подобное, как говорится, тянется к подобному.
Мне повезло. Я после школы окончил Высшее военно-морское инженерное училище и стал офицером-подводником. Подводники – люди сильные духом, им присуще чувство взаимовыручки. Они ценят в первую очередь дела, а не слова. Каждый из них несет свой крест, не менее легкий, чем твой. Когда ты видишь это, самому легче идти вперед по пути, указанному судьбой.
На флотском отрезке пути, а он длился тридцать три года, почти не было плевков в затылок и ударов из-за угла. Там, если возникали вопросы, ответы на них находили лицом к лицу. Да и зависть, как правило, настоящим флотским офицерам не присуща. С психическими проблемами на флот не берут и уже тем более – в подводники.
Я благодарен своим сослуживцам, однокурсникам по военно-морскому училищу за то, что они вовремя подставляли плечо, помогали мне решать проблемы. Жаль, что в последнее время по объективным причинам вижусь с ними все реже и реже.
На чисто литературном отрезке пути многие проблемы приходилось решать одному. Помогали флотская закалка и опыт. Но крест от этого не стал тяжелее. Да и вообще об этом не надо думать. Господь каждому дает крест, который ему по силам.
Флотская служба – дело коллективное, а литературное творчество – дело индивидуальное. Поэтому в писательском труде и его оценках много субъективного. Гордыня и самомнение отдельных индивидуумов часто выплескивается через край. С самого начала руководства Санкт-Петербургским отделением Союза писателей России я столкнулся с потоками клеветы в свой адрес. Правда, большая часть их лилась со стороны, а не из нашей писательской организации. В чем только меня ни обвиняли! До сих пор в Интернете можно прочитать этот бред. Кому только ни писали против меня письма! И президенту России, и губернатору Санкт-Петербурга, и прокурору Санкт-Петербурга и участковым, и т. д. По принципу: «Если вы не отзоветесь, мы напишем в спортлото». При этом отметились не только окололитературные мошенники-коммерсанты, но и депутат, называющий сам себя профессиональным оппозиционером, а также правозащитная организация, признанная иностранным агентом… Как говорится, не соскучишься.
Основные радости приносит преодоление трудностей, которые встают на пути. Поэтому о муках говорить нет смысла.
– Давайте вспомним не такое уж далекое прошлое. В октябре 1932 года в Доме Максима Горького товарищ И. В. Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ». Насколько актуально данное определение в современных условиях?
– Вы вспомнили Иосифа Виссарионовича Сталина и его определение писателей как «инженеров человеческих душ». И это правильно, так как, употребляя это словосочетание, многие люди не знают автора. В наше время на поток поставлен процесс «промывания мозгов» через телевидение, печатные средства массовой информации, Интернет…
Я, когда речь идет о значительных событиях в истории нашей страны и о людях, которые многое сделали для ее процветания, обращаюсь к архивным материалам и первоисточникам. Не люблю функцию испорченного телефона, когда в результате общения «очевидцев» друг с другом исторические факты переставляются с ног на голову.
Поскольку речь пошла о словосочетании «инженеры человеческих душ», советую прочитать «Беседу с писателем Лионом Фейхтвангером Иосифа Сталина», которая состоялась 8 января 1937 года. В Интернете она есть. Прочитайте – не пожалеете!
Когда появилось это словосочетание? Тогда, когда в стране проходила индустриализация. Инженеры в то время играли огромную роль и пользовались большим уважением. Помню, когда я был дошкольником, бабушка говорила: «Выучишься – инженером станешь».
Проводилась не только индустриализация, но и строилось новое общество, воспитывалась новая молодежь. Поэтому словосочетание «инженеры человеческих душ» было уместно.
Сейчас же, если мы обратимся к творчеству Улицкой, Донцовой, Рубиной, Быкова и им подобных, скорее всего подойдет словосочетание «коммерсанты человеческих душ». У нас один из писателей несколько раз вскакивал на различных мероприятиях и с гордостью говорил о себе: «Я коммерсант!»
Если перед Великой Отечественной войной многие хотели стать инженерами, во времена моего детства – космонавтами, после развала Советского Союза – коммерсантами… То есть какое время – такие и герои.
Чтобы было уважение к инженерам, нужно воспитать уважение к рабочим и крестьянам.
–24 декабря 2014 года президент России Владимир Путин подписал документ под название «Основы государственной культурной политики». Данные «Основы» являются составной частью «Стратегии национальной безопасности» и содержат здоровые и актуальные положения, касающиеся в том числе и литературы. Каково ваше отношение к данному документу?
– «Основы государственной культурной политики» – очень важный документ. Но чиновники среднего и нижнего звена, на мой взгляд, либо не знают этот документ, либо сознательно пытаются саботировать. А некоторые либеральные представители культуры передергивают его положения в личных целях, искажая первоначальный смысл.
Чем занимаются «коммерсанты человеческих душ»? Я бы поставил в этот ряд не только либеральных писателей, но и либеральных представителей других творческих союзов. Не буду говорить «профессий», так в современном реестре профессий нет профессии «писатель».
Коммерсанты человеческих душ, как это и свойственно коммерсантам всех мастей, думают в первую очередь о личной выгоде.
«Основы государственной культурной политики» подразумевают первенство культуры, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. На ее развитие. Что же мы видим на деле? По-прежнему за государственной счет создаются различные учреждения современного искусства. Очень напоминающие печально известный «Ельцин-центр». А ведь всего должно быть в меру.
Традиционной культуре, основанной на духовно-нравственных ценностях, перепадают крохи. Основные же финансовые средства идут представителям авангарда и поставангарда, модернизма и постмодернизма и т. д.
Дело в том, что распоряжаться финансовыми средствами продолжают «коммерсанты человеческих душ», поставленные к кормушкам-распределителям еще Ельциным. Почти все они являются коммунистами-перевертышами или комсомольцами-перевертышами. По-видимому, руки до них у Владимира Владимировича Путина не доходят. Но надеюсь – дойдут!
Перевертыши надоели всему народу, ибо находятся от него намного дальше, чем в свое время были декабристы. И они, похоже, начинают испытывать страх за содеянное. Поэтому направляют финансовые потоки либерал-опричникам, которые, как правило, являются сексуально озабоченными. Взять, к примеру, те же пьесы, поставленные печально известным Кириллом Серебренниковым!
– В чем вы видите залог «созвучия» литературы как одной из ключевых составных частей культуры, государства и общества?
– Говоря о литературе как об одной из составных частей культуры, государства и общества, надо обратить внимание на то, как к ней относится государство и общество. Вообще-то по-разному! В каждом регионе есть свои достижения. К примеру, в некоторых республиках Российской Федерации и ряде регионов писателям выделяют региональные стипендии, гранты на их творческую работу, оплачивают коммунальные услуги Домов писателей. При этом чиновники не влезают в творческую деятельность писательских организаций, а пытаются сотрудничать с ними на равных. У нас мало кто об этом знает, но Дому писателей, открывшемуся в Чеченской Республике, могут позавидовать большинство писателей, живущих в российской глубинке.
В Санкт-Петербурге были заложены основы сотрудничества литераторов с администрацией города при Валентине Ивановне Матвиенко. Мы получили Дом писателя, регулярно встречались с губернатором, начали принимать самое активное участие в Международных книжных салонах. При Георгии Сергеевиче Полтавченко у нас появилась возможность принимать участие в издательских проектах. Но не все так гладко это проходило. Многое зависело и от директоров дома писателя, от их личных морально-нравственных качеств. Если один старался заботиться, к примеру, о том, чтобы писателям было в доме уютно, то другой в основном занимался самопиаром и т. д.
Но не это главное, а главное то, что на протяжении более десяти лет нам оказывал помощь Сергей Григорьевич Серезлеев, который был председателем Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. Он глубоко знает наши проблемы и в меру сил старался помогать нам. Хочу поблагодарить его за это. В наше время личность имеет огромное значение для функционирования государственной системы.
Теперь об обществе и литературе. Общество, к сожалению, расколото на социальные слои и группы, которые редко пересекаются между собой. Кроме того, в каждом регионе есть свои талантливые литераторы, книги которых, к сожалению, выходят очень малыми тиражами.
Сейчас Союз писателей России объединяет в своих рядах большинство талантливых литераторов Российской Федерации. Его отделения работают не только во всех субъектах страны, но и в ряде зарубежных государств. В феврале этого года председателем Союза писателей России был избран Николай Федорович Иванов, который конструктивно налаживает отношения с администрацией президента России, Государственной думой и Федеральным собранием, а также с другими организациями.
Народ ищет и читает наши книги, а ему навязывают книги «коммерсантов человеческих душ». Это делается при помощи агрессивной рекламы и сетевых книжных магазинов, ориентированных на прибыль, а не на духовно-нравственное здоровье народа.
– Как бы вы определили понятия «интеллигенция» и «элита»? Как можно стратифицировать современных работников художественного, публицистического и поэтического Слова?
– К сожалению, в средствах массовой информации часто к месту и не к месту употребляются понятия «интеллигенция» и «элита». Существует целый набор штампов, которые в каждую эпоху меняют свой смысл. Часто – на противоположный. Хотя и не всегда. Приведу цитату Сталина из его беседы с Фейхтвангером: «Роль интеллигенции – служебная, довольно почетная, но служебная. Чем лучше интеллигенция распознает интересы господствующих классов и чем лучше она их обслуживает, тем большую роль она играет.
…В капиталистическом обществе смотрят на капитал – у кого больше капитала, тот умнее, тот лучше, тот располагает большими правами».
Эти слова были сказаны более восьмидесяти лет назад. Но как они точно отражают наше время.
Понятия «интеллигенция» для меня в современном обществе не существует. Нет, кстати, такого понятия и на Западе.
По поводу понятия «элита» тоже есть своя точка зрения. Это в первую очередь те, кто служит народу и государству. Это люди с высокими духовно-нравственными ценностями. Те же, кто присосался к большим финансовым потокам, кто гонит капиталы из нашей страны за рубеж, кто работает за откаты, кто развращает молодежь, кто уничтожает традиции наших предков – это антиэлита. Или, как я их называю, – кормушечники. Когда я знакомлюсь с биографиями их дедов и отцов, бабушек и матерей – вижу: для них главное не строй, в котором они живут, не интересы народа и государства, для них главное – все время быть у кормушки.
– Борис Александрович, предлагаю закончить наш очень серьезный диалог на эмоционально-возвышенной ноте. Каково ваше представление о счастье и о светлом будущем нашего Отечества?
– Мое представление о счастье и о светлом будущем нашего Отечества такое же, как и у большинства граждан России. Это социальная справедливость, культурное, научное и промышленное процветание страны. Нужно взять все лучшее из опыта развития Российской Империи, Советского Союза и современной Российской Федерации.