Владимир Лютов. «Человек-амфибия»: жизнь и судьба

В 2001 году я начал издавать журнал «Подводное обозрение». Редакция размещалась в маленькой комнатке, которую мы арендовали в Институте растениеводства на Исаакиевской площади. Я тогда сам себе завидовал, потому что работаю в таком красивом месте, в самом сердце города: утром подъезжаешь к офису – Исаакиевский собор в одной подсветке, а вечером – уже в другой. Красота! Или, как говорят киношники: «лепота»!

И вот как-то выхожу на площадь, вижу, идет Игорь Малухин, сокурсник по университету, а за ним еще три человека с кинокамерами и штативами. Удивляюсь, спрашиваю:

Игорь, а чего это ты с кинокамерой?

Да вот учусь «на режиссуре», получаю второе высшее образование в Университете кино и телевидения.

А я выпустил недавно первый номер «подводного» журнала, где придумал рубрику «Кино: камера опускается под воду».

Надо же! Как раз вчера сдавал зачет самому Эдуарду Розовскому, главному оператору фильма «Человек-амфибия».

Я просто в шоке! Мне казалось, что любимому фильму уже лет 100!

И в тот же день позвонил на кафедру операторского мастерства, спросил Эдуарда Александровича, сказал ему, что хотел бы сделать интервью о  легендарном фильме. Розовский дипломатично ответил:

Знаете, это было так давно, приезжайте лучше в Дом кино, где будет демонстрироваться «фильм о фильме» Саши Позднякова к 40-летию выхода картины на экраны. Там и встретимся, познакомимся и поговорим.

Тогда по телефону я не уточнил место встречи: Розовский, как потом выяснилось, имел в виду детский кинотеатр «Родина», который находится в том же здании  (улица Караванная, дом 12), что и петербургский киноцентр «Дом кино», но только на первом этаже. Уже позже у меня возникла  метафора: «Моя родина – Дом кино»! Существует же такое понятие – «родиноведение». А с чего начинается Родина? С хорошего кино!

На премьеру документального фильма «Человек-амфибия. 40 лет спустя» я бежал, думая, что опаздываю. В спешке поднимаюсь на второй этаж Дома кино, а там идет какой-то другой сеанс. Не было никакой рекламы, никакой информации о том, что в этот день где-то показывают «Амфибию». Спускаюсь на первый этаж, захожу в «Родину» и – опять шок! – вижу совершенно пустой зрительный зал, от силы человек десять-пятнадцать. Но вскоре я понял: все, что связано с Эдуардом Александровичем – сплошное удивление на разные темы!

Розовский выступал перед началом кинопоказа: рассказывал, как снималась картина, сколько усилий было потрачено. Он говорил с душевной болью о том, что бесценный подводный опыт 25 кинематографистов не был востребован, что на «Ленфильме» это никому не было нужно, и картина, к сожалению, не имела продолжения. Говорил подробно, с достоинством и с большим уважением к аудитории, как будто перед ним был полный зал, а не несколько случайных зрителей.

После вступительного слова запустили кино. В фойе я нашел Розовского:

Здравствуйте, это я вам звонил по поводу интервью.

А Розовский как-то потерянно на меня смотрит и вдруг резко произносит:

А знаете, молодой человек, бывают в жизни моменты, когда жить не хочется…

 Хорошо, что у меня с собой была видеокассета с фильмом «Белое солнце пустыни», и я, как фокусник, извлек её из пакета.

Ну что вы, Эдуард Александрович, мы вас и ваши фильмы очень любим! Можно у вас попросить автограф? А с интервью пока погодим.

Розовский слегка оттаял:

Ну хорошо, давайте через неделю встретимся на кафедре.

Потом мы часто общались, Эдуард Александрович снова и снова увлекательно рассказывал о фильме. Когда я принес готовое интервью, он сделал всего несколько несущественных замечаний. Публикация в журнале «Подводное обозрение» вышла в феврале 2002 года под названием «Эдуард Розовский – человек-киноамфибия». Это было начало нашей истории.

Идея проведения Парада подводного кино «Аквафильм» возникла у меня еще при существовании журнала «Подводное обозрение». Журнал давал возможность общаться с известными людьми, легендами кинематографа.

Даниэль Мерсье, президент Всемирного фестиваля подводных изображений в Антибе (в котором принимают участие режиссеры и операторы из 60 стран мира), сразу проявил большую заинтересованность в фестивале. В 2004 году во время фестиваля «Серебряная акула» в Киеве корреспондент моего журнала «Подводное обозрение» Елена Гореликова спросила Даниэля Мерсье, как он отнесется к идее проведения в Санкт-Петербурге «Аквафильма». Даниэль лаконично ответил: «Если  Владимир Лютов даст честное слово, что организует фестиваль в Санкт-Петербурге, то я приеду сам и привезу десяток-другой лучших фильмов из Франции».

И я дал честное слово Даниэлю Мерсье: «Параду подводного кино „Аквафильм“ в Санкт-Петербурге БЫТЬ!»

Почти все мои друзья были против идеи проведения Парада, они говорили: «У тебя ничего не получится, потому что фестиваль делается так: берутся большие деньги, приглашаются важные люди, а тут мало того, что нет никаких денег и спонсоров, да еще дело совершенно незнакомое, такого не было в Петербурге». Но у меня была уверенность, что все должно обязательно состояться, поскольку, во-первых, другого шанса не будет, во-вторых, я всегда держу слово.

И все получилось!

В киноцентре «Пик» собрались водолазы и дайверы, кинематографисты и ученые, художники и музыканты. Из Франции прилетел Даниэль Мерсье и, как обещал, привез фильмы-лауреаты Всемирного фестиваля. Даже чиновники из Комитета по культуре в последний момент пришли в кинозал разрезать ленточку. Во время церемонии открытия «Аквафильма» в зале перешептывались: «ТАК НЕ БЫВАЕТ, чтобы человек с одной идеей и мечтой, буквально на голом энтузиазме организовал событие международного уровня». Но в жизни бывает все!

Во время Первого Парада подводного кино «Аквафильм» Даниэль Мерсье пригласил Эдуарда Розовского во Францию на следующий Всемирный фестиваль подводных изображений, где устроил замечательный творческий вечер «Пионеры русского подводного кино» (2006 год).

Розовский очень волновался перед премьерой своего фильма, ведь в зрительном зале сидели мэтры мировых подводных съемок: Фалько Квиличи и Жан Мишель Кусто, Андрэ Лабан и Кристиан Петрон и другие.

Но все прошло просто замечательно: фильм «Человек-амфибия» демонстрировался на французском языке, также был показан ролик making off о подводных съемках легендарного советского фильма.

Эдуард Александрович на этом вечере выглядел абсолютно счастливым, в блестящем выступлении со сцены он сказал участникам и гостям Всемирного фестиваля подводных изображений следующее:

Дорогие друзья! Господа! Я очень взволнован!

Дело в том, что для меня сегодня большой праздник: 45 лет назад мы начали работать над фильмом «Человек-амфибия».

Я благодарен Жаку Кусто, фильмы которого мы когда-то посмотрели, и после этого мы не могли оставаться на «земле». Мы ничего не умели, ничего не знали и ничего не понимали. Но Кусто заложил в нас такую жажду видения моря и жизни в море, что мы не могли устоять.

Я бесконечно благодарен нашему другу Даниэлю Мерсье, который в прошлом году был в Санкт-Петербурге и пригласил нас на этот прекрасный праздник.

Все, что было сделано на картине «Человек-амфибия», было сделано нами впервые. Мы делали все, начиная от ласт, масок и камер. Что получилось, вы видели. Во всяком случае, по окончании картины мы говорили, что, несмотря на все созданные условия, никто не утонул.

Сегодня, когда картине исполняется 45 лет, а мне очень скоро будет 80, я считаю, что в моей жизни все-таки что-то произошло и сделано. И я еще раз благодарю господина Мерсье, огромное спасибо Кусто, огромное спасибо Франции, которая начала работу под водой. Для меня быть сегодня во Франции огромная радость и честь!

Не менее счастливым в этот вечер чувствовал себя и я: можно сказать, что международное признание и успех фильма «Человек-амфибия» во Франции – это был мой ответ Эдуарду Александровичу на его горькие слова, прозвучавшие пять лет назад в кинотеатре «Родина».

На следующий день после триумфа мы с Розовским немного «похулиганили»: с личного факса Даниэля Мерсье отправили факсы ректору Санкт-Петербургского университета кино и телевидения, а также в Министерство культуры России с сообщением о том, что 45-летие фильма «Человек-амфибия» широко отмечают во Франции.

И только после наших активных «французских» факс-посланий «чиновники от культуры» зашевелились. В итоге 45-летие фильма «Человек-амфибия» с помпой прошло в Москве, а потом 45-летие было отмечено и в Доме кино в Санкт-Петербурге.

А еще через пять лет – в 2011 году – юбилейный вечер, посвященный 50-летию фильма «Человек-амфибия», собрал полный зал Дома кино – более 500 благодарных зрителей. Юбилей был организован в Доме кино в рамках Шестого международного фестиваля «Аквафильм».

Жизнь картины «Человек-амфибия» продолжается!

Об авторе:

Владимир Иннокентьевич Лютов в 1993 году окончил факультет журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, специализировался по кафедре производства и оформления газет, организации средств информации. Работал в редакциях ряда периодических изданий, с 2001 по 2004 годы был главным редактором популярного «дайверского» журнала «Подводное обозрение». Вторая профессия Владимира Иннокентьевича – кино. С 2005 по 2012 годы – организатор и президент Международного фестиваля подводного кино «Аквафильм» в Санкт-Петербурге. В 2017 году окончил ВКСР – негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Высшие курсы сценаристов и режиссёров имени Г. Н. Данелии» (Москва), мастерская режиссуры игрового и неигрового фильма А. Н. Герасимова и А. М. Добровольского. Дипломный фильм В.И. Лютова «Притяжение Синевы» рассказывает о легендарном Андрэ Лабане (инженере и операторе из команды Жака Ива Кусто), который после ухода с «Калипсо» стал основателем новых направлений современного искусства – подводной живописи и подводного игрового кинематографа, где все актёры играют под водой на задержке дыхания. Фильм «Притяжение Синевы» пользовался зрительским успехом на Moscow Dive Show, фестивалях документального кино «Человек и море» (Владивосток), «Море зовёт!» (Санкт-Петербург), «Россия» (Екатеринбург), был «фильмом закрытия» кинофестиваля «Сибирь» (Омск), стал победителем международного фестиваля OCEAN FILM FEST в номинации «Лучший фильм-биография».

Автограф Александра Розовского – письмо автору публикации:

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s