Владимир Симаков. Взгляд из «Окна»

Время уходит незаметно, однако поражает нас своей скоростью. Оно утекает само по себе, подчиняясь неведомым нам законам, однако оставляет зарубки на памяти, которые помогают нам расставить ориентиры своей жизни. Одним из таких ориентиров для нас, постоянных сотрудников и авторов поэтического петербургского журнала «Окно», стало внезапно наступившее в 2018 году его десятилетие. Срок для человеческой жизни весьма внушительный. А для печатного издания, выходящего дважды в год без всякой спонсорской поддержки, за счёт средств редколлегии, – тем более.
Десять лет авторы и читатели, любители поэзии смотрят в «Окно», стараясь не просто напечататься в теперь уже престижном издании, но и найти новые интересные подборки как маститых литераторов, появляющихся под регулярной рубрикой «Антология современной поэзии», так и молодых талантов, которые широко представлены в «Родниках серебряных». В нашей антологии печатались Владимир Морозов, Алексей Ахматов, Валентин Голубев, Николай Рачков, Екатерина Кульбуш, Борис Краснов, Борис Орлов, Александр Гущин, Сергей Николаев, Зинаида Битарова и десятки других поэтов – здесь названы только некоторые. В среднем эта рубрика включает в каждом номере от трёх до четырёх авторов, представленных на десяти страницах вместе с краткой биографией, так что с учётом двадцати выпусков, появившихся за эти годы, можно сказать, что «Окно» представило читателям около 80 современных поэтов.
К пятилетию журнала по материалам первых десяти номеров удалось подготовить и выпустить антологию «Окно в мир поэзии», которая разошлась буквально за два года.
Но если читатели заглядывают в «Окно», чтобы увидеть и узнать новые имена, то ведь и мы смотрим из «Окна» в мир современной поэзии, пытаясь отыскать талантливые строки. Именно наш взгляд из «Окна» на современную, главным образом, конечно, петербургскую поэзию, и отражают страницы журнала. Но если питерских поэтов мы все более или менее знаем, то члены редколлегии Илья и Татьяна Брагины помогают найти таланты на просторах России – и не только с помощью Интернета. У нас есть также авторы из зарубежных стран.
Рубрики журнала сложились постепенно. В начале почти каждого номера – это «Эпиграф», где помещаются литературоведческие статьи и обзоры о классиках с подборками их произведений. Такие материалы, по мнению членов редколлегии, – незаменимое пособие для учителя-словесника, который может легко подготовить урок о том или ином поэте. Большинство статей готовит соредактор журнала поэтесса и преподаватель лицея Мария Амфилохиева. Но в последнее время мы стали привлекать и других авторов, например председателя секции критики Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России Германа Ионина, который опубликовал статью о творчестве Гавриила Державина. Опубликовали мы также очерк поэта Бориса Краснова о поэзии Александра Блока.
Наш друг и замечательный поэт, ныне, к сожалению, ушедший от нас, Аркадий Ратнер подарил журналу рубрику «У Петербурга на меня права» – эта строка из его стихотворения о родном городе пришлась как нельзя кстати к нашему постоянному разделу.
Усилиями Андрея Родосского начиналась рубрика переводов «Зеркало». В разных номерах можно прочитать переводы стихов Жюля Верна (М. Амфилохиевой), Улафа Булля (Е. Лукина и С. Воронова), Уистена Одена (Т. Алексеевой), Поля Верлена и Шарля Бодлера (А. Бордесара).
Постоянными в журнале стали разделы «Дорога к храму», «Заветный ларец» (вспоминаем ушедших), «Болевая точка», «Великая провинция», «Музыка слова» (представлены поющие поэты, авторы-исполнители), «Поэтоведение» (здесь печатаем литературоведческие статьи, обзоры и рецензии на книги наших авторов, недавно вышедшие из печати). И, конечно, постоянной является рубрика «Литературная группа „Окно“». Традиция поддерживается с первого номера, который вышел в 2008 году.
Сегодня в эту группу входят Мария Амфилохиева и Маргарита Токажевская (соредактоы) Илья Брагин, Елена Евсеева, Владимир Морозов и автор этих строк. Состав группы за эти годы менялся. В неё входили в разное время Юрий Санников, Артём Сенчило. А программный манифест творческой группы, опубликованный в первом номере, подписали четверо основателей – В. Морозов, М. Амфилохиева, М. Токажевская и Ю. Санников.
По поводу манифеста в своё время долго спорили, а потом оказалось, что он похож на программу акмеистов начала ХХ века: «Задача художника и поэта – быть нитью, соединяющей прошлое и будущее в настоящем» говорится в тексте манифеста. Но кто бы с этим спорил? Но ещё одну мысль, отсылающую к началу этого обзора, интересно будет привести здесь: «Время – категория вымышленная. Существует мир идей, неподвластных ему. Мы протягиваем руку своим единомышленникам сквозь века и пространства». Ну как? Звучит? Десять лет эта рука пытается нащупать и отразить пульс времени. И то, что удалось сделать «окновцам» за это время, – отразить его в поэтических строчках современных авторов.
Идея создания поэтического журнала принадлежит поэту Владимиру Морозову. Ещё в 1998 году в нашем городе вышел одноимённый литературный альманах, ставший ныне библиографической редкостью. Там у Владимира опубликована большая стихотворная подборка. У других авторов была, в основном, проза. Так вот, это издание мы вправе считать предшественником нашего журнала, наметившего путь в океане современной поэзии.
Несколько слов об учредителях и соредакторах журнала. Мария Амфилохиева и Маргарита Токажевская – известные поэтессы, состоящие в Союзе писателей России. Их знают также как литературных критиков, пишущих о современных писателях и поэтах обзорные и аналитические статьи и рецензии на вновь вышедшие книги. Мария, кроме того, пишет прозу. Недавно при поддержке Комитета по печати и СМИ правительства Санкт-Петербурга вышла её солидная по объёму прозаическая книга рассказов и эссе «Вход для посторонних».
Мария уже много лет работает учителем русского языка и литературы в Президентском физико-математическом лицее № 239 и готовит для журнала основные материалы рубрики «Эпиграф» таким образом, чтобы читатели получили об авторе наиболее полное представление, включая в статьи поэтические тексты не в отрывках, а целиком. Фактически каждая статья этой рубрики – готовый материал для проведения тематического урока учителем и познавательный, развивающий обзор творчества кого-либо из классиков русской поэзии – для учащихся и студентов… Её перу принадлежат обзоры творчества Александра Блока, Николаяи Льва Гумилёвых, Елизаветы Дмитриевой (Черубины де Габриак), Ивана Бунина, Николая Некрасова, Афанасия Фета, Бориса Корнилова… Список можно продожить.
Что касается Маргариты Токажевской, то она ведёт детскую художественную студию, и талант и знания художника великолепно сочетаются у неё с поэтическим и литературным даром. Не случайно на четвёртой странице обложки каждого номера публикуются цветные репродукции современных художников. Среди них были и её работы. И всё художественное оформление издания – с первого номера – принадлежит ей.
В рубрике «Заветный ларец» издатели журнала вспоминают не только ушедших, но порой и прочно позабытых поэтов. Например в двадцатом, «юбилейном», номере помещен обзор токсовского краеведа и журналиста Владимира Кудрявцева, который представляет современному читателю практически забытого сегодня поэта Владимира Шуфа, творившего в самом начале ХХ века. А Владимир Шуф (он часто выступал под псевдонимом «Борей») оставил значительное литературное наследие. Он работал корреспондентом самой массовой газеты в Российской империи – «Новое время» А. Суворина, писал репортажи с фронтов русско-японской войны, а после возвращения домой (а домов у него в силу обстоятельств жизни было два – в Крыму и Петербурге) написал более двухсот прелестных сонетов, по выражению Великого князя Константина Романова (К. Р.), «изящных по исполнению», которые были выдвинуты на знаменитую в те годы Пушкинскую премию вместе с произведениями Бунина. Если бы не многолетняя исследовательская работа В. Кудрявцева по возвращению забытого имени Владимира Шуфа (он посвятил поэту четыре увлекательных книжки, основанных первоначально на личных дневниках самого Шуфа), мы и сегодня не имели бы понятия об этом талантливом авторе, погребённом под грудой книг, газет и журналов, вышедших за минувшее столетие… В обзоре, обильно снабжённом поэтическими текстами самого Шуфа, его творчество на страницах журнала предстаёт во всём многообразии…
В одном из номеров «Окна», а позднее и в моем поэтическом сборнике «Хрупкий мир» (2015), напечатано стихотворение 2012 года, посвящённое нашему журналу поэзии. Вот оно:

В чёрной раме «Окна»
Отразятся такие же звёзды…
Рама в космос плывёт,
Не охватит вселенский размах.
И, похоже, она
Собирает, покуда не поздно,
Строки всех, кто в полёт
Отправлялся на собственный страх.

Нет здесь стен и полов,
Нет привычной заботливой крыши –
Только рама летит,
Отличая поэзии звон…
В ней богатый улов
Новых слов незатёртых услышишь.
Нонпарель и петит? –
Может вовсе безбуквенный он.

Нет в помине преград –
Перекрестье окна в звёздной дымке.
Так держись за него,
Может, это спасительный крест.
Тут поэзии сад
Насаждают ещё по старинке,
В нём осталась всего
Пара-тройка спасительных мест.

Ты вглядись в эту даль –
А слепой эту даль не узреет.
Ведь поэзии путь
С каждым годом теряет Земля.
Никакая мораль
Гибель слова понять не успеет,
И останется суть –
Камертоном звенящее «ля»…

Для тех, кто не видел журнал, надо пояснить, что на его обложке размещена чёрная оконная рама, летящая в межзвёздном пространстве.
Как видите, уже тогда прозвучали тревожные нотки о судьбе нашего коллективного детища. Но прошло ещё шесть лет, а мы пока существуем. Маргарита Токажевская дважды в месяц проводит литературные вечера в Доме писателя, приглашая на них авторов и читателей. Каждый номер всегда представляется дважды – в Доме писателя и на Литературных чтениях в Выставочном зале Московского района (площадь Чернышевского, 6) .
Сегодня напечататься в «Окне» считается престижным, потому что редколлегия, выпускающая журнал на свои средства, производит строгий отбор авторов и произведений, в отличие от множества сборников, выходящих сегодня «вскладчину». Хочется снова подчеркнуть: «Окно» издают энтузиасты, тратя деньги и время на сбор, обработку материалов, вёрстку и производство. Поэтому прокладывать журналу дальнейший путь должны помогать его авторы и читатели. Тираж и сфера распространения тоже зависят от вас. Лишь при поддержке друзей и литературной общественности наша космическая оконная рама сможет долететь до следующего юбилея…

 

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s