Наш гость – Кирилл Смирнов. Газета «Санкт-Петербургский дневник»: формат издания – «острый позитив!»

16_СМИРНОВ_фото

Кирилл Игоревич Смирнов – главный редактор официального издания правительства Санкт-Петербурга «Петербургский дневник» и электронного СМИ, работает в должности с 9 октября 2017 года.

Послужной список: окончил  РГПУ имени А. И. Герцена, работал в комитете по печати начальником отдела медиапланирования ведомства по печати и связям с общественностью администрации Ленинградской области, занимал три года должность заместителя председателя комитета по печати правительства Санкт-Петербурга, а ранее на протяжении нескольких лет работал с депутатом ЗакСа Терентием Мещеряковым – являлся его пресс-секретарем, возглавлял пресс-службу Фрунзенского района, затем работал в Кронштадтском районе руководителем пресс-службы.

Персональные странички в Сети раскрывают открытую и многогранную личность очень позитивного и увлеченного человека. Он присутствует практически на всех значимых мероприятиях города. Например, успевает сфотографироваться с Кубком мира, который привезли на телеканал «Санкт-Петербург» всего на 45 минут.

Заядлый театрал, Кирилл Смирнов  стремится побывать на всех премьерных спектаклях – от авангардного балета Монте-Карло «Золушка» до квартирника с группой Чайф, успевает стать членом жюри конкурса журналистского мастерства «Мистер и мисс СМИ» в СПбГУ, участником видеоконференции с Тюменью, докладчиком  на Всероссийской научно-практической конференции в Гуманитарном университете профсоюзов, где выступает с презентацией собственных проектов, потом  участвует в международном  молодежном  форуме «Медиа-Старт», занимается  на семинаре FiFa  по связям с общественностью. И что удивительно, главный редактор городской газеты присутствует не всегда как зритель или официальный представитель издания, а часто как прямой участник событий. Сегодня Кирилл Смирнов «рассекает» на велосипеде, завтра готовится к марафону, бежит с коллегами и друзьями очередную «Гонку героев», оставив позади 10,6 км и 39 испытаний, послезавтра играет в интеллектуальном клубе «60 секунд» на городском финале «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» с коллегами из Смольного и сокурсниками по Межрегиональному ресурсному центру, потом получает, пройдя языковой тренинг, итоговый сертификат «Деловой английский язык». Кирилл спешит жить, сообразуясь с пульсом мегаполиса. Но его главное детище – городская газета, которую он стремится сделать такой же насыщенной по событиям, динамичной и полной оптимизма. Похоже, и здесь Кирилл Смирнов нацелен на победу.

«Петербургский дневник» предстал перед читателями в обновленном виде, пройдя ребрендинг, изменил логотип и верстку, стал более привлекательным, современным и удобным для чтения изданием.

         — Расскажите, пожалуйста, Кирилл Игоревич, о концепции газеты «Петербургский дневник», редакционной политике, формате и новых трендах в её организации.

— Газете «Петербургский дневник» в этом году исполняется 15 лет. Планируем достаточно серьезные мероприятия, хотим достойно отметить этот праздник.

Пришел сюда работать относительно недавно, в октябре 2017 года. До этого около 9 лет работал на разных государственных должностях. Последней была должность заместителя председателя комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга. Это орган, отвечающий за все средства массовой информации в городе.

Но по поручению руководства меня направили сюда для изменения существующего положения газеты и ее сайта. В феврале 2018 года мы перезапустили газету «Петербургский дневник» – она изменила свой внешний вид, другим стало визуальное восприятие для аудитории, мы изменили и подход к текстам. Появились новые рубрики: «Власть», «Городские легенды», «Капитал», «Урбанистика» и «Просвещение». Если говорить о формате издания, то мы определили его для себя как «острый позитив», который был популярен в Советском Союзе, и чего почти не осталось в современных российских СМИ. Мы стараемся развернуть проблему и показать, что нужно для того, чтобы её непременно решить.

В апреле мы также полностью перезапустили сайт, который еще в октябре перерегистрировали и сделали отдельным, полноценным СМИ. До этого он функционировал исключительно как сайт газеты. Это позволяет нам разделять информационные потоки и содержание текстов в газете и на сайте. В перспективе хотим создать вообще самостоятельную редакцию для нашего интернет-издания.

         — То есть сейчас редакция работает на два фронта?

— Всё верно, у нас есть два штатных расписания, функции главного редактора и в печатном, и в электронном варианте пока совмещаю я. Также уже в ближайшее время собираемся запустить мобильное приложение. В июле, в рамках праздничных мероприятий, надеемся презентовать приложение губернатору города. Для нас важно показать, что правительственное СМИ, на которое город выделяет субсидии, старается идти в ногу со временем.

Именно такую задачу ставили и наши учредители в лице правительства Петербурга, чтобы четко разделить поток информации. Печатная версия больше ориентирована на бюджетников, на аудиторию «от 40 лет». А сайт, соответственно, предназначен для людей «до 40».

Нам уже удалось изменить и нашу целевую аудиторию. Если еще недавно потребителями контента сайта была аудитория – люди после 55 лет, то сегодня она значительно помолодела.

Также учредители от нас требовали в большей степени показывать более локальную картину, нежели федеральную. Нашей целью было обеспечить четкость содержания, чтобы люди, зайдя на сайт, понимали, что здесь могут узнать об актуальных событиях и проблемах в Санкт-Петербурге.

В процентном соотношении нельзя сказать, что аудитория резко выросла. Но с апреля этого года нам уже удалось достаточно расширить охват читателей с помощью их перехода из социальных сетей.

Сегодня в среднем мы получаем охват в 30 000 уникальных пользователей в сутки, но часто информационные всплески дают нам до 80 000 уникальных посетителей.

По данным исследований компании «Медиалогия», «Петербургский дневник» по цитируемости среди всех СМИ Санкт-Петербурга в феврале этого года занял лишь девятое место. А в апреле – уже третье, в мае – четвертое. Это из 20 средств массовых информаций города, куда входят телевидение и сетевые СМИ. Задача на ближайшее время – закрепиться в тройке.

         — Считаете ли вы, что в вашей нише нет конкурентов?

— Ну, если говорить об общественно-политических, доступных газетах, то, конечно, понимаем, что мы единичны. Выделяется издание, прежде всего, тиражом, который на сегодняшний день составляет 150 тысяч экземпляров. Выходим три раза в неделю. До перезапуска было пять раз. К осени хотим снова вернуться к такой же периодичности.

         — А есть ли какие-нибудь преимущества в получении различной эксклюзивной информации в связи с тем, что учредителем издания выступает городская администрация?

— К сожалению, это не всегда так. То есть, чтобы эксклюзивная информация от органов власти, прежде всего, подавалась нам. Чаще такая информация доходит до тех СМИ, которые впереди нас по рейтингу цитируемости. Надеюсь, что нам удастся эту ситуацию переломить в ближайшие месяцы. Вот, например, недавно мы эксклюзивно получили интервью.

         — Есть ли у газеты проблемно-тематические приоритеты в подаче материалов? Издание ориентировано на универсальную тематику или все же есть какие-то предпочтительные конкретные направления?

— Мы стараемся, чтобы газета была универсальной. Пример последних лет показал, что делать газету, исключительно ориентированную на события, которые организовывают органы власти Петербурга, — это неправильно. Для того чтобы сделать газету читабельной, мы должны стараться охватывать мероприятия абсолютно из разных сфер. Мы значительно увеличили присутствие культурной тематики. Раньше у нас этого не было. Вообще номер, который выходит по средам, стараемся полностью ориентировать на культурные события. Само собой разумеется, активно освещаем социальную жизнь, сферу здравоохранения. Стараемся сообщать об экономике, причем доступным языком, чтобы наша основная аудитория – люди, которые, например, с утра читают газету в метро или в других местах, смогли узнать о последних новостях. Само собой разумеется, городская повестка остается одной из приоритетных. Есть и отдельные полосы, к примеру, посвященные сфере образования: раз в неделю здесь публикуются новости об образовании в сотрудничестве с вузами города.

Стараемся давать материалы развлекательного характера, но именно в петербургском стиле, стремимся показывать интересных людей из разных профессий, которые могут быть интересны читателям.

Кто стоит за всем этим производством, иными словами, расскажите о своей команде, творческом коллективе.

— Команда у нас достаточно большая. Работает около 12–14 журналистов. Еще 8 человек – это дизайнеры, верстальщики – отдел производства. Есть у нас еще и коллеги, которые не входят в штат, но работают и пишут регулярно для издания. Их где-то около 15 человек.

8 человек трудятся непосредственно над сайтом. Это выпускающие редакторы, корректоры, шеф-редактор.

         — Когда мы ознакомились с новостями на сайте, то заметили, что большинство заголовков публикаций носит провокационный характер. Чем это объясняется? Это своеобразный стиль издания?

— Не то чтобы это стиль, скорее, это данность времени. Если мы будем делать пресные заголовки, то нас не будут читать. Если, к примеру, взглянуть на статистику сайта, то легко можно обнаружить, что за вчерашний день число уникальных посетителей было равно 55 тысячам, а за день до этого – 47 тысячам. То есть помимо наших читателей печатной версии, которых почти 150 тысяч, у нас есть также в среднем ежедневно 50 тысяч посетителей на сайте. И как мы заметили ранее, это разная аудитория.

Если мы в газете сохраняем некий консерватизм, то в Интернете, конечно, мы таким способом не сможем конкурировать с другими СМИ. Поэтому мы стараемся находить некую золотую середину.

         — А какие источники финансирования у издания кроме субсидий?

— Конечно же, реклама. Впрочем, хочу отметить, что мы не имеем права ставить больше 40 % рекламы в одном номере.

         — Как активно используете инфографику?

— Инфографику мы, конечно, стараемся представлять достаточно активно. В этом году в редакцию специально пригласили арт-директора, который теперь определяет, как будет выглядеть номер и как, в частности, будет использоваться инфографика.

Мы стараемся делать крупные выноски, применяем графические приемы, чтобы читатель, к примеру, успел за время поездки в транспорте просмотреть всё, что напечатано в номере. Ведь мы должны дать за короткий интервал времени максимальное количество информации.

         — А где еще, кроме метро, распространяется газета?

— Это многофункциональные центры, все органы государственной власти (комитеты, районные администрации). Это некоторые вузы, где установлены специальные стойки нашей газеты. Конечно же, небольшой тираж на вокзалах, в аэропорту в Пулково и т. д.

         — Считаете ли вы «Санкт-Петербургские ведомости» своими конкурентами? Или они уже заняли свою определенную нишу и движутся в этом направлении?

— Мне кажется, у них своя аудитория. Они ориентированы на подписку. Можно сказать, у них исторически сложившаяся аудитория, рассчитывающая читать издание в спокойной обстановке. Они более консервативные. Сказывается и бренд издания: все-таки это старейшая петербургская газета, которая выходит со времен Петра Первого.

         — Следите ли вы за изданиями, выпускаемыми в других городах?

— Конечно. Как раз перед ребрендингом мы изучили много примеров в Москве. Также мы исследовали газеты из других городов России. И не только. В поле зрения, например,  оказались и финские, и американские газеты.

         — Насколько в газете развита авторская журналистика?

Что касается авторской журналистики, то у нас формируется корпус колумнистов, стараемся этому уделять больше внимания. Несколько раз авторами колонок выступали члены городского правительства, музыканты, общественные деятели. На мой взгляд, это интересная возможность давать трибуну для совершенно разных людей. Они отражают авторские позиции.

         — Насколько сложно управлять журналистами?

— Журналисты – это творческие люди. Они не всегда любят дисциплину. И я не требую от них присутствия на рабочем месте с 9 до 18. Но всё же дисциплина очень важна. Я стараюсь всегда быть с утра на работе, стараюсь следить за производственным процессом. У нас есть график заданий: обычный и электронный, где фиксируется, кто куда поехал, каким материалом занимается и т. д. Мне каждую неделю дают статистику по строкам, символам. Для каждого журналиста установлена своя норма.

         — Вы учились в Санкт-Петербургском государственном университете?

— Я учился в РГПУ имени Герцена, второе образование получал в академии государственной службы, теперь здесь же учусь в аспирантуре, факультет – социальных технологий. Кафедра социологии. Работаю над диссертацией.

А над какой научной темой работаете?

— Мне хотелось бы завершить свое исследование об изменении информационных запросов жителей нашего города относительно разных городских проблем.

         — Кроме основной деятельности — информировать горожан об актуальных событиях, занимается ли коллектив редакции какими-то другими проектами?

— Разумеется, мы информационно поддерживаем разные значимые мероприятия в городе. Но самым ярким воплощением стал проект нашей управляющей компании ОАО «Петроцентр» и Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации — «Поющие мосты», который стартовал в день города, когда при завораживающем действии — разведении мостов – звучал оркестр. Коллеги добились высокого качества в системе распределения звука. На световых опорах теперь установлены небольшие колонки, дающие объемный звук. Важно, что этот проект длится все лето на радость гостям и жителям нашего города.

Беседу вели

Назира Ташпулатова и Галина Мельник

 

Leave a comment