Дина Лёвина, Ольга Прусакова. На празднике жизни: Глеб Горбовский остается с нами

В Духовно-просветительском центре Александро-Невской Лавры «Святодуховский» состоялся вечер памяти Глеба Яковлевича Горбовского (1931–2019 гг.) – известного поэта и прозаика, действительного члена Академии российской словесности. В тот день ему исполнилось бы 90 лет.

Глеб Горбовский родился в Ленинграде, в семье учителей. У поэта непростая судьба: три года жизни на оккупированной территории, скитание по детским домам, побег из колонии для несовершеннолетних, служба в армии. По словам самого Горбовского, сочинять «какие-то песенки» начал в детстве, но не записывал их. К настоящей поэзии приобщился, когда, сбежав из колонии, стал жить с отцом. Но до тридцати лет он нигде не печатался. Известность пришла к нему только в 1968 году с выходом сборника «Тишина», который очень быстро был запрещен. Тираж оказался серьезным для тех времен — около 50 тысяч. По воспоминаниям поэта, редактор «Тишины» Борис Друян «затаил, спрятал часть тиража — довольно много пачек… И поэтому появлялись дареные книжки». Для читателей уже первый сборник оказался настолько важным, что добывался любыми возможными способами.

Потом сборники выходили один за другим. Благодаря естественности, мелодичности и непринужденности стихотворения «Фонарики ночные», «Приходите ко мне», «Пора любви» быстро превратились в песни, которые до сих пор  многими воспринимаются как народные. Примечательно, что поэт никогда не брал гонораров, даже когда тексты его песен использовались в кино. Многие из прозвучавших стихотворений и спетых песен оставили неизгладимый отклик в нашей душе.

«Фонарики» стали в прямом смысле народной песней. Написанный в середине 1950-х годов в Череповце текст невероятно органичен. Лирический герой в отчаянии и, возможно, даже зол:

я никого не жду,

я никого уже не в силах полюбить.

Он категоричен и резок в своих оценках происходящего, но в этом вся сила стихотворения. Резкость и искренность суждений определяет ритм стихотворения, в котором запрограммирована особая мелодия. Однажды услышав напев «Фонариков», никогда его не забудешь, он станет твоей мелодией.

Стихотворение «Заря вечерняя»  более позднее. Оно было написано в 1964 году, когда у Горбовского, уже члена Союза писателей СССР, поэтические сборники выходили один за другим.

Грустная мелодия «Зари» навевает мысли о вечном: о быстротечности времени, об одиночестве, неизбежности не только взросления, но и старения человека. Тридцать лет жизни сошлись в воспоминаниях лирического героя, вылившихся в невероятно трогательные поэтические строчки. Мысли о прошедших годах и приближающейся старости воплотились в образе зари вечерней, встающей на горизонте.

Пока лирический герой молодой, он наблюдает за тем, как темнеет все вокруг. Природа, весь окружающий мир аккомпанируют его чувствам: «мокрый плющ стекает по стене», «ветхий гром отзванивает грустно». В одном стихотворении меланхолично, тонко передано состояние человека, который  вдруг ощутил груз времени. Только истинному поэту это под силу.

В 1964 году был создан еще один поэтический «бестселлер» Горбовского, вызвавший особый отклик у аудитории, — «Приходите ко мне ночевать». В этом стихотворении грустит влюбленный романтик. Кажется, что время замирает, а в мире остаются только двое влюблённых. Их тёплым чувствам, как это часто бывает именно у Горбовского, соответствуют особая свежесть и уют: хочется оказаться у костра, наблюдать за пламенем, тихо разговаривать до самого утра, не думая ни о чем.  Зеленые травы, горная река, костер, сны, молодость, грусть.

В словах, обращении лирического героя — нежность и забота: «я из трав соберу вам кровать», «надо голову чуть опустить и тихонько сидеть до утра»…

Когда слушали Горбовского, казалось, что  творил он легко, как бы мгновенно строчки возникали из воздуха. Слова порхают, словно мотыльки, а рифмы ложатся гладко и свободно… И каждая строчка, каждая строфа звучали в подтверждение давних слов Вадима Шефнера: «Глеб Горбовский — на мой взгляд — один из самых интересных поэтов, причем я имею в виду масштаб не ленинградский, а всесоюзный. За последние годы в нашей поэзии появилось много талантливых молодых поэтов, но и среди них Горбовский выделяется естественностью своей речи и подкупающей простотой (но отнюдь не простоватостью) интонации. У него не просто талант, а то, что характеризуется старым русским словом — дар. В каждом стихотворении Горбовского отражен миг жизни поэта — то грустный, то веселый, то торопливый, то задумчивый. И ощущение этого мига передается читателю. Вот это умение передавать настроение, ощущение и есть самая важная и самая ценная черта в работе Горбовского…»

А чего стоят стихи Горбовского о Ленинграде! Тонкая ирония и огромная любовь к городу с удивительной и трагической судьбой.

Вечер памяти любимца горожан собрал большую, самую разнообразную аудиторию. Вел его близкий друг поэта Сергей Новожилов. В самом начале звучали песни в исполнении заслуженного артиста России Виталия Псарёва, сумевшего создать удивительную атмосферу праздника — торжественную и теплую. Особое впечатление на зрителей произвела видеозапись 1965 года, на которой сам Глеб Горбовский исполняет стихотворение «Письмо из экспедиции». Слушали с удивлением, улыбкой, а подчас и слезами, всматривались в кадры, узнавая людей, окружавших поэта в тот день.

Для нас особым откровением прозвучало выступление Юрия Семёнова, читавшего стихи и исполнившего в дуэте со своей дочерью Юлией Тарава-Дробыш песню «Кто не любил». Сочетание мужской и женской вокальных партий заставило по-новому воспринимать глубочайший смысл известного поэтического текста.

На вечере присутствовали петербургские литераторы — исследователи и популяризаторы творчества поэта. Председатель Православного педагогического общества В. В. Семенцов размышлял о «ключевых словах в творчестве Глеба Горбовского». Главный редактор журнала «Невский альманах» Владимир Скворцов сообщил о подготовке специального номера, посвященного поэту. Николай Астафьев прочёл два своих собственных сочинения, адресованных товарищу по поэтическому цеху, а также стихотворение «Жизнь — малина и жизнь — чеснок».

На празднике были и молодые поклонники таланта Горбовского — учащиеся Колледжа российской традиционной культуры и девятиклассники Президентского физико-математического лицея № 239, замечательно и так чувственно исполнившие поэтическую композицию «Местопребывание — Земля». Ребята выбрали строчки, которые вызывали наиболее сильный душевный отклик. В их исполнении на вечере памяти прозвучали стихотворения «Душа ещё жива», «В лодке», «Заря вечерняя» и многие другие. Мария Амфилохиева, поэт и член союза писателей России, дала ребятам несколько советов по декламации, а также помогла выбрать название композиции. Важно отметить, что сама Мария Вальтеровна, хоть и не близко, но знала Глеба Яковлевича Горбовского лично.

Закончился вечер просмотром видеоролика Народного коллектива самодеятельного творчества Республики Коми «Зыряночка» с песней «Зыряне», автор музыки  —  Алексей Ген.

Вход на вечер был свободным, зал — практически полным. Публика была покорена выступающими и искренне аплодировала. Мы уверены, что после таких встреч у Горбовского почитателей прибавится!

Когда-то древнеримским философом Цицероном была высказана мысль: «Жизнь мертвых продолжается в памяти живых». Рано или поздно все люди уходят, каким бы грустным ни был этот факт. Но если физическое присутствие рядом с нами, к сожалению, уже не ощутить, то можно возродить их к жизни в нашей памяти.

Глеб Горбовский до сих пор среди нас. И более того, с каждым годом его присутствие будет становиться все более ощутимым. Мы в этом уверены. Когда мы пришли на вечер, всё, что мы знали о поэте, почти исчерпывалось содержанием коротенькой библиографической справки: поэт жил и творил в советские годы. А после замечательного разговора мы пожалели, что до сих пор почти ничего не слышали о трудной жизни поэта, которая благодаря невероятной силе характера и таланту переплавлялась в живое и чувственное слово. Жизнерадостный настрой многих песен говорит о силе его характера, ведь он не сломился, не очерствел, сохранил свою человечность. Поэт продолжал дарить людям радость и свою любовь!

Об этом говорит и количество пришедших на вечер друзей. Сколько близких ему людей читало стихи, пело песни! И у многих на глазах слезы…

Вечер, как нам показалось, имел глубокий дидактический смысл. Артисты покинули сцену. Прозвучали последние мелодии, заключительное слово, но люди не спешили расходиться: вероятно, хотели еще немного «побыть рядом» с поэтом. Мы и сами покидали зал с ощущением легкой грусти, которая по-доброму отзывалась внутри. Соприкосновение с высокой поэзией не прошло даром: стихами Горбовского уже дома мы зачитывались до поздней ночи… И звучали замечательные строки Глеба Яковлевича:

Мои рифмы — обычны,

как на грузчике ноша.

Мои ритмы — типичны,

потому что похожи

на дыхание моря,

где лежат пароходы,

на прикрасы и горе,

на леса и народы.

Мои строки поточны,

мои буквы буквальны;

песни, —

как бы нарочно,

нарочито нормальны.

Потому что стихия —

та же песня простая.

Потому что стихи я

не пишу, а рождаю.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s