Наш гость – Александр Чистов. Строгановский дворец – как старинная книга

Санкт-Петербург город мостов, набережных и великолепных дворцов. Один из них – на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Это Строгановский дворец. Приятных пастельных оттенков, в стиле барокко с великолепно отделанными архитектурными элементами. Внутри – картинная галерея, парадная столовая, которую называли «душой дома», минералогический кабинет. Дом Строгановых принадлежал шести поколениям знаменитого рода покорителей Сибири, создателей величия Российской Империи. К его созданию приложили руки виднейшие архитекторы Франческо Растрелли, Андрей Воронихин, Карл Росси.

Сохранять музей, заботиться о его развитии и процветании – почетная обязанность. И в то же время дело это ответственное, трудное. Александр Витальевич Чистов – заведующий Строгановским дворцом, филиалом Русского музея. В 1988 году он окончил Ленинградское речное училище, затем обучался в Санкт-Петербургском университете МВД по специальности «Юриспруденция». Почти двадцать лет его деятельность была связана с Балтийской таможней. Он возглавлял Кронштадтский таможенный пост. С 2020 года Александр Витальевич работает заведующим в Строгановском дворце.

Александр Витальевич, Строгановский дворец – удивительный памятник архитектуры, который, как известно, в настоящее время является частью Русского музея. Как получилось, что вы, в течение многих лет занимаясь таможенным делом, перешли на работу в музей?

–  Действительно, больше двадцати лет я работал в таможенных органах. Потом ушел на пенсию и успешно занимался бизнесом почти двенадцать лет. К 50 годам у меня родилась мысль кардинально что-то поменять в своей жизни и заниматься тем, к чему лежит душа. Долгое время был в поиске, а потом по абсолютной случайности получил возможность реализовать накопленный жизненный опыт работой в Русском музее.

 – Вы помните свои ощущения в тот момент, когда впервые перешагнули порог Строгановского дворца в звании заведующего?

– Такой момент трудно забыть. Я бы сравнил это с ощущением, когда держишь в руках старинную книгу. Она уже сама по себе история, ведь побывала за долгие годы  в руках у разных людей. Строгановский был старинной книгой, которую нужно было прочесть, понять и погрузиться в ее содержание – содержание  самого дворца, людей, которые его возводили, которые здесь жили и творили.

– Как оказалось, те, кто проходит мимо великолепного здания пастельных оттенков на Невском, 17 Строгановского дворца, далеко не всегда знают, что внутри находится музей. Расскажите, когда дворец начал функционировать именно как музейный объект и как долго в этом качестве развивается?

– У него судьба, к сожалению, сложная. С. А. Строганов, один из последних владельцев дворца на Невском, здесь практически не находился: он жил либо в Москве, либо за границей. Весной 1914 года управляющий дворцом Н. К. Либин составил первый в истории план реставрации Строгановского дворца и последующего создания в нем музея.

Потом – революция. После нее в 1918 году Строгановский дворец национализировали. С 1919 по 1929 год здесь был Народный дом-музей или бывший Строганов – так он назывался. Затем дворец передали в пользование сначала сельхозинституту, а потом закрытому институту, который занимался морскими системами. Таким образом, до 1989 года, пока Русскому музею не передали это здание, оно было закрыто для посещений. Единственное, что было доступно, – это дворик, в котором находился сад с фонтаном. По словам современников, петербуржцы-ленинградцы очень любили беседовать на скамейках под сенью тенистых деревьев. Дворец же был закрыт, поэтому его никто не воспринимал как музей. С 1991 года началась реставрация, которая идёт до сих пор: основные помещения были готовы к 2014 году, но два из них ещё не закончены.

– Вы могли бы назвать самые значительные события из жизни дворца-музея, который в последние десятилетия ассоциировался то с Музеем шоколада, то с бесконечно раздражавшим  ленинградцев-петербуржцев  рестораном во внутреннем дворике?

– Самым ярким событием я бы назвал завершение строительства дворца, которое под руководством знаменитого Ф. Б. Растрелли началось в 1753 году. А уже через год в еще недостроенном дворце был устроен костюмированный бал в честь рождения наследника престола, внука императрицы Елизаветы, великого князя Павла Петровича. В «Санкт-Петербургских ведомостях» писали: «В большей зале танцевали при изрядной музыке; а в прочих покоях во всю ночь подчивали дорогими напитками, фруктами и конфетками в великом довольстве. При том же в трех больших покоях поставлены были столы, которыя с 11 часу до полудни до 7 часа по полуночи всегда были снова накрываемы, за которыя маски поеременна садилися, ибо за утеснением месте всем вдруг за оными уместиться было не возможно». И потом волею судьбы Павел I, тогда еще не являвшийся императором, становится крестным отцом Павла Александровича Строганова, одного из будущих владельцев этого здания. Вот такая интересная судьба.

Через почти полстолетия А. Н. Воронихиным был перестроен северо-западный угол дворца и оформлен ряд программных парадных интерьеров для Александра и Павла Строгановых.

Дворец превратился в неповторимое пространство, в котором царило искусство. 23 ноября 1789 года была поставлены пьеса «Нина» французского драматурга Николаса де Алейрака. «…Орекостром правил Бортнянский, хоры были из придворных певчих. Весь спектакль произвел действие прекраснейшее» – писал И. М. Долгорукий. А в начале XIX века по случаю первых побед над французами в доме графа Строганова исполнялась «Кантата» на стихи Г. Р. Державина и музыку Д. И. Бортнянского.

В 1805 году в Физическом кабинете дворца Александру I была впервые показана модель будущего Казанского собора, выполненная архитектором Воронихиным. Руководителем комиссии по строительству собора был граф А. С. Строганов.

В 1840-х годах П. С. Садовников завершил архитектурную композицию Строгановского дворца, которая сохранилась до наших дней.

– А как вам удалось избавить музей от этого злосчастного ресторана?

– Ресторан существовал здесь ещё с 1991 года, двадцать с лишним лет. И последние годы он не использовался по назначению, имел совершенно потрепанный и уставший вид. Но мне удалось договориться с бывшим владельцем, и он принял решение о сносе своего заведения. Так как внутри находилась скульптура XVII века, мы контролировали весь процесс. Сейчас эта скульптура открылась в нашем дворике и на неё можно взглянуть.  

– Каким вам видится Строгановский дворец, например, через три года? Пять лет? Десять?

– Хотелось бы, прежде всего, чтобы при входе во дворец у человека возникало бы яркое ощущение, что это был жилой дом. Важно показать посетителям, что здесь обитали люди, они устроили свой быт… Понятно, что сами дворцы не строились изначально как музейные пространства, поэтому экспонирование здесь достаточно проблематично, тем более если принять во внимание недостаточно широкие анфиладные помещения. Но  мы с коллегами все-таки планируем сделать так называемую реэкспозицию, то есть получить вещи из хранилищ Русского музея и экспонировать их уже здесь, в великолепных залах нашего дворца.

Важно, чтобы во дворце было больше предметов того времени. К сожалению, предметы из коллекции Строгановых частично была проданы в 1939 году, частично перешли в Эрмитаж. Но мы стараемся воссоздать ушедшую атмосферу  с помощью старинных вещей, напоминающих о создателях-владельцах Строгановского дворца.

– Какими бы вы хотели видеть своих гостей — посетителей музея?

– Музей – важная институция для воспитания и формирования мировоззрения, поэтому мы хотим видеть здесь разных людей: и молодых, и взрослых, и гостей нашего города, и, безусловно, петербуржцев. По нашим подсчетам, около восьмидесяти процентов петербуржцев в Строгановском дворце не были, поэтому мы их очень ждем!

Нам важен каждый человек, который приходит в музей. Мы его воспринимаем как своего зрителя, как друга. И постараемся сделать все, чтобы его присутствие здесь было приятным и для него, и для нас.

 – А что музей может предложить молодым экскурсантам?

– На сегодняшний день, учитывая количество гаджетов, важно ориентироваться на комфортную для молодых экскурсантов среду. Для этого мы работаем со студентами ИТМО, СПбГУ и других учебных заведений, чтобы понять их запросы, взглянуть на дворец их глазами. Думаем над внедрением очков виртуальной реальности и QR-кодов, чтобы на экскурсиях молодые люди не отвлекались на гаджеты, а использовали их в просветительских целях.

– Строгановский дворец назвали «приютом муз», так как здесь устраивали пышные балы и проводили поэтические вечера. Возможно ли это сейчас?

– Да, это важное направление, которое мы тоже принялись активно развивать. Сейчас контактируем с большим количеством специалистов из театральной и музыкальной среды: с Кикиными палатами, с Российским государственным институтом сценических искусств. Планируем ряд встреч и выступлений  молодых талантов. Музей должен жить, но здесь следует действовать аккуратно и не превращать его в дворец культуры. Все же у него другая функция — экспонирования.

 – Дворец огромный, и порой, чтобы рассмотреть все, нужно время. По вашему мнению, на что в первую очередь стоит взглянуть человеку, пришедшему в музей первый раз? Парадную столовую графов, картинную галерею или, может быть, минералогический кабинет?

– На самом деле дворец не такой уж большой, и обойти его самостоятельно можно в течение часа. Заходя внутрь, нужно смотреть на все в совокупности, чтобы понять, как здесь жили люди. Каждый зал имеет свою функцию: в танцевальном зале танцевали, в столовой устраивали обеды и званые ужины, в картинной галереи организовывали выставки.

Знакомиться с нашим дворцом лучше с помощью заказной экскурсии, либо самостоятельно изучив материал. К тому же сейчас мы ведем большую работу по составлению аудиогида. Благодаря ему каждый желающий сможет прикоснуться к жизни графов Строгановых.

Беседу вела Ольга Прусакова

Leave a comment