У журналистов, в том числе и у публицистов, все предложения обычно начинаются с большой буквы. Однако публицистику можно рассматривать как высший род журналистики. Признаками публицистики, по сравнению с информационной журналистикой, называются ярко выраженное идейное начало, концептуализм и масштабность выводов-обобщений. Обычно публицистическое произведение более широко и объемно захватывает жизненный материал и отображает общественно-политические тенденции.
В работах теоретиков публицистики (М. С. Черепахова, В. В. Ученовой и других) журналистика понимается как система средств массовой информации и «ареал обитания» публицистики. Работы по теории публицистики такого рода ориентированы на практическую сферу. Широко представлены пособия-практикумы для газетных публицистов. Отдельные аспекты публицистики рассматриваются политологией: социальное бытие публицистики, универсальные закономерности ее функционирования, механизмы влияния на массовое сознание.
Древние республики не нуждались в газетах, их публичные потребности удовлетворялись глашатаями и письменными объявлениями. Предысторией газеты были бюллетени, афиши и карикатуры. Основателем первого учреждения, напоминающего газету, считается творец римской монархии Г. Цезарь.
В общем и целом журналистика рождалась как «распространитель известий» и одушевленный канал связи. Это была, есть и будет торговля информацией ‒ товаром, специфика которого в достаточной мере не осознавалась и не использовалась. Журналистика должна уметь не только снимать шляпу перед фактом, но и надевать ее. Одна из характерных особенностей профессии журналиста ‒ возможность рабочих и человеческих контактов с сильными мира сего. В. И. Ленин в анкетах называл себя политическим журналистом.
Современные журналисты творят погрешности в промышленных масштабах. Для них журналистика ‒ это не поиск истины, а источник дохода и сфера развлечений. Поэтому представители второй древнейшей профессии относятся ко всему не очень серьезно. Один из симптомов «журналистского» сознания и мышления ‒ ослабление рефлексии по отношению к главным проблемам Бытия. Журналисты обычно не выдвигают концепций, которые могли бы стать эпицентром коллективного обсуждения.
Мастера пера и акулы микрофона размывают критерии истинности, красоты и добра. С гиперактивной помощью Интернета происходит взлом экспертных барьеров на пути тиражирования информации. Славная журналистская братия говорит и о веревке в доме повешенного. Публикуется практически всё.
Печатная продукция, распространяемая по достаточно низкой цене и специализирующаяся на слухах, скандалах и сплетнях о жизни известных людей, называется обычно «желтой прессой». Один из стандартных сюжетов подобного вида периодических изданий: две блондинки загипнотизировали банковского кассира и ограбили банк.
Существует несколько версий происхождения этого шутливого понятия, впервые появившегося в печати в 1897 году. Согласно одной из них, данное словосочетание произошло от цвета газет, печатавшихся на желтой бумаге.
По другой версии, рождение термина связано с разбирательством между газетами New York World Дж. Пулитцера и New York Journal American У. Херста из-за комикса”Желтый малыш”. Данный Малыш своим цветом был обязан китайско-японской войне 1895 года, которая показала Западу волну ура-патриотической истерии в японском обществе. Желтый малыш имел азиатские черты, демонстрировал нагловатое поведение и пародировал некоторые черты японо-колониальной экспансии.
Журналисты не дают профессиональных клятв и работают грузчиками на весах Фемиды. Количество авантюристов с зорким взглядом и хищным нюхом в данной сфере лишь немного меньше, чем в криминальной среде. Недоучившийся на журфаке МГУ скромный парень из Перми Валентин Юмашев очень активно помогал «восходящей политической звезде» Б. Н. Ельцину в изготовлении «Исповеди на заданную тему» и затем вступил в семейно-брачечные отношения с его дочкой Татьяной.
Однако и среди журналистов встречаются идейные бойцы. Немецкий журналист Карл фон Осецкий за активную пацифистскую деятельность оказался в концентрационном лагере. Европейские интеллектуалы активно выступали в поддержку Осецкого и добивались для него Нобелевской премии мира в надежде на прекращение преследований. Титанические усилия интеллектуалов увенчались успехом. В 1936 году узник Осецкий получил искомую премию.
Профессиональный журналист подходит к решению задачи с предварительным умыслом и готовым ответом. Экс-председатель Союза журналистов В. Богданов сказал или написал где-то, что «хороший журналист и правду напишет, и деньги возьмет».
Фраза «и правду напишет, и деньги возьмет» является в некоторой мере фигурой речи. Конечно, правда ‒ это совершенно неоспоримый приоритет в журналистской профессии. Журналистика, лишенная нравственных принципов как основополагающего начала и главной максимы, перестает быть журналистикой. Она становится эрзацем, который только на очень короткое время может иметь хоть какое-то значение.
Разумеется, профессиональный журналист должен иметь достойную заработную плату. Однако журналисту, быть может, не совсем этично «брать» деньги. Это предполагает как бы некоторую пронырливость, излишнюю проворность и умение «обтяпать дельце». Тогда творческое начало уходит на задний план.
В структурно-административном преломлении вопрос о достойной зарплате журналистов весьма конкретен. В ЕКС (Едином квалификационном справочнике) профессия «журналист» присутствует. А «публицист» и «писатель» ‒ отсутствуют.
Разновидностью журналистики и кино на дому является телевидение. Голуботвердая телевизионная Муза является «рентгеном характера». Профессиональные качества на ТВ неотделимы от человеческих и этических. Только собственной глубиной можно измерить ширину и высоту партнера по диалогу на ярмарке эфирного тщеславия. Некоторые «самопроявления» нынешних властителей экрана лучше оставить за кадром. «Широк человек… Я бы сузил» – говорил один из братьев Карамазовых.
Приставка «теле-» к слову «звезда» определяет новое значение. Телезвезда средней руки имеет свой круг фанов и возбуждает внимание. Мегазвездами и телезубрами становятся Ксюша Собчак и прочие кильки третьей свежести. В телевизоре не выясняют истину, а обмениваются обломками готовых мнений. Астрономический термин широко используется в названиях ток-шоу («Звездная Академия», «Фабрика звезд», «Стань звездой», «В поисках новых звезд»). Публицистические передачи задвинуты в сетке вещания на такие места, где их могут разыскать только люди, страдающие бессонницей.
Соблюдая баланс литературности и разговорности, можно отметить, что по количеству тяжких преступлений современная Россия стахановскими темпами обгоняет Советский Союз. Однако тюремный термин «передача» желательно не путать с теле-пургой.
Кино изображает действительность, а телевидение ‒ отображает. Сегодня на ТВ господствуют лавочники, которых почти никак не волнует идейное содержание телепроизведений. Их интересует рейтинг, от которого зависит количество и стоимость рекламы как базиса благополучия. Суть рейтинга в том, что он не поднимает программу до уровня искусства, а опускает ее до среднего зрителя. Киношная секунда состоит из 24 кадров, а телевизионная – из 25. На широких всесоюзных экранах и ТВ демонстрируются сцены и акты, повергающие в ужас не только тонких эстетов.
Кровь на ТВ льется рекой, однако невозможно при этом представить себе такой анонс, как «трагический сериал». Появилось странное слово «мыло». Особым «драйвом» обладает реклама колдунов и экстрасенсов, которые как будто бы могут восстановить справедливость. Телевизор побеждает холодильник.
ТВ существует для массового зрителя и его путеводной звездой должен быть не пресловутый рейтинг (простой подсчет зрительского «поголовья»), а высшие интересы общества.
Дикторами и телеведущими становятся не только актеры второго и третьего ряда. Телеведущего нельзя сыграть. Им надо быть. Ибо – его Лик всегда на самом видном месте. Такие понятия, как «магия», «шарм» и «обаяние» выглядят неопределенно. Для их определения нет объективных критериев. И все же просвечивающий телевизионный «рентген» на уровне зрительских эмоций отличает человека с прирожденными телевизионными способностями от случайно попавших на экран.
На образный строй передачи «работает» стремление ведущего и «ведомых» гостей показать себя. В отличие от театра, главная задача ТВ – не раскрытие образов героев в предлагаемых автором пьесы обстоятельствах, а поиск самих обстоятельств, в которых ярко и свободно засверкает конкретный персонаж.
Между прототипом и его телеобразом ‒ немалое расстояние. Чтобы не исчезнуть в потемках Истории, человек на экране должен показать свою взволнованность, одухотворенность и убежденность. Желательно при этом затронуть душевные струны телезрителей. Оператор схватывает «клок действительности» и укрупняет малозаметные мгновения. Для властителей телевизионных дум значимы скрытые возможности самовыражения.
Публицисты надкусывают яблочко всех запретных проблем. Публицистические произведения в их наиболее характерных проявлениях создавались как орудия политической практики и как побудитель масс к социальным действиям. Они вбирали в себя приемы ораторской речи, народной притчи и поэтического творчества. Для публицистики характерны интонации призыва и убеждения, совмещенные с конкретной программой действий. Без нравственной оценки происходящего публицистика недолго проживет.
В древнерусских литературных памятниках, принадлежащих к различным родам устной и письменной словесности, имелись ярко выраженные публицистические тенденции. Речь идет о плотном взаимодействии фольклорной и церковно-книжной традиций, устремленных к борьбе за единство земли Русской.
Очень тесным взаимопроникновением устной и письменной традиций выделяются древнерусские литературные шедевры «Слово о полку Игореве» и «Моление Даниила Заточника». Высокий градус политической актуальности позволяет говорить о публицистичности данных произведений.
Академик Д. С. Лихачев рассматривает жанровую структуру «Слова о полку Игореве» как трансформацию фольклорной «славы» и «плача». В общем и основном – это высокохудожественное воплощение народных стремлений, надежд и опасений. Главный идейно-эмоционально центр произведения –коллизии и страдания от княжеских усобиц. Это вдохновенный призыв к объединению перед половецкой опасностью и извлечению уроков из поражения.
Прославление сильной княжеской власти, преодолевающей сепаратизм отдельных князей, составляет содержание «Моления Даниила Заточника». Жанр «Моления» – это литературная обработка ходатайства о помиловании. Стиль «Моления» – скоморошье балагурство. Текст насыщен пародируемыми библейскими образами и речениями, а также фольклорными пословицами и поговорками. В определенно-условной мере Даниила можно считать первым интеллигентом.
«Прелести» заточения испытал и монах-публицист-переводчик Максим Грек (Михаил Триволис). Находясь в экстремальной ситуации, высокоидейный инок обсуждал вопросы общественной морали и тяжелую судьбу несчастного крестьянства. Разящее слово святого, преподобного и опального Михаила оставило глубоко-неизгладимый след в истории.
Иногда правдиво-занимательные книги публицистического жанра могут написать и журналисты. Характерный пример ‒ мемуары спичрайтера Л. И. Брежнева и блестящего журналиста-международника А. Е. Бовина «Пять лет среди евреев и мидовцев». Наука география существует не только для извозчиков, но и для дипломатов и послов. Назначение послом только для номенклатуры является наказанием. В данном произведении посол в Израиле А. Е. Бовин показывает жизнь обычного российского посольства в не совсем обычной стране, затрагивает историю и специфику еврейского государства, рассказывает о сионизме и антисемитизме.
Одна из ключевых задач публицистики ‒ ставить преграды мутному потоку насилия и порнографии, переполняющем страницы прессы, теле- и радиопередач. Публицистика должна показывать культурно-политический просвет из идейного вакуума, порожденного «стабильностью» и жаждой потреблятства.
Слово публицистики отражает факты реальной действительности и опирается не только на продаваемую информацию с газетными «утками». Подразумевая открытое авторское слово и живой контакт с аудиторией, она увлекательно читается и не сразу забывается. Для публициста мудрость и простая правда жизни – это почти одно и то же. У правды бывают звездные часы. Публицистика представляет собой по форме – краткость, а по содержанию – честность. В сфере публицистики контакт начинается (а иногда и заканчивается) на стадии первичного знакомства читателя с заголовком текста.
Отбор стилистически значимых элементов в современных публицистических текстах ориентирован не столько на выполнение информативной функции, сколько на борьбу за умы и сердца читателей. У публициста слова должны быть как соленые огурчики ‒ упругие и с хрустом. Экспрессивность формируют ресурсы разговорно-просторечного стиля. Выразительность почти всегда связана с отклонением от нормы. Только у мертвых языков не бывает жаргонов.
Еще в античной риторике некоторые типы аномалий рассматривались как выразительное средство языка. Иногда словесные девиации используются в качестве технического приема экспериментальной лингвистики или как средство языковой игры. В последнем случае они становятся предметом описания стилистики и поэтики. К ним относятся такие стилистические фигуры, как метафора, оксюморон и некоторые виды каламбуров. Это скоропись духа большой личности.
Чрезвычайно значимо для публицистики ‒ эстрадно-сатирическое отображение реальной жизни. Социально направленная сатира возникает одновременно с первейшими функциями сознания и речи. Сатира невозможна без активной фантазии и развитого воображения.
Самый публицистический жанр на эстраде ‒ фельетон. Данный вид искусства породил народный артист РСФСР Н. П. Смирнов-Сокольский, который читал-играл сатирические монологи и пел злободневные куплеты. К середине 20-х годов влюбленный в запах рампы актер-политработник пришел к выводу, что традиционная форма монолога, посвященная только одной теме-проблеме, не может вместить всего того, что ждет от сатиры зритель. Артист твердо встал на глыбу слова «мы» и наполнил свои выступления разнообразным и многотемным политическим содержанием. Это был не собиратель смешков и хлопков, а эстрадный трибун. Веселыми пустячками невозможно завоевать всенародную любовь.
Очень эффективным на эстраде и в полемике был барабанщик революции Владимир Владимирович Маяковский. «Лестничные» рифмы Поэта звучали в ушах слушателей как удары набатного колокола.
Идейный смысл работы газетчиков и авторов эстрады один и тот же, однако образные средства должны быть разными. Нельзя зрителям вечером со сцены на концерте за пять рублей декламировать то же самое, что утром за пять копеек они прочитали в прессе. Смех и слезы, щетка юмора и метла сатиры из полумертвых столбцов газеты должны выходить на живую эстраду. Основная формула эстрады ‒ мысль, помноженная на чувство.
Об авторе: Емельянов Сергей Алексеевич – доктор философских наук, член Петровской Академии наук и искусств, руководитель рабочей группы «Культурная политика» Российского творческого Союза работников культуры.