Планета Земля, подобно человеческому мозгу, состоит из двух полушарий – Западного и Восточного. Обогащая грани евразийской концепции, Россия как страна десяти часовых поясов должна ассимилировать достижения Европейской и Азиатской ментальности. Оптимальная Европа оплодотворялась опытом географических открытий, радикально-политических всплесков и великого переселения народов. Однако и мудрый Восток все больше экспонирует, что древние цивилизации не канули бесследно в Лету.
Пространство Японии чуть больше Израиля, а культура кардинально не совмещается с американской. Там ничего нет, и есть все. «Японское чудо» нашло ключ к акселерации экономики в творческой сути человеко-деятельности. Японцы – самые лучшие в мире работоголики с глубокой потребностью в высоком искусстве созерцания. Островная Япония с молодыми и не очень гейшами (буквально ‒ люди искусства) не была культурно-стерильно-изолированной. Способный японский режиссер А. Куросава активно сближал традиции «Восток ‒ Запад» и создал киноадаптацию романа Ф. М. Достоевского «Идиот» (1951 г.) с Масаюки Мори в главной роли.
Многие японские фирмы украшают сталинские лозунги. В японских синтонических храмах, как и в первом Иерусалимском, бесплатный вход (и выход) охраняется фигурами львов. Слегка поражает фонетическое и смысловое совпадение многих слов японского языка и иврита («собрание» по-еврейски «кнессет», по-японски «кнесси», «трудность» на иврите «коши», по-японски – «кошу». И так далее).
Не только через узкий китайский взгляд заметна почтительность Дальнего Востока к традиции. Камни прошлого – ступени в будущее. Поколение за поколением наращивало пласт знаний на древнейшей первооснове. Восточно-глубинные толчки и волны пошли от Древнего Китая. Его философы и «мудрейшие мужи» основательно наследили в разнообразных сферах – от основ мироздания и боевых искусств до стратегии гос-строительства. Как условная модель боевого сражения на благоразумном Востоке возникла древняя и вечно юная игра в шахматы.
Высшую ступень эстетико-китайского совершенства выражала категория «и-пинь» (род, сорт, разряд). Данный аксиологический концепт развивался, уплотнялся и переоткрывался в соразмерности с общим и искусствоведческим пониманием. На древнекитайских картинах, гравюрах и иллюстрациях человек обычно находится не на первом плане.
Склонная к пассивному созерцанию и самая протяженная во времени Китайская цивилизация ориентирована на великий порядок, гармонию и справедливость. На Востоке не было резко выраженных ступеней-этапов-эпох и время перемен считается роковым периодом истории. В пору китайского средневековья от просветленного человека требовалось быть и поэтом, и музыкантом, и живописцем, и философом. Каждый кандидат на государственную должность должен был написать рифмованное сочинение на заданную тему. Китайские любомудры по призванию утверждали, что деградация в музыке есть верный признак неблагополучия и даже гибели государства.
Легендарный итальянский средневековый М. Поло редко воровал духовные бриллианты вместе с деревянным ящиком. Пилигрим и купец в «Книге о разнообразии мира» отразил свои неизгладимые впечатления о путешествии по Азии с заходом в Китай продолжительностью в семнадцать лет.
Российским актерам очень трудно достоверно изобразить европейцев, но товарищ Сухов из «Белого Солнца пустыни» (режиссер – В. Мотыль) легко и вполне доходчиво объяснил, что Восток – дело тонкое. Истина рождается не в споре, а в безмолвии и самосовершенствовании. Твердое и толстое ломается, мягкое и тонкое непобедимо. Вода побеждает скалы. Сила духа, превосходящая силу тела – щит личности. Духовная немощь тяжелее телесной. Чтобы победить противника, потребно одержать победу над собой, ибо преодолевший себя непобедим.
Антиномия духовного и материального высвечивает противостояние Востока и Запада, гармонии и конкуренции. Культуры разнятся и представлениями о старости. Азиаты более благосклонны к уходящей молодости. По всем вероятиям, легче стать китайским мудрецом, чем американским. В китайской станице Бама очень высокий удельный вес долгожителей.
Согласно букве и духу евразийской теории, единство многообразия – весомое условие мировой и национальной динамики. Такой подход совпадает с конфуцианской идеологией. В книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания») содержится архиглубокая мысль: «Благородный муж стремится к единству через разномыслие, но не стремится к единству через послушание».
К воззрениям Кун Фуцзы (VI век до н. э.), известного в Европе как «Конфуций», восходит собственно философская традиция с не совсем чеканно сформулированным нравственным императивом. Быть может, Конфуций был полуеврейским мудрецом и имя знатного рода Кун происходит от названия израильских священнослужителей «коэн». Цитатник из сочинений Конфуция усваивался наизусть всем китайским народом. В начале III тысячелетия китайцы начали создавать по всему миру «институты Конфуция».
В китайском языке нет иероглифа «бог», однако в философии мудрейшего Лао-Цзы слегка абстрактное «Дао» трактуется как «всеединое». Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо – от Дао, а Дао – от себя самого с верностью изначальной основе. В изменчивом есть неизменное как истинно-сущее. Заветы даосов обращены ко всем желающим вместить в себя целый мир и обрести подлинно великое и Вечное. В даосизме фокусируются корни игры с посягательством на святая-святых европейского индивидуализма. «Мудрый человек не имеет собственного сердца, ‒ учил Лао-Цзы. ‒ Его сердце состоит из сердец народа» .
Японцы по сравнению с китайцами менее склонны к отвлеченным рассуждениям. Поэтому всеединое «Дао» превратилось в более реалистичное «До» (буси-до, каратэ-до, дзю-до).
Желтолицым китайцам присуще и специфическое чувство юмора. Связка «король-шут» прочно вошла в народное сознание и на Востоке. В отличие от европейских смеховиков, свобода китайского шута без колпака и бубенцов базировалась не на придворном безумии, а на императорской благосклонности с желанием время от времени узнавать правду. Китайские шутники нацеливали свои стрелы на самовлюбленных чиновников-службогонов и любую «священную корову» с атрибутами благоговения и неприкосновенности. Без удобной маски идиота границы воли затейщиков часто нарушались и иногда переступали опасную грань конфронтации с властью. Китайский Геродот, Сыма Цянь (145–86 год до н. э.) пробудил интерес других столпов к данной судьбоносной проблеме.
На Востоке родились поговорки: «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» и «Пулей можно убить одного, смехом можно убить тысячи».
В славянском преломлении азиатско-рисовая страна идеализировалась. China несколько раз упоминается в нон-фикшн тверского купца Афанасия Никитина «Хождения за три моря» (ХV век). Страстным желанием побывать в Китае горело «Солнце русской поэзии» А. С. Пушкин. Образ Китая стяжал символическое значение в дебатах сторонников и противников прозападной ориентации. Граф С. С. Уваров выступал с инициативой (не наказуемой и не реализованной) учреждения Азиатской академии.
Идущий по борозде за плугом Л. Н. Толстой видел в Поднебесной воплощение земледельческо-духовной гармонии, искренне увлекался восточными идеями и изъявлял мечту выучить китайский язык. Постулат Конфуция о главной роли этико-морального критерия писатель сложной биографии использовал для жесткой оценки модернизма и декаденства. В «Крейцеровой сонате» даже музыка Бетховена и драмы Шекспира подвергались «нравственной зачистке» через призму конфуцианских доктрин.
Младший современник Л. Н. Толстого и философ-поэт колоритной натуры Владимир Соловьев пророчил грядущее столкновение двух культурных миров, в котором духовно-гормональный Китай с рисоводческими кооперативами легко окажется сверху христианской цивилизации.
Великий не-академик Д. И. Менделеев ставил духовную культуру Китая выше европейской. Горячо любимый тесть А. А. Блока отмечал, что у русских есть то преимущество, что они раньше китайцев прорубили окно в Европу, а у китайцев то, что они раньше и тверже всех народов стали следовать за мудрецами, проповедовавшими великое влияние добрых нравов.
Страстный любитель театра К. С. Станиславский многое позаимствовал из восточной литературы для создания своей «системы» (кавычки ставил Он Сам). В советских редакциях стали постепенно исчезать понятие «прана», сравнение создаваемого актером образа с эфирным или астральным телом, но сохранились такие термины, как «перевоплощение», «зерно образа» и др. «Система» одарила своим богатством актеров и режиссеров. Упражнения для развития внимания, сосредоточения, свободы мышц сближают актерскую систему с методологиями медитативных техник, особенно прописанных в буддизме.
Совсем не странно, что глубокую корневую систему и юные побеги в Китае имеет Ветхозаветная Библия. Евреи размножаются не так быстро, как китайцы, однако жили и живут на всех материках, кроме Антарктиды. В статье «Китай» из Еврейской энциклопедии можно прочитать: «Действительно, все данные указывают на долгое и своеобразное развитие религиозной и общественной жизни китайских евреев, начало которой едва ли может быть отнесено ко времени более позднему, чем первый век христианства».
Один из лейтмотивов дружбы народов явственно прозвучал еще в Хазарском каганате. Там славянский этнический субстрат государственно сожительствовал с народностями туранского и семитического генезиса. Квадратуру круга судеб России, Китая и евреев высветил разгром данной Ассоциации киевским князем Святославом в 965 году. Кровавый эксцесс в низовьях Волги гулким эхом откликнулся по всему миру.
Судьбоносная проблема «Китай и сионизм» не всегда активно присутствует в российских академических планах, однако в Китае о евреях написаны погонные метры книг. Историк западной ориентации Т. Н. Грановский в юном возрасте познакомился с Торой и в студенческой работе «Судьбы еврейского народа» называет Китай самым удаленным местом эмиграции евреев после захвата Римом Иерусалима. «Евреи, – проницательно замечает будущий светила, – проникли в Китай и основали там в Ка-ин-фу колонию, которая существует до сих пор».
Община Ка-ин-фу с древней синагогой, построенной по типу китайского храма, магнитила внимание служителей Клио. В период расцвета личный состав общины насчитывал несколько тысяч активных членов с профицитом эндорфинов. Колена Израилевы очень легко ассимилировались в китайской культуре, с готовностью включали ее традиционные ценности в свои религиозные устои и ели мацу китайскими палочками.
Для обогащения внесознательных ассоциаций можно вспомнить, что многолетние и не совсем ветхие греки и римляне иногда превращали свои тела в художественные произведения, а Китай называли «Sinae» («Синэ», «Синае»), что каким-то удивительным образом созвучно со словом «Синай». Очевидно, не совсем случайно и термин «синагога» (сина-гога) содержит элемент «сина».
И в более поздние времена синайские мудрецы и китайские богдыханы результативно взаимодействовали на мировой арене. В феврале 1972 года от Р. Х. израильские дипломаты инициировали открытие консульства в Гонконге. В том же году в Израиле были сделаны шаги к созданию общества израильско- китайской дружбы, а премьер-министр Голда Меир без шуток заявила, что ее страна стремится завоевать поддержку Китая. Современный Гонконг – это дальневосточная столица евреев (вторая столица – Шанхай), а на Тайване наблюдается большое количество Ротари-клубов.
Китай без олигархов рассматривает Поднебесную как дом, где живет большая семья, регулярно медитирует и систематически познает не только российскую, но и еврейскую проблематику. В спектре исследуемых проблем – культура и история израильтян, а также такие экстравагантные темы, как «евреи и деньги», «мудрость евреев», «еврейский юмор», «евреи и политика США». Крайне сдержанно освещаются «культурно-советские особенности». Обстоятельно говорится о Еврейской автономной области с центром в Биробиджане. В результате многотрудных исследований, затратив большое количество человеко-мозгов, китайские авторитеты пришли к оптимистическому выводу, что только еврейскую культуру можно поставить на одну доску с китайской.
– Лева, вы знаете, порох, оказывается тоже изобрели евреи!
– Чепуха, все знают, что порох изобрели китайцы.
– Да-да. Лю-шинь-берг и Вань-шань-штейн.
Быть мудрым по-китайски – значит не упустить момент для воплощения мечты или цели. Сегодня шагающий левый марш Китай с самой длинной и видимой из космоса стеной не плача и не смеха превозмог трагические последствия «культурной революции» и продолжает граничить с Монголией. Китай повышает культурную мягкую силу государства при помощи обаяния конфуцианской традиции, спорта и центрального телевидения. Ни одна экономическая теория Запада не может объяснить «китайского чуда», главный инструмент которого – сознание кадров. Можно заметить в скобках, что в китайском языке словосочетание «заниматься бизнесом» совпадает с понятием «осмысленно жить».
Азиатская страна неоднократно делала последнее китайское предупреждение воробьям, которые расклевывали народный рис с народных полей. Китайцев в Китае больше, чем воробьев. Мудрый и активный Китай в географическом смысле находится далеко от Европы. Однако он обладает крупными шансами на национальное преломление европейской идеи развития. «Младший брат» стал старшим соперником. СМИ и популярная литература расширяют «китайский вопрос».